Главная>Документы>О заблуждении...

О заблуждении «учения о возвращении к еврейским корням Церкви» (Приложение №1 к Позиции относительно производящих разделения и споры)

                                                                              ПРИНЯТО

                                                                              Духовным Советом

Российского объединенного Союза

христиан веры евангельской (пятидесятников)

«15» июня 2015 г.

Начальствующий епископ
С.В. Ряховский

 

 

О заблуждении «учения о возвращении к еврейским корням Церкви»

 

Приложение №1 к Позиции Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) относительно производящих разделения и споры

Данным документом Духовный Совет Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (далее – Духовный Совет), заявляет свою позицию относительно «учения о возвращении
к еврейским корням Церкви», которое получило распространение в некоторых церквях нашего Союза, а также в других объединениях евангельских церквей.

Характерные особенности данного учения

На сегодняшний день данное учение не имеет ни названия, ни определенных вероучительных документов,
никакой бы то ни было организационной структуры. Скорее, можно говорить об определенной тенденции, которая имеет место в некоторых церквях. Потому название «учения о возвращении к еврейским корням Церкви» носит условный характер и подчеркивает лишь некоторые характерные особенности данной тенденции. Можно выделить следующие характерные особенности этого учения.

Необходимость соблюдения христианами закона Моисеева

Сторонники данного учения настаивают на необходимости (в более мягкой формулировке – желательности) соблюдения христианами закона Моисея. Прежде всего, это выражается в различении чистой и нечистой пищи и утверждении важности соблюдения субботы как дня для Господа. Но в действительности, речь идет именно о соблюдении всего закона. В качестве основания такого подхода приводятся слова Писания, что закон есть вечное установление (1 Пар. 16:17) и, поскольку язычники взяты от дикой маслины и привиты к Израилю (Рим. 11:16-17), то это установление распространяется и на христиан из язычников.

Критика христианских праздников и соблюдение праздников Ветхого Завета

Выше уже отмечалось, что сторонники данной точки зрения настаивают на необходимости соблюдения субботы как дня, посвященного Господу, в связи с чем резко критикуется христианская традиция воскресных богослужений, подчеркивается, что изначально первый день недели почитали именно язычники, а потому проведение богослужений в воскресенье – уступка язычеству со стороны Церкви.

Как правило, критика распространяется и на другие христианские праздники, особенно на Рождество. Критика основана на следующих фактах:

  1. отсутствие в Писании указаний на необходимость празднования дня рождения в принципе и дня рождения Мессии в частности;
  2. довольно позднее установление традиции празднования Рождества;
  3. установление в качестве даты Рождества дня зимнего солнцестояния и замены этим праздником языческих сатурналий;
  4. использование языческих символов в праздновании Рождества.

Иными словами, утверждается, что Рождество, по сути своей, есть языческий праздник, лишь слегка прикрытый христианскими «одеждами».

Вместо празднования праздников, которые не установлены прямо в Писании, сторонники данного учения настаивают на праздновании «праздников Господних», которые прямо заповеданы Господом: Пасха, Пятидесятница и Кущи. При этом нередки случаи, когда и Пасха, и Пятидесятница празднуются именно как иудейские праздники почти без указания на их христианское содержание.

Увлечение иудейским подходом к толкованию Писания

Сторонники данного учения считают, что Церковь на протяжении своей истории слишком много заимствовала из языческой философии, стараясь превратить последнюю в «служанку богословия». Но в результате, с точки зрения сторонников данного учения, Церковь утратила способность к верному толкованию Писания, заменив Слово Божье учениями человеческими. А потому Церкви нужно обратиться к тем, кто сохранил неповрежденной традицию толкования Слова Божьего, т. е. к учителям Израиля, к раввинам. Именно еврейское толкование Писания считается эталоном.

В ряде случаев – критика учения о Троице

Некоторые сторонники данного учения считают, что учения о Божественности Иисуса Христа и о Троице – это яркие примеры того, как языческая философия взяла верх над библейским откровением и отвергают их как ложные и оскорбительные для Бога. Хотя столь радикальный взгляд встречается не часто, надо признать, что это наиболее последовательный вывод из предыдущих тезисов!

