Главная>Инфоблок>Публикации>Епископ Виктор...

Епископ Виктор Судаков: "Мы утеряли нечто важное, и это не восполнить ни социальной работой, ни политической стратегией, ни религиозным профессионализ

13.04.2015

 

Мы выбрали его за то, что он:
- старший пастор крупнейшей общины Екатеринбурга (церковь ХВЕ «Новая жизнь»);
- возглавляет Уральский Союз Церквей Христиан Веры Евангельской;
-полномочный представитель начальствующего епископа РОСХВЕ в Свердловской области;
- закончил Русскую Христианскую Гуманитарную Академию Санкт-Петербурга по специальности «философия, антропология и религиоведение”;
- активно использует в проповедях художественные образы и всемирно известные произведения искусства;
- сделал ряд исторических программ о служителях реформации.

Начнем с искусства. В центре внимания последней Вашей проповеди была картина Дали «Христос Святого Иоанна Креста». До этого был цикл проповедей «С нами Бог» и »Три встречи с господином Пушкиным». Откуда у Вас такая любовь к искусству?
В послании к Евреям сказано: «Бог многократно и многообразно говоривший издревле в пророках…». Бог говорит много раз, и при этом — в разных образах. Яркие образы делают послание, которое эти образы несут, более запоминающимся. Поэтому я нередко использую в проповедях картины, стихи и музыкальные произведения. Цель этого — сделать евангельское послание более наглядным, а не просто приковать внимание верующих к культуре.
Конечно, в какой-то степени здесь присутствует и просветительская цель, но не это главное. Главное – проиллюстрировать библейские истины, показать их с необычной стороны. У верующих, особенно у старожилов, порой «замыливается глаз». Мы читаем в Библии хорошо известные места, и они нас уже не «цепляют». Искусство помогает раскрыть эти места по-новому, освежить свой взгляд на них. В моем подходе нет ничего необычного. Пророки ветхого завета писали в стихах, хотя синодальный перевод и не передаёт этого. Иисус Христос учил притчами. Апостол Павел в посланиях часто цитировал античных поэтов и писателей. Например, «худые сообщества развращают добрые нравы» воспринимается многими верующими как слова Павла, хотя это цитата из комедии «Таис» афинского комедиографа Менандра.

Вам нравится искусство, раз Вы это делаете?
Настоящее искусство приходит от Бога. Иисус в притче сказал, что таланты дает Господин. Через дар человека Бог может являть Себя, Свою красоту и истину. Важно уметь это услышать. И дело даже не в том, нравится мне искусство или не нравится. Мы все хотим переживать Божьи откровения, но при этом ставим границы, в которых это откровение должно быть явлено. Но Господь больше наших границ, и Его послание может прийти к нам необычным путём. 
Я иногда пытаюсь представить себя в числе израильтян во время первого пришествия Иисуса Христа. Принял бы я Его? Книжники и фарисеи ожидали прихода Мессии, но они имели определенный взгляд, как это должно произойти. Мессия же пришел не так, как они это себе представляли. Поэтому «пришел к своим, и свои Его не приняли».
Стереотипы играют с нами злую шутку. К сожалению, в церквях много стереотипов о том, как Бог может к нам говорить и нас касаться. И мы ждем этого именно таким образом. Поэтому немало придуманных откровений и наигранных прикосновений. А то, через что Бог может реально нас коснуться, оказывается за бортом нашей духовной жизни.

Как Вы считаете, может ли Бог действовать через человека, далекого от идеалов христианина?
Я никогда не мог представить, что буду использовать в качестве иллюстрации картину Сальвадора Дали «Христос святого Иоанна Креста». Почему? Потому что Дали, яркий представитель сюрреализма, был очень самовлюбленным и эксцентричным человеком. Как Господь может действовать через него? Но однажды в молитве я увидел эту картину и получил откровения о ней. Для меня самого это было неожиданностью. Уже потом, когда я изучал биографию Дали, я с удивлением обнаружил, что с середины XX века у Сальвадора Дали начался христианский период в жизни и творчестве. Он стал католиком. Эта картина стала символическим началом этого периода. До конца своих дней Дали позиционировал себя как христианин. Хотя, конечно, многие исследователи сомневаются, стал ли он настоящим верующим или это была лишь очередная его игра. Но сердце видит только Господь.

Епископ Виктор Судаков: "Мы утеряли нечто важное, и это не восполнить ни социальной работой, ни политической стратегией, ни религиозным профессионализ

Вы не боитесь, что Вас не все поймут?
Наши евангельские церкви зачастую обращаются только к определенной прослойке общества. Но в Евангелии нуждается всё общество, а не только какая-то прослойка. При всем уважении к служению бомжам, наркоманам, пьяницам и опустившимся людям, я напоминаю, что Евангелие нужно не только им, но и искусствоведам, преподавателям и профессорам. В церкви должны подниматься служители, которые могли бы обратиться к разным категориям людей. Именно таким был апостол Павел. Поэтому Бог именно через него дал нам большую часть Нового Завета. Павел говорил, что он может служить «еллинам и варварам, мудрецам и невеждам». К сожалению, сегодня подавляющее число евангельских проповедников умеют разговаривать только с «невеждами», но Слово Божье необходимо и «мудрецам». 
Более того, если мы говорим о влиянии Евангелия на общество, то именно «мудрецы» занимаются тем, что преподают в институтах, ВУЗах, обучают молодежь и влияют на будущее страны. 
Конечно, кто-то не поймет некоторые мои проповеди. Но даже в посланиях Павла современники находили нечто «неудобовразумительное». Мы должны признать, что не бывает универсальных служителей для всех. Каждый из нас – это голос к какой-то категории населения. И все вместе мы, как пазлы, составляем картину полноценного служения церкви обществу.

Ваша стратегия состоит в том, чтобы повлиять на мудрецов, чтобы те, в свою очередь, влияли на невежд?
Понимаете, я не разрабатываю это как стратегию, я просто делаю то, к чему чувствую призвание. И тут дело не в моих предпочтениях, а в Божьем руководстве. Если говорить про искусство, я очень люблю литературу и музыку, живопись же интересует меня намного меньше. Казалось бы, картины не должны фигурировать в моих проповедях. Но именно картины, чаще прочего, становятся иллюстрацией во время моих служений, поскольку в молитвах я получаю откровения о том, как библейские истины отражены в том или ином полотне. И мне ничего не остается, как принять это и передать другим. Я могу с полной ответственностью сказать, что эти послания вдохновлены Господом. 

Патриарх Кирилл недавно заявил, что «Черный квадрат» Малевича страшный, и он отражает душу самого Малевича, которая, судя по словам патриарха, тоже черная. А что вы думаете о «Черном квадрате» и Малевиче? Какие чувства он вызвал в Вас?
Я видел эту картину лишь раз, и никаких чувств во мне она не вызвала. Ни хороших, ни плохих. Всему свое время. Я помню, как, будучи подростком, впервые увидел картину «Христос святого Иоанна Креста». Она сразу привлекла мое внимание. Но сказать, что она мне понравилась или не понравилась – я не могу. И прошло немало лет, прежде чем Господь проговорил ко мне через это произведение. Есть всему свои времена, и сегодня я не могу ничего сказать ни про «Черный квадрат» Малевича, ни про высказывание патриарха Кирилла.

Патриарх также заявил, что священники должны повысить свой культурный уровень. А как думаете Вы? Должны ли священники разбираться в искусстве?
Я думаю, что каждый из нас должен заниматься тем, к чему призван. Часто говорят, что искусство обогащает душу и это, безусловно, так. Но мои проповеди, проиллюстрированные произведениями искусства, – это не просто обогащение души. Через образы, явленные нам в искусстве, Бог касается нашего духа. Именно к этому я и стремлюсь, а не просто к «окультуриванию». 
Другой же служитель вытаскивает погибающих с самого дна. И он должен использовать простые и понятные слова без витиеватостей. К каждому сердцу есть свой ключ. 

Поговорим об Украине. Вы один из немногих российских служителей, у которого взгляд на события в Украине отличается от большинства. Вам достается за это?
Я получал через интернет угрозы, но благо, что там можно оградить себя от общения с такими людьми. Хотя для меня и удивительно, что переживание за боль и слезы соседа является среди христиан взглядом, «отличающимся от большинства». Воинственные и агрессивные христиане не понимают, какого они духа. Всегда проще критиковать соседей, чем заниматься своим «домом».

Епископ Виктор Судаков: "Мы утеряли нечто важное, и это не восполнить ни социальной работой, ни политической стратегией, ни религиозным профессионализ

Как на ваши высказывания об Украине реагируют другие служители?
Реакция бывает разной. Кто-то поддерживает, кто-то нет. Но меня тревожит даже не выяснение того, кто прав, а кто нет. К сожалению, агрессия между нашими странами повлияла на отношениях между христианами Украины и России. Для меня это намного важнее, чем быть правым или неправым. Как говорил Григорий Померанц: «Стиль полемики важнее предмета полемики».
Возникает вопрос: чего мы достигли, как церковь, за 20 лет существования новой истории наших стран? Мы утверждаем, что мы не от этого мира, но в итоге получается, что мы точно так же злимся, негодуем, полны злобы, проклинаем друг друга. Я думаю, что Бог специально допустил эти события, чтобы показать верующим их духовный уровень. 
До этих трагических событий, когда я проповедовал на больших конференциях, как в России, так и в Украине, мне казалось, что наши церкви достигли духовных высот. Смотря на профессионализм музыкального служения в церквах, уровень проведения фестивалей и конференций, красноречие спикеров, я думал: «Как же церковь возросла за эти годы!». Но в свете последних событий стало очевидно, что внутри далеко не все так красиво и ярко, как думалось. Раньше я считал, что наши церкви готовы к намного большему излиянию Божьей славы и силы, сейчас же я понимаю, что Бог дает нам ровно столько, сколько мы можем унести. Как в свое время пел Борис Гребенщиков: 
Наше дыхание свято, 
Мы движемся, всех любя, 
Но дай нам немного силы, Господи, 
Мы все подомнем под себя.

Какой Вы видите выход из сложившейся ситуации между украинскими и российскими христианами?
Выход только один, и это не просто попытки договорится или найти точки соприкосновения. Проблемы в видимом мире являются проявлением духовных проблем. А корень наших духовных проблем в потере или ухудшении взаимоотношений с Богом. Нам всем, как верующим, так и священнослужителями наших стран, необходимо устремиться к Нему. Мы утеряли нечто важное, и это не восполнить ни социальной работой, ни политической стратегией, ни религиозным профессионализмом. Мы нуждаемся в переживании Высшей Божественной Реальности. Только это может в корне изменить наше отношение друг ко другу.

Во время веб-конференции на портале InVictory Вы ответили на вопрос о пробуждении так: «Нужно ожидать пробуждения не «откуда», а «кого» – духовно спящих верующих». Дальше Вы сказали, что «это произойдет только благодаря жажде по Богу, которая выражается не в бурной церковной деятельности, а в молитве, посте и поклонении». Видите ли Вы сейчас такую жажду в России?
Я довольно много путешествую и проповедую в разных церквях России, и, судя по моим поездкам и общению с пасторами и служителями, я действительно вижу, что сегодня меняется отношение к молитве. Приходит понимание глубины молитвы. А глубина молитвы – это поклонение и единение с Ним. Поскольку все наши ходатайства, промаливания и просьбы, как бы ни были они важны на земле, но они закончатся вместе с концом земной реальности. Всё это имеет лишь временное значение. Поклонение же не закончится никогда. Именно через него мы познаём Господа и переживаем то, о чем Павел написал: «соединяющийся с Господом есть один дух с Господом».
Если кто-то из супругов вступает в брак, чтобы использовать другого, – это называется брак по расчету. И это низко. Не менее низок и «духовный брак по расчету», когда наша вера крутится лишь вокруг того, чтобы получить что-то от Бога. Основа духовного брака — отношения, построенные на любви и посвящении. 
Я вижу, что в России все больше и больше служителей осознают это. Недавно у нас была встреча в Москве с ведущими епископами России, и одна из важнейших тем, которые мы обсуждали, было молитвенное единение наших церквей.

Вопрос про «Слово Жизни». Вы как-то писали, что переход пастора Ульфа Экмана с супругой в католичество был для Вас неожиданностью. Также Вы отметили, что у Вас есть свое мнение на этот счет. Можете озвучить это мнение? 
В одном из интервью, которое Ульф Экман давал «Радио Ватикан», его спросили, собирается ли он делиться в католической церкви своим богатым опытом миссионерской работы? Экман честно ответил, что он пришел в католичество не для того, чтобы помогать, а чтобы ему помогли. В этих словах чувствуется усталость и некоторое разочарование, которое он поясняет так: раньше церковь опиралась на него, а теперь он опирается на церковь. 

Епископ Виктор Судаков: "Мы утеряли нечто важное, и это не восполнить ни социальной работой, ни политической стратегией, ни религиозным профессионализ

Епископ Виктор Судаков: "Мы утеряли нечто важное, и это не восполнить ни социальной работой, ни политической стратегией, ни религиозным профессионализ

То есть Вам не кажется, что это только их личное дело?
Те вопросы и проблемы, которые Ульф Экман поднимает в своем интервью, касаются далеко не только его, и не только церкви «Слово жизни». Это важно для всего евангельского движения. Но не уверен, что служители сейчас готовы честно обсуждать эти вопросы. По крайней мере я не видел таких попыток.
Личность пастора действительно является определяющей во многих церквах. Община словно опирается на его откровения, харизму и помазание. Но каким бы одарованным он ни был, со временем приходит усталость. Мы все в какой-то гонке, пытаясь всё время что-то доказать как себе, так и окружающим. Всё это приводит к разочарованию и опустошению. Поэтому в христианских СМИ мы регулярно наблюдаем скандалы, связанные с именитыми служителями.
Какой же выход из этой ситуации? Я не согласен, что смена конфессии поможет преодолеть эту усталость и разочарование. Это больше напоминает бегство от проблемы, чем решение ее.
Существует иллюзия, что чем выше ранг служителя, тем ближе он к Небесам, а это далеко не так. В кризисе или духовном опустошении может быть служитель любого ранга. Личные дневники Матери Терезы, которые были опубликованы после ее смерти, показывают в каких сомнениях и борениях находилась эта всемирно известная католическая служительница. «Бог, слышишь ли Ты меня? Существуешь ли Ты вообще?» — писала она. «Ночь души» может приходить к каждому человеку. Я не думаю, что какие-то внешние изменения тут могут помочь. 
Писание показывает только один выход: ищите Царства Божьего и правды его. И этот поиск происходит не вовне, поскольку Царство не придет приметным образом. Этот поиск — внутри себя. Поиск в тайной комнате.
С одной стороны, это кажется простым, но с другой — простые вещи бывают самыми сложными, поскольку они настолько просты, что ими легко пренебречь. В последнее время я периодически удаляюсь на дни и недели, чтобы быть один на один с Богом. Я не беру с собой ни компьютер, ни телефон, ни книги, ни даже записи. Я уезжаю не для того, чтобы составлять новые проповеди или разрабатывать стратегию служения, а для общения с Ним. Какой бы опыт служения у нас ни был, какие бы «погоны» на нас ни были надеты, переживание Божьего присутствия никогда не будет прилагаться к этому. Мы должны искать Царства, искать усердно, регулярно и постоянно. Иного решения проблемы я не вижу.

Это Вам помогает?
«Помогает» — неподходящее слово. Это всё равно, что сказать: солнце мне помогает жить. Солнце не просто помогает жить, сама жизнь без него немыслима! Без регулярного переживания Божьего присутствия немыслима духовная жизнь. Оно настолько удивительно, что его невозможно даже полноценно передать словами. В какой-то мере его можно отразить через поэзию. Святой Иоанн Креста так описал эти переживания:
Я очутился в том краю, 
Вкусив неведенья такого, 
Что выше знания любого.
Ни человеческий язык, ни твое проповедническое мастерство, ни разум, ни логика не способны выразить это «неведение, что выше знания любого». Описывая свой духовный опыт, Апостол Павел сказал, что он «слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать». Настоящие духовные переживания невозможно передать. Но это не значит, что это что-то нереальное. Это Высшая Реальность. И именно познание и переживание Высшей Реальности делает из нас настоящих служителей, не просто буквы, но духа. Мы словно заглядываем в мир, в котором однажды окажемся. Хотя заглядываем и «гадательно, как сквозь тусклое стекло». 

В завершение три вопроса от журнала InVictory. Какие три качества Вы больше всего цените в людях?
Доброта, честность и порядочность.

Какие три неприемлемы?
Лицемерие, предательство, невежество.

Ваш жизненный девиз.
Царство Божие внутри меня есть!

Виктор Судаков - Тайна Распятия от Сальвадора Дали (1 ч.) from POCXBE on Vimeo.

 

Виктор Судаков - С нами Босх. 1-я ч. Корабль дураков (проповедь) from POCXBE on Vimeo.

 

Удивительные уроки жизни Мартина Лютера - 1 from POCXBE on Vimeo.

 

Ян Гус вера, не подвластная огню from POCXBE on Vimeo.



беседовал Юрий Сергиенко 

Источник: Христианский мегапортал InVictory

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18

Работает на Cornerstone