Меня спросили: можно ли христианам наряжать ёлку на Новый год. Я полагал, что такой вопрос среди современных евангельских верующих давно не стоит. Хотя... Вспомнил об одном пасторе, которого знаю много лет как человека открытого, искренне доброго и милосердного, но который в своей общине настоятельно не рекомендует ставить праздничную ель в домах прихожан и наряжать её к новогоднему празднику. Я позвонил моему другу в канун Нового года и, после взаимных поздравлений, спросил, на чем основаны его убеждения против украшенной ели в домах верующих. Конечно, я предполагал, что он мне ответит. Впрочем, он не стал что-то доказывать и обосновывать, предложив мне самому изучить вопрос о языческих корнях этой новогодней традиции, порывшись в Интернете. Видно, что он устал от подобных вопросов своих коллег. Я тоже не особо горел желанием разбираться в традициях древних кельтов, которые видели в вечнозеленом хвойном дереве магическую силу и навешивали в день зимнего солнцестояния на ель кусочки еды, монеты, разные символы - всё, что они хотели бы увидеть в своей жизни в Новом году. Таким образом, они задабривали духов, живущих в этих волшебных деревьях. Порой в особо суровых, неурожайных годах, приносились в жертву животные и даже люди, внутренности которых, уж простите, вывешивались на ветвях ели.
Когда я смотрю на украшенную новогоднюю ель, думая о древних кельтах (кстати, кто эти люди - кто-то помнит?) и о злом духе, который прячется в ветвях ели или в её дупле, ель видится мне воплощением зла, восстающим на мою чистоту отношений с Господом.
Апостол Павел, ведомый Духом Святым, впервые посетил Коринф в 51 или 52 году. Он, еврей от евреев, по правде законной - непорочный, оказывается в городе, наполненным моральной распущенностью, возведенной в культ, идолопоклонством - язычеством в самом изощренном виде. Задача перед ним стояла, казалось, невозможной для реализации: в этом крупном портовом городе, который вобрал в себя всю палитру различных культур и традиций основать церковь и привести ее разнообразное население, состоящее из рабов, богатых, язычников, евреев, людей власти, бедняков, к единству Духа через познание Евангелия Иисуса Христа, чтобы они могли спастись.
Нет необходимости говорить, что на церковь Коринфа негативно влияли порочные религиозные и сексуальные практики, происходящие в городе. Одной из возникших проблем, вызывавших смущение, споры и разделения был вопрос, можно ли верующим в Иисуса Христа вкушать пищу, посвящённую идолам. Дело в том, что жрецы языческих храмов принимали в дар различных животных, мясо которых продавали на рынке, а деньги вносили в казну капища. Другими словами, купив посвящённое идолу мясо на рынке, христианин невольно мог стать спонсором языческого храма. Это было неприемлемым для тех, кто осознанно отрёкся от языческого культа и посвятил себя Христу! Этот вопрос для христиан того времени был намного серьезней в плане святости перед Богом, нежели вопрос украшения елки на Новый год для нас. Откуда можно было понять посвящённое идолу мясо перед тобой или нет? На рынке стали появляться люди, которые допытывались, откуда этот кусок? Но для продавцов было важным продать товар, и они быстро сообразили, как отвечать, чтобы мясо было куплено. Христиане были постоянно в смятении, их мучила совесть, ведь они могли, даже не желая этого, страшно согрешить. Жить в постоянном чувстве вины невыносимо, поэтому эти люди постоянно каялись. Трудно было христианам в Коринфе жить праведно и в чистоте.
Апостол, в своей мудрости, понимал, что есть поступки, которые являются неприемлемыми для людей, рождённых свыше, например, сексуальный разврат и есть жизненные моменты, не влияющие на спасение человека. Например, я искренне верю, что меня не встретят ангелы у ворот Небесного Иерусалима с вопросом: "Ёлку наряжал?" - "Честно? - понимая, что мне ничего не скрыть, отвечаю: - Каждый год..." - "Прочь!"
"Все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет ее. Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести" - писал Павел коринфянам (1 Кор. 10:24-27). Апостол Павел дважды настоятельно написал: делайте это для спокойствия совести, освободив христиан от вины за то, что, по сути своей, никак не влияет на их отношения с Господом.
Мне больше нравится другая легенда, связанная с появлением традиции украшать ель на Новый год. Она, напротив, говорит о том, что традиция украшать ель, которая в любое время года остаётся зелёной и олицетворяет собой вечную молодость, бессмертие и силу жизни, имеет христианский смысл.
Эта легенда гласит, что впервые наряжать ель в канун Рождества начали в Германии. В 1553 году известный немецкий реформатор, Мартин Лютер, возвращаясь домой накануне Рождества, остановился и смотрел на небо, восторгаясь красотой небосвода, усыпанного множеством звезд настолько обильно и ярко, что, казалось, кроны деревьев искрились звездами, среди которых выделялась одна, самая яркая. Придя домой, он поставил небольшую ель и украсил ее свечами, а на верхушку поместил собственноручно изготовленную звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей волхвам путь к месту, где родился Спаситель.
Доподлинно известно, что на Рождество 1539 года ель с украшениями при лидере Реформации в вольном городе Страсбурге Священной римской империи Мартине Буцере была поставлена в Страсбургском соборе.
В Россию немецкий обычай пришел через императорскую семью, а именно великую княгиню Александру Федоровну, урожденную Фредерику Луизу Шарлотту Вильгельмину Прусскую, жену Николая I.
24 декабря 1817 года Александра Фёдоровна установила и нарядила елку в личных покоях императорской семьи в Москве, а на следующий год - в Аничковом дворце в С-Петербурге. Уже через год после своей коронации, став императрицей, Александра Федоровна на Рождество 1828 года организовала первый праздник детской ёлки в Большой столовой Зимнего дворца для своих детей и племянниц — дочерей великого князя Михаила Павловича, младшего брата своего супруга Николая I. Из императорского дома мода наряжать елку живо распространилась среди российского дворянства.
Фёдор Михайлович Достоевский в рассказе «Ёлка и свадьба» 1848 года упоминает рождественскую ель как явление обычное и распространённое.
Традиция украшать ёлку на Рождество изначально воспринималась народом как часть церковного обряда, олицетворявшего собой Библейскую рождественскую историю. Установка и украшение ели в доме становилось главным элементом праздника, объединяла вокруг себя семью и быстро полюбилась простому люду. В начале 1850-х у Гостиного двора начали появляться ёлочные базары, куда крестьяне привозили свежесрубленные деревья на продажу.
При украшении ели важно было не скупиться. Ёлочных игрушек тогда не существовало, и люди вешали на дерево богатые подарки, кондитерские "сахарные игрушки" и просто различные сладости, поддерживая религиозную традицию празднования Рождества, символизирующую библейскую историю о том, как волхвы поднесли Младенцу Иисусу в день рождения богатые дары, означающие изобилие и процветание. На ёлке торжественно зажигались свечки, укреплённые в специальных «тюльпанчиках». Рождественское дерево увенчивалось Вифлеемской звездой, предвестницей Рождества и осыпалось блёстками, представляющими звёздочки на ночном небе. Их блеск и огоньки свечей на ёлке символизировали сияние «благодатного света», изливающегося на мир после Рождества.
Ёлка легко вошла в российский быт, именно потому, что она зрительно воплощала библейский рождественский сюжет и в процесс выбора ели, её установки в доме и украшения была вовлечена вся семья.
После Октябрьской революции власти вначале не обращали внимание на эту, казалось бы, безобидную традицию. Но после образования 8 октября 1922 года Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б), политика государства в виде различных запретов и порой откровенных репрессий относительно церкви и религиозных обрядов набирала обороты и через определённое время добралась до рождественской ёлки как до "поповского вредного обычая".
В апреле 1929 года XVI партийная конференция отменила праздник Рождества. Рождественский день стал обыкновенным рабочим днём, и вместе с ним отменена была, и рождественская ёлка. Газеты начали откровенную травлю по отношению к праздникам для детей вокруг наряженной ели. Они в один голос писали, что «религиозность ребят начинается именно с ёлки … Ею ребёнок отравляется религиозным ядом…».
Перед Новым 1929 г. любые празднования «поповских обычаев» запрещались. В декабре и январе специальные патрули из добровольцев ходили по улицам и заглядывали в окна, проверяя исполнение правительственного указа - не горит ли огнями украшенная рождественская ёлка.
24 сентября 1929 г. постановлением Совета народных комиссаров празднование Рождества было запрещено на государственном уровне. Официальные новогодние торжества были отменены как "буржуазные" и "поповские пережитки". Рождественский день был объявлен Днем индустриализации. В тексте декрета было прямо записано «О воспрещении порубки и продажи зеленых насаждений в связи с религиозными обрядностями».
Так всё-таки, какая в основе традиции наряжать ёлку лежит легенда - о кровожадных кельтах или о романтическом порыве великого реформатора? Мне ближе вторая.
Запрет на украшение рождественской ели не сработал в Советском Союзе, настолько прижилась эта традиция в народе. Тогда власть, понимая это, решила возглавить процесс, видоизменив его.
28 декабря 1935 года, в самый канун новогодних праздников, неожиданно в газете "Правда" появляется небольшая заметка, написанная неким кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б), в которой было указано, что богатые буржуи в прошлом устраивали на Новый год (заметьте, не на Рождество) своим детям праздничную ёлку, а бедные дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся детей богатеев. Почему тогда наши школы, детские дома, дворцы пионеров и т.д. лишают такого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Автор настойчиво призывал комсомольских и пионерских лидеров в срочном порядке устроить на Новый год коллективные ёлки для детей. Предложение было принято к действию молниеносно. Оперативно рождественская семиконечная звезда на верхушке ели менялась на алую пятиконечную, аналогичную кремлёвской, а ель стала именоваться не рождественской, но новогодней. По всей стране были организованы ёлочные празднества, в магазинах вдруг появились расширенные ассортименты ёлочных украшений. Не декрет, не указ, лишь предложение в газетной заметке партийного руководства было принято и осуществлено в масштабах страны всего за четыре дня, включая дату публикации. Подобная оперативность исполнения предложения руководства в таких масштабах осталась недостижимым рекордом в истории СССР.
Новогодняя празднично украшенная ель воплотила в себя совершенно иной смысл, фактически — государственную идеологию. Теперь она стала воплощением праздника юных строителей коммунизма, символом нового начала для советских мальчиков и девочек.
На новый 1937 год государственная детская ёлка впервые проводилась во Дворце пионеров, в недавнем прошлом Аничковом дворце, в том самом, в котором Александра Фёдоровна когда-то установила первую праздничную ёлку в Российской Империи.
Советские ёлки отличались массовостью, максимальной публичностью и обязательной проводимой на них воспитательной работой. На первых детских ёлках даже предлагалось повесить продававшийся в магазинах набор шаров с портретами членов Политбюро. Идея не прошла - члены Политбюро часто менялись, некоторые из них становились врагами советского народа. А в 1937 году в СССР открылся первый специализированный завод ёлочных игрушек.
Украшение новогодней ёлки пережило смены политических режимов и оставалось символом праздника при различных идеологиях в истории страны. Если смотреть на украшение ели как на поддержку давней традиции кельтов поклонения духам, живущим в ели, то, несомненно процесс наряжения ели становится языческим культом поклонения идолам. Если же смотреть на процесс украшения ели как на продолжение традиции воплощения рождественской библейской истории, то наряженная ель становится символом смелости, мужества и христианской доблести. В первом случае украшение ели - фактически грех, во втором - верность христианской традиции. Но дело в том, что в наше время украшение ели потеряло и первый традиционный смысл, и второй. Остаётся один важный вопрос - во что верит сам христианин, потому что, собственно, всё, что не по вере - грех. На мой взгляд, празднично наряженная ель, как и прием различной пищи не приближает нас к Богу (1 Кор.8:8). Этот стих можно перефразировать так: "Наряженная елка не приближает нас к Богу: ибо, украшаем ли мы ее, ничего не приобретаем; не украшаем ли, ничего не теряем".
Самое важное в вере - это наши внутренние мотивы. Помните еще одни слова апостола Павла? "Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя" Рим. 14:5-7.
Кто-то празднует Новый год и дни рождения, чтобы поблагодарить Бога за прожитые дни - для Господа празднует. Кто-то то вообще не отмечает праздники, почитая это за мирское, земное отвлечение от духовной жизни - для Господа не отмечает. Кто-то наряжает ель и готовится к празднику и благодарит за это Бога, а кто-то не наряжает для Господа и благодарит за это Бога! Вот в чем суть.
"Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его". Рим. 14:3.
Мы в семье с радостью наряжаем ель и благодарим Бога за то, что у нас есть повод для праздничного настроения и благодарственной молитвы за год прошедший и молитвы благословения за год наступающий. Но у меня вызывают уважение люди, которые не украшают ель, потому что верят, что они хранят свое посвящение Господу и благодарят Бога за эту возможность.
Автор: Андрей Онищенко
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.