Позиция Церкви по отношению к Израилю

Евреи – избранный народ Божий

Бог избрал Авраама и произвел от него великий народ, чтобы этот народ был свидетелем другим людям о Едином Боге. Бог сказал об этой миссии народа Завета с самого начала (Быт. 12:3). Это слово исполнилось сначала в Израиле как народе (см. Втор. 4:6-8 и Рим. 9:4-5). Свидетельство Израиля о Боге, Творце неба и земли, это закон, в котором дан образец того, Кто есть Бог, и чего Он ожидает от человека, Священное Писание – все мы до сих пор живы благодаря тому благословению, которое пришло в мир через народ Авраама, Исаака и Иакова. Наконец, это благословение нашло свое завершение через рождение в Израиле Иисуса Христа – Мессии Израиля и Спасителя мира. 

При этом пророки Израиля неоднократно подчеркивали, что кровное родство с Авраамом, принадлежность Израилю по плоти – это возможность, а не гарантия избранности. Пророческая традиция говорит о «святом остатке», который и есть подлинный Израиль (см. Ис. 6:9-13; 10:20-22; Иер. 23:3; Иез. 5:1-4; Зах. 13:8-9). Эта же мысль подтверждена и в Новом Завете (Лк. 13:28; Рим. 9:6-8). Иными словами, подлинный Израиль, согласно пророческой традиции, это люди, верные Завету с Господом, те, кто ходит путями Божьими и исполняет Его волю.

Иисус пришел, прежде всего, как Мессия Израиля

Воплощение Сына Божьего могло произойти только среди народа, который знает Бога. Матерью Иисуса (Иешуа) была еврейская девушка Мария (Мариам). На восьмой день Иисус был обрезан и тем самым стал частью народа Завета. Он вырос среди евреев, был воспитан в еврейской культуре, говорил на арамейском языке. Он был наставлен в Законе Моисея, соблюдал еврейские праздники и традиции.

В Своем служении Он исполняет пророчества Ветхого Завета о Мессии. Его проповедь была обращена именно к евреям (Мтф. 15:24); посылая на проповедь Своих учеников Он запрещает им идти к самарянам и язычникам (Мтф. 10:5-6). Иными словами, Он действует именно как обетованный Мессия Израилев. Надо отметить, что служение Иисуса не соответствовало ожиданиям евреев, как должен действовать Мессия. Вместо того, чтобы освободить народ Израиля от угнетателей, Он проповедовал о покаянии и необходимости примирения с Богом (собственно, об этом начал говорить еще Иоанн Креститель), что свидетельствует, что Израиль находился далеко не в том состоянии, которого ожидал от Своего народа Господь. Отвержение служения Христа и Его распятие еще более свидетельствует об отступничестве Израиля от Бога, о чем (уже после Воскресения) говорят и апостолы (см. 1 Фес. 2:14-16; Рим. 9:30-10:3; Откр. 2:9).

Одновременно важно отметить, что пророчества о Мессии говорят о Нем не только как о Царе Израиля, но и как о Спасителе других народов (Ис. 42:6; 49:6). Иисус пришел как Мессия Израиля, но также – и как Спаситель мира. Это очень точно соответствует миссии народа Израиля – принести благословение всем народам земли. Именно поэтому Новый Завет говорит о том, что Радостная Весть обращена «во-первых, иудеям, потом – язычникам» (Рим. 1:16). Указание «во-первых» и «потом» указывает на временную последовательность, а не на принципиальные отличия благовестия евреям от благовестия язычникам. Все люди согрешили и все нуждаются в искуплении и прощении грехов. И единственный путь, как мы можем получить прощение грехов – это вера в Иисуса Христа.

