Главная>Документы>Канонические...

Канонические правила совершения и принятия исповеди

 Приняты Собором
Централизованной религиозной организации

Российский объединенный Союз
христиан веры евангельской
(пятидесятников)
«25» октября 2018 г.
Начальствующий епископ С.В. Ряховский

 

Канонические правила совершения и принятия исповеди Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) 

 

1.   ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Канонические правила совершения и принятия исповеди являются внутренними установлениями в церквях – религиозных сообществах христиан веры евангельской (пятидесятников), общинах, приходах, собраниях, религиозных группах, религиозных организациях Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (далее – Союз).
1.2. Буквальное значение слова «исповедь» (греч. ομολογία) означает «признание»: исповедующийся признается в совершенных грехах. Слово «исповедовать» (греч. ομολογω) переводится как «я согласен». Иными словами, исповедующийся соглашается с тем, что он совершил грех перед Богом, и должен понести наказание.
1.3.    В Священном Писании Бог гарантирует, что каждый, кто искренне исповедал свой грех, получает полное прощение греха (Пс. 31:5; 1 Ин. 1:9). Бог удаляет от нас грехи наши «как восток от запада» (Пс. 102:12), иными словами, полностью. Человек, исповедовавший свой грех, стоит перед Богом «святой, непорочный и неповинный» (Кол. 1:22), так, как будто он никогда не грешил (Рим. 4:4-8).
1.4.    Основание такого прощения – не наше исповедание, а жертва Иисуса Христа (Рим. 4:24-25; Кол. 1:13-14). Потому верующий, совершивший исповедание грехов, может и должен быть полностью уверен в прощении грехов и своих отношениях с Богом (1 Ин. 2:1-2; 12). Таким образом, регулярное исповедание грехов есть необходимое условие жизни в праведности перед Богом.
1.5.    Неотъемлемой частью исповеди является покаяние (греч. μετανοια – буквально, «перемена ума») – сожаление о соделанном грехе и решение изменить свою жизнь. Формальное «исповедание грехов» без стремления и усилий оставить грех и изменить свою жизнь является самообманом. Не следует ожидать, что Бог, который «смотрит не на лицо, а на сердце» (1 Цар. 16:7; Лк. 16:15), простит грехи тому, кто не стремится от них избавиться.

2.    ИСПОВЕДЬ, КАК БОГОСЛУЖЕБНАЯ ПРАКТИКА ЦЕРКВИ

2.1.    Исповедание грехов (далее – исповедь) есть неотъемлемая часть богослужебной практики Церкви (Положение о совершении богослужений, пп. 2.7., 2.11). Христос, посылая Своих учеников в мир, среди прочего наделил их властью прощать грехи (Ин. 20:23). Данная власть не означает, что Церковь сама по себе или ее служители в силу рукоположения обладают способностью или полномочием простить грешника. Единственное основание для освобождения от греха – смерть и воскресение Господа Иисуса Христа. Церковь через своих служителей лишь свидетельствует о том прощении, которое даровано людям во Христе и указывает путь, которым человек может получить это прощение (Деян. 10:43; 13:38-39; 1 Пет. 1:18-19).
2.2.    Исповедание грехов может совершаться как лично перед Богом (Пс. 31:5; Лк. 18:13; Деян. 8:22), так и перед людьми (Мк. 1:5; Иак. 5:16), в том числе – перед служителем Церкви. Личное исповедание грехов наедине перед Богом должно быть повседневной практикой жизни каждого христианина (1 Ин. 1:8-10). Однако, в случае, если христианин не может избавиться от повторяющегося греха, если человеку трудно разобраться, в чем именно и как именно необходимо покаяться, желательна исповедь в присутствии служителя Церкви, который поможет увидеть корень проблемы, направит человека в его исповеди перед Богом и поддержит его ходатайственной молитвой (Иак. 5:14-16; 1 Ин. 5:16).
2.3.    Исповедь в присутствии служителя является абсолютно добровольной. Никто не может принуждать христианина к такой исповеди. Исповедь в присутствии служителя не может устанавливаться в качестве необходимой перед совершением крещения, как условие церковного бракосочетания или в иных случаях, за исключением ситуаций, указанных в п. 2.4 настоящих Правил. Служитель церкви может рекомендовать человеку исповедоваться в присутствии служителя, но каждый христианин несет личную ответственность за свои отношения с Богом и самостоятельно принимает решение о необходимости такой исповеди.
2.4.    В случае совершения членом церкви грехов, которые влекут за собой церковные взыскания (убийство, аборт, воровство и иные преступные деяния, прелюбодеяние, блуд и т. п.) исповедь в присутствии служителя является обязательной. В таких случаях служитель не только направляет человека в молитве исповедания, но и определяет пути восстановления человека в церковном общении (Канонические правила о церковных взысканиях пп. 1.5.2; 2.1-2.3).
2.5.    Если грех касается не только Бога, но и других людей, исповедание греха перед ними и, если возможно, возмещение ущерба – неотъемлемый элемент подлинной исповеди (Мф. 5:23-24; Лк. 19:8-10; также см. Канонические правила о церковных взысканиях п. 1.5.4).
2.6.    В исключительных случаях, когда грех человека затронул всю общину (или ее значительную часть) исповедание греха должно быть публичным, перед церковью в целом (Мф. 18:17; Лк. 19:8-10). Особенно это требование касается грехов служителей церкви (1 Тим. 5:19-20).

3.    ПРАВИЛА И НОРМЫ ПРИНЯТИЯ ИСПОВЕДИ

3.1.    Власть «связывать и развязывать» (Мф. 18:18-19) дана Христом Церкви, всему народу Божьему. Господь лично засвидетельствовал, что «где двое или трое во имя Его, там и Он посреди» (Мф. 18:20). Каждый христианин наделен властью и ответственностью царственного священства (1 Пет. 2:9). Соответственно, принципиально любой христианин может выступить свидетелем исповеди другого человека (Иак. 5:16).
3.2.    При этом надо помнить, что мы обладаем разной степенью зрелости и наделены разными духовными дарами. Исповедь грехов перед человеком, который недостаточно глубоко укоренен в Боге, может нанести вред как исповедующемуся, так и принимающему исповедание. Принятие исповеди – тяжелый труд: не каждый человек готов «нести бремя» своего брата/сестры без осуждения, не каждый способен не соблазниться, не каждый способен сохранить тайну исповеди. Потому рекомендуется исповедовать грехи либо перед рукоположенным служителем Церкви, либо перед человеком, официально поставленным на служение душепопечения. Однако в исключительных случаях, когда нет возможности обратиться к служителям Церкви, каждый христианин должен быть готов принять исповедь, совершить ходатайственную молитву за исповедующегося и провозгласить прощение грехов.
3.3.    Служитель, принимающий исповедь, должен приготовить себя в молитве, чтобы явить исповедующемуся человеку и Божью святость по отношению к греху, и Божье сострадание по отношению к грешнику. Служителю следует также молиться о водительстве Духом в отношении данного конкретного случая исповедания, чтобы наилучшим образом послужить человеку, помочь ему освободиться от греха, восстановить отношения с Господом и Его Церковью.
3.4.    Исповедь может начаться и внезапно, спонтанно, в процессе обычного разговора. В таких случаях служитель должен спросить человека, хочет ли он исповедаться в грехе. И в случае согласия действовать в соответствие с п. 3.5
3.5.    Действия служителя во время исповеди. Перед принятием исповеди служитель должен разъяснить (или напомнить):
о смысле и цели исповедания, о необходимости покаяния и оставления греха;
о роли служителя при исповедании греха;
о тайне исповеди и что это понятие означает.
Убедившись, что человек, пришедший на исповедь, верно понимает, что должно происходить во время исповеди, служитель совершает молитву и предлагает человеку начать исповедоваться.
3.6.    По окончании исповеди служитель провозглашает прощение грехов именем Иисуса Христа и совершает ходатайственную молитву за исповедовавшегося.
3.7.    Служитель имеет право прекратить исповедь в тех случаях, когда он видит, что человек на самом деле не исповедуется в грехе, а стремится просто выговориться или обвиняет других людей в своих грехах или проблемах. В таких случаях служитель должен остановить человека, разъяснить ситуацию и выяснить, хочет ли человек действительно исповедоваться или нуждается в другом служении.  

4.    ТАЙНА ИСПОВЕДИ

4.1.    Все, сказанное на исповеди, является тайной и не может и не должно быть каким-то образом предано огласке третьим лицам или вынесено на публичное обсуждение (включая медиа и СМИ).
4.2.    Любая фиксация исповеди на какой-либо электронный носитель (любая аудио либо видео запись), запись содержания исповеди на бумагу или электронное устройство, а также участие в исповеди третьих лиц, о присутствии которых исповедующийся не знает, совершенно неприемлемо ни при каких условиях и является нарушением тайны исповеди.
4.3.    Сведения, ставшие известными во время исповеди, не должны влиять на отношение служителя к человеку, который исповедовал свои грехи. Христос принял нас такими, какие мы есть, и Он призывает нас поступать также по отношению друг ко другу (Рим. 15:7).
4.4.    При покаянии человек получает прощение грехов, и Всемогущий Бог предает эти грехи забвению. Также должен поступить в отношении услышанных грехов и священнослужитель. Отпустить грехи и забыть их (Евр.8:12; 10:17,18).
4.5.    Недопустимо использовать факты, ставшие известными во время исповеди, в качестве примеров для проповеди/учения. Тем более недопустимо использовать их для манипуляций, запугивания, контроля и других неблагочестивых целей.
4.6.    Служитель (в том числе – служитель душепопечения), допустивший, вольно или невольно, нарушение тайны исповеди, должен быть немедленно снят со служения на срок не менее, чем на 1 год (Канонические правила о церковных взысканиях, п. 2.5). Его восстановление в служении возможно только по решению Комиссии по этике объединения церквей, частью которого является данная церковь, а в случае нарушения тайны исповеди епископом – по решению Комиссии по этике Союза (Канонические правила рукоположения, пп. 3.8-3.9).
4.7.    В случае повторного нарушения тайны исповеди или нарушения тайны исповеди, которое привело к тяжким последствиям (разрушение семьи, нервный срыв, самоубийство или совершение преступления) служитель должен быть отстранен от служения на срок не менее 3 лет; кроме того, такая ситуация должна быть в кратчайшие сроки рассмотрена Комиссией по этике объединения (или Союза, если нарушение тайны исповеди было совершено по вине епископа).
4.8.    Тайна исповеди защищена также законом Российской Федерации (см. Приложение к данным Каноническим правилам). Однако следует иметь в виду, что свидетельский иммунитет распространяется только на рукоположенных священнослужителей религиозной организации, иными словами, епископов, пасторов и дьяконов зарегистрированных религиозных объединений, потому нерукоположенным служителям не следует принимать исповедь, если речь идет о совершении преступления или иного, наказуемого в законном порядке, деяния. В таких случаях служителям душепопечения следует прервать исповедь и рекомендовать человеку обратиться к рукоположенному служителю. Исключение составляют случаи, когда человек исповедуется на смертном одре, а рукоположенного служителя рядом нет.
4.9.     Юридическая ответственность за нарушение тайны исповеди также может наступить только в отношении рукоположенного священнослужителя зарегистрированного религиозного объединения.

5.    ИСПОВЕДЬ В ОСОБО СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ
 
5.1.    В процессе исповеди могут открыться обстоятельства насилия над детьми, факты преступлений особой жестокости, а также информация о готовящихся преступлениях против человеческой жизни, к примеру, о террористических актах. Даже в таких случаях тайна исповеди должна быть сохранена, если исповедующийся отказывается от исполнения преступного умысла.  Служитель церкви должен заботиться не только о душе человека, совершающего исповедь, но и о потенциальной жертве преступного умысла. Потому свято сохраняя тайну исповеди, служитель обязан приложить все возможные усилия, чтобы преступный умысел не состоялся.
5.2.    Задача служителя состоит не только в выслушивании исповеди. Цель исповеди – направить исповедующегося на путь подлинного (деятельного) покаяния, что включает отказ от совершения преступного умысла.
5.3.    Однако, если человек в процессе исповеди не собирается отказаться от исполнения преступного умысла, то такую беседу нельзя считать исповедью, поскольку исповедь включает покаяние. Соответственно, служитель не может провозгласить для такого человека прощение грехов. Тайна исповеди также не распространяется на такого рода беседы. Действия служителя в таких случаях должны определяться здравым пониманием ситуации и водительством Святого Духа.
5.4.    Прощение грехов перед Богом не освобождает исповедника от уголовной ответственности перед законом в случае его нарушения. Однако в компетенцию служителя церкви не входит передать преступника в руки правосудия (Мф22:21).

6.    ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КАНОНИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА

6.1.    Изменения и дополнения в настоящие правила вносятся решением Собора Союза по представлению Правления либо Духовного Совета Союза.

 


 

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone