В этом тексте речь не идёт об идеализации национальности, которая упоминается в нем. У меня много друзей разных национальностей, как у каждого из нас. Диалог с одним из них показался удачной иллюстрацией той мысли, которую хотел изложить. Я посчитал важным начать свою колонку с призыва апостола Петра, которое, по сути, на мой взгляд, описывает что означает проповедовать Христа. «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите». 1 Пет. 2:17. Предлагаю цикл из 4 небольших статей по каждому призыву апостола. Кому интересно – добро пожаловать!
У меня есть друг, армянин. Открытый, с добрым сердцем человек. С ним можно поговорить по душам. Разговор зашёл об особых отношениях между людьми этой национальности, которые видны всем. Например, в Сочи говорят: появится один армянин, только на ноги встанет — привезёт сюда, устроит всех родственников и друзей. Говорят, обычно с завистью. Я отвечаю: а что нам мешает так поступать? И думаю: действительно, что? Иисус сказал Своим последователям: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», Иоан.13:35. Как - между собою? Неужели мы не должны любить всех людей вокруг нас одинаково? Звучит как призыв культивировать исключительные отношения между людьми некого уникального рода, если хотите - клана.
В последнее время мы много проповедуем о влиянии на мир, веря, что наше призвание заключается в том, чтобы сделать реальностью молитву Господа: «Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе». На земле как на Небе - потрясающая реалия! Верю, что желание жить для этой цели родилось в нас от Духа Святого. Почему же Иисус, говоря о том, что мир увидит в нас людей, похожих на Него, сказал о важности особенных отношениях в первую очередь между нами, Его учениками? Мы всячески стараемся служить людям мира, чтобы они встретились с Божьей любовью через нас, а как насчёт отношений между нами? Что, если принимать во внимание сказанное Иисусом, приоритетней?
На мой взгляд, ёмко и очень точно о том, как на практике выглядит влияние, о котором мы говорим с наших кафедр, написал в своем послании апостол Пётр:
«Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите», 1 Пет. 2:17.
«Всех почитайте» — это про отношение, которое мы призваны проявлять ко всем без исключения людям, к любому человеку, с которым встречаемся в жизни. Почтение — это межнациональный, межрелигиозный язык любви, который понимает каждый. Впрочем, это отдельный разговор, ибо когда на самом деле почтение являлось ценностью в истории церкви?
«Братство любите». Когда армяне при встрече друг с другом целуются и обращаются друг к другу «брат» это не просто ритуал. За этим стоит понимание, что каждый армянин по факту своего рождения является частью одной большой семьи своего народа, где бы он ни жил.
В Сочи ребята часто обращаются друг к другу фразами со словом «брат», типа: «слышь, брат», «всё нормально, брат» и пр. В большинстве случаев это панибратство, за которым ничего не стоит. В одном из городов за пределами Кавказа мой друг с семьёй зашли пообедать в хорошее кафе. Услышав их речь, к ним спустился и сел за столик мужчина. Это был хозяин заведения. Армянин. Извинившись и поздоровавшись, он дал свою визитку со словами: «Если нужна будет какая-то помощь в нашем городе, позвони». Они обнялись традиционно, как на Кавказе обнимаются мужчины. Они не были знакомы. Никто за моего друга не замолвил слова. Этот человек не знал ни статуса своего гостя, ни его возможностей. Просто к армянину зашёл армянин. Друг рассказал мне, что он с детства видел, как его родители, дедушка и бабушка принимали в их большом доме многих людей, которым была нужна помощь и они оставались, пока не разрешались их проблемы.
«Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере», Гал. 6:10. Как насчёт этого стиха? Не видно сходства? Авторитетный для всех конфессий апостол призывает христиан помогать практически - заботиться, решать проблемы наипаче, то есть в первую очередь, своим по вере. В чем идея? Он понимал, что влияние оказывается на других не столько через наши слова, но через то, что они видят в наших отношениях. Мой друг сказал, что никогда его отец или дед не садили его перед собой, чтобы учить, как свою нацию любить. Он, его братья и сестры видели какими ценностями живут старшие, вырастали и жили, продолжая национальную традицию.
Господь, как всегда, приглашает нас в жизнь, состоящую из парадоксов. Я, руководствуясь своим умом, как полагал? Чтобы явить Божью любовь к неверующим, я должен наипаче им делать добро. А за своих по вере мне нет особой нужды беспокоится. Ведь с Ними Бог, они в Него верят, Он им поможет. А если у них проблемы, я расскажу им, как правильно верить, научу жизни. Приходит тонкий обман, искушение подумать, что я становлюсь более духовным по сравнению с другими, если у меня всегда есть, что им сказать. Мой друг заметил, что в их традиции никто никого не может впечатлить своими знаниями, учёной степенью или статусом. Это само по себе ничего не значит. Значит только одно - как ты, имея различные способности и ресурсы, можешь помочь другим.
«...мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает», 1 Кор. 8:1.
Пройдя достаточно долгий путь борьбы с болезнью, скажу абсолютно искренне - я ни в чём не нуждаюсь. Возникают трудности, проблемы, они не могут не возникать при моем диагнозе, но они решаются - Бог окружил меня удивительной заботой. Безусловно, через людей — родных, друзей, врачей, которым я безмерно благодарен. Когда ты зависишь из-за своей немощи от других, ты смотришь на мир с иной перспективы. В моем окружении есть человек, отношением с которым особенно дорожу. Он старше меня. Скажу честно: у него есть статус и авторитет в церковном сообществе. Но я ценю наши отношения не по этой причине. Я вижу в нем те качества, которые меня восхищают и которым хочется подражать. Этот Божий служитель из своей молодости через годы пронес ценность братского участия в жизни другого. Он со мной разделяет практически каждый шаг моего пути к победе над болезнью. И словом и делом. Повторюсь - современный мир предлагает множество вариантов решения проблем. Но подобное участие рождает во мне чувство принадлежности кому-то, к семье по большому счету, которое не заменить ничем. Чувство личной ценности и безопасности.
- Но ведь между вами бывают судебные тяжбы? Суды ведь существуют. Имущество делите? - допытываюсь я.
- Если кто-то на кого-то подаст в суд, это считается позором для него и для его семьи. Обычно, что касается, например, имущественных вопросов, всё давно расписано традицией, кто что наследует. Но, если и возникает спор, садятся обе стороны со старшими семей для переговоров. И каждая сторона относится к другой как родственникам. Оставаться частью национальной традиции, не выпадать из общности, где тебе и твоей семье в трудную минуту могут помочь, настолько ценно, что людям легче пойти на компромисс, нежели прослыть неспособными решить эти вопросы. Иначе это позор в глазах других.
Подумалось, почему мы, рожденные свыше люди, столь далеки от стандарта Писания сегодня? «А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего незначащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою», 1 Кор. 6:4-7.
- Но, если среди вас - продолжаю я - найдётся всё же человек, который скажет: «Да плевать я хотел на ваши традиции. Я современный и свободный. Делаю что хочу. Возьму свое и о вас не вспомню» - Как вы будете относиться к нему?
- По-прежнему как к брату. Но он должен понять, что этот позор с ним останется навсегда, пока он не переоценит свое отношение. Позор будет преследовать его в какой бы город он ни приехал. Его детям будет трудно. Он выпал из общения вместе со своей семьёй. И если в случае трудностей он обратится по традиции к другим армянам за помощью, первый вопрос, который он услышит, будет по поводу той ситуации, в которой он недостойно поступил. Поэтому такие случаи у нас практически исключены. Государственные органы лишь закрепляют документально результат переговоров между семьями относительно имущественных споров.
«Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата», 2 Фес. 14,15. Я всё никак не мог разобраться с этим местом Писания. Как поставить на замечание члена церкви так, чтобы он не чувствовал себя, будто к нему относятся как некоему извергу, всеобщему врагу, но как к брату? Как можно не сообщаясь с ним, его вразумлять? Задавить его молчаливым презрением? Но ведь в Писании не сказано «не общайтесь», но «не сообщайтесь» - от слова сообщество. Фактически Павел учит: «научите невоспитанного родственника, что у нас в семье принято следующее: наследил - вернись, убери за собой и возвращайся за общий стол. Будем ужинать вместе».
Мне думается, что каждому, кто представил общину верующих людей с подобным образом жизни, она бы ему пришлась по нраву.
Общность — совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие. Это научное определение. Но разве можно лучше охарактеризовать Христову церковь, нежели сказать, что она имеет неповторимое своеобразие! Сильная общность делает каждого индивидуума в ней сильным. Вот, о чем говорил Иисус. Каждый человек хочет чувствовать принадлежность к здоровому, крепкому и успешному сообществу. Никто не любит одиночества. Публично созидая сильную семью с явно выраженными отношениями заботы и поддержки, мы делаем жизнь в Его Царстве привлекательной. Небеса приводим на Землю.
Общинность всегда была свойственной народам России. Всегда, когда общность в ментальности нашего народа была ценнее индивидуализма, Россия крепла, становилась сильнее. Индивидуализм — это навязанная нам со стороны идеология. Она ведёт к разобщенности и в исторических периодах, когда индивидуализм оказывался модным, а идея общности оставалась в презрении, страна становилась жалкой и убогой. Мы чувствовали себя людьми без роду, без племени.
Индивидуализм легче проповедовать. Он заманчив. Кому не нравятся обещания о личном процветании и успешном призвании? Но в этих проповедях остаётся мало места для слов о жертвенной любви, служении без похвалы, аплодисментов и земной награды. В итоге наша внутренняя разобщенность не привлекает, а отталкивает людей от нас. Сколько протестантских церквей и групп разделилось в России за последние полгода? Риторический вопрос. Люди в миру могут предложить намного больше примеров личного процветания и успешного призвания. Нам никогда в этом не угнаться за ними. При этом мирские люди очень заняты. Зачем им новая ответственность приходить в наши церкви, да ещё и деньги туда приносить?
В 90-е российская евангельская церковь была похожа на малыша, который мог проглотить всё что угодно. Дверь в страну широко распахнулась и к нам хлынул поток идей, мировоззрений, учений и философий. Мы рады были всему новому и зачастую наивны в доверии. Многое из пришедшего нам помогло, позволило расти в познании Христа. Но многое вредило.
Сегодня всё изменилось - российская церковь достаточно зрелая, чтобы различать то, что нас созидает оттого, что разрушает. Идея индивидуализма исторически чужда нам, она навязана со стороны, но, к сожалению, ей удалось в определенной степени проникнуть и в общество, и в церковь. Тем не менее мне видится, что приходит время возвращения к нашим духовным и национальным корням.
Российской церкви, в связи с исторической ментальностью ценности общности в нашем народе, пожалуй, даже проще, чем церквям в других странах, сделать реальностью то, о чем учил Иисус. Что для этого нужно? Вспомнить лучшее, что в нас вложил Господь, вернуться к самим себе. Говорить о важности заботы верующих друг о друге и реализовывать это на практике. Дух Святой обязательно придаст этим проповедям силу и действиям влияние.
«По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою», Иоан. 13:35.
Автор: Андрей Онищенко
Пресс-служба Централизованной религиозной организации Российский объединённый Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.