Главная>Инфоблок>Обзор СМИ>Епископ Сергей...

Епископ Сергей Ряховский для МК о Рождестве: в нашу культуру возвращается традиция великого праздника

25.12.2017

Размышления начальствующего епископа Российского объединенного союза христиан Веры Евангельской (пятидесятников) Сергея Ряховского. Опубликовано в газете «Московский Комсомолец» от 25 декабря 2017 года.

Я очень рад тому, что в нашу культуру постепенно возвращается традиция празднования Рождества. И речь даже не о том, что вот уже много лет Рождество является государственным праздником. Возможно, вы тоже заметили, что в последние годы люди стали все чаще поздравлять друг друга прежде всего с Рождеством Христовым и уже потом желать счастливого Нового года. Для многих именно Рождество является главным зимним праздником, а елка называется не новогодней, а рождественской. Возможно, кому-то покажется, что это все не так уж и важно, но лично для меня эти перемены весьма значимы.

Думаю, большинство читателей помнят, что традиция празднования в нашей стране Нового года тесно связана с борьбой большевиков против Рождества. Сначала была попытка искоренить этот праздник совсем, но когда стало ясно, что это не получается, то решили установить «светский аналог», который смог бы постепенно вытеснить церковный праздник. Самое удивительное, что новой власти пришлось сохранить всю рождественскую атрибутику: украшение елки — символа вечной жизни, традиция дарить подарки (особенно неимущим) — напоминание о дарах волхвов… Казалось бы, попытка удалась: в течение нескольких десятков лет празднование Рождества, мягко говоря, не приветствовалось. Но сегодня мы являемся свидетелями того, как все больше людей снова открывают для себя подлинный смысл этого праздника.

Когда я думаю о судьбе этого праздника в нашей стране, я вспоминаю самое первое Рождество. У царя Ирода тоже было свое видение того, что и как следует праздновать. И рождение Сына Божьего в это видение никак не вписывалось. Почему-то в таких случаях у царей и правителей редко включается рефлексия. Даже допустить саму возможность, что свои представления нужно пересмотреть, требует немалого мужества. Гораздо легче (и, кажется, эффективнее) задействовать репрессивный аппарат государства. Результат во все времена один и тот же: от таких действий правителей страдают ни в чем не повинные люди, но никакие действия земных владык не могут остановить то, что задумал Владыка Небесный.

Ирод мечтал быть основателем великой династии. Отчасти ему это удалось, но власть его потомков становилась все более слабой, призрачной, пока римляне через 70 с небольшим лет после рождения Христа (примерно столько же продержалась и советская власть!) не упразднили титул царя иудейского. В то время как владычество Христа (который и не думал претендовать на трон Ирода) все возрастала, покорив в конце концов и саму Римскую империю.

Рождество — не только великое историческое событие. В Писании Иисус назван Логосом, Словом Божьим. Иными словами, Он есть живая проповедь, а потому празднование Его рождения немыслимо вне контекста проповеди Евангелия и миссии, которую Он поручил Своим последователям.

В уходящем, 2017 году весь мир отмечал 500-летие начала Реформации, религиозно-общественного движения, в основании которого лежало требование Sola Scriptura — требование вернуться к Писанию, к Слову Божьему, и на этом основании строить свою жизнь. Не побоюсь сказать, что все лучшее, чем мы восхищаемся в европейской культуре, — результат именно этого возвращения!

Я рад тому, что постепенно и в нашей стране возрождается интерес к Библии. Повторюсь, Иисус Христос — это живое Слово Божье, а потому невозможно быть христианином, быть настоящим последователем Христа, если не знаешь Библии, если нет практики регулярного размышления над словами Священного Писания. Тем более странно слышать истории, подобные произошедшей недавно в Башкирии, когда нескольких женщин задержали за то, что они раздавали людям Новый Завет. Мне, признаться, сложно поверить, что в нашей стране человека можно задержать за то, что он безвозмездно делится с ближним Словом Божьим! В романе Достоевского «Преступление и наказание» тот момент, когда Соня Мармеладова передает Раскольникову Евангелие, становится поворотным в его судьбе. Великий русский писатель показывает на этом примере, что лежит в основе культурного кода нашего народа! Но, похоже, некоторые чиновники прочитали роман только до убийства старухи-процентщицы, посчитав, что это и есть кульминация произведения… А может, им не дают покоя «лавры» Ирода Великого?..

Наше летоисчисление не случайно берет свое начало именно с Рождества: в этом событии нашли свое отражение и красота, и трагизм человеческой истории. Дары волхвов — неожиданные, но такие своевременные для Иосифа, Марии и Младенца, с одной стороны, и жестокость Ирода — с другой. Искренняя вера Марии и восхищение пастухов составляют резкий контраст с черствостью книжников и священников, которые точно знали, где должен родиться Спаситель, но были слишком заняты, чтобы потратить два часа на дорогу до Вифлеема… Эта история повторяется снова и снова. А значит, мы тоже имеем шанс сделать свой выбор и стать свидетелями и участниками Рождественского чуда.
Для этого надо не так много. Прежде всего открыть Евангелие и вслушаться в слова Радостной Вести о рождении, служении, смерти и воскресении Спасителя. Найти время для молитвы и посещения праздничных богослужений. Изыскать возможность в эти праздничные дни посетить тех, кто проходит тяжелые времена: болеет, испытывает материальную нужду или просто одинок. Каждый, кто хоть раз это делал, знает: это самый верный путь, чтобы великая радость Рождества поселилась и в наших сердцах!

Источник: mk.ru

 

© 2006—2017. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: (499) 110-3714, факс: (499) 110-3714  |  Адрес: г. Москва, пр. Андропова, д.18, корп. 1, оф. 538

Работает на Cornerstone