Итак, мы подходим, пожалуй, к самому неожиданному наставлению Апостола Петра, которое он даёт относительно проповеди Царства. Оно звучит так: «Царя чтите».
Вспомним, что апостол, говоря эти слова, обращается к верующим как к свободным людям. «Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, - ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, - как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите», 1 Пет. 2:13-17. Нужно понимать, как воспринималось слово «свободный» по отношению к человеку в Римской империи. Поскольку Древний Рим был рабовладельческим государством, то далеко не каждый человек в империи признавался субъектом, то есть лицом, которое обладало определёнными правами. Субъектом римского права мог быть только свободный человек.
Рабы рассматривались не как субъект, а как объект римского права. Соответственно, субъект, наделенный правами, обладал объектом, этих прав лишенных. Император Римской империи Антонин в 121 г. даровал права римских граждан всему свободному населению империи, что формально уравняло всех свободных людей в частном праве. Лица, населявшие империю, за исключением нюансов правообладания, делились на две категории: свободные граждане и рабы. Даже вольноотпущенные рабы не могли равняться в правах с лицами, рожденными в римском гражданстве. Только в VI веке, при императоре Юстиниане Великом вольноотпущенник мог стать полноценным римским гражданином. Учитывая вышесказанное, мы понимаем, насколько сильным было обращение Петра к христианам, среди которых, как известно, было «не много благородных» (1 Кор. 1:26) как к лицам, обладающим самым желанным статусом того времени: к свободным людям.
Поднимая таким образом их достоинство в собственных глазах, мудрый апостол раскрывает, в чем состоит истинный смысл свободы человека. Свобода заключается в способности таким образом делать добро в обществе, чтобы невежеству по отношению к Богу и Его детям в этом мире нечего было сказать в ответ. Необходимо заметить, что личной заинтересованности почитать царя у Петра не было никакой. Немногим ранее, мы читаем это в книге Деяний в 12 главе, царь Ирод убил Иакова, а Петра посадил в темницу. Мы помним, чем закончилась эта история - ангел чудесным способом освободил апостола, проведя его мимо спящей стражи, сверхъестественно открыв городские ворота и введя Петра в город. Пётр, пережив публичное унижение и угрозу для жизни со стороны государственной власти, не потеряв достоинства истинно свободного человека, пишет единоверцам: «Мы призваны просвещать людей своим добрым отношением как к каждому человеку в отдельности, так и к обществу в целом. Всех почитайте. Царя чтите».
Надо также понимать значение слова царь для людей того времени. Слово царь несло в себе смысл воплощения абсолютной власти. Понятия царь и империя для людей были идентичны. Призыв к почтению царя и правителей от него посылаемых, обозначал призыв к стремлению своей добродетельной жизнью укреплять порядок и благосостояние общества, невзирая на собственный социальный статус и часто несправедливое отношение к себе со стороны государства. Следование своим жизненным принципам, основанным на ценностях Небесного Царства, независимо от внешних обстоятельств и определяет человека как свободную, по сути своей, личность.
Невозможно любить всё человечество в целом любовь проявляется к конкретному человеку, который рядом с нами. Невозможно приносить Небеса на землю, не заботясь о конкретной земле, обозначаемой существующими границами, в которую Бог нас поселил. Эта земля в народе называется простым словом: Родина. Писание учит нас, что Бог назначает пределы (границы) различных территорий, чтобы люди в них искали и находили Его (Деян. 17:26,27).
Почему Петр придает такое значение противодействию невежеству? Он называет невежественных людей безумными, указывая на то, что при этом они слишком активны и говорливы. Психологи изучили феномен невежества и пришли к выводу, что чем меньше интеллект человека, чем уже его мировоззрение, тем меньше он осознает свое невежество и при этом он - парадокс - совершенно не чувствуют себя неполноценным. Эти люди обычно, напротив, самоуверенны. Они настолько уверены в своей правоте, что искренне считают, что их точка зрения единственно верная. Надменность, хамство, грубость - привычный стиль их поведения, и они убеждены, что имеют на это право. С ними нельзя вести конструктивный диалог, потому что они не слышат никаких доводов и умеют собеседника вывести из себя. Они сами противятся слову о Боге и напористо отталкивают от него других.
Переубедить их, остановить их невежество словами невозможно, они никого не слышат. Пётр написал, что единственная возможность закрыть рот безумию невежественных людей — это показать на практике, своими делами и поступками сердце Бога по отношению к людям в наших городах, заботясь об их благополучии и процветании. Патриотизм, как любовь и забота о своей родине, в библейском понимании — это не просто предложение занять активную гражданскую позицию. Апостол открывает, что христиане по своей природе являются патриотами, которые призваны добром побеждать зло на своей земле, своими делами останавливать клевету дьявола на Бога и Его церковь, которая распространяется через определенных людей.
Патриотизм в Библейском понимании духовен по своей сути и практичен в своём проявлении. Его проявление многообразно. Это содействие властям в поддержании правопорядка и защита Отечества от неприятеля. Это добросовестность и ответственность на рабочем месте. Открытость и честность в бизнесе. Соблюдение законности во всех областях жизни. Участие в проектах благотворительности и милосердия. Посильная помощь малоимущим, больным, участие в социальных проектах, направленных на улучшение качества жизни сограждан, поддержка института семьи, материнства и детства и многое другое, что делает государство сильным и страну привлекательной для жизни.
Подытожив призыв к нам Апостола Петра касательно проповеди Евангелия, мы видим, насколько он сбалансирован насчёт внутренней жизни верующих между собой и насчёт того, каким образом мы призваны влиять на мир. По части наших личных отношений с Богом и относительно того, как эти переживания призваны проявиться в наших отношениях с людьми. Всё на своём месте и всё в равной степени важно.
«Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите», 1 Пет. 2:17.
Автор: Андрей Онищенко
Пресс-служба Централизованной религиозной организации Российский объединённый Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.