Церковь Христова родилась как еврейское мессианское движение

Ранняя Церковь целиком состоит только из евреев. Они собираются в Храме (Деян. 2:46; 5:42), соблюдают закон Моисея и традиции (Деян. 21:20-24). Первые последователи Иисуса не отделяют себя от Израиля. Скорее, они мыслят себя подлинным Израилем, тем самым святым остатком, о котором говорили пророки (см. рассуждения апостола Павла Рим. 9:6-8; 11:1-5). Вера в то, что Иисус есть обетованный Мессия, избрание Иисусом двенадцати апостолов как основание Церкви (прямая аналогия с двенадцатью патриархами – основателями Израиля) и излияние Святого Духа подтверждают уверенность первых христиан в том, что они и есть тот «святой остаток», о котором говорили пророки.

Присоединение к Церкви язычников ставит перед учениками Мессии сложный вопрос: каким образом язычники могут стать частью избранного остатка? На апостольском соборе (Деян. 15 гл.) апостолы и старейшины дают свой ответ: обрезание и исполнение закона Моисея не является необходимым для христиан из язычников, но при этом они являются полноценными членами народа Завета. Такое решение стало возможно благодаря переосмыслению представлений о том, как человек может присоединиться к «святому остатку». Фактически крещение понимается как аналог обрезания (Кол. 2:11-12), именно крещение становится видимым знаком принадлежности народу Божьему. Святой Дух внутри верующих – это новый закон, написанный на скрижалях сердца (2 Кор. 3:3; Евр. 8:10). Не случайно излияние Духа произошло в День Пятидесятницы – праздник дарования Торы. Отныне важным становится не внешнее соблюдение заповедей, а «жизнь по Духу» (Гал. 5:22-23). Тем самым формируется новое основание, на котором созидается Божий народ. Основание, которое одновременно и укоренено в пророческой традиции Израиля, и является новым прочтением этой традиции, прочтением, которое стало возможным именно в свете воплощения, смерти и воскресения Мессии. Вот почему апостол Иоанн говорит, что эта заповедь одновременно и новая, и старая, бывшая от начала (1 Ин. 2:7-8).

Евреи в массе своей отвергли Мессию

Несмотря на то, что вся ранняя Церковь состоит из евреев, несмотря на то, что многие евреи принимают Иисуса как Мессию, несмотря на заметный рост мессианской общины, Израиль, в целом, Евангелие отверг.
И произошло это задолго до того, как язычники стали составлять хоть сколько-нибудь заметную часть Церкви. Гонения на христиан в Иерусалиме (Деян. 8 гл.) начинаются тогда, когда еще нет ни одного христианина из язычников (первое обращение зафиксировано в Деян. 10). Апостол Павел также начинает проповедь Радостной Вести именно с евреев, и только в том случае, если евреи отвергали его свидетельство, он обращался к язычникам (см. Деян. 13:44-47; 19:8-10; 28:17-28). Иными словами, не язычники-христиане стали причиной того, что евреи не приняли Мессию, а напротив, Церковь стала по преимуществу языческой именно потому, что основная часть евреев отвергла Радостную Весть о Христе. Апостол Павел видит в этом тайный замысел Божий, который в полной мере раскроется только во Втором Пришествии Мессии (Рим. 11:25-32).

У Бога есть особый план в отношении Израиля

Израиль дважды отказался от Мессии – во-первых, во время земного служения Иисуса, а во-вторых, уже после Воскресения Мессии, отвергнув свидетельство Его учеников. Однако Бог не отверг Свой народ (Рим. 11:2). Израиль остается избранным народом Божьим, и Бог продолжает оставаться верным Завету с Израилем (Иер. 31:32). Божий план в отношении Израиля еще не завершен! Согласно тому, что говорит апостол Павел в указанном отрывке (Рим. 11:25-32), а также других текстов Нового Завета, Бог допустил непослушание Израиля, чтобы было еще более очевидно, что спасение – это дар благодати, а не результат человеческих заслуг, древности традиции или «особого статуса». Мы наблюдаем сегодня, как этот план разворачивается, как на наших глазах исполняются многие пророчества в отношении Израиля. И мы уверены, что Бог исполнит Свой замысел так, чтобы составить из евреев и язычников новый народ, нового человека (Еф. 2:13-16). Но мы также помним, что исполнение этого замысла необходимым образом связано с покаянием и обращением евреев к Мессии Израилеву (Зах. 12:10). Заметный рост мессианских общин, чье служение направлено на благовестие евреям – это часть исполнения Божьего замысла относительно Своего народа.

Анализ «учения о возвращении к еврейским корням Церкви»

В отношении закона Моисея

Сторонники данного учения повторяют ошибку некоторых христиан первого века, которые тоже стремились к соблюдению закона Моисея. Апостол Павел, сам в прошлом фарисей и ревностный исполнитель закона (Фил. 3:4-6) дает очень жесткую оценку этим устремлениям:

  • такие люди на самом деле не понимают, что говорит закон (1 Тим. 1:7);
  • утверждает, что это – плотские усилия (Рим. 4:1-5) и называет их непокорностью Богу (Рим. 10:3);
  • характеризует это учение «иным благовествованием» и «искажением благовествования Христова» (Гал. 1:6-7);
  • оценивает это стремление как отпадение от благодати (Гал. 5:4). Новый Завет открывает, в чем состоит истинный смысл Закона.
  1. Закон указывает на грех (Рим. 3:19-20; Евр. 10:1-3). Хотя сам по себе Закон свидетельствует о Боге и Его требованиях к человеку, в силу своей греховности человек не в силах исполнить справедливые требования Закона. Тем самым Закон обнаруживает и обличает наше неправедное состояние перед Богом (Рим. 7:5; 7-11). Сторонники же «учения о возвращении к еврейским корням Церкви» считают, что благодаря исполнению Закона можно обрести праведность перед Богом, иными словами, утверждают прямо противоположное учению Нового Завета.
  2. Закон сохранял Израиль от разложения (Гал. 3:19-23). Благодаря регламентации всех сторон общественной и частной жизни закон Моисея препятствовал смешению евреев с другими народами, а потому сохранял его как народ, свидетельствующий о Едином Боге.
  3. Оба предыдущие пункта указывают на главную цель Закона – приведение человека к Христу (Ин. 5:39; Гал. 3:24). Ритуалы и жертвы, разделение на чистое и нечистое, история Израиля и личная судьба отдельных представителей Божьего народа, наконец, пророчества о Мессии – все это нашло свое полное выражение и завершение в личности Иисуса из Назарета, Сына Божьего, Мессии Израиля и Спасителя мира (Евр. 10:1-10). Потому ап. Павел и пишет, что Христос – конец Закона (Рим. 10:4), что после того, как мы пришли к вере в Христа, мы уже не под Законом (Рим. 7:4), что для тех, кто познал Мессию, возвращение к исполнению Закона – это возвращение к «немощным и бедным вещественным началам мира» (Гал. 4:9), все равно что возвращение евреев в египетское рабство.

Именно поэтому апостолы и старейшины Церкви на соборе в Иерусалиме (Деян. 15 гл.) не стали требовать от христиан из язычников исполнения закона Моисея – ни полностью, ни частично. Указание же на необходимость соблюдения «заповедей сынов Ноя» (см. Деян. 15:20, 29) носило, скорее, культурный, а не вероучительный характер, поскольку облегчало общение христиан из евреев и христиан из язычников. Иными словами, оно было направлено на созидание единства Церкви. Современные же сторонники соблюдения Закона производят прямо противоположные действия, поскольку несут не единство, а расколы и разногласия в Тело Христа.

В отношении праздников

Новый Завет содержит немало текстов, указывающих на произвольность в соблюдении или несоблюдении тех или иных праздников (Кол. 2:16-17; Гал. 4:9-11; Рим. 14:5-6). Каждый вправе сам определить, насколько для него важно и необходимо соблюдать те или иные праздники! И это неудивительно, поскольку установление праздников есть часть Закона. А раз христиане не под Законом, то и праздники не являются обязательными для тех, кто во Христе.

