Татьяна Горбачева: На пути к самообладанию

19.12.2016

Статья руководителя отдела Образования РОСХВЕ Татьяны Горбачевой для журнала "Решение".

Для моей маленькой дочери настал счастливый миг — ей купили рыбку. Это была небольшая рыбка петушок с красивыми плавниками, переливающимися разными цветами. Она неспешно плавала в аквариуме, жила своей тихой и загадочной жизнью. Восторг от наблюдения за живым существом, от созерцания необыкновенной жизни под водой скоро сменился вопросом: хорошо ли ей жить в одиночестве? Было решено добавить петушку друзей. Продавец в зоомагазине объяснил, что петушкам-самцам подходит компания из трех самочек. Теперь у дочери в аквариуме плавали четыре рыбки. Красоты стало больше, но с этого момента на смену тихой подводной жизни пришла борьба за существование. Самец гонял самочек, те в ужасе убегали. Но, когда он спал, большие самочки преследовали меньших. Умиление сменилось переживанием, как бы кто кого не забил. От мирной подводной жизни не осталось и следа, она стала напоминать человеческие отношения. Где есть двое или трое, неизбежно появляются трения, конфликты и неприятности. Вместе с тем человек почему-то глубоко убежден, что так быть не должно, возможны иные отношения. Как научиться жить в мире? Где найти способ не реагировать силой на силу, не давать сдачи, не отвечать на грубость?

В основе правильной реакции лежит способность к самообладанию, умение успокаиваться посреди стресса, быть в мире с собой. Особенно важны эти качества для профессиональных пожарников, спасателей и врачей, постоянно работающих в критических ситуациях. Нам, обычным людям, самообладание позволит удерживать себя от негативных реакций, не портить отношения с людьми и решать конфликты спокойно, по существу. Когда мы переживаем шквал эмоций — расстроены или злимся, наш организм воспринимает ситуацию как угрозу нашей безопасности и включает инстинкты выживания. Отключается способность думать, всесторонне оценивать обстановку, приходить к лучшему решению, зато активизируются физические способности бежать или сражаться, безусловно важные в ситуации атаки, но явно неуместные в разговоре с начальством или в семейных делах. Что делать, чтобы вернуться к спокойствию и адекватно решать возникающие вопросы?

Самым важным и решающим на пути к спокойствию является способность остановиться. Среди напряжения и стресса необходимо поймать себя на неправильной реакции: я злюсь, я завожусь, или мне очень страшно, обидно или стыдно. «Гневаясь, не согрешайте» (Еф 4:26) — слова Писания признают наличие эмоциональных реакций, но призывают не переходить к ошибочному, греховному поведению. В состоянии подавленности или возбуждения человек не контролирует свои действия так, как в спокойном состоянии. Именно поэтому нельзя позволить неправильной реакции возобладать. Предостережение было высказано в адрес Каина: «И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4:8). Господствовать над своими реакциями возможно, но это требует усилий и умения. По заслугам и похвала: «Владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч 16:32).

После остановки важно выйти из конфликта или отвлечься от проблемы. Для верующего человека естественно обратиться к Богу с молитвой, поблагодарить за происходящее, пережить Его поддержку. Исцеляюще звучат слова молитвы «Отче наш»: «Да будет воля Твоя...» После молитвы обычно приходит успокоение, возвращается способность думать и разрешать сложные ситуации. В этом же ключе звучит призыв: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мк 14:38). Состояние молитвы и есть состояние спокойствия, мира, на таком основании можно плодотворно работать, встречая разные жизненные ситуации.

Сегодня в каждодневной жизненной суете все чаще возникает потребность остановить свою деятельность и успокоиться. Запрос на созерцательное размышление виден в растущей популярности занятий йогой, начинающихся с практик отрешения от чувственных переживаний и умения концентрироваться. Практика медитации сегодня ассоциируется с Востоком, хотя имеет западные корни. Это слово происходит от латинского слова meditate, что означает «размышление». В традиции западного христианства медитация издавна использовалась для духовных и молитвенных практик, она предполагала сосредоточенность на одной молитве или даже одной фразе. Молящийся погружался в размышление на определенное время, стараясь услышать главное и не обращать внимания ни на что другое. Известно молитвенное упражнение lectio divina, которое практиковали иезуиты. Оно предполагает размышление над отдельным отрывком Писания, практикуемое во исполнение заповеди Христа пребывать в Слове. Отрывок зачитывался несколько раз в неспешном темпе, чтобы человек мог выделить главное послание Господа для своей духовной жизни. В православной традиции со времен Григория Паламы широко известна молитва исихазма (греч. ´ησυχ´ια [исихия] — «спокойствие», «тишина», «уединение»), в которой человек концентрируется на переживании присутствия Бога. Протестантская традиция подчеркивает важность ежедневного чтения Библии, уединенной молитвы для благочестивой жизни. Все перечисленные молитвы-медитации давали рост духовному в человеке и позволяли ему обретать внутреннее спокойствие в Боге.

Молитва — это не только действенный способ отвлечься от проблемы, она усиливает духовное в человеке. В момент остановки мы можем сделать выбор, кем быть — человеком, повинующимся животным инстинктам выживания, или существом, созданным по образу и подобию Божьему, несущим в этот мир Его реальность, спокойствие и мудрость Вечности.

Состояние молитвы — это выход в другую реальность, иными словами, желанные для нас покой и мир могут быть привнесены лишь из мира духовного. Они неестественны в тварном мире, но сотворенному человеку возможно их достигать и переживать. Так как молитва и спокойствие принадлежат духовному миру, то достижение и пребывание в них дается нам с трудом, требует усилия воли. Но все же постоянным принятием решения в пользу выхода в духовную реальность (а не компульсивным реагированием) мы способны достичь высокого уровня владения собой. В этом случае удается разрешить ситуацию не силовыми методами, а с позиции милости и мудрости, даруемых Господом.

Автор: Татьяна Горбачёва

статья опубликована в журнале «Решение» 56 / 2016

© 2006—2017. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: (499) 110-3714, факс: (499) 110-3714  |  Адрес: г. Москва, пр. Андропова, д.18, корп. 1, оф. 538

Работает на Cornerstone