Главная>Документы>Концепция...

Концепция образования

ПРИНЯТА

Внеочередной Генеральной Конференцией

Российского объединенного Союза

христиан веры евангельской (пятидесятников)

«19» октября 2007 г.

 

Новая редакция утверждена

Правлением Централизованной религиозной организации

Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

«02» апреля 2015 г.

Начальствующий епископ

_______________________ С.В. Ряховский

 

КОНЦЕПЦИЯ

образования Централизованной религиозной организации

Российский объединённый Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Отношение к образованию

Сегодня мы являемся свидетелями изменения парадигмы взаимоотношений евангельской церкви и общества. На протяжении второй половины двадцатого века главные усилия в сфере образования российское евангельское движение обращало на укрепление христиан в вере и на подготовку служителей. При этом наука и светское образование почти целиком находились во власти идеологии светского гуманизма. В настоящее время перед нами открываются возможности становиться реальной силой, влияющей на развитие общества, но для использования этих возможностей в целях распространения библейских ценностей и мировоззрения нам необходимо научиться мыслить иными категориями и масштабами. Бог доверил человечеству землю, чтобы мы хранили ее и мудро ей управляли. Для исполнения этого предназначения необходимо не только нести Радостную Весть о мире с Творцом отдельным людям, требуется преобразование общественного сознания в целом. Будучи одной из важнейших христианских ценностей, образование является самым действенным инструментом формирования мышления и мировоззрения.

Образование – это всесторонний, непрерывный процесс, сопровождающий всю жизнь человека. Цель христианского образования – помочь человеку подняться до высоты заложенного в нем Божьего образа, что включает в себя гармоничное развитие индивидуальных способностей человека (интеллектуальных, творческих, духовных) и формирование общественного сознания. Христианское образование включает воспитание верующих и подготовку служителей, утверждение христианского мировоззрения как основы для общего и профессионального образования, просветительскую деятельность в обществе.

Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (далее - Союз), считает, что христианам необходимо стремиться к повышению своего образовательного уровня, чему способствует получение общего, профессионального и духовного образования. Союз призывает религиозные организации и церкви оказывать верующим активную поддержку, в том числе и финансовую. Христиане как высокообразованные служители, квалифицированные служащие и профессионалы будут способствовать распространению христианского мировоззрения и ценностей в современном российском обществе.

Направления развития образования

1. Общее и профессиональное образование

Закон об образовании Российской Федерации (ст.14) утверждает, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права учащихся на свободу вероисповедания.

Декларативное утверждение о правах учащихся светских учебных заведений на выбор мировоззренческой позиции в настоящий момент слабо обеспечено механизмами его реализации. Предстоит большая работа по созданию такого содержания образования, которое бы «учитывало мировоззренческий подход» христиан

и реализовывало их право вести мировоззренческий диалог и выражать несогласие с навязываемым в современном светском образовании секулярным подходом. Перед Союзом в данной ситуации стоит задача формирования и распространения христианской мировоззренческой основы общего и профессионального образования. Эту задачу возможно решать двумя путями:

- создание сети негосударственных христианских заведений общего и профессионального образования;

- развитие сотрудничества со светскими образовательными учреждениями в установленном законодательством порядке.

Христианское общее и профессиональное образование

Осознавая, что целостное христианское мировоззрение возможно формировать при условии преподавания всех общеобразовательных дисциплин с христианских мировоззренческих позиций, Союз ставит перед собой задачу развития системы христианского общего и профессионального образования (дошкольного, школьного, средне-профессионального и высшего).

В настоящее время особенно актуально создание сети образовательных учреждений дошкольного и школьного образования как реальной альтернативы обучению детей христиан в светских детских садах и школах. Целью обучения в таких учебных заведениях является формирование в детях на основании библейского мировоззрения целостного восприятия мира, здоровой самооценки и уверенности в своей значимости, стремления изменить мир к лучшему через служение своими дарами, овладение навыками свободного и полноценного общения, умением и желанием учиться в течение всей своей жизни. Чтобы это стало реальностью, необходимо:

- вести разъяснительную работу среди служителей церкви и родителей, показывая преимущества получения детьми христианского образования;

- объединять педагогов-христиан и всех заинтересованных лиц для создания сети христианских школ и детских дошкольных учреждений;

- разработка механизмов финансового обеспечения системы христианского образования.

Реализация этой задачи требует активного взаимодействия всех заинтересованных сторон. На начальном этапе работа христианских детских садов и школ может быть организована по типу школ (садов) семейного типа. Такая форма, соответствуя российскому закону об образовании, не требует лицензирования и аккредитации, которые можно получить позже при достижении определенного уровня развития.

Еще одна задача, стоящая перед современным евангельским движением, это создание и развитие христианских заведений средне-профессионального и высшего образования, на базе которых в будущем возможно создание кандидатских и докторских диссертационных советов.

В области христианского профессионального образования можно выделить следующие особо актуальные задачи:

- создание христианских педагогических ВУЗов, которые на основании христианского мировоззрения и государственных стандартов будут готовить педагогические кадры, которые смогут трудиться как в системе христианского образования, так и в государственных, и частных образовательных учреждениях;

- подготовка профессионально образованных служителей для работы в сфере служения церкви обществу: служителей для центров реабилитации и адаптации, капелланов для больниц, хосписов, тюрем, воинских частей и др. 

Для реализации поставленных задач Союз развивает сотрудничество в сфере образования между организациями, входящими в Союз, а также с другими христианскими организациями, трудящимися в этой области. Сотрудничество включает в себя:

- учреждение негосударственных образовательных учреждений общего, профессионального и дополнительного образования;

- разработка базовых учебных программ общего и профессионального образования, в том числе и с учетом использования современных дистанционных образовательных технологий;

- оказание консультативной помощи существующим учебным заведениям;

- взаимодействие в вопросах подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в сфере общего и профессионального христианского образования, организацию стажировки подготовленных кадров, развитие учебно-методического обеспечения, методических центров и научно-педагогической базы;

- организацию рабочих групп, совместных конференций, семинаров, симпозиумов, посвященных рассмотрению актуальных вопросов образовательной деятельности, а также анализу и обобщению опыта работы в области общего христианского образования;

- проведение научных исследований в области общего и профессионального христианского образования.

Сотрудничество со светскими образовательными учреждениями

Наряду со стремлением создавать учебные заведения, в основе которых лежит христианское мировоззрение, Союз приветствует стремление христиан к получению профессионального образования в светских государственных и негосударственных образовательных учебных заведениях. Союз стремится к развитию сотрудничества с образовательными учебными заведениями с целью достойного представления христианского мировоззрения в рамках изучения различных мировоззренческих концепций. Союз призывает христиан, обучающихся в светских образовательных учреждениях, к критическому осмыслению мировоззренческих основ преподаваемых дисциплин и к отстаиванию своих убеждений в рамках провозглашаемого законом РФ об образовании мировоззренческого разнообразия.

Союз развивает сотрудничество со светскими общеобразовательными организациями в следующих сферах:

- для решения вопросов обеспечения прав граждан на свободное и добровольное приобщение их детей к духовным ценностям и традициям христианской культуры в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с учетом законных интересов граждан;

- сотрудничество в решении организационных вопросов, связанных с преподаванием предметов по христианской культуре в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, развитием их учебно-методического обеспечения и научно-педагогической базы, подготовкой, повышением квалификации и получением рекомендаций педагогами, желающими преподавать данные предметы;

- сотрудничество в проведении экспертизы содержания учебников и образовательных материалов, предназначенных для преподавания предметов по христианской культуре в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях;

- размещение информации о сотрудничестве в средствах массовой информации;

- сотрудничество в организации и деятельности координационных советов, рабочих групп, проведении мероприятий по согласованным планам с участием представителей светских образовательных организации, научной, педагогической общественности и родителей, обучающихся по вопросам образования.

2. Воспитание верующих и подготовка служителей церкви

Союз развивает многоуровневую систему духовного образования христиан, включающую катехизацию, библейские курсы и школы, библейские колледжи, институты, семинарии, академии, университеты и др. Выделяются следующие уровни образовательных программ:

1) катехизация (подготовка к крещению), детские, подростковые и молодежные служения, начальное духовное образование;

2) среднее профессиональное духовное образование;

3) бакалавр;

4) магистр;

5) кандидат и доктор.

Вся система духовного образования нацелена на обретение верующими знаний и навыков, необходимых для жизни и служения в соответствии с библейским мировоззрением. Образовательные программы первых трех уровней особое внимание уделяют воспитанию верующих, их приобщению к христианской культуре, базирующейся на таких основополагающих ценностях, как любовь, осознанная вера, духовная свобода и личная ответственность.

Ставя своей задачей формирование целостной личности, христианское воспитание развивает порядочность, доброту, честность, трезвость, целомудрие и другие качества высоконравственной личности. Воспитание также нацелено на формирование у верующих активной гражданской позиции и здорового образа жизни, на укрепление семей и создание благоприятных условий для жизни и развития подрастающего поколения.

Образовательные программы первого уровня ведутся в рамках служения поместных церквей. Начиная со второго уровня, программы реализуются в рамках учреждений профессионального религиозного образования. Они нацелены на подготовку верующих к различным видам служения в церкви и в обществе (служение пастора, учителя, евангелиста, миссионера и др.). Вместе с профессиональной подготовкой эти программы нацелены на повышение общекультурного уровня обучаемых, на освоение ими общегуманитарных, лингвистических, информационных и других важных для современного человека дисциплин.

В целях более эффективного решения вопросов воспитания верующих и подготовки служителей, Союз ставит следующие задачи:

- анализ и обобщение опыта работы в области воспитания верующих и подготовки служителей;

- определение общих стандартов в системе духовного образования и составление базовых учебных планов на различных уровнях образования (разработку стандартов дипломирования, требований к преподавательскому составу, аудиторному фонду, названиям заведений (в соответствии с законодательством РФ), требований к методам оценки уровня образования), в том числе и с учетом использования современных дистанционных образовательных технологий;

- организацию рабочих групп, совместных конференций, семинаров, симпозиумов, посвященных рассмотрению актуальных вопросов воспитания верующих и подготовки служителей;

- взаимодействие с христианскими учреждениями в вопросах подготовки и переподготовки педагогических кадров для работы в сфере духовного образования, развитие учебно-методического обеспечения и научно-педагогической базы;

- содействие сотрудничеству образовательных учреждений профессионального религиозного образования с государственными и муниципальными образовательными учреждениями разных типов и видов по вопросам научно-образовательной деятельности;

- создание учреждений профессионального религиозного образования.

3. Просветительская деятельность

В связи с укоренившимися стереотипами и исторически сформировавшимися представлениями современное общество без подготовки неспособно адекватно воспринимать христианство. Большинство граждан нашей страны имеет очень слабое представление об основных положениях христианского вероучения, об истории христианства, о различиях между христианскими конфессиями, о межконфессиональном и межрелигиозном диалоге. В современном российском обществе слабо представлен христианский взгляд на вопросы семьи и брака, отношение к национальным и сексуальным меньшинствам, терроризму и на другие актуальные вопросы современности. Поэтому просветительская работа должна стать одним из приоритетных направлений работы Союза.

Просвещение может оказать позитивное влияние на изменение нравственного климата в обществе, преодоление невежества и ксенофобии, формирование системы ценностей, основанной на библейском откровении, а не на философии светского гуманизма.

Просветительская работа отличается от прямой проповеди Евангелия и непосредственно не преследует целей обращения в веру или воцерковления. Она направлена на распространение в обществе христианского мировоззрения и нравственных ценностей. Безусловно, эта работа требует подготовленных служителей, которых в настоящее время катастрофически мало. Подготовка кадров для просветительской работы должна стать одним из приоритетных направлений в служении образования Союза на ближайшее время. 

В просветительской работе можно выделить несколько направлений:

- общая и научная апологетика христианства;

- представление основ христианства в форме, понятной светской аудитории и нравственное просвещение;

- участие в различных просветительских программах, организованных органами государственной

и муниципальной власти, общественными и благотворительными организациями и другими конфессиями.

Первое направление включает в себя сопоставление различных мировоззренческих систем, сравнение научной и библейской картины мира, представление исторических и научных фактов, подтверждающих истинность Писания и др.

Второе направление – это семинары и лекции, диспуты и дискуссионные клубы, а также создание учебных заведений дополнительного образования (как для взрослых, так и для детей), где преподавание ведется с библейских мировоззренческих позиций.

Третье направление является наиболее перспективным в просветительской работе. Евангельские церкви в целом и Союза в частности имеют огромный опыт в реабилитации алко- и наркозависимых, других форм асоциального поведения. Разработаны просветительские программы по вопросам алкоголизма и наркомании, отношению к больным СПИДом, по взаимоотношению полов, подготовке к браку и семейному консультированию и т.д. Особое внимание должно быть уделено:

- анализу накопленного опыта в области духовно-нравственного просвещения;

- представлению христианской позиции по этим вопросам в средствах массовой информации;

- организации рабочих групп, совместных конференций, семинаров, симпозиумов, посвященных рассмотрению актуальных вопросов просветительской деятельности;

- содействие сотрудничеству просветительских программ с государственными и муниципальными образовательными учреждениями разных типов и видов по вопросам просветительской деятельности.

Внесение изменений и дополнений в настоящий документ осуществляет Правление Союза.

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18

Работает на Cornerstone