«Неужели Тебе дела нет, что я погибаю?» Страшный вопрос, когда мы понимаем, Кому он задаётся. Продолжительная болезнь, смерть близкого человека, несчастные случаи, делящие жизнь на «до» и «после» и подобные события, которые, казалось бы, не должны происходить с людьми, верующими в благого Бога. Трудная тема, на которую я долго собирался написать. И так как сам неоднократно кричал в Небо, задавая такой вопрос, решился.
Мы все знаем библейский сюжет, в котором ученики бросили эти слова в лицо Иисусу: «Вечером того дня сказал им: переправимся на ту сторону. И они, отпустив народ, взяли Его с собою, как Он был в лодке; с Ним были и другие лодки. И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (Мк. 4:35-38). Каким-то образом эти рыбаки знали, что, если Господь рядом, с ними ничего фатального случиться не может. Они видели чудеса: невероятные исцеления и проявленную силу Божью, которая уводила в сторону беду от людей. Но в этой критической ситуации ничего чудесного не происходило, хотя Автор чудес был рядом: Иисус никак не вмешивался в происходящее. И они оказались на грани потери жизни.
Кто был на Генисаретском озере или наслышан о нём, знает, насколько коварным оно может быть. Озеро находится в низине. Его географическая отметка составляет 213 метров ниже уровня мирового океана. Это самое низкое пресноводное озеро на Земле. Ниже его на суше планеты только Мёртвое море. Такое географическое расположение водоема обуславливает резкое изменение состояния его водной глади из-за возникновения сильных ветров со стороны возвышающихся над ним Галилейских холмов. С противоположной стороны от Голанских высот, которые поднимаются над землей выше километра с наивысшей точкой – горой Хермон высотой в 2236 м, низвергаются ещё более яростные ветры. Тихая темно-синяя гладь озера во мгновение превращается в смертельно опасную ловушку для небольших рыбацких лодок, так как мощные потоки воздуха, ниспадающие с гор, встречаются и пересекаются в низине, в которой находится озеро, из-за чего направление ветра резко и часто меняется. Возникшие метровые, а то и выше волны начинают бить в лодку с разных сторон, заливая её водой.
Живучесть лодки в такие моменты зависит не столько от гребцов, налегающих на весла, сколько от кормчего, который располагается на возвышенном месте на корме лодки и, реагируя на обстановку, дает четкие команды гребцам, куда направлять лодку, чтобы её не захлестывали волны. Дело в том, что гребцы сидят спиной по направлению движения и физически не могут видеть, куда держит курс нос лодки. Только кормчий может, оценивая обстановку, давать команды, благодаря которым лодка может быть способна, маневрируя, бороться с волной. По мнению любого рыбака, знающего Генисаретское озеро, решение переплыть его вечером может быть плохой идеей.
В библейской истории Сам Учитель принял решение переправиться через озеро, и уже бывали случаи, когда ученики убеждались, что Иисус был правее их. Они, крепкие гребцы, сели за весла, а Иисусу отвели место на корме. Лодка отплыла далеко от берега.
При чтении того, что происходило в течение неожиданно начавшегося шторма, понятно, что Иисус не только не помогал сверхъестественным образом выбраться из ситуации, в которой каждый рисковал потерять жизнь, но Он даже не делал то, что мог бы делать любой из находившихся в лодке, окажись на корме: перекрикивая ветер, указывать, куда направлять судно, чтобы его не перевернула волна. Стоит внимательно прочитать, где находился Иисус и как Он участвовал в борьбе команды за живучесть корабля: «И поднялась великая буря; волны били в лодку, так что она уже наполнялась водою. А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?»
Мы связали свою жизнь со Христом раз и навсегда. Говорит вечером плыть – значит, вечером. По озеру – значит, по озеру. В горы – значит, в горы. В тундру полярной зимой – Тебе доверяю, Господь. И вот по пути, по которому мы идём в послушании Господу и при полной уверенности в том, что раз Он ведёт, значит, Он и защитит, поддержит, обеспечит, неожиданно с нами происходит нечто, что расходится с нашим пониманием Божьей защиты. Крик учеников к Иисусу говорит о том, что они долго терпели, не тревожили Учителя, опираясь на свой опыт и способности, самостоятельно пытались удержать лодку на плаву.
До какого-то момента такие попытки работают и в нашей жизни. Аксиома о том, что, если мы с Господом, с нами ничего не может случиться плохого, перестаёт быть аксиомой и превращается в гипотезу. Аксиома в переводе с греческого означает «принятое положение». То есть мы для себя что-то приняли такое, с чем нет смысла спорить. Для нас это является истиной, которая не подлежит обсуждению. Гипотеза же с греческого означает «предположение, требующее доказательств».
Смотрите, о чем кричат ученики Иисусу: «Учитель! НЕУЖЕЛИ Тебе нужды нет, что мы погибаем?» Они не поверили собственным глазам: их бросил Тот, Кто даже по человеческим меркам обязан был помогать им – их кормчий. Они наблюдают полное безразличие Иисуса в момент их близкой гибели. Вся вера их рушилась. Не в такого Бога они верили. Не за таким Богом они пошли. Он не ответил на их нужду таким образом, каким они от Него ожидали. Он не ответил на их нужду в тот момент, когда они ожидали. Тогда, когда они рассчитывали на самые активные и действенные меры по их спасению с Его стороны, Он вообще не подавал никаких знаков. Он спал.
- Я вообще тебе нужен?
- Тебе вообще есть дело до меня?
- Тебе нужды нет, что я погибаю?
И Небо молчит. Ни слова, ни знака, ни подсказки.
Мне кажется, что нужно приложить усилия, чтобы спать в такой шторм.
Может, неспроста на ночь глядя Иисус решился на опасное путешествие?
Может, неспроста Небеса молчат, когда я не справляюсь со штормами жизни?
Конечно, неспроста. Неспроста Иисус не торопился к болеющему Лазарю, которого любил. Неспроста Он выходил из Иерехона по той дороге, на обочине которой сидел Вартимей. Любая ситуация в моей жизни может быть непонятна для меня, но предусмотрена Им и продумана для определённой цели – явить Свою благость с новой стороны, с какой я ещё Его не знал.
«А Он спал на корме на возглавии. Его будят и говорят Ему: Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем? И, встав, Он запретил ветру и сказал морю: умолкни, перестань. И ветер утих, и сделалась великая тишина. И сказал им: что вы так боязливы? как у вас нет веры? И убоялись страхом великим и говорили между собою: кто же Сей, что и ветер и море повинуются Ему» (Мк. 4:38-41).
Очевидно, что ученики были удивлены способу, которым Учитель решил проблему и спас их от беды. Они о чём-то начали догадываться. Они настолько были поражены случившемся, что «убоялись страхом великим»: страх перед возможной гибелью померк по сравнению со страхом, связанным с пониманием того, что перед ними не просто великий Учитель Израиля, но, по-видимому, Сам Бог в человеческом теле. В одном только они были правы, и Иисус подтвердил их убежденность: если Он Кормчий их жизни, совершенно неважно, совпадают ли Его действия с их ожиданиями – они не утонут.
Если ситуация развивается так, что нам в пору кричать Ему: «Неужели Тебе дела нет, что я погибаю?», значит, она допущена для того, чтобы ответ Иисуса, выходящий за все пределы нашего представления, каким он может быть, открыл нам силу и славу Бога, которые нам ещё были неведомы.
Касательно нашей боязливости и отсутствия веры в критических ситуациях. Как можно эти качества в нас победить, если не создать в нашей жизни стечение обстоятельств, которые способны нам открыть Бога, при виде Которого наша естественная боязливость за свою судьбу превращается в сверхъестественную веру в то, что ситуаций, которые бы Бог не смог обратить нам во благо, не существует? По-видимому, по-другому никак.
«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил. Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:28-32).
Историческая справка: В кибуце Гиносар, на берегу Галилейского озера, в музее, выставлена так называемая «Лодка Иисуса». В 1986 году Израиль постигла серьёзная засуха, и уровень воды в озере значительно понизился. В выступившем илистом дне была обнаружены останки рыбацкой лодки. После того, как лодка была бережно извлечена и очищена, она была передана учёным для исследования. На основе радиоуглеродного анализа возраст лодки датируется периодом от 50 года до н.э. до 50 года н.э. Технология изготовления корпуса также подтверждает установленный временной промежуток: конструкция судна соответствует подобным лодкам, построенным в этой части Средиземного моря в период между 100 годом до н. э. и 200 годом н.э. Лодка прекрасно приспособлена для рыбной ловли: она имеет неглубокую осадку и плоское дно, что позволяет ей подходить очень близко к берегу во время погрузки и разгрузки груза. Она приводилась в движение по воде благодаря четырем-шести гребцам и имела мачту, позволяющую рыбакам управлять лодкой. Как известно, при сильном шторме паруса убирались, и лодка управлялась исключительно гребцами.
Безусловно, нет доказательств, что именно на такой лодке плыл Иисус с учениками, когда разыгрались описанные в Евангелии события. Тем не менее научно доказано, что именно такой тип лодок использовали рыбаки этого региона во времена жизни Иисуса Христа.
На фото обнаруженные останки древней лодки и её реконструкция. Музей Игаля Аллона в кибуце Гиносар.
Автор: Андрей Онищенко
© 2006—2025. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.