Подробный репортаж о Круглом столе «Реформация против революции»

Подробный репортаж о Круглом столе «Реформация против революции»

11.11.2016

Подробный репортаж о Круглом столе «Реформация против революции»

 

 

Участники круглого стола в ОП РФ говорили о влиянии Реформации на Россию и мир.

8 ноября 2016 в Общественной палате РФ состоялся круглый стол «Реформация против революции. В преддверии празднования 500-летия Реформации».

Организатором мероприятия выступила Комиссия по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. Главным модератором выступил член Общественной палаты РФ всех созывов, Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Сергей Ряховский.

Председатель Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин, открывая круглый стол, отметил, что «Реформация была одним из крутых цивилизационных поворотов, определивших не только современную историю Европы, но и историю всего человечества». При этом, по мнению Иосифа Евгеньевича, «Все расколы были последствием внутренних противоречий. Всякий раз, когда люди обращались к смысложизненным ценностям, возникала проблема, – как поддержать мир на грани революции. Идеологическая мобилизация, вера в то, что только такой способ является правильным, всегда ставит мир на грань революции».

Епископ Сергей Ряховский, говоря о Реформации, обратил внимание участников мероприятия на то, что на Руси было принято христианство еще до его разделения на основные ветви. «Сегодня в мире есть три крупные культурообразующие христианские конфессии: самая массовая - католицизм, далее - протестантизм и православие. Все они представлены и в современной России. Протестантизм, появившийся в результате Реформации, внес свой вклад в становление Российской государственности, экономику, военное дело, медицину, географические открытия, литературу. Мы помним о том, что Владимир Даль, создавший толковый словарь русского языка, был протестантом, как и многие общественные и политические деятели, служившие на благо нашей страны», - сказал епископ. Член Общественной палаты РФ, протоиерей Всеволод Чаплин напомнил о том, что протестанты в нашей стране подвергались гонениям, но при этом не переставали быть патриотической силой:

«Мы помним, как в советские времена протестантские общины часто находились в подпольном положении и при этом не отказывались от патриотических чувств. И что самое интересное, - в конце 80-х - начале 90-х годов, когда только ленивый не кидал камни в существующую власть, многие занимались откровенной русофобией, протестанты, которые вроде бы должны были включиться в кампанию американизации и дерусификации российской жизни, этого не сделали. Они на самом деле стали проявлять патриотическую позицию и оказались даже более консервативными, чем либеральная часть православной общественности. Вот эта русскость, феномен русского протестантизма, бесспорно нуждается в изучении и в большей известности для наших западных партнеров. Мало кто знает, что русские протестанты выработали в себе за несколько столетий своего существования настоящую «русскость», а может никогда ее и не теряли».

Первый заместитель Начальствующего епископа – Управляющий делами РОСХВЕ, епископ Константин Бендас отметил как положительные, так и отрицательные стороны Реформации:

«Вклад Реформации безусловно великий и значимый, и даже секулярная богоборческая советская власть не смогла изгладить из истории сведения о ее плодах. Но, к сожалению, Реформация послужила детонатором для многих очень кровавых социальных, политических процессов. Это и христианские войны, и последовавшие буржуазные революции. Лютер всего этого не хотел. Не случайно само название «протестантизм» рождается без участия Лютера. Несмотря на это, я остаюсь приверженцем того, что нам нужна Реформация. Если мы самокритично смотрим на себя, свой быт, социум, то мы понимаем, что нуждаемся в изменениях. Если мы посмотрим выступления главы государства, всякий раз он говорит, что изменения нужны. На самом ли деле время изменилось настолько, что мы можем продвигать реформационные изменения и быть уверенными, что они не приведут к кровопролитию? Мне кажется, что да. Это зависит от того, насколько честно мы сможем проанализировать то, что было 100 лет назад, 500 лет назад. Насколько мы при любых вызовах и обстоятельствах способны оставаться христианами».

Заместитель Начальствующего епископа РОСХВЕ по Приволжскому федеральному округу, епископ Павел Рындич (г. Нижний Новгород) в своем докладе совершил исторический экскурс в прошлое и в свойственной ему оригинальной, харизматичной манере рассказал о событиях XVI века.

«Реформация принесла человечеству больше пользы, чем все революции вместе взятые. И реформировали наши предшественники, в первую очередь, не экономику или общество, а самих себя. Себя через ежедневные размышления о Слове Божием. Через молитвы на основании того же Слова.

И это принесло свои долгоиграющие результаты - стало меняться общество и все остальное вместе с ним. Не зря же Христос сказал: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6:33)», - сделал вывод епископ.

Руководитель отдела богословия РОСХВЕ, пастор Михаил Дубровский в своем выступлении сделал акцент на том, что Реформация продолжается и в современном мире: «Если мы посмотрим, что происходит в Католической церкви, то увидим тенденции к очень серьезным изменениям, близким к тому, о чем говорил Мартин Лютер. Я далек от идеализации Реформации, ведь она может перейти в революцию. Но реформация и революция – это попытка найти ответ на кризис, выбраться из состояния, к которому ты привык, когда попытка сохранить предыдущее приводит к еще большему разрушению. Мы, Россия, находимся, если не в эпицентре, но в хорошей стадии шторма, когда кризис затрагивает и экономические, и религиозные сферы. Реформационный путь является более адекватным, чем революционный, ведь революция – это попытка социального переустройства, а реформация – попытка перестройки себя. Это ключевой момент. И второй важный момент, который принесла нам Реформация, это особое отношение к труду, как к способу выражения любви к ближнему, как к самому себе».

Секретарь духовного совета РОСХВЕ, пастор Дмитрий Таранов (г. Саратов) поделился докладом на тему: «Социальное служение как инструмент Реформации»:

«Реформация для меня – явление общественное, а не какого-то отдельного народа. На Руси за 100 лет до Лютера начали звучать реформаторские тезисы. Появлялись «реформаторские» движения стригольников, нестяжателей, молокан. При Александре I молокане получили признание государства за доброе житие. Русское явление Реформации для нас не чуждо.

Складывается впечатление, что Реформация, как иммунитет в организме человека. Когда есть какое-то нарушение, поднимается температура. Когда есть проблема – Реформация помогает не подавить ее, а решать. Реформация призывала верующих перестать быть зрителями в церкви, а стать участниками. То же самое и в обществе. Я всегда говорю в церкви о социальном служении, как о социальной активности вообще. Если мы созидаем порядок вокруг себя – в подъездах, на детских площадках, в парках и так далее, это изменение личностное. Реформация - это инструмент, который помогает нам увидеть, как измениться самим, и как изменить все вокруг».

Видео – Информбюро Спектр

Текст и фото Пресс-служба РОСХВЕ

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18

Работает на Cornerstone