Смысл праздников – не просто в исполнении того или иного установления, а в воспоминании действий Бога в истории Своего народа. Каждое празднование – это новое переживание Его спасающего действия, Его искупительного вмешательства в историю мира. Иными словами, христиане видят и в ветхозаветных праздниках указание на Христа. Тем более имеет смысл воспоминание о тех событиях, в которых Мессия был явлен не через прообразы и символы, а как воплощенное Слово! События земной жизни Иисуса из Назарета – это наиболее полное проявление спасающего действия Бога в мире. А потому установление наиболее значимых из этих событий как христианских праздников вполне укладывается в логику Священного Писания в целом и праздников Господних – в частности.

Воскресное богослужение – не замена субботы, а еженедельное воспоминание и празднование главного события истории спасения. Наш Господь воскрес в первый день недели (Мк. 16:9), а потому нет ничего странного отмечать это событие торжественным собранием церкви.

Воплощение Сына Божьего – это непосредственное вмешательство Бога в историю мира. Если мы празднуем Его действия в мире через ангелов, не тем ли более достойно празднование Его личного прихода в этот мир, чтобы стать одним из нас и принять на Себя смерть за наши грехи?

Сторонники «учения о возвращении к еврейским корням Церкви» говорят о том, что ни Рождество, ни другие христианские праздники не установлены Богом. Но и в Ветхом Завете не все праздники устанавливались непосредственно по откровению от Господа. Прямо сказано, что Пуррим установлен Мардохеем и Есфирью (Есф. 9:20-32), в канонических текстах нет указаний, как был установлен праздник Хануки. Тем не менее, никто не отвергает законность этих праздников. На каком же основании подвергается критике традиция празднования Рождества, Вознесения или других событий жизни и служения Иисуса Христа?

В отношении подхода к толкованию Писания

Сторонники «учения о возвращении к еврейским корням Церкви» настаивают на приоритете Ветхого Завета над Новым. Но апостолы и Сам Господь Иисус Христос придерживались прямо противоположного подхода: они истолковывали Ветхий Завет в свете событий воплощения, смерти и воскресения Христова (Лк. 24:25-27; 44-47; 2 Кор. 3:14-16)!

Если Писание говорит, что без встречи с Христом у человека ум еще не открыт к пониманию Слова Божьего, то как можно считать, что понимание Писания еврейскими раввинами точнее, чем толкование христианских богословов и учение Церкви?

Безусловно, документы Нового Завета несут сильный отпечаток еврейской культуры. Иначе и быть не могло,
и не только потому, что большинство авторов Нового Завета сами являются евреями. Намного более важно, что тем самым сохраняется преемственность Нового Завета с Заветом Ветхим, иными словами, сохраняется непрерывность истории спасения. В истории Церкви было немало случаев, когда эту преемственность пытались разорвать, но Церковь каждый раз успешно противостояла этим попыткам, последовательно подтверждая веру Церкви в то, что Бог, явивший Себя в Иисусе Христе – это Тот же Бог, Который действовал в истории Израиля.

А потому изучение еврейской культуры и истории имеет важнейшее значение для верного понимания Писания как Ветхого, так и Нового Заветов. Но мы при этом должны учитывать три важных фактора.

Во-первых, разницу между современным иудаизмом и еврейской культурой, и религиозными традициями первого века. За прошедшие два тысячелетия иудаизм как в культурном, так и в философском, и религиозном смысле прошел очень большой путь. Столкновения с другими религиями и культурами (в том числе –
с христианством и исламом), гонения, изменения способа организации и образа жизни еврейских общин – все это наложило значительный отпечаток на способ мыслить и толковать Писание. Конечно, мы имеем дело
с непрерывной религиозной традицией. Однако оснований считать современный иудаизм идентичным иудаизму первого века не больше, чем считать, что современные церкви достаточно точно отражают образ жизни, мысли и служения первых христианских общин. А раз так, то правомерен вопрос: насколько толкования Писания современными раввинами могут помочь нам в понимании тонкостей богословских дискуссий первого века?

Во-вторых, Новый Завет несет в себе отпечаток не только еврейской культуры. Не менее значимо влияние
и других культур, в первую очередь, эллинистической. На это указывает и язык, на котором написаны документы Нового Завета, ссылки на греческих философов, многие понятия, которыми оперируют авторы Нового Завета. Вспомним, хотя бы, концепцию Слова-Логоса, на которую опирается апостол Иоанн (Ин. 1:1-5), противопоставление «духа» и «плоти» у апостола Павла, отсылки к греческим традициям или нормам римского права.

Наконец, в-третьих, мы не должны забывать об универсальном характере Радостной Вести. Евангелие родилось в еврейской культуре, но оно с самого начала было адресовано «всем народам» (Мтф. 28:19). А потому и само христианское послание, и сообщество, которое несет это послание, с необходимостью должно было преодолеть ограничения одной культуры, чтобы быть принятым во всех народах. И принятым не как сугубо еврейский культурный феномен, а как Слово от Бога, близкое человеку любой культуры (см. 1 Кор. 9:19-23). Именно универсальный характер Радостной Вести позволяет адекватно выразить ее на языке любого народа, используя мыслительный аппарат любой культуры. Только потому и возможно исполнение Великого Поручения «научить все народы».

В отношении богословских концепций.

Мы верим, что Дух Святой действовал в Церкви на протяжении всей ее истории. В том числе Святой Дух направлял Церковь и в определении положений веры. Каждая вероучительная формула рождалась в острых дискуссиях относительно того, как Церковь верит, и какое послание она несет этому миру, и проходили процедуру соборного утверждения. Часть этих решений относилась к конкретному историческому эпизоду.
Но основные положения веры прошли испытания временем и доказали свою значимость в дискуссиях по самым разным вопросам и в различных исторических контекстах. К таким положениям, безусловно, в первую очередь нужно отнести Символ веры, в котором сформулирован догмат о Троице, и Халкидонское вероопределение о природе и воле Христа. Попытки отвергнуть эти важнейшие вероучительные формулировки свидетельствует не только о поверхностном понимании текста Священного Писания, но также и о неверии в действие Святого Духа в Теле Христовом на протяжении прошедших веков.

Оценка «учения о возвращении к еврейским корням Церкви».

На основании проведенного анализа характерных особенностей указанного учения, а также видя негативные плоды распространения данного учения в церковных общинах Союза и других протестантских конфессиях, Духовный Совет заявляет, что данное учение является опасным заблуждением. По своей сути, это возрождение учения тех лжеучителей, с которыми вел борьбу еще апостол Павел.

Мы ценим разнообразие в Теле Христовом, а потому признаем и благословляем служение мессианских общин, направленное на благовестие евреям. Мы считаем, что в контексте служения евреям определенный акцент на культурных особенностях еврейского народа необходим и оправдан (1 Кор. 9:19-23). Но мы различаем здоровое мессианское служение от идолопоклоннического отношения к еврейской культуре, которое фактически ведет к отказу от Евангелия.

Мы сознаем, что многие из тех, кто увлеклись этим заблуждением, искренне стремятся исполнить волю Божью и быть эффективными служителями Его Царства. Духовный Совет призывает всех христиан, кто попал под влияние «учения о возвращении к еврейским корням Церкви», отстать от данного заблуждения, вернуться к полноценной церковной жизни и посвятить свои дары и таланты распространению Радостной Вести о Христе среди наших сограждан, а также в других странах, словом и делом. Жатва велика, и Бог призывает вас участвовать в Его труде вместо бесплодных и суетных споров о второстепенных вещах (Тит. 3:9).

Духовный Совет призывает тех, кто своими действиями уже нанес ущерб конкретным общинам и объединениям осознать плоды своих действий и принести достойный плод покаяния, в том числе приложить все усилия для исправления причиненного вреда Телу Христову. При искреннем покаянии Бог силен направить вашу ревность по делу Божьему на созидание Царства, а не на разрушение. Молимся, чтобы Бог помог вам совершить этот мужественный поступок.

Духовный Совет заявляет о своей готовности к открытому и честному обсуждению тех сложных вопросов, которые затронуты в данном заявлении.

 

 

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18

Работает на Cornerstone