Мы, люди, рождённые свыше - царственное священство, выделенная, посвящённая Богу духовная «нация», как говорит перевод TRT, дабы возвещать миру совершенства - Его, Призвавшего нас, совершенства (1 Пет. 2:9). Если подумать над смыслом текста, это означает намного больше, чем просто пророчествовать друг другу о том, что мы «цари и священники». Любое совершенство в чём-либо демонстрировать чрезвычайно трудно. Когда же речь идёт о совершенстве Бога, кто мы такие, что нам поручено его возвещать? Меня всегда беспокоил вопрос, когда слышал в свой адрес пророчество, что я из числа царей и священников – кем являются эти люди? Благодаря каким качествам Пётр причисляет их в ряд избранных в Божий удел людей?
Мне, чтобы что-то понять, очень важно на это посмотреть - как это выглядит и как работает. Впечатлили несколько примеров, которые заставили сердце биться чаще, когда я предположил, что царственное священство выглядит примерно таким образом. Пару примеров, как обычно, приведу исторических. Если Вам не подходят исторические примеры, Вы меня простите. Меня они впечатляют — это реально жившие люди, совершавшие определённые поступки, на которых я могу учиться.
В середине XVII века в городе Дюссельдорфе была рождена настоящая принцесса, которой при крещении дано было имя Элеонора Магдалина Терезия. В будущем одна из её сестёр станет супругой короля Португалии, другая - супругой короля Испании, она сама войдёт в историю как императрица Священной Римской Империи. Что касается царственности этой женщины, условия исполнены по высшему разряду. Её духовником с момента рождения до самой смерти был придворный монах-иезуит, поэт, написавший в честь ее рождения прекрасную оду, дошедшую до наших дней. Элеонора была первым ребёнком у родителей, росла в атмосфере любви и заботы. Мама с папой дали ей прекрасное образование - она свободно владела латинским, французским и итальянским языками, переводила на немецкий библейские тексты и духовную литературу, хорошо разбиралась в теологии, увлекалась музыкой и искусством. Уже в раннем детстве в Элеоноре проявилось религиозное чувство. Девочке было 4 года, когда, увидев Распятие, она расплакалась, сопереживая Иисусу Христу. Родители были глубоко верующими людьми и воспитали дочь в благочестии. Принцесса придерживалась ежедневной молитвенной практики, которая, правда, по настоянию ее духовника, монаха-иезуита включала в себя флагелляцию — самобичевание для умерщвления плоти и тайное ношение вериг. Вериги, надеюсь, читающие не знакомы с такими изделиями, — это разного вида железные цепи, кольца, металлические жёсткие подошвы, медные иконы на груди, с цепями от неё, иногда продетые сквозь кожу и пр., носившиеся христианами-аскетами на теле для смирения плоти. Древние подвижники основывали подвиг веригоношения на Библейских стихах: «Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня», (Мф. 11:28); «Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха», Евр. 12:4; «Благо есть человеку, когда он несёт иго в юности своей, сидит уединённо и молчит, ибо Он наложил его на него», (Плач. 3:27,28), «... я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем», (Гал. 6:17). Ношение вериг считалось непрерывным упражнением среди аскетов с целью телесного изнурения для того, чтобы совершенно, по слову апостола, распять плоть свою со страстями и похотями: «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями», (Гал. 5:24). Флагелляцию христиане-аскеты средневековья должны были совершать тайно, никто не должен был даже догадываться об этих актах - так они были научены. Это было частью их сокровенной веры перед Богом. Искренне благодарю Господа, что мы живем в наше время!
Доподлинно неизвестно, насколько подобная практика была распространена, особенно среди царских особ, но Элеонору отличало от других не это. Принцесса не только регулярно, как многие в её окружении, участвовала в богослужениях, она привычно навещала больных, лично помогала нуждающимся, что совершенно не обязана была делать как царственная особа. Находясь среди бедняков, просила относиться к себе не как к монаршей особе, а как к простому человеку, потому что считала всех людей одинаково ценными для Бога.
При всей её образованности чаще её можно было найти не в царских покоях, но одетой в простую одежду, на улицах города, в местах, куда стекались бедные и больные. Её мечтой было стать монахиней-кармелиткой, но родители не давали своего согласия, понимая, какое ей, человеку монаршего рода, уготовано жизненное предназначение. Пять королей просили её руки, и всем Элеонора отказала. Одним из тех, кто получил отказ принцессы, был Иаков II, король Англии и Шотландии, посватавшийся к ней в 1671 году. Принцесса продолжала проводить аскетическую монашескую жизнь, переводила Библию с латыни на немецкий язык.
В апреле 1676 года император Священной Римской империи Леопольд I, овдовев во второй раз, начал поиски новой супруги. Законы того времени предполагали, что монархи могли вступать в брак только с особами монарших семей. Собственно, не только по любви, а просто жениться королю было непросто, простите за тавтологию. Монаршие дома следили за рождением друг у друга девочек и мальчиков, просчитывали варианты, сопоставляли политическую ситуацию и возраст потенциальных кандидатов. Например, среди потомков королевы Англии Виктории, которую называют «бабушкой Европы» царствовавшей 63 года в XIX веке, 17 человек в истории Европы были монархами своих государств, 5 по-прежнему возглавляют свои королевские дома сегодня, продолжая линию, происходящую от Виктории. Королева Виктория души не чаяла в любимой внучке Елизавете Александре Луизе Алисе Беатрис Гессен-Дармштадской, которой мечтала передать престол после своей кончины. Но когда Елизавете было всего 12 лет, она впервые встретила молодого шестнадцатилетнего русского цесаревича Николая и полюбила его. Эта любовь оказалась взаимной, что среди потенциальных наследников престола встречается редко, но против их отношений встали оба двора - как английский, так и российский. Молодые люди любили друг друга, но не имели возможности встречаться. Елизавета стала учить русский язык, семь раз молодые просили благословения у родителей на брак, но всякий раз получали отказ. В конечном итоге Елизавета приняла православие и стала российской императрицей Александрой Федоровной. Известно, что во время I мировой войны она организовала эвакуационный пункт, в состав которого вошло более 80 лазаретов как в загородной царской резиденции, так и в разных городах. Кроме того, Александра Фёдоровна вместе с двумя старшими дочерями великими княжнами Ольгой и Татьяной, лично трудились в качестве хирургических сестёр в Дворцовом госпитале. Во время проводимых операций императрица ассистировала хирургу. Как и другие медсёстры, подавала инструменты, бинты, уносила ампутированные конечности, перевязывала гангренозные раны. Каждое утро императрица после молебна в храме направлялась в лазарет, где она и великие княжны трудились до поздней ночи. Во время тяжелых операций раненые, узнав государыню, просили побыть рядом, она утешала и помогала чем могла. Мы знаем, что Александра Федоровна будет расстреляна вместе с супругом и детьми в ночь на 18 июля 1918 года в Екатеринбурге.
Вернёмся к принцессе Элеоноре. К поиску новой супруги Леопольда побуждало отсутствие в предыдущих браках наследника мужского пола. Выбор императора остановился на принцессе Элеоноре, и на этот раз её родители дали согласие на свадьбу. Жениху было 36 лет, невесте - 19. Сообщение родителей о сватовстве к ней императора Леопольда с перспективой стать императрицей, Элеонору отнюдь не обрадовало. Принцесса хотела прожить жизнь аскетически и остаться девственницей. Но, как благочестивая христианка, она подчинилась воле родителей. 25 ноября 1676 года состоялась официальная церемония обручения. Ввиду родства жениха и невесты (у них была одна прабабка) разрешение на брак пришлось брать непосредственно у Папы Римского, и оно было получено.
Как мы понимаем, Элеонора не стремилась занять положение в обществе, оно у неё и так было. В соответствии со своим пониманием служения Богу, она стремилась избегать его. Не нужно ей было и богатство. Принцесса была не из бедной семьи. Её приданное составляло на те деньги астрономическую сумму - 100 тысяч золотых флоринов. Что касается свадьбы, обе стороны проявили себя по-королевски: в качестве подарка от жениха невеста получила знаменитый бриллиант Виттельсбах - необыкновенного темно-серовато-голубого цвета бриллиант весом 35,56 карата.
Выйдя замуж, Элеонора, считавшаяся одной из самых образованных женщин своего времени в Европе, с тем же посвящением, как служила Господу в молитве и делах милосердия, начала вникать в государственные дела. Наперво, императрица Элеонора взяла под личный контроль экономику императорского двора, особенно касательно статьи расходов на международные связи. Она сумела таким образом сбалансировать финансовые операции, что в имперской казне появилась дополнительная прибыль, которую императрица направила на строительство новых больниц, детских приютов, на поддержку церквей и монастырей. Более того, она создала фонд, благодаря которому появилась возможность выкупать у мусульман пленников-христиан. Тем не менее, с приобретением королевских полномочий, императрица внутри себя осталась прежней Элеонорой. Она считала своим долгом не только направлять государственные деньги на дела милосердия, но и лично, как христианка, уделяла большое внимание делам благочестия. Современники писали, что её щедрость по отношению к людям, попавшим в беду, практически не имела границ. Она не только строила больницы и приюты, поддерживала многочисленные братства, церкви и монастыри, она лично раздавала милостыню, навещала больных в госпиталях, старалась вникать в суть проблем людей, стараясь помочь каждому, чем могла. 9 мая 1684 года императрица Элеонора получила от Папы Римского Иннокентия XI Золотую розу. Этим украшением Глава Католической церкви ежегодно в папской капелле с особой молитвой, благословляет людей за благородные, полезные для общества и церкви поступки.
Доверие её супруга, императора Священной Римской империи Леопольда I к ней было настолько велико, что, когда она вскрывала дипломатические письма, в большинстве, которые были написаны на французском языке, Леопольд помогал ей в качестве секретаря. Кроме всего описанного, императрица была прекрасной матерью, родив супругу десять детей, в том числе наследника, будущего императора Иосифа I. Своё влияние Элеонора Нейбургская на государство и на людей смогла оказать не потому, что была императрицей, но потому, что чувствовала себя человеком рода избранного, взятого в удел, призванного возвещать совершенства Призвавшего её из тьмы в чудный Свой свет. Статус императрицы просто открыл больше возможностей для этого.
Покровителем Милана, города на севере Италии, является святой Амвросий Медиоланский. Епископ, проповедник, богослов и поэт. Один из четырех великих латинских Учителей Церкви (наряду с Августином, Иеронимом и Григорием I Великим). Если история Элеоноры — это превращение монахини по убеждениям в королевскую особу, история Амвросия противоположна с точностью наоборот. Царственное священство, описанное в Библии — это не про статус или позицию. Это не про положение в обществе или в церкви. Это генетика. Это внутренняя природа, унаследовавшая черты характера Царя всех царей и Первосвященника всего человечества. Это способность проявлять Его отношение к людям и неважно, во что эта генетика одета и какое положение занимает в ранге человеческой классификации. В 373 году Амвросий был назначен императором Западной Римской империи Валентианом I на должность префекта Эмилии-Лигурии с резиденцией в Медиолане (ныне Милан), который был тогда вторым городом Италии вслед за Римом. В 374 году распри между христианскими лидерами города мешали избранию епископа, поскольку каждая из соперничающих сторон хотела видеть на этом месте своего человека. За короткое время управления провинцией Амвросий своим отношением к делу и людям сумел завоевать настолько высокий авторитет в городе, что представители церкви согласились на его кандидатуру епископа в качестве взаимного компромисса. Амвросий пользовался как уважением светской власти Медиолана, так и доверием власти духовной. Этот человек отличался от других. Очевидно, что он не был интриганом или тираном, иначе бы одна из конкурирующих сторон ни за что бы не согласилась на его кандидатуру на епископство. Скорее всего, именно порядочность подняла авторитет Амвросия как в глазах правителей, так и в глазах обычных горожан. Проблема была в том, что Амвросий, выросший в богатой языческой семье, совсем недавно стал христианином и даже не был крещён. В то время право на крещение новообращенный христианин должен был доказать своим образом жизни и верностью - времена гонений на церковь остались в совсем недалеком прошлом. Ожидание права на крещение могло затянуться до двух-трех лет. Амвросий, как порядочный человек, не будучи крещенным, не мог согласиться на предложение занять столь высокий духовный пост. Но императору важна была стабильность в регионе, и он настоял на кандидатуре префекта. 30 ноября 374 года Амвросий был крещён, затем рукоположён в священники и 7 декабря поставлен в епископы, пройдя, таким образом, за рекордные 7 дней все ступени церковной иерархии. Новый епископ понимал, что до этого времени он в регионе представлял римского императора, сейчас же он уполномочен представлять Царя царей. Первым делом после избрания на руководящую духовную позицию он продал своё огромное богатство и пожертвовал вырученные деньги церкви и до конца жизни соблюдал обет нестяжательства, ведя скромный и строгий по отношению к себе образ жизни.
В конце IV века император Восточной Римской империи Феодосий I вел битвы с целью восстановить целостность Империи - соединить её Западную и Восточную части. Во время военных операций на Западе до своего возвращения в Константинополь, Феодосий оставался в Италии, сделав своей резиденцией Медиолан, где познакомился с епископом Амвросием. Авторитет Амвросия был настолько велик, репутация его была настолько безупречной, что он фактически стал духовником императора.
О Феодосии I, надо сказать, несколько слов отдельно. Современники о нем отзывались как о человеке, почитающем Бога, живущего со строгими принципами личного благочестия. Когда минуло около года после провозглашения Феодосия императором, в период войны с готами, он в 380 году издает эдикт «О вселенской вере», в котором было прописано, что для подданных империи христианская вера принимается в форме, закрепленной Никейским Собором: "В соответствии с Нашим распоряжением, все народы, находящиеся под управлением Нашей Милости, должны придерживаться веры, переданной римлянам апостолом Петром, ибо она очищает и по сей день. Следуя апостольской святости, в соответствии с учением апостолов и Евангелия, мы должны верить в единого Бога Отца, Сына и Святого Духа, придерживаясь положения о том, что они равны по величию". Фактически усилия императора Феодосия определили направление религиозного развития Европы на века, за что он удостоился от христианских летописцев эпитета Великий.
В 390 году произошли беспорядки в крупнейшем городе Македонии Фессалониках. Император Феодосий, расценив это как мятеж, приказал не просто его подавить, но умертвить определённое число горожан. Было убито до 15 тысяч жителей. Когда после этих событий император хотел войти в церковь для молитвы, Амвросий не пустил его за порог, обличая в убийстве невинных людей и, отлучив от причастия, требовал публичного покаяния. Император не привык, чтобы так с ним обращались. Тем более что в предпринятых им мерах не было ничего из ряда вон выходящего для императоров Рима, подавляющих мятеж. Этого ли мог не знать бывший перфект, государственный деятель, ранее осуществлявший власть от имени верховного правителя в регионе? Известный живописец, придворный художник английского короля Карла I Антонио Ван Дейк написал по этому историческому сюжету картину «Святой Амвросий не пускает Феодосия в церковь», которая хранится в Национальной галерее в Лондоне. Восемь месяцев епископ и император не виделись. По прошествии этого времени Феодосий вернулся к духовнику без императорских одежд и знаков царской власти, с готовностью признать совершенное грехом, и покаяться. Амвросий был согласен принять покаяние с соблюдением важного условия. Феодосий I должен был издать закон, согласно которому утверждение смертных приговоров откладывалось на 30 дней после вынесения приговора. За это время могли стать известны новые детали преступления и приговор мог быть пересмотрен. Благодаря позиции Медиоланского епископа произошёл невиданный доселе прецедент - римский император, обладавший фактически неограниченной властью, изменил существующее законодательство, ориентируясь на Божьи принципы милосердия. Епископ Амвросий почитается святым как западной, так и восточной церковью.
Ни в коем случае не идеализирую людей, истории которых описываю. Пытаюсь осмыслить факты. Они говорят о том, что внутреннее достоинства, убеждения этих людей были таковыми, что те, с кем они взаимодействовали, могли изменить свой стиль жизни, сказав: тому Богу, Которого они знают, можно верить. Не в этом ли заключён смысл призыва возвещать совершенства Призвавшего нас?
Я служил пастором до моей болезни, из-за которой во многом потерял возможность быть физически активным человеком, без малого 25 лет. То, что будет написано дальше - результат переосмысления своего служения длиною в четверть века. Во время моей активной деятельности, когда и дома-то можно было бы почаще бывать, а не на всевозможных собраниях и в поездках, круг моего общения был достаточно широк. Когда заболел, заметил, оставшись на обочине, как многие всё время куда-то спешат. Поймите правильно, не жалуюсь - у всех своя жизнь. Но я вдруг увидел в постоянно торопящихся куда-то людях... себя.
Все мы знаем притчу о «добром самарянине», остановившемся у обочины, чтобы подобрать побитого беднягу, чтобы позаботиться о нем. Царственности в принципе всегда меньше, чем обыденности, и ценится она, поэтому, много выше. Хочу поведать о трех человеках, в моей ситуации поведших себя, как ближние ко мне. Я не имею сейчас в виду семью. О них отдельный разговор. Без жены, детей, родителей, я бы просто не выжил. Имен этих людей называть не стану. Уверен, им бы это было не по сердцу. Одному из них я никак, от слова совсем не могу прибавить никаких духовных баллов оттого, что он свернул со своей дороги и заглянул ко мне на обочину. В плане совместного служения нас ничего не связывало, мы даже служили в разных евангельских Союзах. Он старше меня во всём – в опыте, возрасте, он тот больший, которым без всякого прекословия благословляется меньший. Он в своё время приезжал к нам в Норильск, проповедовал в церкви, жил у нас дома, мы не раз гостили у него. Одним вечером, когда я после операции на стену лез от боли - лекарства не сработали, я набрал его номер и попросил помолиться. С тех пор, каждое утро - в течении нескольких месяцев! – я получал от него голосовое сообщение с молитвой или звонок со словами веры и ободрения. Много людей меня и мою семью поддержали - я настолько признателен каждому, что, когда думаю о вас, у меня ком в горле. Но этот человек почему-то решил пройти весь путь со мной, будто его жизнь связана с моей: «Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?», (Лук. 10:33-36). Когда он прилетел в Сочи по своим делам, нашёл время, чтобы заехать ко мне. Сидел с нами, разговаривал, молился, никуда не торопясь. Обращается всё время ко мне очень нежно: «Братик, как ты?» Когда общались, я ему сказал: «Всё, что хочу, когда выздоровею, поступать с другими, как Вы поступаете со мной. Не вижу иного смысла в служении и жизни». Непроизвольно у нас обоих в глазах стояли слезы.
Конечно, будучи пастором, я посещал людей и в больницах, и тюрьме, женил, хоронил, благословлял детей, стоял со многими в вере.
Иначе не был бы пастором — это понятно. Но что-то в этом человеке было другое. Это было не его дело, не его служение — это был он сам.
Другой человек, о котором хочу сказать - служитель Божий той же сути и того же содержания. Один из этих служителей - мужчина, другой — женщина. Она со своей командой посетила меня, в то же сложное время, когда я после операции оставался у моих родителей, послужив нам по-царски. Они это делали непринуждённо, легко, будто утренний свет пробился в комнату, в которой давно не одёргивали шторы. Эти люди открыли настежь окна в мою душу, и я напился свежим воздухом надежды. У родителей тоже появилась надежда обо мне. Читал замечательные слова одного великого служителя: «Мы призваны служить с сердцем царя (по-королевски) и править с сердцем слуги». Я увидел, как это выглядит.
Третий человек невелик в церковной иерархии, не бросок в поведении, тих и скромен, хотя по жизни может, чем похвастаться. Он служил своим домом, своей машиной, своим временем, возил меня в коляске, когда надо было, звонил и верил со мной. До моей болезни мы были знакомы довольно поверхностно, он ничем мне совершенно не обязан. Почему у него родилось такое отношение ко мне - для меня до сих пор тайна. Почему рядом не оказались многие из тех, кому я служил всю свою жизнь, для меня тоже тайна.
По-видимому, ответ лежит в плоскости того, кем себя осознаем, кто мы есть по сути – именно это в итоге проявляется в нашей жизни.
И вот, о чем ещё беспокоюсь, когда думаю об отпущенном мне времени жизни. Вижу в Писании, что Господь отделил одних людей от других, кого определить по правую сторону, а кого по левую, на основании того, как Его ученики посещали, кормили, поили, одевали тех, кто оказался в обочине. Исходя из этого места Писания, принцип окажется определяющим, где люди проведут вечность. Люди, о которых я писал как в историческом обзоре, так и в примерах из личного опыта, обратили моё внимание, что своей жизнью возвещать Совершенство Призвавшего нас, возможно, и это не является чем-то непостижимым, если не очень торопиться по своим делам.
«Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную», (Лук. 25:31-46).
Если бы мы всерьёз воспринимали Его слова, как бы изменилось наше христианство?
Автор: Андрей Онищенко
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.