Главная>Документы>Позиция РОСХВЕ...

Позиция РОСХВЕ относительно введения универсальных электронных карт

                                                                      ПРИНЯТО

                                                                        Правлением Централизованной религиозной организации 
Российский объединенный Союз 
христиан веры евангельской (пятидесятников)

                                                                           «15» июня 2015 г.

Начальствующий епископ
С.В. Ряховский

 

                                                              

Позиция Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) относительно введения универсальных электронных карт

 

Перспектива введения универсальной электронной карты (УЭК), а также других электронных средств учета вызывает беспокойство у некоторой части Церкви, поскольку христиане опасаются, что эта технология – последний шаг к нанесению «метки зверя», без которой никто не сможет «ни покупать, ни продавать» (Отк. 13:16-18). В этой связи Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (далее – Союз) считает необходимым заявить свою позицию по этому вопросу.

*   *   *   *   *   *   *

 

Опасения христиан понятны. Действительно, современные технологии уже сейчас позволяют поместить в микрочип всю информацию о человеке: наши паспортные данные, «антропометрический паспорт», состояние наших банковских счетов, задолженность по уплате налогов и штрафов, информация о состоянии нашего здоровья и многое другое может быть сведено в одну базу данных и записано на небольшую пластиковую карту. С одной стороны, это может быть большим благом, поскольку позволит более своевременно оказывать медицинскую помощь и избавит нас от утомительной бумажной волокиты с бесконечным посещением учреждений, чтобы получить нужную справку. С другой – ставит новые вопросы и, в первую очередь, вопрос защищенности наших данных, причем не только от преступников. Обязан ли я, как гражданин, предоставлять государству все данные, или я могу выбрать, какую именно информацию о себе я хочу сохранить в тайне?

Вопрос неприкосновенности личной жизни в таком мире открывается с новой, неожиданной перспективы. Одновременно с этим происходит еще один важный процесс. «Электронные деньги» все больше вытесняют бумажные. Электронные способы расчета также избавляют от множества проблем: нет нужды иметь с собой наличную сумму (которую могут и украсть), не нужно менять валюту при поездке в другую страну.
А совмещение на одной карте и личных данных, и наших банковских счетов позволяет избавиться от множества лишних документов. Но если сделать еще один шаг и наносить чип не на карту, а на тело, мы получаем буквальное исполнение пророчества Иоанна: без этой метки никто не сможет ни покупать, ни продавать. И современные технологии действительно позволяют реализовать такую возможность! Но действительно ли именно об этом написано в книге Откровения?

Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно разобраться, что такое универсальная электронная карта. Универсальная электронная карта (УЭК) — российская пластиковая карта, объединяющая в себе идентификационное и платёжное средство. УЭК позволяет дистанционно заказать, оплатить и получить государственные услуги, заменяет медицинский полис и страховое пенсионное свидетельство, объединяя на одной карте одновременно идентификационную карту, электронный кошелёк, банковскую карту, электронную подпись, проездной билет. Надо отметить, что многие из этих функций уже реализованы, но пока требуют множества различных документов. Введение УЭК позволит упорядочить эти сервисы и облегчить гражданам доступ к ним.

Отдельно стоит отметить, что «электронные паспорта» (ID-карта) уже довольно давно используются во многих странах, в частности, в Евросоюзе, Израиле, Саудовской Аравии и некоторых других. Во многих странах введены биометрические паспорта как в привычном бумажном формате, так и в форме электронной карты. Некоторые из ID-карт могут использоваться и как платежное средство. Таким образом, Россия – не первое государство, которое движется в этом направлении. Христиане в этих странах не рассматривают ID-карты и антропометрические паспорта как угрозу.

Вернемся к вопросу о том, что говорит Слово Божье о «начертании зверя».

«Начертание зверя»: библейский и исторический анализ.

Прежде всего, надо учитывать особенности библейских пророчеств, которые в полной мере справедливы и в отношении и той части пророчеств, которые говорят об антихристе и «начертании зверя».

Во-первых, пророчества – это не предсказания о будущем, а указание на Вечное. А потому неверно ожидать от библейских текстов детального описания будущих событий. Через пророчества Бог открывает нам свои вечные принципы, которые применимы в любых исторических условиях, следуя которым Божий народ сможет сохранить верность Господу. Именно с этой перспективы нужно рассматривать все библейские тексты.

Во-вторых, пророчества всегда неполны, потому нельзя пытаться по пророчествам выстроить целостную картину будущего: Бог не открывает множества важных деталей. Попытка выстроить целостную картину неизменно приводит к «вчитыванию» в текст того, чего в тексте нет. Именно в этом была ошибка фарисеев времен Христа: они «достроили» пророчества о Мессии своими представлениями, а в результате не узнали Его, когда Он пришел. Нечто подобное происходит и сегодня: люди пытаются «вычислить», как и когда должно произойти второе Пришествие, при этом упуская действительно важные свидетельства Его посещения.

В-третьих, почти всегда пророчества исполняются несколько раз. С одной стороны, это объясняется тем, что через пророчество Бог открывает Свои вечные принципы и замыслы. Потому нет ничего удивительного, что в разные времена и в разных культурах мы наблюдаем очень похожие события Божьих судов и Его спасающей милости. Но с другой – частичное исполнение пророчеств в истории помогает нам лучше понять, как эти же пророчества исполнятся в конце времен.

Применение этих принципов к пророчествам о «начертании зверя» показывает следующее:

Писание предостерегает нас не против новых технологий, а против отречения от Христа и поклонения антихристу (Откр. 13:1-18). Именно на это указывают все тексты Писания, относящиеся к последнему времени, и книга Откровения в частности. Технологии сами по себе амбивалентны и могут служить как добру, так и злу. Технологически человечество действительно имеет сегодня возможность нанесения чипа на тело человека, чтобы заменить этим все документы и деньги, но нанесение чипа само по себе еще не означает принятие «начертания зверя». Чтобы принять число зверя, согласно книге Откровения, необходимо поклониться зверю или образу его: Откр. 13:11-17. Из истории известно, какие события послужили прообразами для этого текста.

Еще до Рождества Христова Антиох IV Эпифан, один из царей династии Селевкидов, задумал искоренить иудаизм. Он осквернил Храм и принуждал иудеев приносить жертвы Зевсу. Тем, кто поддавался, выдавали особую грамоту или ставили отметку на руку. Людей без такой отметки казнили, потому они не могли появляться на рынке: не могли «покупать и продавать». Эта история – часть борьбы израильского народа за свою землю и свою веру, и она была хорошо известна апостолу Иоанну.

Вторая, очень похожая, история имела место уже во время жизни самого апостола Иоанна, когда в Малой Азии широко практиковался культ императора. Каждый житель должен был раз в год совершить акт поклонения императору, после чего он тоже получал «знак», свидетельствующий о благонадежности. И мог спокойно участвовать в экономической деятельности – «покупать и продавать».

Следует ожидать, что последнее искушение народа Божьего также будет связано с актом сознательного поклонения антихристу. Важно понимать, что поклонение не бывает «случайным» или «по неведению».
Это всегда – осознанное действие. Каждый будет поставлен перед выбором: остаться верным Господу или отречься от Него. И Писание, и история Церкви свидетельствует, что сделать такой выбор будет очень непросто. Вот почему Слово Божье предупреждает нас о том, что однажды нам придется сдавать этот экзамен.

И потому мы уже сейчас должны готовить себя к тому, чтобы пройти это испытание с честью.

Призвание Церкви – свидетельствовать о Господе и укреплять народ Божий в вере, чтобы «в день злой мы могли, все преодолев, устоять» (Ефес. 6:13). Борьба против электронных карт и других технологий – опасное искушение, поскольку отвлекает внимание христиан от своей подлинной миссии и вынуждает тратить силы и время на ложные цели. Подлинную опасность представляют не технологии, а наше "теплое" отношение к вере, моральный релятивизм, неумение слышать Бога и неготовность следовать за Христом. Отвлекаясь же на борьбу с технологиями, мы рискуем не заметить реальных угроз, поскольку дух антихриста уже действует и в мире, и, к сожалению, в Церкви.

Дух антихриста и наше время.

Слова Писания свидетельствуют нам, что дух антихриста уже действует в мире (1 Ин. 2:18; 4:3).
Мы должны уметь различать эти проявления в современном нам обществе, чтобы противостать соблазну и сохранить верность Христу. При этом мы должны помнить, что само понятие «антихрист» означает «вместо Христа». Иными словами, речь идет о попытке предложить иной путь спасения, о стремлении решить проблемы человечества помимо Бога и Его искупительной работы в Иисусе Христе.

Что сегодня мы можем выделить, как проявление духа антихриста?

Во-первых, как и во все времена, продолжаются попытки расшатать основание христианской веры – откровение об Иисусе Христе как Сыне Божьем. Иисуса по-прежнему стараются поместить среди других «богов» и «спасителей» как одного из многих. Будем помнить, что все это уже было и в первом веке (см. Мтф. 16:13-14; 1 Кор. 8:5-6) и на протяжении всей истории христианства. И через все эти века звучит обращенным призыв «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 3) и помнить, что «отвергающий Сына не имеет и Отца» (1 Ин. 2:22-23). Исповедание апостолом Петром Иисуса как Сына Божьего и обетование, которое следует за этим исповеданием (Мтф. 16:15-19), есть краеугольный камень, на котором основана вера Церкви. И пока мы тверды в своем уповании, мы можем рассчитывать на Его обещание: врата ада нас не одолеют!

Исповедание Иисуса Христа Сыном Божьим означает не просто согласие с вероучительными формулами Церкви, но полное посвящение Христу, подчинение следованию за Ним всей своей жизни. Следование за Христом означает, что вся моя жизнь посвящена распространению Евангелия о Царстве Божьем – словом
и делом. Это, в свою очередь, означает жизнь в любви, которая выражается в деятельном служении ближнему и прощении по отношению к врагам. Следование за Христом требует жертвенности: готовности отказаться от комфорта, от каких-то удовольствий ради служения Богу и ближнему ради того, чтобы принести еще кому-то Радостную Весть. А иногда это означает мученичество, и мы должны быть готовы к этому! Любое снижение этих требований есть уже уступка духу антихриста.

Во-вторых, дух антихриста всегда подвергает сомнению Божьи заповеди (Откр. 12:7). Стремление отвергнуть абсолютные моральные ориентиры (а тем самым – и Бога как Законодателя) сопровождает человечество на протяжении всей истории. Критика библейских стандартов семейных отношений, сексуальности, уважения чужого имущества и других заповедей – не новость для Церкви. И нас не должно смущать, что сегодня эта критика выглядит «научно обоснованно». Критики исчезают, но Церковь Христова стоит, опираясь на слова Писания: «… познал Господь Своих и да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2 Тим. 2:19).

Противостать духу антихриста сегодня – это, прежде всего, собственным примером показывать высокий нравственный стандарт во всем (1 Пет. 2:11-12). Христианский брак должен быть примером верности и любви друг ко другу: отношение к разводу как возможному «решению» семейных проблем есть уступка духу антихриста! Христиане должны являть образец трудовой этики и чистоплотности в финансовых вопросах. Особое внимание стоит обратить на грехи уст: сплетни и пустословие могут быть более разрушительны, чем самые суровые гонения (Мтф. 15:11-20; Ефес. 4:29).

В-третьих, действие духа антихриста всегда захватывает экономическую сферу. Не случайно Откровение говорит нам о невозможности «покупать и продавать» для тех, кто не поклонится зверю. Исключение людей из экономики означает невозможность получить необходимое для жизни. Сегодня мы повсеместно наблюдаем, как множество людей на земле лишаются самого необходимого в результате войн, этнических и религиозных конфликтов, а также по причине несправедливого распределения общественного богатства. И это – в то время, когда человечество впервые может решить проблему обеспечения всех жителей земли! Поддержка такого положения вещей есть согласие с духом антихриста. Коррупция (мздоимство), сверхпотребление и показная роскошь, несправедливость оплаты труда и присвоение общественных богатств (в том числе, природной ренты) – вот проявления духа антихриста в современной экономике.

Церковь не может изменить сложившуюся экономическую систему. Но это не означает, что христиане вообще ничего не могут изменить. Прежде всего, мы должны различать действие духа антихриста в экономической сфере и противостоять его соблазнам. В частности, это означает умеренность в потреблении и помощь неимущим, отказ от деятельности, связанной с эксплуатацией человеческих слабостей и пороков либо с «продажей воздуха». Последовательная позиция многих христиан может переломить ситуацию и привести к созданию более библейской экономической модели.

Четвертое: дух антихриста и государственная власть. «Зверь» из книги Откровение символизирует именно государственную власть. Иоанн использует образы книги Даниила для описания борьбы Римской империи против Церкви, а также как пророческое предупреждение и государству, и Церкви. Это, конечно, не означает, что государство по самой своей природе есть проявление духа антихриста. Напротив, Писание свидетельствует, что сам институт государственной власти есть Божье установление (Рим. 13:1-5) и призывает христиан особо молиться именно за государственных деятелей (1 Тим. 2:1-2). Но Слово Божье предупреждает, что при определенных условиях государство может переродиться в «зверя». Прежде всего, эта опасность возникает тогда, когда государство выходит за рамки своих функций (наказывать преступников и поощрять делающих добро – см. Рим. 13:3-4; 1 Пет. 2:13-14), подчиняя себе все сферы общественной жизни, становится тотальным. Такое происходит, когда решение проблем общества видится исключительно через механизм государственной власти. Фактически государство начинает рассматриваться как спаситель (именно этот титул носил и римский император).

Церковь не может и не должна избегать контактов с государственной властью, поскольку призвана осолять все сферы жизни общества. Но слишком близкие отношения между государством и Церковью опасны и для Церкви, и для государства. Церковь не должна поддаваться соблазну использования силы государства для поддержки своего служения. И тем более – искушению близости к власть имущим. Необходима определенная дистанция по отношению к власти, чтобы продолжать молиться за людей, облеченных властью, и иметь возможность из пророческой позиции судить власть и ее действия.

 

*   *   *   *   *   *   *

Это лишь некоторые, возможно, наиболее значимые из проявлений духа антихриста в наше время.
Но мы верим, что Церковь есть Тело Христово, и Дух Божий присутствует и действует среди нас.
Мы верим, что Бог не только дает нам способность различать дух антихриста и противостоять его действиям, но и, прежде всего, нести нашему миру Радостную Весть о спасении в Иисусе Христе. И мы молимся, чтобы каждый христианин был исполнен Святого Духа и всей своей жизнью свидетельствовал о Воскресении Господа нашего Иисуса Христа!

Другие документы

© 2006—2017. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: (499) 110-3714, факс: (499) 110-3714  |  Адрес: г. Москва, пр. Андропова, д.18, корп. 1, оф. 538

Работает на Cornerstone