Царственное священство. Часть 2. Влияние

Царственное священство. Часть 2. Влияние

07.06.2024

Основатель протестантского движения квакеров Джордж Фокс, находившийся в заключении за свои религиозные убеждения, в марте 1655 года был конвоирован под вооруженной охраной из загородной тюрьмы в Лондон. Он не знал причины происходящего, но был готов ко всему. Начиная с 1647 года Фокс путешествовал по всей Британии, проповедуя Евангелие простому люду - на рынках и площадях, в поле и собраниях различного рода, в церквях. Его публичные служения, на которых совершались десятки, а то и сотни исцелений, собирали многотысячные толпы людей. Время для Англии было сложным - только завершилась Гражданская война, в результате которой упразднена монархия, казнён король Карл I, государством управлял лорд-протектор Оливер Кромвель. Власти опасались любого массового скопления людей, видя в этом угрозу возможного начала нового витка гражданского противостояния, и лидер движения Джордж Фокс не успевал выйти на свободу, как вновь оказывался за решёткой. В парламенте прозвучало предложение о казни Фокса, но предложение было отклонено, опять же из опасения, что насильственная со стороны государственной власти смерть религиозного лидера может спровоцировать мятеж. Джордж, когда его сопровождал вооружённый конвой, скорее готовился попрощаться с жизнью, но никак не предполагал, что столь высокое внимание к его персоне было вызвано тем, что его к себе пригласил правитель Англии с желанием лично услышать о новом движении, охватившем всю страну, от его основателя. Не вдаваясь в описание гражданских войн в английской истории, надо понимать, перед лицом какого человека предстояло явиться Джорджу Фоксу. Оливер Кромвель - одна из самых противоречивых фигур среди правителей Британии, тем не менее английские историки ставят его в ряд наиболее влиятельных государственных лидеров Соединенного Королевства прошлого. Кромвель был убежденным провиденциалистом.  Провиденциализм (от лат. providentia — предвидение, предусмотрительность) — метод рассмотрения событий с точки зрения осуществления предусмотренного Божественного плана для человечества. В соответствии с этим религиозно-философским взглядом на происходящее в мире, для управления событиями мирового масштаба Бог избирает особенных людей. Кромвель, безусловно, верил, что он один из «избранных», и поэтому считал свою миссию - низвергнуть короля Англии - как часть Божьего плана спасения человечества. Победы во время Гражданской войны он рассматривал как знак одобрения Всевышнего своим действиям. Поражения его не смущали, поскольку он полагал, что таким образом Бог указывает ему на то, что нужно действовать иным способом - конечная цель не подвергалась сомнению. Кромвель одобрял вердикт суда казнить короля стихом из Библии: "Не оскверняйте земли, на которой вы [будете жить]; ибо кровь оскверняет землю, и земля не иначе очищается от пролитой на ней крови, как кровью пролившего ее". Числ. 35:33. После вынесения судом вердикта лишить жизни английского короля как государственного преступника (через несколько лет после восстановления монархии в Англии все судьи были казнены как цареубийцы), ни один из офицеров армии Кромвеля, которым было поручено исполнить приговор суда, не решился подписывать приказ об обезглавливании монарха, поэтому они передали его самому Кромвелю. Оливер подписал приказ, и он был приведён в исполнение. Любители творчества Александра Дюма-отца хорошо помнят, как эпизод казни английского монарха ярко описан в романе «Двадцать лет спустя», продолжении «Трёх мушкетёров». Известный премьер-министр Великобритании времен Второй мировой войны Уинстон Черчилль сказал о лорде-протекторе кратко: «Кромвель был диктатором».

Новаторство служения Фокса заключалось в том, что он убеждал каждого, с кем встречался, независимо от его ранга и статуса, в личных беседах или во время проповеди толпам, в том, что Бог может говорить с человеком напрямую.

Он остро критиковал безнравственность, обман в любом проявлении, наличие двойных стандартов при принятии решений, призывал верующих к бескомпромиссной жизни без греха. Противостоял распространенному учению о том, что верующий автоматически становится безгрешным. Он был не из тех людей, кто избегал сложных вопросов или диспутов, приводил свои аргументы открыто, глядя в лицо оппонентов. Но многие священнослужители того времени призывали к жизни без греха и учили о правильных догматах, основанных на Священном Писании. Но, как утверждали современники Фокса, в этом человеке было что-то, что отличало его от других проповедников. Его проповедь была столь эффективна благодаря личному опыту христианской веры, которым он делился с людьми. Что касается его отношения к другим, он мог, находясь в тюрьме, опротестовывать решения судей, которые считал морально негодными, когда степень наказания не соответствовала тяжести преступления, как он это сделал в письме по делу женщины, приговорённую к казне за кражу. Что касается отношения к самому себе, он своими действиями непроизвольно подавал пример христианского характера - таким, каким он его видел. Джордж Фокс буквально подставлял другую щеку, когда его избивали, при этом не проявляя злобы или отчаяния.

На одном из судебных разбирательств, перестав отвечать на бессмысленные, на его взгляд обвинения, Джордж Фокс решил обратить внимание судей на тот факт, что и над ними есть Верховный Судья, Которому каждому предстоит дать ответ за сказанное и содеянное при жизни. На все вопросы судей он стал отвечать одной фразой: «Трепещите пред судом Божьим!». В какой-то момент один из судей решил высмеять надоевший ему призыв «трепетать», назвав Фокса и его последователей «квакерами». Наиболее уместным в данном контексте переводом английского слова quakers являются слова «трепещущие» или «содрогающиеся» (от «to quake» – трепетать, содрогаться, дрожать). Исторически сложилось, что название протестантского движения квакеров родилось случайно из-за брошенного судьёй слова.

Главным вопросом к Фоксу, беспокоящем Кромвеля, был призыв лидера квакеров к своим последователям, не давать военную присягу. Даже находясь в тюрьме, в своих письмах Фокс призывал верующих не давать никаких клятв: «Христос, наш Господь и Учитель, говорит: «Не клянитесь вовсе...Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого». Встретив христианского лидера как потенциального врага, устанавливаемого лорд-протектором государственного порядка, по мере развития разговора вопрос о присяге стал терять свою первостепенную важность. Большую часть утра Фокс говорил с Кромвелем о своих убеждениях и вере. В конце общения он посоветовал главе государства прислушиваться к голосу Бога и повиноваться ему. Когда Фокс уходил, Кромвель со слезами на глазах сказал ему: «Приходи снова в мой дом; ибо, если бы мы с тобой были вместе хотя бы час в день, мы бы были ближе друг к другу»; после добавив своему окружению, что он «желал Фоксу не больше зла, чем своей собственной душе».

Множество подобных исторических примеров, о которых я также писал в первой части «Царственное священство» повествуют о том, что наше влияние на мир, о котором мы, христиане XXI века,  часто говорим и о котором молимся, формируется в местах, где мы остаёмся один на один со своими испытаниями, и то, насколько достойно, оставаясь верным принципам святости и посвящения Богу, мы их преодолеваем, определяет степень нашего влияния. Но никак не наше умственное понимание этих принципов или эмоциональное согласие с ними.

Обратимся к Священному Писанию. «На другой день, когда Агриппа и Вереника пришли с великою пышностью и вошли в судебную палату с тысяченачальниками и знатнейшими гражданами, по приказанию Феста приведен был Павел», Деян. 25:23. Ирод Агриппа II - царь Иудеи, правнук Ирода Великого, Вероника - его сестра и соправительница. По‌рций Фест — римский прокуратор Иудеи в 59—62 годах.

Пересказывая царю Агриппе суть его тяжбы с иудеями, Павел завершает свою речь: «Но, получив помощь от Бога, я до сего дня стою, свидетельствуя малому и великому, ничего не говоря, кроме того, о чем пророки и Моисей говорили, что это будет, то есть, что Христос имел пострадать, и, восстав первый из мертвых, возвестить свет народу (Иудейскому) и язычникам. Когда он так защищался, Фест громким голосом сказал: безумствуешь ты, Павел! большая ученость доводит тебя до сумасшествия. Нет, достопочтенный Фест, — сказал он, я не безумствую, но говорю слова истины и здравого смысла. Ибо знает об этом царь, перед которым и говорю смело. Я отнюдь не верю, чтобы от него было что-нибудь из сего скрыто; ибо это не в углу происходило. Веришь ли, царь Агриппа, пророкам? Знаю, что веришь. Агриппа сказал Павлу: ты немного не убеждаешь меня сделаться Христианином. Павел сказал: молил бы я Бога, чтобы мало ли, много ли, не только ты, но и все, слушающие меня сегодня, сделались такими, как я, кроме этих уз. Когда он сказал это, царь и правитель, Вереника и сидевшие с ними встали; и, отойдя в сторону, говорили между собою, что этот человек ничего, достойного смерти или уз, не делает. И сказал Агриппа Фесту: можно было бы освободить этого человека, если бы он не потребовал суда у кесаря. Посему и решился правитель послать его к кесарю», Деян. 26:22-32.
В книге Деяний апостолов мы видим невероятное влияние, которое оказывал апостол Павел как на представителей государственной власти, так и на общество в целом. Города и провинции приходили в движение: тысячи людей из разных сословий и наций посвящали свои жизни Иисусу Христу. Нет нужды писать о том, каким образом формировалась сила влияния внутри Павла - каждый воцерковлённый верующий знает историю его жизни, читая Новый Завет. «Мы никому ни в чем не полагаем претыкания, чтобы не было порицаемо служение, но во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах, в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви, в слове истины, в силе Божией, с оружием правды в правой и левой руке, в чести и бесчестии, при порицаниях и похвалах: нас почитают обманщиками, но мы верны; мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас наказывают, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем», 2 Кор. 6:3-10.

Царственное священство. Часть 2. Влияние

(Картина Василия Сурикова. "Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста".)

В завершение хочется поведать историю жизни ещё одного мужа Божьего, в котором видели царственное священство представители буквально всех христианских деноминаций. Этот служитель равно почитается Православной и Католической Церквями, англиканским сообществом и Лютеранской церковью много веков. Протестантский реформатор Жан Кальвин восхищался им. Речь идёт о Папе Римском Григории I Великом Двоеслове, первом Папе средневековья.

Родился Григорий в знатной, богатой сенаторской семье. В возрасте немногим более 30 лет, в 574 году он был избран префектом (правителем) Рима. Префектами столицы Империи назначались люди авторитетные, образованные, способные, если это было необходимо, к жесткому управлению, влиятельные и далеко не бедные. Главной задачей префекта было предотвращение возможных бунтов и беспорядков в огромном столичном городе. Для этого он должен был следить за своевременной заготовкой зерна и других необходимых продуктов, доставляемых из провинций и заграницы. Кроме этого, префект нёс ответственность за поддержание в должном состоянии дорог, систем водоснабжения, чистоты на улицах города. Он полностью замещал императора во время его отсутствия в Риме, в частности, контролировал работу должностных лиц, ответственных за судопроизводство. К V веку судебные полномочия префекта были расширены - его суду подвергались наместники провинций. В обязанности столичного правителя также входил контроль за воплощение в жизнь законов, принятых императором. Для поддержания правопорядка ему лично были подчинены три когорты по тысяче человек специально отобранных и обученных солдат. Служба столичной префектуры пережила распад Империи и просуществовала до XIII века в Константинополе. Выше столичного префекта в иерархии государственной власти был только сам император.

Будучи на этой высокой государственной должности, Григорий во многом отличался от своих предыдущих коллег, направляя деньги на строительство странноприимных домов, различных обителей и больниц. Для любого другого честолюбивого чиновника занять подобную позицию было бы пределом мечтаний, но Григория тяготил сам светский образ жизни. После смерти отца он, доставшееся в наследство имение, потратил на создание монастырей и обителей, снабдив их всем необходимым, основал монастырь Святого Андрея в Риме, в котором принял монашеский постриг. С этого момента до конца своих дней Григорий проводил монашеский образ жизни. В 579 году, он оставил должность префекта, и Папа отправил его посланником ко двору Восточной Римской империи в Константинополь, где, выполняя функции духовного послания, решая различные дипломатические вопросы, он продолжал вести монашеский образ жизни в кругу братьев из монастыря Святого Андрея,  приехавших с ним. Когда Григорий возвратился в Рим, город поразила первая зарегистрированная в мире чума, пришедшая из Египта и названная «юстиановой» по имени правившего императора. Недавно избранный Папа Римский Пелагий II умирает от страшной болезни, и епископы единодушно избирают Григория его преемником. Считая себя недостойным столь высокого духовного поста и, не желая изменять своему непоколебимому стремлению, проводить молитвенно-созерцательную жизнь в стенах монастыря, Григорий решает сбежать из города и на время скрыться в малолюдных местах. Однако был найден и возвращён в Рим. В нем боролись два противоречивых в сложившихся обстоятельствах желания - провести остаток жизни в обители монастыря, и в то же время он хотел оставаться послушным Церкви. Считая, что эпидемия была вызвана греховным образом жизни римлян, он соглашается стать понтификом, если епископы выйдут с ним на покаянную процессию по улицам Рима, призывая к покаянию в своих грехах горожан. В 590г был совершен первый в римской истории покаянный крестный ход по пораженному чумой Риму с иконой Богородицы, которая позже получила название «Спасение народа Римского». Согласно преданию, когда кающиеся горожане проходили мимо гробницы императора Адриана, над её куполом показался «архангел Михаил, который вложил свой пылающий меч в ножны, тем самым показывая, что моления римлян услышаны на небесах» и эпидемия сошла на нет.

Будучи понтификом, Григорий по-прежнему жил, следуя строгим правилам монашеской жизни. Он учил и своим образом жизни подтверждал, что для призванных Богом служителей позиция в церкви даётся не для демонстрации своей важности или превосходства, но это есть призвание жертвовать собой, служа людям, и умение подчинять себя для пользы другого. Григорий, как в свое время Блаженный Августин, называл себя «рабом рабов Божьих».

Мы не знаем, с какими людьми нам готовит встречи Господь. В каждом из нас живёт поиск чего-то чистого, настоящего, честного в жизни. Люди ищут это в Боге и, конечно, в нас, верующих. Я не верю, что Бог является автором трудностей и испытаний в наших жизнях, но вижу, как Он почему-то допускает их. Часто — чаще, чем нам бы хотелось. Не верю, что есть человек, который способен объяснить, почему что-то происходит в нашей жизни, а что-то, напротив, никак не случается, сколько бы мы ни молились. Но верю, что то, что мы подразумеваем под словом влияние, сокрыто в тех качествах нашего характера, которые рождаются, когда мы в непростых ситуациях принимаем решения, похожие на решения умершего за нас Христа. То, как мы реагируем на боль, на потери, на несправедливость, насколько мы честны перед собой и друг перед другом при падениях, неудачах, испытаниях, когда проверяются на стойкость наши убеждения, о которых мы всем рассказывали и писали – наша реакция на происходящее и есть то влияние, о котором мы молимся и проповедуем.

Люди, о которых написано выше, очевидно не ставили перед собой цель так повлиять на народы и государства, как они на самом деле повлияли. Некоторые даже убегали от позиций, дающие возможность большого влияния. Они просто в своих будничных днях жили так, как верили и говорили. Когда мы попадаем в трудности и испытания, все, кто знает нас как верующих людей, начинают наблюдать за нами так пристально, как никогда раньше. Они внимательны к тому, что говорим и какие решения принимаем - и пересказывают всё друг другу, как это делали Фест и Агриппа, как это делали те, кто рассказал Кромвелю о Фоксе, как наблюдали за Григорием епископы и пересказывали друг другу его поступки, когда решали, кого избрать новым Папой. Может, мы даже и не догадываемся, что в этих моментах, когда нам кажется, что мы слабы, что мы в поражении, на самом деле мы влияем больше всего. Люди начинают замечать, как Бог поддерживает нас, и именно в тот момент, когда, казалось, что всё потеряно и мы обречены, Он, демонстрируя Свою верность, даёт нам способность преодолеть всё, и мы продолжаем жить, не изменяя своей вере. Божье влияние проявляется совершенно по-иному, нежели то влияние, к какому стремится этот мир.

Божье влияние истекает из нашего внутреннего содержания. Как только мы ставим перед собой задачу повлиять на людей и стараемся это сделать, люди сразу это видят, чувствуют, что нам от них что-то надо, в итоге наши старания оказываются бесплодными. Как только мы своими усилиями пытаемся влиять на людей, мы невольно начинаем зависеть от их реакции, оцениваем, что мы делаем правильно, а что не,  в зависимости от результата. Мы не можем Его отображать, когда отводим свой взгляд от Него. Концентрация на Боге, на поиске Его воли – вот, что отличало людей, которые на самом деле оказывали влияние на мир. Они ходили перед Богом независимо от внешних обстоятельств, и их влияние становилось естественным отображением их внутренней жизни.

Хочу поддержать каждого, кто проходит жизненные вызовы - кто в долгой болезни, кто в мучительном одиночестве, в крахе самых светлых надежд, переживая предательство тех, кто был близок, неблагодарность или зависть в ответ на сделанное добро и прочие трудности. Мы с вами попали в область Божьего влияния. Это условия для проявления Его славы через нас! Пусть никто и ничто нас не смущает. Мы будем продолжать жить так, как верим, держась наших убеждений, которым не изменяем даже тогда, когда нам кажется, что это никому не нужно или когда нами бесцеремонно пользуются. Мы видим на библейских и исторических примерах, что, когда мы храним нашу верность Богу при любых обстоятельствах, Он сделает Свою часть - Его влияние проявится величественно, Его невозможно будет не заметить или игнорировать.

Автор: Андрей Онищенко

Другие статьи автора
Путь к познанию такой любви лишь один: получая бескорыстную любовь Бога в виде жертвы Сына Единородного, расти в ответной любви в обстоятельствах, которые не приносят нам никакой выгоды.
Прозвища имели короли многих европейских династий. Они давались по разным причинам, смотря по какой характерной черте правитель мог запомниться в исторической летописи своего народа.
Одиночество как яд, который в нужных дозах лечит, а в больших — убивает.
Приводящий в трепет душу необычный сверху, как бы с Небес, вид на распятого Христа. Крест будто завис над Землей.
15 февраля состоялось Сретение Господне - один из двунадесятых (12 главных) православных праздников. Его традиция уходит в глубину веков.
Я раньше замечал, что долго болеющие люди постоянно говорят о своих болезнях. Как ни встретишь их - никакой другой темы.
Меня спросили: можно ли христианам наряжать ёлку на Новый год. Я полагал, что такой вопрос среди современных евангельских верующих давно не стоит.
Я думаю, что в этом сокрыто определённое Божье намерение.
Однажды на Хэллоуин я оказался в Голливуде. Я не слежу за датами подобных «праздников», но в тот вечер сразу понял, что происходит что-то ненормальное.
Мы знаем 2 и 3 главы книги Откровения как великий перечень Божьих обетований для каждой церкви о приготовленной им победе.
Итак, мы подходим, пожалуй, к самому неожиданному наставлению Апостола Петра, которое он даёт относительно проповеди Царства. Оно звучит так: «Царя чтите». 
Принятие суверенности Бога — это глубокое почтение к Его власти и абсолютное доверие Его любви. Это согласие с тем, что Бог говорит о Себе независимо от наших обстоятельств.
Люди сейчас стали начитанными, образованными и требуют к себе уважения. Не скажу, что образованными значит воспитанными, поскольку больше требуют уважения - в кассах, в транспорте, в учреждениях, собственно, везде - нежели готовы сами его проявлять.
В этом тексте речь не идёт об идеализации национальности, которая упоминается в нем.

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone