Главная>Документы>Канонические...

Канонические правила о церковных взысканиях

 

 УТВЕРЖДЕНО
                                         Правлением
Централизованной религиозной организации
Российский объединенный Союз
христиан веры евангельской (пятидесятников)
«02» апреля 2015 г.
Начальствующий епископ
С.В. Ряховский

Обновленная редакция утверждена Собором
Централизованной религиозной организации
Российский объединенный Союз
христиан веры евангельской
(пятидесятников)
«21» октября 2020 г.
Начальствующий епископ С.В. Ряховский

 

 

Канонические правила о церковных взысканиях
Централизованной религиозной организации 
Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

 

1. Общие положения

 

1.1. Настоящие канонические правила Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (далее – Союз) регламентируют вопросы, связанные с применением церковных взысканий, необходимых в случае нарушения требований Священного Писания, а также Устава, вероучения, канонических правил и иных установлений Союза.

1.2. Церковные взыскания применяют в качестве дисциплинарных мер в отношении священнослужителей и других членов входящих в Союз церковных общин и епархий (церковных ассоциаций).

1.3. Изменения и дополнения в настоящий документ может вносить Собор Союза по представлению Духовного Совета Союза или Правления Союза.

 

 

2. Отношение Союза к церковным взысканиям

 

2.1. Применение дисциплинарных мер является неотъемлемой частью созидания народа Божьего, проявлением Божьей любви (Евр. 12:5-8), поэтому оно должно совершаться в духе сострадания, милосердия и стремления помочь согрешившему. Созидание здоровой Церкви невозможно без правильного применения дисциплинарных мер.

2.2. Установленный Богом порядок предусматривает применение взысканий не только лично Господом, но и поставленными Им служителями.

2.3. В соответствии со Священным Писанием, церковные взыскания призваны:

  • защищать народ Божий от греха;
  • способствовать исправлению согрешивших.

2.4. В Библии присутствует множество предупреждений о том, что грех представляет опасность не только для самого грешника, но и для других людей (1-е Кор. 5:6; Евр. 12:15). Снисходительное отношение ко греху:

  • способствует терпимому отношению ко греху в Церкви и искажает понимание святости как нормы жизни народа Божьего (1-е Пет. 1:14-16; Евр. 12:14);
  • разрушает силу христианского свидетельства для внешних людей (Рим. 2:24; 1-е Пет. 2:9-12).

2.5. Отделение от греха намеренно согрешающих людей – необходимое условие созидания церковной общины (2-е Кор. 6:14-18). Речь идет не о прекращении всякого общения с грешниками, а о проведении четкой границы между теми, кто принадлежит общине верных, и теми, кто не является христианином (1-е Кор. 5:9-13).

2.6. Бог ненавидит грех, но любит грешника. Взыскание призвано помочь согрешившему осознать свой грех, покаяться и вернуться к полноте жизни в Боге и общению с христианами (1-е Кор. 5:3-5; Евр.12:11; 1-е Ин.1:9). Библейская цель взыскания – это не кара провинившегося, а помощь в исправлении (Гал. 6:1-2). Любовь – не снисхождение ко греху и не отсутствие строгости к согрешившему, а мотив, с которым следует осуществлять дисциплинирующее воздействие (2-е Кор. 7:8-12).

2.7. Церковные взыскания относятся к церковному общению человека в период его земной жизни и не определяют его судьбу в Вечности. Только Бог знает сердце человека и только Ему принадлежит последний Суд.

2.8. Налагая церковное взыскание на человека, служители Церкви в смирении сознают ограниченность своего понимания ситуации и несовершенство своих действий. Тем не менее, эта ограниченность не снимает с них ответственности заботиться о народе Божьем, защищать его от греха и помогать согрешившим исправиться.

 

 

3. Новозаветные традиции церковных взысканий

 

3.1. В Новом Завете не содержится строгого исчерпывающего перечня церковных взысканий, однако на основе библейских текстов можно выделить следующие виды дисциплинарных мер:

  • вразумление (1-е Фес.5:14) – проведение целенаправленных бесед и наставлений, призванных помочь согрешающему осознать свой грех;
  • постановка на замечание (2-е Фес.3:14-15) – частичное временное прекращение церковного общения, подразумевающее невозможность участвовать в Причастии и нести какое-либо церковное служение;
  • отлучение от Церкви (Мтф.18:17; Тит.3:10-11) – полное исключение из церковного общения, приравнивание человека к неверующему, не имеющему отношений с Богом;
  • предание сатане в измождение плоти (1-е Кор.5:5) – наиболее строгий вид взыскания, применяемый в исключительных случаях явного богохульства, клеветы и преследований Церкви и верующих.

3.2. В Новом Завете не содержится четких указаний по применению дисциплинарных мер. Говорить можно лишь об определенных принципах наложения взысканий, которые следует соотносить с обстоятельствами каждой конкретной ситуации.

3.3. Принадлежность к церковной общине есть привилегия, отнятие которой лишает человека особой благодати пребывать там, где Бог присутствует и действует особым образом (Мтф. 18:19-20).

3.4. Наложение церковного взыскания может быть осуществлено лишь посредством коллегиального (соборного) действия, поскольку взыскание означает ограничение или прекращение церковного общения (Мтф. 18:17; 1-е Кор. 5:4-5).

3.5. Увеличение строгости взыскания должно идти постепенно (Мтф. 18:15-17). Если легкое взыскание поможет человеку осознать и исправить грех, нет нужды налагать более тяжкое. Более суровые взыскания следует применять тогда, когда более мягкие не помогают.

3.6. Если грех совершен не только против Бога, но и против людей, покаяние предусматривает максимально возможное исправление последствий причиненного ущерба (Лк. 19:8-9). Отказ компенсировать ущерб или хотя бы сделать все возможное, чтобы минимизировать его последствия, является свидетельством отсутствия подлинного покаяния.

 

 

4. Применение церковных взысканий в Союзе

 

4.1. Перед наложением церковных взысканий необходимо предпринять попытки вразумить согрешающего. Вразумление применяют в качестве минимального воздействия на верующих, чьи действия нарушают установленные порядки, но не влекут за собой непреодолимых последствий. Это еще не взыскание, но необходимые усилия, которые должны быть предприняты прежде, чем будет наложено серьезное взыскание.

4.2. В церковных общинах и епархиях (церковных ассоциациях) Союза применяют следующие виды церковных взысканий:

  • в отношении любого верующего:
    • постановка на замечание;
    • отлучение от Церкви;
  • в отношении рукоположенных священнослужителей (в дополнение к названным):
    • приостановка в служении;
    • снятие со служения;
    • отмена рукоположения.

4.3. Постановку на замечание применяют в тех случаях, когда образ жизни верующего свидетельствует о компромиссе с грехом, предпринятые усилия по вразумлению не принесли желаемого результата, а также если христианин совершает единичный грубый проступок, но стремится к покаянию и исправлению.

4.4. Отлучение от Церкви применяют в следующих случаях:

  • постановка на замечание не послужила исправлению и греховные тенденции в жизни верующего продолжают усиливаться;
  • христианин совершает грубые греховные проступки неоднократно, не стремится к покаянию или исправлению, либо это стремление явно лицемерно (о чем свидетельствуют поступки);
  • верующий своими действиями (включая публичные заявления) систематически дискредитирует Церковь как Божье установление.

4.5. Приостановку в служении применяют в отношении тех священнослужителей, чей образ жизни, поведение, духовное состояние, ситуация в семье или иные жизненные обстоятельства несовместимы с выполнением доверенного служения, при этом грехи, делающие служение невозможным, не были совершены. Коллегиальный орган управления, принимающий решение о приостановке в служении, должен позаботиться о мерах, направленных на восстановление священнослужителей и их возвращение к выполнению своего служения.

4.6. Снятие со служения применяют в отношении священнослужителей, совершивших грехи, которые несовместимы с выполнением возложенного на них служения.

4.7. Отмену рукоположения применяют в отношении священнослужителей, неоднократно совершивших грехи, несовместимые с выполнение возложенного на них служения, а также не демонстрирующих устойчивого стремления к покаянию и исправлению, отказывающихся принимать помощь от других служителей. Как правило, принудительная отмена (лишение) рукоположения происходит одновременно с отлучением от Церкви.

 

 

5. Порядок наложения и снятия церковных взысканий в Союзе

 

5.1. Церковное взыскание может быть наложено только после тщательного рассмотрения всех обстоятельств проступка соответствующим коллегиальным органом управления, в соответствии с каноническими правилами Союза. Данный орган может действовать в полном составе или же назначить из числа своих членов дисциплинарную комиссию, уполномоченную принимать подобные решения.

5.2. Правом наложения церковных взысканий обладают:

  • в отношении верующих – коллегиальные органы управления церковных общин;
  • в отношении священнослужителей – коллегиальные органы управления епархий (церковных ассоциаций) и Духовный Совет Союза.

5.3. Соборность в принятии решения о церковном взыскании должна применяться на всех уровнях церковной жизни, начиная с отдельной церковной общины и заканчивая Союзом в целом. Соборный подход позволяет уменьшить вероятность предвзятого отношения и (или) ошибки (2-е Кор. 13:1). Ни одно церковное взыскание не может быть наложено единоличным решением священнослужителя, независимо от занимаемой позиции.

5.4. Решение о наложении церковного взыскания в течение 30 календарных дней с момента принятия может быть обжаловано в соответствии со следующим порядком:

  • апелляцию на решения церковных общин можно подать в коллегиальный орган управления епархией (церковной ассоциацией);
  • апелляцию на решение епархии (церковной ассоциации) можно подать в Духовный Совет Союза.

5.5. Решения Духовного Совета Союза относительно наложения и снятия церковных взысканий являются окончательными и обязательными к исполнению во всем Союзе.

5.6. Всякое церковное взыскание, наложенное на христианина в одной из церковных общин и (или) епархий (церковных ассоциаций) Союза, является действительным в пределах всей Вселенской Церкви, всего Тела Христова.

5.7. Союз признает церковные взыскания, наложенные в других христианских деноминациях и конфессиях, если их применение соответствует Священному Писанию и установлениям Союза.

5.8. Переход христианина в другую церковную общину и (или) епархию (церковную ассоциацию) не освобождает от наложенного церковного взыскания.

5.9. Несогласие христианина, равно как и священнослужителя церковной общины и (или) епархии (церковной ассоциации), в которую он перешел, с наложенным церковным взысканием не является причиной снятия взыскания. В спорных случаях верующий, в том числе священнослужитель, может подать апелляцию на решение, в соответствии с порядком, описанным в настоящих канонических правилах.

5.10. Священнослужители, принимающие христиан в своей церковной общине и (или) епархии (церковной ассоциации), должны убедиться в отсутствии у них неснятых церковных взысканий. В случае наличия таковых прямой обязанностью священнослужителей является исполнение действующих решений. В противном случае Союз вправе привлечь к ответственности священнослужителей, непосредственно способствующих (не препятствующих) нарушению действующих решений. К ним, в том числе, могут быть применены все виды церковных взысканий, описанные в настоящих канонических правилах.

5.11. Снятие церковного взыскания производит тот же коллегиальный орган управления, который наложил взыскание, после того как будут представлены очевидные свидетельства, что цель взыскания была достигнута. В исключительных случаях церковное взыскание может быть снято вышестоящим коллегиальным органом.

© 2006—2020. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, факс: +7(499) 110-3714  |  Адрес: г. Москва, ул. Дубининская, д.17, стр. 2, оф. 311

Работает на Cornerstone