Главная>Документы>Концепция...

Концепция отношения к проблеме ВИЧ/СПИДа

 

ПРИНЯТО

Внеочередной Генеральной Конференцией

Российского объединенного Союза

христиан веры евангельской (пятидесятников)

«18-19» октября 2007 г.

Председатель С.В. Ряховский

 

Концепция отношения к проблеме ВИЧ/СПИДа Российского объединенного
Союза христиан веры евангельской (пятидесятников)


1. Руководящие принципы

1.1. Принципы работы христиан по проблематике ВИЧ/СПИДа

1.1.1. Проповедь Евангелия и здоровье человека

Земное служение Иисуса Христа сопровождалось множеством исцелений и чудес. В них проявилось Божье сострадание и милость к человечеству. Вместе с проповедью Евангелия Он молился за больных и утешал сокрушенных сердцем. Церковь несет ответственность за то, чтобы продолжать служение Иисуса Христа на земле. Физическое здоровье зависит также от образа жизни, который человек ведет. Следовательно, церковь должна учить людей брать на себя ответственность за собственный образ жизни, за заботу о своем здоровье. Мы живем в грешном мире, который полон страданий и болезней. Множество внешних факторов, особенно
в условиях массового социального нездоровья, негативно влияет на людей. Помощь человеку, несущему бремя болезни, выражается в облегчении не только физических страданий, но и в восполнении его духовных потребностей. Человеческая личность не сводится к телесности, она лишь телесно обусловлена: «...мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего» (Послание к Римлянам 8:23).

1.1.2. Сотрудничество в вопросах противостояния ВИЧ/СПИДу

С учетом масштабности проблем, связанных с эпидемией СПИДа, христианские общины выражают уверенность в том, что эти проблемы могут быть разрешены лишь при условии объединения усилий государства, общественных и религиозных организаций по борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа. Эпидемия СПИДа носит массовый характер, поэтому эффективно противостать этой проблеме можно только совместными усилиями. Для этих целей возможно и необходимо сотрудничать с различными организациями, имеющими общие и сходные цели (Амос 3:3). Исторический опыт указывает на значительную роль Церкви
в просвещении, оказании социальной и медицинской помощи.

Проблематика ВИЧ/СПИДа охватывает комплекс вопросов, связанных с социальным служением христиан
в мире. Сотрудничество церковных общин и организаций строится на принципах добродетельного бескорыстного служения нуждающимся людям на основе нравственности, открытости и взаимного уважения. Служение, направленное на преодоление последствий греха и болезни, имеет значение для создания благоприятного морального климата в обществе.

Эта деятельность способна объединить усилия церковных, общественных, государственных и международных организаций. Христиане считают принципиально важным делом проводить морально-нравственное воспитание и духовное укрепление личности и института семьи через образование, СМИ, дела милосердия, совместное осуществление социальных проектов.

Вместе с тем церкви оставляют за собой право отказываться от сотрудничества с организациями и движениями, которые пропагандируют нравственные и поведенческие нормы, несовместимые с христианскими ценностями и моралью.

1.1.3. Недопустимость стигматизации, дискриминации и принижения человеческого достоинства

«Итак, не извинителен ты, всякий человек, судящий [другого]» (Послание к Римлянам 2:1), то есть нельзя давать человеку негативную оценку, в том числе и из-за наличия у него каких-либо заболеваний или физических недостатков. Множество людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, сегодня сталкиваются со стигматизацией и дискриминацией.

 

 

1.1.4. Определение понятия стигмы и дискриминации

Стигма (греч. stigma – ‘клеймо, пятно’) – это сильный социальный ярлык, полностью меняющий отношение человека как к окружающим, так и к самому себе, воспринимающий данную личность только как носителя нежелательного качества. Стигмы, сопряженные с ВИЧ\СПИД, проявляются в следующих областях:

а) культурная стигма – отношение к людям определенной группы как к маргиналам, так как их поведение не соответствуют нормам и стандартам общества, причем считается, что в своих проблемах они «виноваты сами»;

б) институциональная стигма – дискриминационное отношение со стороны правительства, здравоохранения, церкви, сферы бизнеса и других общественных институтов;

в) личная стигма – личные предрассудки и предубеждения о какой-то группе людей. Личная стигма не появляется сама по себе, она является прямым следствием институциональной и культурной стигмы;

г) межличностная стигма – ненависть, презрение, страх или смущение, которые проявляются при контактах со стигматизированной группой.

Дискриминация – это активная стигма. Она проявляется в ограничении прав людей по расовому, национальному, религиозному и иным признакам. Дискриминация возникает в случае неравного распределения власти и контроля в обществе.

1.1.5. Последствия стигматизации и дискриминации:

а) стыд и стигма, связанные с эпидемией, не позволяют открыто обсуждать причины возникновения заболевания и, следовательно, блокируется сама возможность ответных мероприятий;

б) стигма и дискриминация оказывают большое психологическое воздействие на самосознание людей, живущих с ВИЧ/СПИДом (далее – ЛЖВС), в некоторых случаях вызывая у них депрессию, заниженную самооценку, отчаяние, что может привести к суициду;

в) подрывается профилактическая работа, поскольку из-за страха перед реакцией окружающих люди боятся сдать анализы и узнать свой ВИЧ-статус; 

г) из-за стигмы и дискриминации люди подвергаются риску инфицирования;

д) стигма и дискриминация – причина ошибочного мнения о том, что ЛЖВС способны только создавать проблемы, хотя они могут принять участие в сдерживании эпидемии;

е) зарегистрированы случаи, когда ЛЖВС получают отказ в предоставлении различных услуг на основании того, что они ВИЧ-положительны; на этом основании им отказывают в получении визы и возвращении на родину, их увольняют с работы, отчисляют из учебных заведений, они получают запрет на вступление в брак, испытывают насилие, бойкот, бывали случаи убийства ВИЧ-положительных людей по причине их ВИЧ-статуса;

ж) стигма и дискриминация проявляются на гендерной почве, например, ВИЧ-положительные женщины унижаются своими мужьями и родственниками.

1.1.6. Признаки дискриминации:

а) выявление и акцентирование различий между людьми. В то время как все люди отличаются друг от друга по множеству признаков, и большинство различий не имеют принципиального значения, при дискриминации эти отличия рассматриваются как важные и социально значимые (Притчи 22:2);

б) ограничение свободы человека и его прав по дискриминирующему признаку, дискриминационное отношение со стороны правительства, здравоохранения, церкви, сферы бизнеса и других общественных институтов.

Но наличие вируса в крови не даёт оснований для исключения человека из общественной жизни и наделения его дополнительными негативными качествами;

в) подчеркнуто снисходительное отношение к отдельным людям как к несчастным и нуждающимся в опеке. Такое поведение является унижением достоинства человека и отрицанием его равенства с другими (Послание к Римлянам 14:2);

г) действие, совершаемое против людей, которые отличаются по какому-либо признаку (наличие вируса

в крови), которое разделяет граждан на «мы» и «вы» (Второзаконие 9:4). Вышеописанные признаки присущи розничным видам дискриминации, они взаимосвязаны и приводят к недопустимому унижению человеческого достоинства. Дискриминация создает условия, при которых люди или целые социальные группы наделяются неравными жизненными шансами и неравными возможностями удовлетворения социальных потребностей. Церкви следует взять на себя важную роль в борьбе с дискриминацией ВИЧ+ людей. Нужно поднимать эту острую проблему в обществе и привлекать к ней внимание СМИ и людей, стоящих у власти; оказывать правовую помощь и защищать права ВИЧ-положительных людей, которые сталкиваются с отказами в оказании им медицинской помощи, приёме на работу и т.д.          

1.1.7. Недопустимость дискриминации в церкви

В церковной практике необходимо помнить, что Бог принимает каждого человека таким, какой он есть,
и что мы боремся не против людей, но против греха. Важно стремиться к толерантному отношению к людям, не допуская ни осуждения носителей ВИЧ/СПИДа как людей аморальных, ни унижения их достоинства
и ущемления прав. Дискриминационное отношение в церкви к ВИЧ-положительным людям недопустимо.

Случаи проявления дискриминации в церкви:

а) осуждение ВИЧ-положительных людей как особых грешников и преступников;

б) исключение из членства ВИЧ-положительных людей, их детей или родственников, запрет на посещение собраний и других церковных мероприятий, на участие в Вечере Господней;

в) отказ им в пасторской опеке и заботе;

г) нарушение их права на конфиденциальность диагноза;

д) отстранение, сдерживание или ограничение ВИЧ-положительных людей в служении;

е) принципиальный отказ ВИЧ-положительному человеку в бракосочетании и в создании семьи (на здоровом или ВИЧ-положительном партнере).

