ПРИНЯТО
Духовным Советом
Российского объединенного Союза
христиан веры евангельской (пятидесятников)
«25» августа 2015 г.
Начальствующий епископ
С.В. Ряховский
Приложение №2 к Позиции Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) относительно производящих разделения и споры
Время от времени в адрес Духовного Совета Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) (далее – Духовный Совет), поступают обращения, связанные с деятельностью так называемого «речного движения» и другими движениями, родственными ему, и просьбы прояснить позицию Духовного Совета относительно подобных явлений в Церкви Христовой. В настоящем документе представлен краткий анализ истории, вероучения, богослужебной практики и проблем, возникающих в связи с деятельностью «речного движения», а также – позиция Духовного Совета и рекомендации служителям Союза в связи с данным явлением.
«Речное движение»: история, вероучение и практика.
История и организация «речного движения».
«Речное движение» исторически восходит к известному пробуждению в Торонто (1994г.), которое началось в Христианской общине «Торонто Аэропорт», пастор Джон Арнотт. В результате этого пробуждения появилось множество различных миссий, церквей и движений, в большей или меньшей мере связанных с пробуждением в Торонто и пастором Джоном Арноттом:
- «Партнеры по Жатве»/«Друзья по Жатве» – содружество церквей, подразумевающее церковное лидерство, определенное церковное устройство и подотчетность;
- Служение «Прими Огонь», расположенное в г. Боярка Киевской обл., сосредоточено на проведении конференций и школ служения, на которых происходит популяризация «торонтовского пробуждения»;
- «Речное движение», представляющее собой никак не оформленное организационно и подчеркнуто внецерковное движение.
Стоит отметить, что такое разделение достаточно условно, поскольку служение «Прими огонь» не является церковной общиной, но входит в содружество «Партнеры по Жатве». Кроме того, на базе этого служения в г. Боярка создана и церковь. Люди, которые относят себя к «речному движению», могут быть как членами «речных» церквей, так и других, «не-речных» общин, а могут и вовсе не принадлежать никакой поместной общине. Кроме того, названия «речное движение», «Благословение Отца», «Прими Огонь» и другие часто используются как синонимы. Таким образом, «речное движение» организационно представляет собой довольно пестрое явление. Тем не менее, в его основе лежат некоторые вероучительные положения, исторически также связанные с пробуждением в Торонто.
Основные положения вероучения и вероучительная практика.
Можно выделить 5 основных столпов «речного движения»
(см., например: http://catchthefire.narod.ru/komanda/onas.htm):
1. Отцовское сердце Бога.
2. Жизнь в благодати.
3. Пропитывание молитвой.
4. Внутреннее исцеление.
5. Поклонение из глубины сердца.
Иногда выделяют больше принципов (например, тут:http://reimarina.ya.ru/replies.xml?item_no=528&ncrnd=8052 выделяется 15 принципов), но все их можно свести к тем же пяти.
Анализ этих принципов позволяет сделать следующий вывод. «Речное движение» делает особый акцент
на учении о благодати (безусловном принятии) как основе отношений человека с Богом, а также – людей между собой. Кроме того, подчеркивается чувственный аспект, важность переживания близости с Богом (а не просто знания об этой близости или умственной веры в то, что такая близость существует). Практикуются молитвы за исцеление (как физическое, так и духовное, внутреннее), за исполнение Святым Духом и за духовные дары. Хотя это не обозначено нигде особо, можно утверждать, что в отношении основных догматов христианства «речное движение» в целом является вполне ортодоксальным явлением. Нигде не встречается ни отрицание Троицы, ни Богочеловеческой природы Иисуса Христа, ни Его смерти и воскресения. Правда, нужно отметить, что «речники» в целом подчеркивают свою индифферентность по отношению к догматическим вопросам, поскольку правильные доктрины не всегда означают по-настоящему христианскую жизнь. С точки зрения вероучения «речное движение» должно быть признано частью харизматического (или шире – пятидесятническо-харизматического) движения.
Существуют некоторые особенности вероучительной практики «речников», которые вызывают множество вопросов, а зачастую – и негативное отношение. В первую очередь, следует указать на следующие характерные признаки:
- подчеркивание чувственных переживаний Бога в противовес разумному познанию Господа (что может приводить и к явно нехристианским проявлениям);
- особая терминология, часто взятая из нехристианских и даже явно греховных практик, непонятная «непосвященным» и допускающая многозначное истолкование;
- «поиск корней» в практике внутреннего исцеления.
Эти способы выражения духовной жизни совершенно справедливо подвергаются критике, поскольку их библейские основания далеко не очевидны. Особенную настороженность вызывает нежелание «речников» подвергать эти проявления библейскому анализу (из-за опасения, что такой критический взгляд может помешать «течь реке» в их жизни). Такой подход может действительно увести от поклонения Господу Иисусу Христу к поклонению своим иллюзиям и абсолютизации собственных переживаний.
Но нужно иметь в виду и другую сторону. Во-первых, далеко не все практики «речного служения» являются «странными» и небиблейскими (скорее речь идет именно об особенностях, в то время как в основании лежат вполне привычные и общепринятые практики молитвы, поклонения, проповеди, поста и проч.). Во-вторых, «речное движение» в чем-то повторяет путь харизматических церквей конца 80-х – начала 90-х гг., тоже критикуемых за «излишнюю чувственность», «небиблейские проявления» и «искажения учения». Со временем проблемы были преодолены, однако критический настрой помешал служителям более старых церквей разглядеть и то доброе, что было в раннем харизматическом движении. В результате чего были упущены многие возможности. Можно ожидать, что по мере взросления «речное движение» преодолеет имеющиеся перекосы как в доктрине, так и в практике служения. Более того, уже сегодня можно констатировать, учение и практика «речных» общин будет становиться все более сбалансированной и здравой.
Отношения «речного движения» с существующими церквями.
Самыми болезненными вопросами в отношении «речного движения» являются случаи расколов в церквях или выхода из общин целых групп верующих. Часто это происходит на фоне обвинения церковного руководства в «религиозности», «противлении Святому Духу», церковные структуры описываются как «ветхие мехи, неспособные удержать новое вино пробуждения» и т.п. Особенное беспокойство вызывает тот факт, что многие «речные» сообщества не определяют себя как церкви, а потому и не берут на себя ответственность за служение людям, оказавшимся, например, в сложных ситуациях. Таким образом, люди, вышедшие из церкви в «речное движение», фактически оказываются без пасторского попечения.
Надо сказать, что принципиально участие в «речном движении» не предполагает оставление церкви. Как отмечалось выше, есть целые общины и объединения, являющиеся частью «речного движения». Более того, большинство «речных центров» в России позиционируют себя как межцерковные объединения христиан, существующие для обновления духовной жизни. Предполагается, что люди, которые приходят на «речные служения», остаются в своих общинах и привносят в жизнь своих общин свежую волну Святого Духа. Но на практике негативное отношение к «обычной» церковной жизни, которое зачастую транслируется на таких собраниях, приводит к тому, что люди перестают участвовать в жизни своих общин. И вместо обновления духовной жизни внутри своих церквей (что предполагается как цель участия в таких служениях) происходит «вымывание» людей из церкви. Во многом это происходит потому, что сами лидеры таких центров не принадлежат никакой общине. И естественным образом передают это отношение и тем, кто приходит на их служения.
Позиция Духовного Совета и ответственность пасторов и епископов Союза.
Проведенный анализ вероучения и практики «речного движения» позволяет утверждать, что в целом данное явление инспирировано Святым Духом и направлено на преодоление формальной религиозности и поиск более живых отношений с Христом, как в личной, так и в общинной жизни. Как у любого Божьего движения, в нем есть своя здоровая основа и множество «пены». К сожалению, именно «пена» и видна на поверхности, но это не должно нам помешать разглядеть здоровое основание. Духовный Совет признает и принимает «речное движение» как движение Божье и как часть пятидесятническо-харизматического движения, что, однако, не означает безусловного согласия со всеми аспектами учения и практики данного движения.
Духовный Совет заявляет о своей готовности и заинтересованности в диалоге с лидерами «речного движения» как в России, так и за ее пределами с целью выстраивания партнерских отношений и взаимного духовного обогащения. Мы верим, что такой диалог будет способствовать созиданию Тела Христова и все большему успеху в проповеди Радостной Вести в нашей стране. Духовный Совет обращается к епископам и пасторам Союза в тех регионах, где «речное движение» имеет значимое влияние, с предложением проявлять инициативу в созидании добрых отношений с лидерами данного движения в своих регионах.
Одновременно Духовный Совет считает нужным указать на опасность отказа от библейского и богословского анализа духовного опыта и проявлений. Писание однозначно говорит о необходимости испытания (проверки) пророчеств и любого другого духовного опыта в свете Слова Божьего (Втр. 13:1-3; Ис. 8:19-20; 1 Кор. 14:29;
1 Фес. 5:19-22). История Церкви наглядно демонстрирует, к каким серьезным проблемам может привести противопоставление Духа и Слова. Духовный Совет предлагает лидерам «речного движения» начать серьезный богословский диалог по тем вопросам учения и практики, которые вызывают наибольшие споры и непонимание.
Признавая, что в целом «речное движение» является частью Божьего движения, Духовный Совет считает абсолютно неприемлемой позицию некоторых представителей указанного движения, отвергающих необходимость в институциональной (видимой) церкви и отказывающихся признавать духовную власть служителей церкви. Подобная позиция и связанные с ней учения и действия ведут к «вымыванию» людей из церквей и расколу церковных общин, к разрушению того, что созидает Христос (Мф. 16:18; 1 Кор. 3:17). Зачастую такая позиция вызвана незрелостью лидеров «речного движения», а не злым умыслом, однако это не меняет сути: антицерковная позиция и действия, направленные на разрушение существующих общин, являются неевангельскими, по сути - антихристианскими. Духовный Совет призывает всех, кто разделял эту позицию и поддерживал подобные действия, покаяться и сделать все возможное для исправления причиненного ущерба делу Божьему. Мы верим, что при искреннем покаянии этих людей, их дары, таланты и искренняя любовь к Господу принесут много плода в деле проповеди Евангелия и созидания Церкви Христовой.Духовный Совет призывает всех пасторов и епископов Союза помнить о своей ответственности за вверенное им Божье стадо (Деян. 20:28; 1 Пет. 5:1-2) и твердо противостоять всяким попыткам разделений и расколов, применяя всю полноту власти, данной Господом для созидания Тела Христова (2 Кор. 13:10).
© 2006—2025. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.