«...Если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде, и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, - то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?.. царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем», Иак. 2:2-4,8-10.
Лицеприятие относится к модели человеческого поведения, которой пользуются для получения определённой выгоды. Этот грех довольно распространен, но мало заметен в христианском сообществе. Мы знаем случаи, когда было применено церковное взыскание, например, за блуд или за злоупотребление доверенными материальными ценностями. Но кто может вспомнить случай, когда человек подвергся церковной дисциплине за лицеприятие? Хотя мы видим, какое серьёзное значение апостол Иаков придает этому греху. С лицемерием и лестью в жизни мы встречаемся повсеместно. Но такие манеры совершенно не отвечают природе рождённого свыше человека, так как роняют достоинство людей, вовлеченных в фальшивые взаимоотношения.
Откуда берётся желание заискивать перед человеком, который имеет позицию влияния, исходящую от его властных полномочий или финансового благополучия, к тому же часто эти два фактора идут по жизни рука об руку. Помните, как гениально описал лицеприятие Николай Васильевич Гоголь в «Мёртвых душах»: «Виною всему слово «миллионщик», — не сам миллионщик, а именно одно слово; ибо в одном звуке этого слова, мимо всякого денежного мешка, заключается что-то такое, которое действует и на людей подлецов, и на людей ни се ни то, и на людей хороших, — словом, на всех действует. Миллионщик имеет ту выгоду, что может видеть подлость, совершенно бескорыстную, чистую подлость, не основанную ни на каких расчетах: многие очень хорошо знают, что ничего не получат от него и не имеют никакого права получить, но непременно хоть забегут ему вперед, хоть засмеются, хоть снимут шляпу, хоть напросятся насильно на тот обед, куда узнают, что приглашен миллионщик?»
В одном только виде человека, обладающего богатством, есть что-то такое, что на всех определенным образом воздействует. Народ понимает, что мало шансов что-то получить от него, но вдруг... И отношение к «миллионщику» становится отличным от отношения к простым людям. Все хотят с ним дружить, да так, чтобы дружеское отношение «миллионщику» нравилось, желательно, чтобы эта дружба для окружающих была заметна: и вперед забегут, и первым его шутке рассмеются, на встречу напросятся таким образом, чтобы все вокруг узнали, кто с кем обедает. Почему так происходит? Гоголь пишет, что многие не получат от «миллионщика» ничего и никакого права получить не имеют. Богатые люди всё понимают и прекрасно чувствуют, что в большинстве своём другие смотрят на них как на денежный мешок, не учитывая их личные проблемы, и давно привыкли к этому.
Реакция подобострастия к людям власти или людям богатым исходит из невосполнимости естественной душевной потребности в личной значимости человека. Кроме призрачной надежды за счёт этих людей решить свои жизненные проблемы, человек как бы говорит себе и всем: видите, к кому я близок? Посмотрите, кто дружит со мной, кто принимает меня у себя дома! Видите, это делает такой значительный человек, и если я близок к нему, если он принимает меня, значит, я тоже значим. Мы с ним из одного круга общения, я почти ровня ему. Фактически таким образом люди лестью влиятельным физическим лицам пытаются заплатить за чувство собственной значимости, приближаясь к ним.
Люди обозначали свою значимость близостью к влиятельным, «большим» личностям всегда. Это нормально для плотского мышления. Апостол Павел в связи с этим пишет коринфянам: «Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас?», 1 Кор. 1:12,13. Попытка выяснить, к какому кругу влияния принадлежит тот или иной человек, наводящимися вопросами, по типу кто кого знает, кто от кого зависит, часто является не желанием поближе узнать собеседника, но пробой прощупать степень его значимости, чтобы потом просчитать размер возможной выгоды из этих отношений.
Божий стандарт человеческих взаимоотношений — это отношения взаимозависимости, когда каждый в них, осознавая свою равную и наивысшую ценность, служит друг другом своими дарами и талантами. Лицемерие выводит эти отношения в область взаимной торговли, где покупается выгода, а размерной монетой становится лесть и подобострастие. Подобные отношения опасны как для того, кто льстит, так и для того, кто является объектом подобострастия, если эту лесть принимает. Деформированные лицеприятием отношения могут длиться долго, но обычно заканчиваются взаимными обидами, болью из-за неоправданных надежд, ведь были приложены грандиозные усилия, чтобы поддерживать притворство — неискренность забирает много сил, и разрывом отношений с глубокими душевными ранами.
Поэтому апостол Иаков так серьёзен, конца говорит о лицеприятии. Бог через Своего служителя призывает читающих обращать внимание на возникающие внутри желание использовать те или иные отношения для выгоды, чтобы вовремя спросить себя: откуда во мне это желание? Могу ли я позволить нечестию, притворству определять мою жизнь? Какие потребности моей души ещё не удовлетворены Богом?
В этой же главе, в которой апостол Иаков описывает негативное влияние лицеприятия, он говорит об альтернативном виде взаимоотношений, который предложен каждому человеку Богом: «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете», Иак. 2 :8. Когда люди, рождённые свыше, день за днём, какие бы вызовы жизнь им ни бросала, крепко держаться истины об абсолютной доброте Бога, о том, что Бог в любых обстоятельствах всегда за них, тогда каждый жизненный вызов утверждает человека в его значимости и абсолютной ценности – Божья поддержка убеждает его в том, что он действительно стоит столько, сколько за него заплачено на Голгофском кресте. Подобный опыт приводит к тому, что заискивание перед человеком отпадает за ненужностью и отношение к другим людям начинает истекать из отсутствия страха за себя. Человек может позволить себе что-то отдать, уступить, заботиться о подъеме других, понимая, что, отдавая, он ничего не теряет, его ценность остаётся неизменной. Приходит способность жить по закону царскому, закону свободы от лицеприятия, зависимости от людей, от любого другого греха.
Автор: Андрей Онищенко
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.