Господь часто именуется в Ветхом Завете «Отцом вдов и сирот». Это были самые незащищенные члены тогдашнего общества. Бог часто судил израильский народ за дискриминационное отношение к этим людям, которые не могли самостоятельно отстаивать свои права (вдовы, сироты, иммигранты (пришельцы). Церковь несёт ответственность за социальное равноправие и борьбу с дискриминацией на основе ВИЧ-положительного статуса.

1.2. Богословские аспекты болезни и страданий

1.2.1. Священность человеческой жизни

Человек пришел в этот мир по воле и предназначению Творца. Бог сотворил человека по Своему образу
и подобию. Жизнь не принадлежит человеку, она дарована ему свыше. Её источник сокрыт в Господе (Псалом 35:10). Бог вдохнул в человека «дыхание жизни», и только тогда человек стал «душою живою» (Бытие 2:7). Поэтому жизнь – это священный дар Божий, который никто не вправе забирать или разрушать, ограничивать или подавлять. Жизнь человека священна, ибо принадлежит Богу. Только Бог властен над жизнью человека. Таким образом, человек несет ответственность перед Творцом за свою жизнь и за жизнь ближнего.

Воплощение Сына Божьего Иисуса Христа, Его жертва и Воскресение открыли подлинный смысл и ценность человеческой жизни. Воскресение Христа указывает на то, что человек предназначен к вечной жизни. В конце истории, которая завершится Вторым пришествием Господа, все умершие воскреснут для последнего Суда
и вечности.

1.2.2. Греховность человека и болезнь как ее последствие

Библия учит, что человек противостал совершенному замыслу своего Создателя и избрал неверный путь, приведший его к болезням и страданию. В результате человек обречен на смерть (Бытие 3:19). Искажение замысла Божия о человеке (Бытие 3:16-17) проявилось в физиологических изменениях, причиняющих страдание и ограничивающих человека в естественных возможностях. Отчуждение страдающих связано с неспособностью общества воспринимать человеческое достоинство больных. Болезнь связана с греховностью человечества, но при этом она не обязательно является наказанием за личный грех.

В Писании можно найти несколько возможных связей между болезнью и грехом. Апостол Павел призывает верующих отказаться от греховной жизни, с одной стороны, и от самооправдания – с другой, поскольку все это приводит к тому, что «многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1-е Послание к Коринфянам 11:30).

 

 

Болезнь возникает вне связи с грехами конкретных людей. Иногда целью самой болезни и исцеления может быть прославление Бога. При исцелении слепорожденного Иисус заметил: «…не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии» (Евангелие от Иоанна 9:3).

Эти примеры указывают на то, что истинные духовные причины болезни могут быть скрыты от человека, поэтому телесные недуги не могут быть причиной упреков, дискриминации и религиозного отчуждения.
И больной человек, и здоровый равноценен перед Богом. Все люди согрешили и спасены только благодаря Божьей милости и благодати. Превозношение здоровых людей над больными или обвинение больных в их болезни как «особых грешников» недопустимо. Церковь должна преподавать сбалансированную теологию, учитывающую роль страданий и испытаний в жизни человека, которые не обязательно являются результатом грехов конкретного человека или его непослушания Богу.

Душепопечителям следует быть осторожными в своих высказываниях как во время проповеди, так и во время консультирования, чтобы ВИЧ-положительный человек или больной другой болезнью не воспринимал свою болезнь как Божье наказание и не упрекал себя в недостатке веры в исцеление, если оно после молитвы не наступило. Молиться за больных людей необходимо, но результат молитвы в руках Господа. Если исцеления не произошло, не стоит приводить упрощенные теологические объяснения или обвинять больного в недостатке духовности. Необходимо всех людей ориентировать на веру в Спасителя Иисуса Христа, чтобы они строили свою веру на надежде вечной жизни, на вере в воскрешение из мертвых и рассматривали смерть как естественный конец земной жизни и переход в вечность.

1.2.3.   Иисус Христос – Искупитель человечества от греха, болезни и смерти

Иисус пришел на землю, чтобы спасти людей. Он стал Искупителем человечества: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Евангелие от Марка 10:45). Искупление распространяется на духовные недуги и на физические. Он применил к Себе древнее пророчество об искупительной миссии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Евангелие от  Луки 4:18-19).

Служение и смерть Иисуса Христа освободили человека от греха и духовной смерти: «Он спасет людей своих от грехов их» (Евангелие от Матфея 1:21). Евангелие Иисуса Христа утверждает надежду на то, что болезни
и страдания являются временным явлением преходящего мира, а искупленных ждёт вечная жизнь
в обновленном теле.

В своем земном служении Иисус Христос откликался на нужды больных людей и исцелял их: «Он многих исцелил от болезней и от злых духов, и многим слепым даровал зрение» (Евангелие от Луки 7:21). Через Его служение распространялось Царство Божье. Иисус проявлял любовь к людям, исцеляя их. Он подал нам пример того, как мы Его последователи можем проявлять любовь к людям. Он также показал, что страдающие люди нуждаются в особом внимании и заботе, «не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Евангелие от Луки 5:31). Он подал христианам пример служения, не позволяющий относиться к больным людям иначе,
как с милосердием и состраданием. Деятельность церковных общин, миссий и других организаций, занимающихся профилактикой эпидемии ВИЧ/СПИДа, предполагает тесное сотрудничество, взаимодействие
и коллегиальное принятие решении в рамках общей платформы социального служения.

2. Организация церковной работы по борьбе с ВИЧ/СПИДом

2.1. Аналитика, планирование и координация социального служения в сфере борьбы с ВИЧ/СПИДом

В рамках РОСХВЕ создан департамент социальных программ, целью которого является, в том числе, объединение специалистов и волонтеров из числа прихожан церквей РОСХВЕ в области профилактики ВИЧ/СПИДа. Обобщение и анализ поступающей информации позволяет разрабатывать программы мероприятий в сотрудничестве с государственными и общественными организациями, министерствами
и ведомствам и специалистами-медиками из научно-методических центров по профилактике и борьбе
со СПИДом, профилактические мероприятия в церквях и в светских организациях, христианских миссиях.

2.2. Просвещение служителей и членов церквей по проблемам ВИЧ/СПИДа

Руководство РОСХВЕ осуществляет распространение в церквях, христианских и светских организациях информационных, методических материалов, содержащих как общую информацию о ВИЧ/СПИДе,
так и информацию о практической работе и служении в области ВИЧ/СПИДа.

Просвещение священнослужителей осуществляется на конференциях, семинарах и тренингах, посвященных как общей социальной теме, так и конкретно проблематике BИЧ/СПИДа.

Для эффективной борьбы со СПИДом необходимо проводить дополнительное обучение руководителей реабилитационных центров, тюремных служителей, учителей воскресных школ, молодежных работников, других социальных работников и всех других служителей, работающих с детьми, подростками или другими группами риска.

Необходимо проводить обучающие курсы для обучения пасторов и христианских социальных работников навыкам консультирования по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа и других заболеваний, передающихся половым путём (ЗППП). Руководство Союза также работает над внедрением курсов и уроков для программ богословских школ, и семинарий, посвященных консультированию и душепопечительству ВИЧ-положительных людей, формированию умения оказывать паллиативную помощь больным. Все церкви POCXBЕ должны иметь доступ к подобным обучающим семинарам и активно заниматься обучением своих служителей.

Для распространения информации о ВИЧ/СПИДе служители и члены церквей могут использовать как конфессиональные, так и светские печатные, и электронные СМИ. Одним из средств информирования является создание и поддержка Интернет-ресурса, содержащего как теоретические и аналитические статьи, так и практические рекомендации, отвечающие реальным проблемам людей: как защитить себя от вируса, как сохранить здоровье, живя с ВИЧ, как определить наличие или отсутствие ВИЧ-инфекции и многие другие. Материалы должны отражать последние научные открытия в области ВИЧ/СПИДа, противостоять мифам и пагубным стереотипам общества, а также отвечать потребностям уязвимых групп: ВИЧ-положительных, потребителей наркотиков и многих других. Предоставляемая общественности информация не должна ущемлять прав личности, принижать человеческое достоинство людей, живущих с ВИЧ/СПИДом и способствовать борьбе со стигматизацией и дискриминацией.

2.3. Межконфессиональное взаимодействие в социальном служении

Обращение к духовным традициям и ценностям сегодня является, по признанию многих, путем сохранения не только культуры, но и самого человечества. Морально-этическое учение христианства формирует общечеловеческие ценности, проповедь которых является естественной профилактикой ВИЧ/СПИДа и ведет
к здоровому образу жизни. Совместная работа на широком поле борьбы с ВИЧ/СПИДом представителей различных христианских и других религиозных конфессий – это реальные шаги к взаимопониманию и диалогу, путь к открытости и миру, и к эффективной борьбе с эпидемией СПИДа. Для евангельских верующих участие в межконфессиональных проектах – это еще одна возможность своим служением засвидетельствовать о любви Иисуса Христа. Сострадание и помощь людям, больным ВИЧ/СПИДом, сближает не только верующих разных конфессий, но и всех людей доброй воли. Совместная деятельность различных конфессий по противодействию распространению ВИЧ/СПИДа предусматривает:

• формирование общей стратегии преодоления распространения ВИЧ/CПИДа;

• разработка   общих программ и методов профилактики ВИЧ-инфекции среди населения;

• определение ключевых правил, принципов и подходов в служении ВИЧ-положительным и больным СПИДом;

• разработка принципов взаимоотношении между организациями, входящими в единую сеть по борьбе
с ВИЧ/СПИДом;

• соблюдение этических принципов в совместной работе, в частности обеспечение достоверности предоставляемой информации;

• информирование партнеров о своих стратегических планах, взаимное консультирование, рекомендации по содержанию проектов;

• формирование и поддержка единой базы данных по социально-диаконической деятельности в сфере борьбы с ВИЧ/СПИДом.

2.4. Участие поместной церкви в профилактике ВИЧ/СПИДа

Всю историю человечества людям угрожали разные болезни и инфекции, передающиеся половым путем (далее ИППП), ВИЧ-инфекция является всего лишь одной из них. С самого начала заключения завета с израильским народом Бог дал Своему народу законы по профилактике ИППП; Моисей с Аароном и другие священники должны были проводить среди народа профилактическую работу в области репродуктивного здоровья для предотвращения заражения и эпидемии половых инфекций (Левит 15 глава). Это была неотъемлемая часть их служения, за которую они несли ответственность перед Богом. Данная профилактическая программа старше 3500 лет, и, вероятно, является самой первой известной профилактической программой ИППП в истории человечества. Данные законы профилактики являлись Божьим откровением для народа, чтобы люди из-за отсутствия достоверной информации и небрежного отношения к данным вопросам, не заразились и впоследствии не умерли. «Так предохраняйте сынов Израилевых от нечистоты (в данном контексте под нечистотой имеется виду инфицирование ИППП или риск передачи ИППП) их, чтоб они не умерли в нечистоте своей и не оскверняли жилище Мое, которое среди них» (Левит 15:31). Если Бог уделил так много внимания профилактике ИППП еще во времена Ветхого Завета, то тем более мы несем ответственность за профилактическую работу в сегодняшнее время, когда в обществе распространяются еще более опасные эпидемии разных половых инфекций, включая ВИЧ. Поместные церкви ответственны в проведении просветительской и профилактической работы среди своих прихожан, а также и в окружающем обществе, чтобы снизить риск распространения ВИЧ-инфекции и других инфекций, передающихся половым путем (ИППП).

2.4.1.   Необходимая профилактическая работа внутри церкви:

а) просветительская работа среди молодежи и детей по вопросам ВИЧ/СПИДа, профилактика злоупотребления психо-активными веществами (наркотиков), обучение ответственному, безопасному, нравственному поведению;

б) добрачные консультации пар по вопросам репродуктивного здоровья, возможного наличия разных ИППП
и способов их лечения и методам предохранения;

в) консультирование брачных пар по вопросам репродуктивного здоровья, зачатия, беременности, ИППП и их профилактики;

г) консультирование дискордатных пар (где один из супругов ВИЧ-положительный) по вопросам предохранения и снижения риска заражения здорового партнера, безопасного зачатия, снижения риска заражения ребенка во время беременности, антиретровирусной терапии (далее APT) и по другим вопросам, связанных с диагнозом ВИЧ-инфекции;

д) консультирование ВИЧ-положительных людей по вопросам качественного питания, ведения здорового образа и ответственного отношения к жизни для укрепления их иммунной системы и здоровья;

е) просветительская работа в церкви для борьбы со стигмой и дискриминацией людей, живущих с ВИЧ.

2.4.2.   Профилактическая работа церкви в обществе

Церковь также осознает свою ответственность за просветительскую и профилактическую работу в окружающем обществе. Эпидемия СПИДа распространяется в России главным образом среди подростков и молодежи из-за потери духовных и нравственных жизненных ориентиров. Церковь должна, как пророки во времена Ветхого Завета, своим пророческим голосом призывать общество к возвращению к морально-нравственным нормам, которые защищали человечество от нравственного упадка, деградации и разных эпидемий на протяжении многих тысячелетий. Сегодняшняя деградация нравственных ценностей и норм общества является главной причиной распространения эпидемии ВИЧ-инфекции, и Церковь играет незаменимую роль в их восстановлении.

Профилактическая социальная работа церкви может включать в себя:

а) распространение информационных материалов по вопросам ИППП, ВИЧ/СПИДа, наркомании, алкоголизма и других опасных зависимостей, и вредных привычек;

б) организация телефона доверия с целью консультирования ВИЧ-положительных людей и других людей
в кризисных ситуациях с учётом всех правил организации таких социальных служб;

в) пропаганда семейных ценностей, обучение в области построения крепких семейных взаимоотношений;

г) инновационные методы, такие как обучение «равный равному» (например, подростки обучают подростков, взрослые взрослых, ВИЧ-положительные люди таких же больных).

д) разработка профилактических теле- и радио программ;

е) организация просветительских кинофестивалей и выставок с социальной ориентацией и с акцентом на пропаганду здорового образа жизни;

ж) использование СМИ в пропаганде здорового образа жизни и профилактических целях;

з) организация круглых столов, пресс-конференций по вопросам ВИЧ/СПИДа;

и) разработка профилактических программ и проектов, нацеленных на разные группы населения, на группы риска.

2.4.3.   Профилактическая работа среди подростков и молодежи

Значительное число всех ВИЧ-положительных людей в России составляют молодые люди в возрасте от 15 до 30 лет, поэтому Церковь должна уделять особое внимание профилактике в этой возрастной группе. Профилактическая работа среди подростков должна включать эффективные, современные, профилактические методы и подходы, как например:

а) формирование навыков безопасного поведения и нравственных ценностей и ориентиров;

б) пропаганда семейных ценностей, обучение и области построения крепких семейных взаимоотношений, профилактика ранней беременности и абортов;

в) инновационные методы, такие как обучение «равный равному» (например, подростки обучают подростков, взрослые взрослых, ВИЧ положительные люди таких же больных);

г) интерактивное театральное представление, постановки;

д) проведение профилактических и ролевых игр с целью моделирования безопасного нравственного поведения;

3) проведение молодежных клубов, ток-шоу, концертных и культурных просветительских программ;

ж) организация такого досуга молодежи, в котором они могут разумно и полезно проводить свое свободное время (например, спортивные клубы, соревнования, развивающие клубы и кружки по интересам, организация туристических, развлекательных, музыкальных и культурных мероприятий и др.). Исследования показывают, что использование всех этих подходов и методик влияет на поведение молодежи больше, нежели простое посещение тематических лекций и бесед.

Необходимо отметить, что христианские организации категорически не поддерживают программы, которые навязчиво пропагандируют средства контрацепции или обмен шприцов для наркозависимых как единственные методы снижения риска заражения ВИЧ. Основным методом профилактики ВИЧ/СПИДа являются пропаганда ценностей семейной жизни, исключение половых связей до брака и сохранение верности своему супругу, полный отказ от немедицинского использования психоактивных веществ.

В работе с детьми важнейшими принципами являются реализация права ребенка на участие

в процессе принятия решений, уважение взглядов детей, учет их интересов и предоставление возможности формировать собственные ценности и установки. Проведение свободных дискуссий со сверстниками, доверительные консультации со специалистом, обсуждение "деликатных" вопросов в кругу семьи способствует этому процессу. В план занятий для молодежи, адаптированных для различных возрастных категорий, помимо медицинских тем, необходимо включать тренинги по:

- формированию позитивных жизненных установок и ценностей;

- самопознанию;

- формированию здравой самооценки;

- осознанному принятию решений;

- умению сказать «НЕТ» и противостоять негативному внешнему влиянию.

Просветительскую работу необходимо проводить также среди родителей, и она должна в себя включать:

- беседы и тренинги по вопросам репродуктивного здоровья;

- профилактика ВИЧ/СПИДа и ИППП;

- обучение в области правильного воспитания детей;

- профилактика подростковой наркомании, табакокурения, алкоголизма и других зависимостей, тяги
к просмотру порнографии.

2.4.4.   Психологическая и духовная помощь нуждающимся людям

В связи с положительной динамикой эпидемии и реальностью быстрого распространения ВИЧ/CПИДа церковные общины должны быть готовы к принятию ВИЧ-положительных людей. Наш Господь требует
от верующих безусловной любви, открытости и доверия по отношению к большим и страдающим. Важно помнить, что люди, затронутые ВИЧ/СПИДом, особенно чувствительны к проявлениям спидофобии, осуждения, дискриминации или излишней опеке. Они нуждаются в чутком отношении со стороны окружающих, мудрой заботе и духовной поддержке. Чувство общности обеспечивается атмосферой христианской любви и единства.

Душепопечительство и пасторское служение лидеров церкви выражается в заботе и попечении о человеке, его душе и моральном состоянии. Эта сфера церковной жизни требует от пасторов и духовных служителей церкви необходимого опыта и квалификации для разрешения сложных морально-этических, медицинских
и богословских вопросов, возникающих при работе с ВИЧ-положительными людьми.

В связи с потенциальной смертельной угрозой, которую таит в себе инфекция, и негативным отношением общества к этой болезни, люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, нуждаются в особой заботе священнослужителей. Духовные лидеры призваны помочь таким людям обрести нравственную основу, достойную жизнь и свое место в семье, в церкви и в обществе.

Попечение о родственниках, ВИЧ-инфицированных ставит не меньше сложных вопросов, чем забота о больных ВИЧ/СПИДом. В связи с этим, пасторам, кроме попечения о больных, необходимо оказывать помощь
и духовную поддержку их родственникам, членам семей, убеждать церкви и общественность в необходимости толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным и их семьям, предупреждать о недопустимости
их дискриминации.

Разрешение специфических вопросов пасторского богословия требует от конкретного служителя полной вовлеченности в проблематику вопросов, связанных с ВИЧ/СПИДом. Проблематика включает изучение специальной литературы по ВИЧ/СПИДу – современному демографическому положению по ВИЧ-зараженности в стране и мире, методах профилактики ВИЧ/СПИДа, приемлемости их методов для христиан, заботе об умирающих и их родных и многое другое.

2.5. Организация службы духовной и психологической помощи

Церковь имеет ответственность за практическую заботу и помощь людям, страдающим от ВИЧ/СПИДа
и их родственников. Церковь может оказывать духовную и психологическую поддержку ВИЧ-положительным людям, которые находятся в медицинских учреждениях, в местах лишения свободы или просто в обществе.

Организация постоянных консультативных служб по профилактике ВИЧ/СПИДа, наркомании и других заболеваний социального характера в церквях или в специализированных организациях, работающих
на конфиденциальной и анонимной основе, является одним из условий обращения за помощью лиц из «групп риска», маргинальных (находящихся вне социальной I группы) и уязвимых групп.

Для создания таких служб требуются не только подготовленные специалисты, но и добровольцы из числа бывших потребителей наркотиков, людей с ВИЧ/СПИДом.

Опыт действующих на сегодняшний день самоорганизаций как светских, так и религиозных показывает,
что наибольшего успеха в борьбе с заболеваниями социального характера добиваются активисты из числа группы риска и других уязвимых групп.

2.5.1.   Консультирование в вопросе сверхъестественного исцеления

Что касается сверхъестественного исцеления от ВИЧ-инфекции, таких случаев насчитывается по всему миру несколько десятков, и они известны христианским служителям. Также в официальной медицинской литературе отражен один случай исчезновения ВИЧ из организма, зарегистрированный в 2005 году в Англии. Наш Бог Творец может творить чудеса и исцелить любую болезнь, но чудеса такого рода случаются не часто, как, к примеру, чудо воскресения человека из мертвых. В случае с ВИЧ-инфекцией речь идет о десятках случаев исцеления при общем числе инфицированных и десятках миллионов человек по всему миру. Гораздо больше известно случаев, когда болезнь переходила в стадию СПИДа, а затем по молитве христиан отступала, больной снова чувствовал себя хорошо, при этом оставаясь ВИЧ-положительным, но позже его болезнь снова прогрессировала. Это временное улучшение состояния является ответом свыше на молитву верующих,
но в таких случаях неправомочно говорить, что больной полностью исцелен от ВИЧ-инфекции.
Для провозглашения человека здоровым или исцеленным от ВИЧ-инфекции необходимо официальное медицинское подтверждение. Самые распространенные тесты на наличие антител на вирус ВИЧ не всегда дают стопроцентный надежный результат, т.к. распространенные тест-системы не всегда могут выявить низкую концентрацию вируса ВИЧ в крови, поэтому провозглашать человека полностью исцеленным от ВИЧ-инфекции на основе одного анализа с медицинской точки зрения является неправильным. Такие случаи медицина может объяснить: на последней стадии заболевания организм настолько слаб, что не может производить достаточное количество антител, поэтому анализы крови дают отрицательный результат, хотя сам вирус присутствует в крови человека. Чтобы доказать исцеление или полное исчезновение вируса ВИЧ из организма, необходимо сделать анализ ПЦР (полицепная реакция) и дополнительно еще сложный анализ биопсии лимфатических узлов, потому что вирус ВИЧ может временно прятаться в разных органах, не выявляясь с помощью широко распространенных анализов. Подобные случаи исцеления от ВИЧ-инфекции должны быть освидетельствованы врачами с использованием всех доступных современных диагностических методов, чтобы такое свидетельство принесло славу Богу. Без медицинского подтверждения публичное провозглашение исцеления является преждевременным и даже опасным, потому что может привести человека к тому, что тот откажется от эффективного лечения или еще в худшем случае может передать инфекцию другим людям, считая, что он здоров. Сам Иисус Христос не позволял Себе провозглашать человека исцелившимся от проказы. Он запретил человеку говорить об исцелении, пока это не подтвердят священники, которые в то время, согласно закону Моисея, были ответственны за «установление диагноза» и «снятие больного с учета» (Евангелие от Матфея 8:1-4; Левит 13-15). Сегодня роль постановки диагноза болезней выполняют инфекционисты и другие врачи, которые могут достоверно на основе медицинских анализов и других фактов определить истинное состояние здоровья.

2.5.2. Консультирование по вопросам лечения и антиретровирусной терапии (APT или APB-терапия)

Антиретровирусная терапия является на данный момент самым эффективным медицинским методом снижения смертности среди ВИЧ-положительных людей и продления их жизни. АРВ терапия не может полностью избавить человека от вируса, но она способна снизить количество вируса в крови до столь низкого уровня, чтобы вирус не мог быстро размножаться, а иммунная система имела возможность восстановиться.

Антиретровирусная терапия – это лечение ВИЧ-инфекции с использованием трех или более лекарственных препаратов. Её также называют трех- или четырехкомпонентной терапией (в зависимости от количества препаратов), или Высоко Активной Анти и Ретровирусной Терапией (ВААРТ), или просто антиретровирусной терапией.

Что дает прием противовирусной терапии? Это:

- уменьшает скорость размножения вируса, контролирует его, но не убивает;

- уменьшает количество смертей от СПИДа и продлевает жизнь человека;

- уменьшает влияние вируса на мозг, уменьшает вероятность проявления некоторых видов рака;

- при замедленной активности вируса уменьшается разрушительное действие на иммунную систему,
и она может восстановиться.

APT (как и другие медикаментозные методы лечения) имеет свои побочные действия, поэтому врачи рекомендуют принимать ее только тогда, когда иммунная система организма уже ослаблена, не может сама справиться с вирусом и возникает опасность заболевания серьезными оппортунистическими инфекциями, которые могут привести к смертельному исходу. Лечение APT необходимо принимать только по назначению врача на основе результатов анализов крови анализа на вирусную нагрузку (количества вирусов ВИЧ в крови) и иммунограмы (количества клеток иммунной системы CD4). Терапия заключается в ежедневном приеме комбинации нескольких АРВ препаратов (таблеток) строго по расписанию с момента начала лечения до конца жизни.

ВИЧ-положительным людям очень важно сформировать приверженность к лечению APT-терапией, чтобы они принимали лекарства регулярно каждый день по расписанию на протяжении всей жизни, от чего во многом зависит успешность их лечения. Церковь может оказывать им важную психологическую и духовную поддержку в этом. Антиретровирусная терапия дает замечательные результаты в профилактике передачи ВИЧ-инфекции от беременной женщины, зараженной ВИЧ, к ее ребенку во время беременности и родов и снижает, таким образом, риск заражения ребенка до 1-5%. Поэтому необходимо рекомендовать ее всем ВИЧ-положительным беременным женщинам ради защиты здоровья их детей.

Прием АРВ-терапии или обращение к другой медицинской помощи не должны ни в коем случае восприниматься как недостаток веры или неверие в возможность божественного исцеления. Верующие люди должны получать объективную информацию о преимуществах и недостатках медицинского способа лечения, чтобы самостоятельно принять решение о приеме или отказе от APT. Священнослужители должны воодушевлять людей ответственно относиться к своему здоровью и не пренебрегать необходимыми методами лечения в случае, если божественное исцеление пока не наступило. Консультирование и душепопечительская забота о ВИЧ-положительных людях должны проводиться на основе медицинских знаний и фактов, чтобы не поощрять психологическое отрицание болезни, через которое проходят многие ВИЧ-положительные люди и их родственники, и которое может привести к серьезным последствиям.

2.5.3. Консультирование дискордатных пар до вступления в брак

Всем церквям рекомендуется проводить добрачное консультирование пар, которые хотят вступить в брак.
Во время консультирования важно выяснить, кроме других житейских вопросов, уровень их знаний в области ВИЧ/СПИДа, ИППП, формах защиты, методах планирования семьи, безопасной беременности. Хотя ВИЧ-положительный статус является личной тайной человека, в случае построения серьезных отношений и перед вступлением в брак человек обязан раскрыть свой положительный статус перед своим партнером. Вступление в половые отношения человека, зараженного ВИЧ, со своим партнером без предупреждения о своей болезни несет за собой по законам РФ уголовную ответственность и является безнравственным. Поэтому во время добрачного консультирования обоим партнерам стоит сдать разные анализы, чтобы выявить опасные ИППП, вовремя их вылечить, чтобы в браке не передать их своему супругу. Душепопечителям рекомендуется начать проводить добрачное консультирование и обсуждать вопросы репродуктивного здоровья за несколько месяцев до свадьбы, чтобы у пары была возможность эти вопросы вовремя решить и обсудить, и не вступить в брак неосведомлёнными.

В вопросах консультирования дискордантной пары (где один из партнеров ВИЧ-положительный) одним из важных аспектов является их осведомленность в вопросах ВИЧ/СПИДа. В противном случае необразованность может повлечь за собой безответственное отношение к своему здоровью, к семье и проблемы в будущем браке. Чтобы убедиться в ответственности принятого парой решения, необходимо выявить уровень знания обеих сторон в вопросах ВИЧ/СПИДа и предоставить необходимую достоверную информацию. Полностью проинформировав и убедившись в понимании, ответственность в принятии решения в вопросе брака ложится на дискордантную пару. Священнослужителям стоит предложить данной паре серьезно взвесить все за и против их серьезного решения создать семью и не поддаваться только своим эмоциям влюбленности. Священное Писание не запрещает брак в данном случае, но, с другой стороны, Божье слово ведет людей к ответственности за свое здоровье и за здоровье всех остальных членов семьи.

Важным аспектом является консультирование в вопросах интимной жизни. Необходимо пару ознакомить со способами эффективного предохранения: во-первых, ради безопасности здорового супруга, во-вторых, ради безопасности ВИЧ-инфицированного супруга (потому что любая дополнительная возможная инфекция для носителя ВИЧ намного опаснее, чем для здорового супруга), в-третьих, во избежание беременности, если та нежелательна. Риск заражения другого супруга ВИЧ-инфекцией очень большой в первую стадию после заражения, когда человеку еще неизвестно о своем статусе (в «период окна»). Риск также возрастает, когда здоровье ВИЧ-положительного супруга ухудшается. Тем не менее, многие здоровые супруги могут остаться незараженными после нескольких месяцев и даже лет сексуальных отношений с ВИЧ-положительным супругом. Но в данной ситуации нельзя ничего паре обещать или гарантировать, каждая пара сама должна сознательно принять решение и быть готовой к подобному развитию событий.

В вопросах предохранения у ряда церквей теологическая позиция различается, но душепопечителям стоит осознать, что презервативы являются единственным существующим средством защиты, которое может серьезно снизить риск заражения здорового супруга половым путем. Их использование стоит рекомендовать как дискордантным парам, так и парам, где один из супругов болеет гепатитом В или С или другими неизлечимыми с медицинской точки зрения ИППП. Каждая пара должна иметь право выбора метода своей защиты, а ответственностью душепопечителя является объективно ознакомить их с ними. В случае теологического невосприятия презервативов стоит учесть тот факт, что вопрос идет о защите жизни от заражения смертельной болезнью здорового супруга. Необходимо с парой проводить консультирование по методам безопасного зачатия, по методу естественного планирования семьи и по другим медицинским и социальным вопросам. Церковь должна быть готова оказывать психологическую и духовную поддержку тем семьям, которые сталкиваются с проблемами ухудшения здоровья или с другими проблемами, связанными с данным диагнозом. В случае смерти одного или обоих родителей от СПИДа Церковь имеет моральную обязанность позаботиться об их детях-сиротах.

2.5.4. Оказание помощи семье, где есть человек с ВИЧ-статусом

Попечение о родственниках ВИЧ-положительных ставит не меньше сложных вопросов, чем забота о больных ВИЧ/СПИДом. В связи с этим, пасторам, кроме попечения о больных, необходимо оказывать помощь
и духовную поддержку их родственникам, членам семей, убеждать церкви и общественность в необходимости толерантного отношения к ВИЧ-положительным и их семьям, предупреждать о недопустимости
их дискриминации.

2.5.5. Создание групп взаимопомощи и поддержки для людей, живущих с ВИЧ

Группы взаимопомощи и поддержки ВИЧ-положительных необходимы для оказания эмоциональной
и духовной поддержки человеку, оказавшемуся в сложной ситуации. Такая поддержка содействует установлению и сохранению внутреннего душевного и духовного равновесия, что необходимо для повышения качества жизни и ее продления.

Группы, занимающиеся оказанием поддержки людям, живущим с ВИЧ, можно разделить на три основных вида:

- группы поддержки: особенность такого вида групповой работы заключается в том, что ответственность
за организацию и проведение встреч возложена на специалиста, а не на участников группы. Это, как правило, оплачиваемый сотрудник: психолог или социальный работник, он может быть, как ВИЧ-отрицательным,
так и ВИЧ-положительным;

- группы взаимопомощи: основаны на активном участии людей, живущих с ВИЧ, что позволяет
им активизировать собственные ресурсы, развить способности, решать проблемы и контролировать собственную жизнь. Именно ответственность и контроль самих участников за развитием группы способствуют их работе;

- психотерапевтические группы: взаимодействие происходит, как правило, в соответствии с запросом конкретных людей, и специалист-психотерапевт действует по определенной программе, что включает в себя тематику и расчасовку востребованной психотерапевтической работы. Результат работы служб духовной
и психологической помощи – это изменение рискованного поведения, а, следовательно, снижение случаев инфицирования ВИЧ и других заболеваний.

Опыт показывает, что данные группы можно успешно организовать при церквях с активным участием ВИЧ-положительных верующих людей. Данные группы могут восполнять те нужды ВИЧ-положительных людей, которые не могут быть достигнуты другой формой душепопечительской работы. Данные группы могут стать хорошим инструментом служения церкви ВИЧ-положительным людям в окружающем обществе.

2.5.6.   Цели и задачи групп взаимопомощи для ВИЧ-положительных людей

Группы взаимопомощи могут помочь решить целый ряд проблем и вопросов ВИЧ-положительных людей.
Они могут на группе получить:

- информацию ВИЧ/СПИДе, о вреде наркомании, алкоголя и других опасных зависимостях, и вредных привычках;

- поддержку и понимание со стороны других ВИЧ-положительных людей, консультирование «равный равному»;

- информацию о репродуктивном здоровье, о методах безопасного зачатия, беременности;

- основную информацию об АРВ-терапии, о формировании приверженности к ней;

- информацию о существующих медицинских услугах, доступных ВИЧ-положительным людям в городе;

- тренинги по преодолению стресса, депрессии, суицидных мыслей;

- советы по вопросам открытия своей болезни своим близким и родным;

- общение с возможностью открыто говорить о своей болезни и связанных с ней проблемах без страха дискриминации или непонимания;

- консультацию, а, возможно, и правовую защиту в случае отказа в медицинской помощи, приеме на работу или при других нарушениях личных законных прав;

- ответы на свои духовные потребности;

- духовную поддержку, молитвенную поддержку.

Организация и работа таких групп открывает широкие перспективы служения для людей, прошедших тяжелый путь обретения себя и сознающих свою ответственность. Они поддерживают в обществе сострадание
к нравственно падшим, воспитывают стремление послужить больным, помочь им преодолеть пороки.
Такие сообщества укрепляют социальную толерантность и создают благоприятный климат для развития нового специфического сектора гражданского общества. Многие группы взаимопомощи оказывают важное социальное служение и помощь ВИЧ-положительным людям и больных СПИДом, они активны в области профилактики или адвокатства проблем ВИЧ-положительных людей и защиты их прав.

2.5.7.   Работа реабилитационных центров для людей, зависимых от ПАВ и для ВИЧ-положительных людей

Церковь играет существенную роль в создании социальных реабилитационных центров для химически зависимых, среди которых растет количество ВИЧ-положительных людей. Кроме стационарных центров социальной реабилитации христиане могут создавать группы взаимопомощи для зависимых от алкоголя
и наркотиков, а также членов их семей, которые работают по принципу групповой терапии и по принципу «равный равному». Реабилитационные центры, основанные на христианских ценностях, оказывают людям, живущим с ВИЧ, комплексную помощь и заботу, основанную на био-психо-социо-духовной модели реабилитации, целью реабилитации является полное восстановление человека и его полноценное возвращение в общество. Необходимо обучение руководителей реабилитационных центров по вопросам ВИЧ/СПИДа
и подготовки к консультированию ВИЧ-положительных людей. Из-за большого количества ВИЧ-положительных, реабилитационные центры должны оказывать паллиативную помощь и заботу таким людям, которая бы включала:

• до- и послетестовое консультирование на ВИЧ, гепатит В и С и другие инфекции;

• консультирование по вопросам репродуктивного здоровья, снижение риска заражения, безопасного зачатия, беременности, АРВ терапии и других способов лечения;

• рекомендации по качественному питанию, здоровому образу жизни, укреплению иммунитета.

Всем реабилитационным центрам рекомендовано изучить и соблюдать гигиенические и санитарные нормы при уходе на территории центра. Руководителям реабилитационного центра необходимо принять и внедрять следующие меры безопасности:

• обучать работников центра правилам безопасного хранения и приготовления продуктов, другим гигиеническим нормам во избежание распространения разных инфекций в самом центре, что может ухудшить здоровье не только ВИЧ-положительных людей с ослабленным иммунитетом, но и всех остальных, проходящих реабилитацию;

• обеспечить реабилитационный центр аптечкой первой помощи и другими необходимыми основными лекарствами и средствами и обучать своих работников оказывать первую помощь;

• обеспечить всех находящихся в центре лиц индивидуальными зубными щетками, бритвами, эпиляторами и т.п. и не допускать их общее использование;

• следить за использованием всех предметов, которые могут случайно или по неосторожности прийти
в контакт с кровью (ножницы, ножи, топоры) и в случае их контакта с кровью обеспечить их дезинфекцию; обеспечить центр средствами дезинфекции и обучать своих работников методам дезинфекции
и обеззараживания в случае кровотечения или других ЧП;

• следить за состоянием здоровья всех людей, находящихся в реабилитационном центре, особенно
ВИЧ-положительных клиентов, не допустить распространение туберкулеза или других опасных респираторных инфекций, кожных и грибковых инфекций;

• обеспечить меры безопасности работы с животными (спецодежда, другие средства защиты; не допускать ВИЧ-положительных людей к фекалиям животных или к работе с больными животными, которые могут являться источниками опасных инфекций); обеспечить работающих в сельском хозяйстве и с почвой защитными перчатками, чтобы снизить риск заражения разными инфекциями (грибковыми, паразитами, пневмоцистной пневмонией) из почвы к ВИЧ-положительным людям, у которых ослаблена иммунная система;

• по возможности обеспечить реабилитационный центр качественной питьевой водой (фильтры очистки воды, кипячение питьевой воды), т.к. некачественная вода может являться основным источником заражения разными микробами и инфекциями; пытаться предоставлять качественное питание, укрепляющее иммунитет.

• стараться построить хорошие отношения и сотрудничество с местным СПИД-центром и другими медицинскими учреждениями, чтобы облегчить доступ ВИЧ-положительных людей к медицинской помощи,
к регулярной сдаче анализов и к APT;

• обучать реабилитируемых лиц бережно и ответственно заботиться о своем здоровье, сдавать все необходимые анализы крови, принимать ответственно назначенное лечение, своевременно пользоваться специализированной медицинской помощью;

• в реабилитационных центрах необходимо внедрить высокие стандарты гигиены и соблюдать санитарные нормы всем, независимо от их ВИЧ-статуса во избежание возникновения разных инфекций
и эпидемий. ВИЧ-положительный статус человека должен остаться конфиденциальной информацией и не должен влиять на отношение работников и других людей, проходящих реабилитацию к нему.

2.5.8.   Профилактика в исправительных учреждениях и служение тюремных капелланов

Церковь играет важную роль в воспитании, духовном возрождении и реабилитации людей, находящихся в местах лишения свободы. В системе исполнения наказания находится большое количество ВИЧ-положительных заключенных, в некоторых колониях их количество достигает 7-15% от общего количества заключенных, что делает исправительные учреждения потенциальными очагами распространения эпидемии. Христианские капелланы и тюремные служители могут существенным образом участвовать в решении различных проблем ВИЧ-положительных, отбывающих наказание:

• проводить просветительскую и профилактическую работу по вопросам ВИЧ/СПИДа и других опасных инфекций среди заключенных, их родственников, а также среди работников учреждений исполнения наказания;

• проводить профилактическую работу среди заключенных с целью снижения риска заражения посредством татуировки, использования нестерильных инструментов, приходящих в контакт с кровью;

• формировать отрицательное отношение к гомосексуальным контактам и другим сексуальным      практикам вне супружеских отношений;

• способствовать снижению стигмы и дискриминации заключенных, зараженных ВИЧ, на территории исправительного учреждения, помочь формировать непредвзятое отношение к ним других заключенных и работников учреждения;

• проводить основное консультирование в области ВИЧ/СПИДа по принципу «равный равному»; оказывать психологическую и духовную поддержку ВИЧ-положительным людям; организовать на территории исправительных учреждений группы взаимопомощи и терапевтические группы для ВИЧ-положительных заключенных;

• организовать для заключенных, склонных к употреблению психоактивных веществ (ПАВ), профилактические программы, направленные на формирование отрицательного отношения к любым видам ПАВ;

• организовать гуманитарную помощь в виде необходимых средств гигиены качественного питания, необходимых медикаментов, мультивитаминов для людей с ослабленной иммунной системой;    

• помочь организовать регулярное посещение врачей и других медицинских работников данного учреждения или организовать сдачу анализов крови или другое специализированное медицинское обследование ВИЧ-положительных, заключенных за пределами территории с разрешения руководства исправительного учреждения;

• помочь организовать поставки препаратов АРВ-терапии для ВИЧ-положительных людей, на которые они имеют законное право;

• организовать правовую помощь и защиту в случае нарушения законных прав, заключенных (например, отказ в медицинской помощи или лекарствах).

Для осуществления данной социальной работы необходимо проводить обучение капелланов и тюремных служителей посредством специализированных конференций, семинаров, дополнительных обучающих курсов и обеспечить их необходимой методической литературой. 

2.5.9. Профилактика среди групп риска

Движущей силой эпидемии СПИДа является быстрое распространение ВИЧ-инфекции среди уязвимых групп, которые называют группами риска и куда входят секс- работницы, их клиенты, гомосексуалисты, водители дальних рейсов (дальнобойщики), сезонные рабочие-мигранты и др. Среди данных групп проводится профилактическая работа разных нехристианских организаций, основанная в основном на методике программ снижения вреда. Христианские церкви рассматривают данные программы как поверхностные, не решающие основной корень и причины риска заражения греховное поведение человека. Церкви, призваны не просто, стараться смягчить последствия греховного поведения, но и помочь людям приобрести веру в Иисуса Христа, которая может любому человеку помочь бороться со своей греховной зависимостью и пороками.

Церкви должны предложить обществу более глубокие устойчивые программы профилактики реабилитационной помощи среди данных групп риска, которые будут помогать и в корне изменять их рискованное поведение: разработать методики реабилитации и социальной адаптации секс-работниц (-ков) как в рамках действующих реабилитационных центрах, так и в узко профильных реабилитационных центрах.

Часть секс-работниц (-ков) являются наркозависимыми и предоставляют свои секс-услуги в основном из-за необходимости добычи финансовых средств для получения наркотиков. Как правило, корнем подобного образа жизни для них является их наркотическая зависимость, которая приводит их к асоциальному поведению.

• Ряд существующих реабилитационных центров имеют существенный опыт успешной реабилитации бывших зависимых секс-работниц (-ков) и продолжают совершенствовать свои реабилитационные программы с учетом специфики работы с данной категорией женщин и мужчин.

• Церковь имеет перед Богом ответственность проповедовать всем людям надежду и возможность изменения их образа жизни посредством веры в Иисуса Христа. Сам Иисус проповедовал Евангелие и блудницам, впоследствии чего некоторые из них полностью изменили свой образ и стали примером для подражания. Бог в силе менять человеческие жизни и сегодня;

• Организация душепопечительской работы и психологической помощи для людей, которые борются со своей гомосексуальной или другой сексуальной ориентацией и желают изменить свой образ жизни, научиться сдерживать свое сексуальное влечение и приобрести свободу от любой формы сексуальной зависимости или порока. Церковь отвергает научно недоказанные теории о том, что гомосексуальная ориентация является генетически врожденной, что ее нельзя изменить в процессе жизни. Церковь является свидетелем того, как Всемогущий Бог освобождает подобных людей через примирение с Иисусом Христом к здравым сексуальным отношениям в браке и к полноценной семейной жизни.

• Проведение профилактической работы среди мигрантов, которые приезжают временно работать в другие регионы страны, оставляя свои семьи дома. Большое количество рабочих мигрантов из-за многомесячной изоляции от своих супругов обращаются к секс-работницам. Церковь может с помощью проповеди и душепопечительской работы помочь им сдерживать своё сексуальное влечение и жить благочестивой жизнью.

Христиане могут участвовать и в других светских, в том числе государственных программах помощи людям групп риска, если данные программы не противоречат Священному Писанию, нормам христианской морали
и церковному установлению. Церковь призывает решать проблемы поведения людей групп риска в корне,
а не просто пытаться уменьшить вред от последствий их поведения.

Церковь считает преступным отмывание финансовых средств и личное обогащение посредством программ снижения вреда или под видом других профилактических программ. Церковь противостоит попыткам сделать людей групп риска «постоянными бессильными жертвами, которые ничего не могут изменить в своей жизни». Каждый человек несет личную ответственность перед Богом за свое поведение и должен контролировать свои греховные пристрастия. Всем людям групп риска в первую очередь нужно систематически предлагать помощь в изменении их поведения (например, реабилитацию) и только после их отказа могут быть предложены другие, уместные формы профилактики.

Церковь готова включиться в разработку других, более комплексных, программ, которые принесут реальное изменение рискованного и асоциального поведения людей групп риска, которые находятся в сексуальной или другой зависимости и подвергают себя и окружающих большому риску заражения ВИЧ-инфекцией.

2.5.10. Забота о больных СПИДом и уход на дому, хосписная помощь

ВИЧ-положительные люди могут несколько лет чувствовать себя здоровыми и не иметь никаких симптомов заболеваний, пока их иммунная система справляется с ВИЧ-инфекцией. В это время они особо не нуждаются
в медицинской помощи и заботе окружающих людей. На последней стадии СПИДа их иммунная система уже очень слабая, и они могут болеть разными оппортунистическими болезнями и инфекциями одновременно. Церковь может осуществлять заботу и уход за больными, показывая этим Божью любовь и милосердие. Для ухода за тяжело больными людьми необходимо обучать прихожан церкви навыкам паллиативной помощи, которая включает в себя целостную заботу как о физиологических потребностях человека, так и о его душевных и духовных нуждах. Христиане могут помочь больному СПИДом наладить свои отношения с близкими перед смертью, самим собой, с Богом и приготовиться к вечности. Люди, оказывавшие заботу, не должны навязывать больному свои верования и вероучения, сам больной человек должен иметь свободу задавать вопросы на духовные темы или отказаться от подобного разговора.

Для организации паллиативной помощи и заботы в церкви можно организовать команды по уходу за больными на дому или в больницах. Для осуществления качественной и эффективной заботы необходимо близкое сотрудничество с медицинскими работниками, социальными службами и другими специалистами, чтобы больному могла быть оказана помощь во всех ее аспектах. Паллиативной помощи и заботе очень важно также обучать родственников больного, которые находятся с ним в последние недели жизни.

История Церкви полна примеров того, как христиане открывали больницы, хосписы и оказывали помощь больным и умирающим людям. Церкви во многих странах мира являются до сих пор главными организаторами хосписов, которые помогают людям уходить из этого мира в атмосфере любви и человеческого достоинства, когда медицина перед болезнью уже бессильна.

Для организации служения ухода за больными людьми необходимо обучение навыкам ухода за тяжело больным человеком, сестринской помощи. Данное обучение можно проводить в форме обучающих семинаров или прохождением практики в существующих христианских хосписах в России (например, в христианском хосписе в Самаре).

2.5.11. Забота о сиротах, чьи родители умерли от СПИДа, или об отказных ВИЧ-положительных детях

Забота о вдовах и сиротах была всегда сердцевиной социальной работы церкви на протяжении веков (Послание Иакова 1:27). В результате прогрессирующей эпидемии СПИДа будет увеличиваться количество детей, чьи родители будут умирать от СПИДа. В России уже сегодня тысячи отказных детей, рожденных от ВИЧ-положительных матерей, которые находятся в детских домах и инфекционных больницах в полной изоляции от окружающего общества. Этих детей лишают права на детство и на полноценную жизнь. Церковь может оказать важную помощь таким детям:

• организовать посещение детей-сирот в детских домах и инфекционных больницах;

• организовывать для ВИЧ-положительных детей программы развития, стараться интегрировать
их с другими детьми в обществе, чтобы разрушить их отчуждение, стигму, дискриминацию и отвержение;

• оказывать этим детям материальную и другую помощь, способствовать получению качественного питания;

• заниматься защитой их прав на полноценное образование, совместное с другими детьми, в общих образовательных учреждениях, их право на медицинскую помощь и на полноценную жизнь в обществе;

• мотивировать и поддерживать родителей и семьи, которые приняли решение усыновить данных детей или взять над ними опекунство.

2.6. Организация работы, по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом в сфере христианского образования

2.6.1. Академическое богословское образование

Богословские учебные заведения как высшего, так и среднего уровня подготовки должны быть задействованы в усовершенствовании работы церквей по вопросам ВИЧ/СПИДа. Необходимо разрабатывать программы специальной подготовки по этой проблематике, отдельные курсы. Тематика должна быть включена в курсы по пасторскому богословию и социальному служению каждого образовательного стандарта (1-е Послание Петра 4:10). Возможно создание программ по ВИЧ/СПИДу на уровне повышения квалификации лиц с медицинским, пасторским и богословским образованием.

2.6.2. Специальная подготовка пасторов и членов церкви

Информация по проблематике ВИЧ/СПИДа должна быть изложена простым языком и быть доступной всем пасторам, в том числе и тем из них, кто не имеет высшего богословского или медицинского образования. Высшие и средние богословские учебные заведения создают соответствующие курсы и программы подготовки служителей церквей и миссий, всех верующих. Такие курсы действуют вне лицензированных стандартов обучения и должны быть доступны на бесплатной основе (Послание к Колоссянам 4:6). Возможна организация подобных программ на базе специализированных миссий и служений, а также региональных объединений церквей с обязательным участием специалистов. Рекомендуется проводить конференции и семинары для пасторов руководителей реабилитационных центров, тюремных капелланов, социальных работников, учителей воскресных школ и молодежных служителей по вопросам, связанных с ВИЧ/СПИДом, и по специфическим вопросам работы с ВИЧ-положительными людьми.

2.6.3. Внутрицерковное обучение на уровне поместной церкви

Члены церквей, как благовестники, по преимуществу призваны нести спасительную весть Христа в контексте меняющихся исторических обстоятельств. Актуальная проблематика ВИЧ/СПИДа ставит специфические антропологические вопросы и должна быть мудро внедрена в практику благовестия. По сути, эти вопросы не требуют своего обязательного присутствия на уровне проповеди, однако должны быть раскрыты в иных формах церковного созидания (Евангелие от Maтфея 25:40). В церквях могут действовать специальные семинары, включающие эти темы. Проповедники и руководители группового изучения Библии должны быть способны делать экзегетические выводы по вопросам ВИЧ/СПИДа. Необходимо противодействие всем формам дискриминации ВИЧ-положительных как на теоретическом уровне пасторского богословия, так и в практическом служении в проповеди и во внутрицерковной жизни. Церквям рекомендуется проводить обучающие семинары по вопросам ВИЧ/СПИДа, подготовки к браку, репродуктивного здоровья, супружеских взаимоотношений, включающих вопросы интимной жизни супругов и на другие темы, отвечающие на нужды прихожан.

2.7. Организация работы по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом в христианских общественных организациях

Цель миссионерских организаций способствовать обращению людей ко Христу. Подобное служение подразумевает достаточную степень компетенции в социальных вопросах, с которыми неразрывно связана благовестническая практика (Евангелие от Марка 6:12). Будучи, по сути, специальными организациями, миссии имеют возможность отбирать сотрудников необходимой квалификации. Таким образом, проблематика ВИЧ/СПИДа должна находить свое отражение в деятельности специалистов миссионерских и общественных организаций, в развитии структур, способных обеспечивать решение специфических вопросов, которые возникают в благовестнической деятельности в связи с проблематикой ВИЧ/СПИДа (Евангелие от Матфея 9:35-36).

Возможно создание христианских организаций, содержанием работы которых будет профилактика и борьба с ВИЧ/СПИДом. Необходимость создания подобных организаций и служений нужно оценивать, привлекая экспертов (Притчи 15:22). Специализированные христианские СПИД-сервисные организации могут иметь в своем штате специалистов с богословской, социальной и медицинской подготовкой. Эти организации могут способствовать решению просветительских и прочих задач, обеспечивать церковные структуры необходимыми, преимущественно концептуальными ресурсами в духе настоящей Концепции (Послание Иакова 2:14-16).

 

3. Гуманитарное сотрудничество с внецерковными структурами

3.1. Нравственное воспитание общества как идеологии служения

Корень и источник эпидемии СПИДа христиане усматривают главным образом в нравственном кризисе общества, в умножении греха и беззакония, в разрушении фундаментальных этических ценностей. Необходимо последовательно проводить работу по нравственному воспитанию как в контексте совместного социального служения, так и в разработке и реализации программ, непосредственно направленных на изменение общественной нравственности и общественных ценностей в христианском духе. Просветительские программы, но ВИЧ/СПИДу, в которых участвуют церкви, должны включать это направление (2-я Паралипоменон 9:7).

Непосредственным   результатом   христианского социального служения должен стать духовно-нравственный рост как отдельных верующих, так и целых церквей, миссий, а также преобразование окружающего общества (Послание к Колоссянам 1:10). Все это будет способствовать переосмыслению места и роли Церкви в современном российском обществе.

3.2. Социальное партнерство

Сознавая социальную ответственность Церкви, церкви РОСХВЕ стремятся найти свое особое место в становлении гражданского общества. Церкви и миссии, инициируя разного рода социальные программы, поддерживая своими ресурсами работу по вопросам ВИЧ/СПИДа, способны стать в этом процессе особым фактором. Признавая чрезвычайную важность этой проблемы в целом, необходимо отметить, что проблема ВИЧ/СПИДа, как и многие другие вопросы социальной жизни, вызывает неоднозначные реакции в среде верующих. В связи с этим широкое ознакомление церковных структур с конкретными проектами должно предшествовать их вовлечению в эти проекты. Только тогда церкви смогут создавать соответствующие служения, направленные на проблематику ВИЧ/СПИДа. Все это требует активного участия подготовленных верующих и консультаций со специалистами.

3.3. Участие в государственных программах

Сотрудничество в противодействии распространению ВИЧ/СПИДа, в частности в сфере профилактики, должно реализовываться на основе подлинного этического консенсуса с учетом мнения всех здоровых сил общества. Это означает недопустимость насильного навязывания чуждых традиционной нравственности подходов и программ, а также упрощенческих схем, как например, вульгарную пропаганду и раздачу презервативов несовершеннолетним детям без согласия их родителей. Профилактические программы, затрагивающие интимные области жизни, должны проводиться с согласия родителей, которые несут перед Богом и обществом основную ответственность за вопросы воспитания своих детей.

Подготовка идеологического обеспечения работы государственных структур на всех уровнях требует подключения к ней церковных деятелей. Уровень вовлеченности церквей и миссий в такую работу во многом определяется приемлемостью для них существующих принципов, закладываемых в основу социальных проектов. При неопределенности этих позиций церковное участие должно быть, в частности, направлено на внедрение христианских принципов в решении проблем ВИЧ/СПИДа (Притчи 4:13-22; 2-е Послание к Тимофею 4:1-5). РОСХВЕ полагает, что при разработке и осуществлении профилактических программ необходимо руководствоваться следующими принципами и целями:

а) акцент в профилактике ВИЧ/СПИДа должен быть сделан на воспитании подрастающего поколения в духе традиционных нравственных ценностей;

б) следует особое внимание уделять укреплению в сознании россиян центрального значения семьи и связанных с нею ценностей, таких как преданность супругов и ответственное родительство;

в) в воспитательной работе должно осуществляться формирование мотиваций и установок на здоровый образ жизни, недопущение рискованного поведения, включая употребление алкоголя и наркотических средств, до- и внебрачных половых связей;

г) эфирные СМИ, Интернет, печатные издания, являясь важным воспитательным средством, призваны строить свою деятельность на твердых этических и гражданских основаниях, внося свой вклад в укрепление общественной нравственности, личной и социальной ответственности, гражданской солидарности.

Следует решительно ограничить распространение через СМИ образцов антиобщественного поведения, таких как насилие, потребление алкоголя и наркотиков, беспорядочные половые связи и порнографии, ограничить пропаганду сексуального поведения, которое подрывает институт семьи и родительства (гомосексуализма, трансексуализма, педофилии, скотоложства, и других извращенных сексуальных практик, которые Библия называет греховными и неприемлемыми). Необходимо всячески укреплять в обществе социальную ответственность и солидарность, включая заботу о больных, стариках.

3.4. Освещение проблематики ВИЧ/СПИДа в средствах массовой информации

Работа, в которую могут быть вовлечены церкви, миссии и служения РОСХВЕ по вопросам ВИЧ/СПИДа, должна быть должным образом освещена. Позиция Союза, представленная в настоящей Концепции,
а также в документах и программах, направленных на ее развитие, должна быть доступна широким слоям населения в виде публикаций, пояснений и интервью на актуальные темы. Соответствующее информационное обеспечение будут осуществлять представители РОСХВЕ и уполномоченные организации. Необходимо публиковать материалы по проблеме ВИЧ/СПИДа, рассчитанные на различные целевые группы:

1. Широкий спектр просветительско-евангелизационных материалов.

2. Учебные пособия для пасторов по организации внутрицерковной работы.

3. Издания для руководящих специалистов и организаторов служения (Притчи 5:22-23; 9:9).

Действующие миссии и служения должны доносить информацию о своей работе до церковного сообщества,
а также представлять свое служение в СМИ по общему и данному направлению.

Заключение

В России одним из серьезнейших вызовов времени является прогрессирование социальных заболеваний,
в том числе и ВИЧ/СПИДа, возникающих в результате воздействия неблагоприятных социально-экономических и социально-политических условий, которые повлекли за собой упадок нравственности и деградацию личности и общества.

Протестантская церковь стремится внести свой вклад в нравственное исцеление общества. Она черпает свои силы и возможности в благодати Иисуса Христа, что проявляется в реальных делах. Духовные основы нашего служения стоят на незыблемых библейских принципах, а претворение их в жизнь
есть стратегическая задача, возложенная на нас Богом. Церковь обращается к душе человека, заботясь
о воцарении в ней мира и любви к Богу, себе и ближнему. Именно эта любовь изменяет морально-нравственные ценности и идеалы общества.

Публикуя этот документ, мы заявляем о своей позиции и отношении к проблемам, связанным с ВИЧ/СПИДом. Союз декларирует, что христиане и граждане ответственны перед обществом за созидание духовно и физически здоровой личности.

Концепция Союза не претендует на всесторонний охват и проработку специфических аспектов проблемы ВИЧ/СПИДа. Данная концепция дает общее представление о позиции церквей в отношении ВИЧ/СПИДа
и предлагает направления развития и структуризации социальной работы. Поступая таким образом, церкви следуют примеру служения Христа, которое Он предварил словами: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Евангелие от Луки 4:18).

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18

Работает на Cornerstone