#ИЖЕВСКОЕДЕЛО

История дела.

29.01.2024 года СУ СК России по Удмуртской республике возбуждено уголовное дело № 12402940001000201 в отношении пастора Местной религиозной организации христиан веры евангельской (пятидесятников) «Свет миру» г. Ижевск Артемьева С.С. по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.239 УК РФ. В его отношении избрана мера пресечения в виде помещения под домашний арест.

Местная религиозная организация христиан веры евангельской (пятидесятников) церковь «Свет миру» г. Ижевск зарегистрирована Управлением Минюста России по Удмуртской республике в 2011 году (ОГРН: 1111800000773). Пастором Церкви является Артемьев С.С. церковь входит в структуру Централизованной религиозной организации Российский объединённый Союз христиан веры евангельской (пятидесятников).

Органами предварительного следствия Артемьев С.С. обвиняется в том, что в период с 2019 года по январь 2024 года, являясь руководителем религиозной организации, а также трудоустроенным в данной организации в должности пастора, проводил «на возмездной основе еженедельные богослужения».

Следствие утверждает, что «не позднее 22.04.2011 Артемьев С.С., в неустановленном в ходе следствия месте на территории Российской Федерации обучился методам психологического воздействия на людей в процессе религиозных культов». В ходе проведения богослужений Артемьевым С.С.: «умышленно, осознанно использовались и систематически применялись: приёмы психологического воздействия на личность,то есть систематически применяемые единообразные приёмы, оказывающие влияние на психические состояния, мысли, чувства, и поступки людей, выполненные с помощью психологических средств - информирования, внушения, заражения, усиленные личным авторитетом субъекта, систематичностью воздействия, задействованием всех сенсорных систем, приводящие к сенсорной перегрузке и возникновению изменённого состояния сознания; психологическое насилие - зафиксированы приёмы и средства психологического воздействия с сообщением информации деструктивного характера, где у слушателей наблюдаются признаки изменённого состояния сознания, сопровождаемого подавлением волевых процессов. Указанные выше действия совершались Артемьевым С.С. для дальнейшего получения денежных средств от прихожан. Установлено, что деятельность Артемьева С.С. сопряжена с психологическим насилием ..., носит деструктивный характер, направлена на извлечение финансовой прибыли с подконтрольных адептов.»

Необходимо отметить, что Артемьев С.С, специальными познаниями в области психологического воздействия на людей не обладает. Соответствующего образования не имеет.
Положенные в основу обвиненния утверждения взяты из Заключения специалиста-психолога, проведённого до возбуждения уголовного дела путём получения видеозаписей богослужений Церкви.

В заключении психолог исследует по видеозаписям богослужебные и духовные практики Церкви, что выходит далеко за пределы его компетенции. Специалист-психолог не обладает специальными познаниями в области религиоведения. При этом считаем, что выводы специалиста  и формулировки являются не только абсурдными, но и оскорбительными для верующих людей. В заключении прихожане Церкви представлены как какая-то масса людей, не имеющих своей собственной воли, и управляемая Артемьевым С.С. Специалист-психолог по видеозаписям делает такой вывод: «у слушателей наблюдаются признаки изменённого сознания, сопровождаемого подавление волевых процессов», Артемьев С. С. при этом представлен как манипулятор, осуществляющий насилие над прихожанами. Специалист утверждает, что пастором транслируется деструктивное  содержание, которе проявляется в «мистическом манипулировании: объяснением обычных явлений вмешательством высших сил, утверждением собственного непосредственного общения с богом». Фактически специалист оценивает деятельность религиозной организации с позиции неверующего человека. И это лишь некоторые выдержки из заключения.

Необходимо отметить, что религиоведы к делу в качестве экспертов не допускаются. Защитой неоднократно заявлялись ходатайство проведении по делу религиоведческой экспертизы с целью выяснения того, насколько вероучение и богослужебная практика Церкви соответствует традиционным вероучению и богослужебной практике христиан веры евангельской (пятидесятников). Однако следствием в удовлетворении ходатайства было отказано.

Органами следствия потерпевшими по делу были признаны восемь граждан, при этом шестеро из них категорически не признавали себя пострадавшими по данному делу. Данные лица, характеризуя Артемьева С.С. в суде, неоднократно высказывали благодарность за оказанную им помощь в поддержании духовно-нравственного облика их как граждан, а также избавления от пагубных привычек. В отношении потерпевших были проведены психолого-психиатрические экспертизы, опять же без привлечения религиоведа.
По результатам исследования у двух потерпевших психиатрами были выявлены психические расстройства, которые они якобы  получили при участии в богослужении в Церкви «Свет миру» более, чем два с половиной года назад.

При этом при подготовке заключения эксперт-психиатр ссылается на заключение специалиста-психолога, проведённого до возбуждения уголовного дела путём изучения видеозаписей богослужений, о котором было сказано выше. Учитывая его, эксперт-психиатр в заключении указывает как доказанный факт, что в деятельности религиозной организации выявлены и установлены «формы психологического насилия», и делает вывод о том, что таковые находятся в прямой причинно-следственной связи с возникшим  у подэкспертного психическим расстройством.

Кроме того, защитой и обвиняемым было подано ходатайство о разъяснении обвинения, так как оно обвиняемому не понятно, так как в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого не указано, в чём заключается противоправность инкриминируемого обвиняемому деяния, то есть не названы конкретные действия, совершённые обвиняемым с нарушением закона, то существо обвинения в постановлении не раскрыто.

При отсутствии существа обвинения нарушается право обвиняемого знать, в чём он обвиняется, а защитник при этом лишается фактической возможности оказывать юридическую помощь своему доверителю. Поскольку в тексте предъявленного Артемьеву С.С. обвинения содержатся юридические формулировки и , в нарушение п. 4, ч.2, ст.171 УПК РФ, отсутствует описание конкретных действий обвиняемого Артемьева С.С., которые следователь расценил, как якобы содержащие признаки преступления, предусмотренного диспозицией ч.1 ст. 239 УК РФ, то, не имеющий юридического образования Артемьев С.С. не может уяснить значимые обстоятельства обвинения, по поводу которых он должен осуществлять своё конституционное право на защиту.

При этом в нарушение действующего законодательства следствие отказало в удовлетворении ходатайства о разъяснении обвинения. Защитой данный отказ был обжалован в прокуратуру Удмуртской республики, в удовлетворении жалобы было также отказано.

Необходимо отметить, что 20.08.2024 года в отношении Артемьева Сергея Сергеевича было возбуждено ещё одно уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного п «б», ч. 3, ст. 111 УК РФ. Следствие посчитало возможным возбудить уголовное дело по результатам судебно-медицинских экспертиз в отношении потерпевших Глухих А.И. и Смирнова А.В., которыми была установлена степень тяжести вреда (тяжкий вред). 03.10.2024 г. Артемьеву С.С. предъявлено обвинение в новой редакции, в котором, не учтена правовая позиция Конституционного Суда РФ от 11.01.2024 г. № 1-П. В соответствии с которой, психический вред также может быть различной тяжести в зависимости от последствий, которые в уголовном деле в отношении Артемьева С.С. кратковременны и минимальны. Артемьев С.С. обвинение не признал, но даже при этом в соответствии с выводами экспертов вред является незначительным.

Таким образом, в настоящее время складывается негативная ситуация, при которой, исторически сложившаяся религиозная практика и догматика ставится под сомнение отдельными государственными органами и экспертами, и которая может способствовать возникновению государственно-конфессиональных конфликтов.

В частности, утверждения:
- что якобы обвиняемым применяется психологическое воздействие применяются без учёта наличия у него специального образования и познаний в данной области.
- причинение насилия эксперты видят в использовании таких богослужебных практик ( с возложением рук, молитва на языках, молитва об изгнании бесов, молитва об исцелении, призыв к пожертвованию), что по сути является духовной практикой христиан ещё со времён апостольской церкви, а также большинства религий мира.
- что в церкви на прихожан оказывается психологическое воздействие, рассматривается без учёта того, что Церковь всегда духовно окормляла и наставляла своих прихожан с целью сохранения в обществе традиционных духовно-нравственных ценностей.
- с целью получения денежных средств - призывы е сбору пожертвований выставляется заранее как противоправное деяние, а не как призыв  к жертве.
Вышеуказанные религиозные традиции являются характерными для многих конфессий и деноминаций Российской Федерации, и постановка под сомнение догматических правил религиозных организаций может оскорблять чувства верующих.

Также вызывает напряжение имеющаяся практика проведения экспертиз лицами, не имеющими соответствующего образования, компетенции, нет обладающих специальными познаниями в области религиоведения, теологии, практика отказов органов следствия в привлечении к работе по делу лиц, обладающих вышеуказанными специальными познаниями, иные факты нарушения действующего российского законодательства.

© 2006—2025. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone