Интервью епископа Константина Бендаса в преддверии Дня народного единства

11.11.2016

Флагман: 
Константин Владимирович, прежде всего, от лица редакции благодарю Вас за то, что согласились ответить на наши вопросы по этой непростой теме. В начале месяца страна отмечает День народного единства. Несмотря на пацифистский подтекст многие воспринимают его как националистический праздник. Как Вы, в целом, относитесь к такого рода праздникам, как День победы, День народного единства и прочим?

Константин Бендас: 
Начнем с того, что День Победы – это мой праздник. Во-первых, потому что у меня есть мое любимое Отечество – Российская Федерация. Во-вторых, потому что в мировых войнах погибли мои деды. Один прадед был унтерофицером Царской Армии в Первую мировую, а другой – капитан Красной Армии – погиб во время Великой Отечественной войны в 1942-ом. Сегодня мы смотрим на защитников Отечества во всех мировых войнах одинаково. Еще один мой дед ковал победу на металлургическом заводе. С этим связана судьба, история рода, и это нельзя забыть. Мы читаем в Священном Писании о том, насколько трогательно герои Библии относились к истории своего народа, Библия неспроста наполнена многочисленными перечислениями родословных. Все это пример для нас.
Говоря про День народного единства, можно вспоминать Минина и Пожарского, православный праздник иконы Божьей Матери, которые дали формальное основание для конкретной даты. Но меня, честно говоря, устраивает само название, – я «за» единство нации и народа. Тем более, что мы читаем в Писании слова, адресованные нам как заповедь: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 2:14). Стараться – это прилагать максимум усилий. Господь говорит: «прилагай максимум усилий, чтобы иметь мир». А последствие мира и добрых отношений и есть единство. Я уже не говорю о молитве Христа в Гефсиманском саду, где Он просит Отца: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21). Это, безусловно, наш праздник.

Флагман: 
В последнее время мы видим, что прилагаются серьезные усилия по поднятию патриотического духа, причем особенно среди молодежи. Как в этих условиях должен вести себя христианин? И что есть патриотизм для верующего человека?

Константин Бендас: 
Приведу пример: однажды враждовавшие до этого Ирод и Понтий Пилат вдруг объединились против Христа. Когда повод для объединения направлен против правды, против истины, здравости и против Бога, это нехорошее единство. Это нехороший патриотизм. Мне категорически не нравится патриотизм против кого-то! Но если мы говорим о патриотизме, как о любви к своему Отечеству, уважении к своей истории, почтении своей культуры и традиций, то я «за» такой патриотизм.

Еще будучи молодым христианином призывного возраста, я хотел идти в армию. Рассуждал я следующим образом: «Господи, как Ты повелишь, пусть так и будет. Я готов служить Тебе на всяком месте». В то время у меня уже было подписано заявление на поступление в семинарию. Надо сказать, что до этого у меня случился компрессионный перелом позвоночника (четыре позвонка в грудном отделе). По молитве Господь меня исцелил. И, вот, я стою, вернее, лежу на кушетке перед комиссией. Собрался целый консилиум – хирург, травматолог и невропатолог. Они смотрят на мои снимки, на которых отчетливо виден перелом со смещением, наросты и т.д., смотрят мою выписку из истории болезни, щупают меня, проверяют и не находят подтверждения. После этого они мне задали интересный вопрос: «Молодой человек, за сколько Вы купили эту историю болезни?». Тогда я проповедовал им о Христе; они были, конечно, крайне озадачены, и написали в итоге некую промежуточную формулировку «Годен к военной службе в военное время». Впоследствии я добился того, чтобы с меня сняли диагноз. Уже прошло 25 лет, и никаких последствий того перелома я, слава Богу, не ощущаю.

В конце октября мой средний сын ушел в армию. Для него это осознанный шаг, он закончил колледж, поступил в Московскую финансово-юридическую академию, но взял академический отпуск на год, чтобы пойти в армию. Это его решение, и мы, как родители, поддерживаем его, полагая, что это есть часть нашей любви к Отечеству и желание служить своему народу.

Флагман: 
Говорит ли Библия что-то о патриотизме?

Константин Бендас:
Вся Библия наполнена патриотизмом. В Ветхом Завете мы больше читаем о том, как отстаивались земли, дома, храмы. Говоря же о Новом Завете, уместно привести слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). То есть любовь – это больше, чем просто чувства и слова, это реальные действия. Положить жизнь за других, подвергать свою жизнь опасности, возможно, смертельной.

Флагман:
Как Вы относитесь к так называемому «ура-патриотизм»у?

Константин Бендас: 
«Ура-патриотизм» это то, о чем Писание говорит «ревность не по рассуждению« (Рим.10:2). Зачастую «ура-патриотизм» рождается из внутренних комплексов, когда человек не состоялся как муж и отец, как ученый или предприниматель, и ищет, как себя применить. К сожалению, лукавый всегда подсовывает такие дешевые варианты продемонстрировать себя. Со стороны это выглядит глупо и недостойно, такие люди у меня вызывают, честно сказать, чувство жалости и ничего другого.

Флагман:
Как, по Вашему мнению, где проходит граница между патриотизмом и национализмом?

Константин Бендас:
Я бы начал с однозначного утверждения, что национализм – это грех! В книге Деяний Святых Апостолов мы читаем следующее: «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян. 17:26-27). Бог сотворил нас всех от одной крови, и попытка дискриминировать или унизить одних, и возвысить других на основании национальности есть грех. Это бунт против Божьей природы и сути творения человека. Мы все – евреи и грузины, французы и татары, русские и арабы – сотворены от одной крови. Господь говорит нам о единстве и о мире. Как нетрудно догадаться, в свою очередь лукавый стоит за разделением и ненавистью – всем тем, что является сутью и последствием национализма.
Кроме того, важно понимать, что, на самом деле, за всеми якобы национальными конфликтами стоят деньги. Писание говорит: «За все отвечает серебро», и это не шутка. В любой войне всегда есть чей-то интерес, будь то нефтяные промыслы или перераспределение других ресурсов, земель или влияния на рынках. За всеми национальными конфликтами в истории человечества стояла не просто ненависть, а корень всех зол – сребролюбие. Национализм – это просто красивая попытка оправдать войну, за которой, на самом деле, скрывается жадность и стремление к власти.

Флагман:
Основываясь на нашей беседе, верным ли будет утверждение, что национализм – это патриотизм против кого-то?

Константин Бендас:
По крайней мере, национализм зачастую рядится в маски патриотизма и пытается выдать себя за патриотизм (национальный, религиозный или какой-то иной). Если мы говорим о христианском вероучении, то оно не дает основания для национализма и превозношения. Мы читаем в посланиях Апостола Павла, что когда он видел какие-то проявления превозношения или разделения в церкви, он с болью говорил: «Разве вы не поняли Христа и сути христианства? Разве вы не поняли, что во Христе нет ни Иудея, ни Еллина, ни раба, ни свободного?». Павел говорил это Иудеям, из чьей среды вышел Мессия по плоти; грекам, чья цивилизация дала миру культуру, язык, философию; он это говорил римлянам, которым тоже было чем похвалиться – государство, армия, военная стратегия и многое другое.
У каждого народа есть чем хвалиться – будь то малый северный народ или большая нация, давшая миру рождение тысячи поэтов. В уделе каждого Господь дал свои дарования и таланты. Я довольно часто путешествую по России, мне доводится общаться с представителями малых народностей в наших церквях. Возможно, они не смогли дать миру таких деятелей, как, скажем, Л.Н. Толстой, но насколько я каждый раз поражаюсь той искренности, непосредственности и доброте, которая есть в них! Я обличаем совестью и чувствую себя с ними неполноценным, потому что мне приходится прикладывать усилия, чтобы быть одинаково открытым и радушным с любым человеком. Мы все сотворены особенными, и Господь никого не обделил Своей милостью и благодатью.

Флагман:
Как Вы считаете, стоит ли при молитве выделять свою Родину особенным образом, ведь христиане есть во всем мире и служат всему миру, не логичнее ли молиться за весь мир?

Константин Бендас:
Мы служим всему человечеству, но живем-то в конкретном городе, в конкретном дворе и доме. В Книге пророка Иеремии мы читаем следующее: «…заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу; ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (Иер.29:7). Там, где мы живем, мы должны приносить благословение. Молясь за весь мир, необходимо молиться за свою Родину, за своего Президента, за своего мэра и за своих соседей. Это наш круг ответственности.

Флагман: 
Приходилось ли Вам лично сталкиваться с патриотизмом или национализмом в церкви? Как патриотизм проявляется в Вашей жизни?

Константин Бендас:
Отчасти я ответил уже на этот вопрос. Но я могу сказать, что я всегда встаю, когда звучит гимн Российской Федерации. Я знаю слова и не стыжусь петь в любой аудитории, если для кого-то это есть проявление патриотизма. В нашем союзе (РОСХВЕ) церкви очень патриотичны в этом правильном, миролюбивом понимании слова. Уже то, что мы платим налоги и учим этому людей, само по себе говорит о патриотизме в действии.
Один из основных постулатов протестантизма – «Спасен Богом, чтобы служить людям» – и есть патриотизм. Когда я не плюю в своем подъезде и не царапаю в лифте, это патриотизм или нет? В моем подъезде, где я живу, мы открыли недавно одиннадцатую художественную выставку. Каждые пару месяцев мы вдохновляем кого-то из жильцов сделать фотовыставку или выставку детских работ, вот уже третий год практикуем «арт-подъезд». Кроме того, собираем в нашем подъезде использованные батарейки и сдаем их в пункты приема. Люди из других домов специально приносят нам батарейки. Мы не думали, конечно, что это патриотизм, но, наверное, это он и есть. В действии.

беседовала ИРИНА АРУСТАМЯН,
Главный редактор журнала «Флагман»

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18

Работает на Cornerstone