«Если кто из вас думает быть мудрым в веке сём»

«Если кто из вас думает быть мудрым в веке сём»

17.09.2024

Меня всегда интересовало, кем был человек, именем которого назван возведённый на Красной площади великолепный собор, который сегодня является самым узнаваемым неофициальным символом России. Расположение рядом с Кремлём памятника князю Дмитрию Пожарскому и старосте Кузьме Минину, которые в начале XVII века своим подвигом спасли от надвигающейся гибели страну, мне понятно. Именно в сердце столицы должна быть увековечена память таким людям.  Но Василий Блаженный – в чём его заслуга перед Россией, почему с храмом его имени в сознании людей, живущих в разных странах мира, ассоциируется наша страна? Не хотелось пройти мимо столь значимого исторического символа. Чрезвычайно влекла к себе эта непрочитанная мной страница нашей истории. Верилось, что сквозь призму происходивших, связанных с храмом событий мне удастся увидеть нечто важное, о чём бы желал поведать мне Господь. 

Не все знают, что официально храмовый комплекс, состоящий из нескольких сооружений, называется по-другому. Когда он проектировался и возводился, Василий Блаженный отношения к нему не имел. Храм был назван как «Собор Покрова‌ Пресвятой Богородицы, что на Рву». Это название и сегодня является официальным. Для повышения эрудиции небольшая ремарка: в слове «покровА» ударение ставится на последний слог. Почему же в названии Собора правильно говорить «покровА», но не «покрОва»? В контексте, когда речь идёт о религиозном празднике, поставленное таким образом ударение является своеобразным лингвистическим памятником. Праздник «ПокровА Богородицы» не только один из самых почитаемых в православии, но и один из самых древних. Он был учреждён ещё до татаро-монгольского нашествия. Эта постановка ударения в слове восходит к утерянным сегодня формам древнеславянского языка. Тем не менее, она бережно сохранилась в православной традиции до наших дней. Конечно, если речь идёт о покрытии чего-то чем-то, тогда ударение ставится с нормами современного русского языка: «я не нашел покрОва», но «Праздник ПокровА». Что касается уточнения «Собор… на рву», речь идёт о достаточно широком 36 метровом оборонительном Алевизовом рве, который с XVI века окружал Кремлёвскую стену и в 1813 году был засыпан. 

Собор – красивейший храм, шедевр национального зодчества. Уникальность его состоит в оригинальной идее постройки храма: это ансамбль из одиннадцати сооружений (десять церквей и колокольня) на общем фундаменте – подклете. Подклет – это отдельный ярус сооружения, внутри которого находятся небольшие помещения, соединённые между собой сложным лабиринтом с мощными стенами толщиной до 4,5 метров. Собор Василия Блаженного был построен в 1561 году в ознаменование победы над Казанским ханством, которая была одержана Иваном IV Грозным на следующий день после праздника Покрова Пресвятой Богородицы. При строительстве царь нарёк собор Покровским. И каждую церковь, входящую в комплекс, повелел освятить в честь различных святых, на дни памяти которых случились сражения Казанского похода.

Церковь Василия Блаженного была пристроена к Собору через 27 лет, в 1588 году. По видимости, человек прожил настолько выдающуюся в религиозном плане жизнь, что в память о ней установили не памятник на Красной площади и не памятную доску, что само по себе является знаком величайшего почтения и благодарности за исторически значимый вклад в развитие страны, но возвели на главной площади государства храм. Достройка церкви Василия Блаженного к завершённому комплексу должна была иметь исключительное обоснование, так как комплекс не просто состоял из девяти церквей: их количество и размещение относительно друг друга несло определённый символизм. Число «девять» символизировало полноту Божьего благословения. Единый фундамент для притворов говорил о важности единства всех княжеств, входящих в Россию, для достижения общей победы над врагом. Расположение церквей относительно друг друга имело сакральный смысл. По центру расположена главная столпообразная церковь в честь Покрова Божьей Матери. До конца XVI века она была самым высоким зданием в Москве (47,5 метров). Вокруг неё расположены четыре осевые церкви и ещё четыре церкви поменьше. Воскресные службы во всех церквях проводились с определённой очередностью в соответствии с церковным православным календарем. Визуально проведённые линии между церквями образовывали восьмиконечный голгофский крест, покрывающий Собор, с вершиной у церкви Святой Троицы.

Кем же был этот человек, постройка храма имени которого стала важнее установленного при проектировании порядка расположения церквей Собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву? О Василии Блаженном известно на самом деле не так много. Слово «блаженный» происходит от греческого слова «μακάριος», означающего «благоденствующий, счастливый». Оно не означало «слабоумный», как многие думают. В широком смысле это слово означало «человек, посвящённый праведной жизни». Достаточно точно об этом говорит Священное Писание в Послании Иакова в двенадцатом стихе первой главы: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его». Иными словами, счастлив человек, который переносит искушение. В католической традиции слова «блаженный» и «святой» тоже очень близки. Разница между ними только в том, что «святые» совершали при жизни чудеса.

После смерти Василия прошло почти 500 лет, а его до сих пор чтут как самого известного юродивого на Руси. По описанию его жизни можно было бы сказать, что человек обладал пророческим даром, более того, что он призван в служение пророка. Часто описывается случай, когда Василия в юном возрасте отдали работать в сапожную мастерскую в качестве подмастерья. Туда как-то зашел богатый купец и попросил сшить ему сапоги, да такие, чтобы за год не сносить. Василий, услышав просьбу, со слезами ответил купцу: «Сошьем тебе такие, что и не износишь». Когда заказчик ушёл, мальчик сказал мастеру, что купцу суждено в течение ближайших дней умереть, и он не успеет даже надеть сапоги. Так и произошло. Когда Василий понял, что он обладает даром, который отличает его от других, он решил посвятить свою жизнь помощи заблудшим душам в их спасении. В 16 лет он отправился в Москву, где принял так называемый подвиг юродства.

Слово «юродивый» означает «глупый, безумный». Василия Блаженного многие почитали безумным, потому что он избрал стать юродивым. Но это безумие не настоящее, не паталогическое, но мнимое. Юродство ради Христа в православной традиции – это особый христианский подвиг принятия на себя образа безумного в глазах обыкновенного мирского человека с целью показать ему безумие этого мира. Умышленно отказываясь от благ этого мира, не имея своего жилья, странствуя от селения к селению, одеваясь в нищенские лохмотья или, более того, появляясь на людях нагими, бормоча при этом или выкрикивая невнятные фразы, они вели себя как безумные. Нарушая нормы общественного поведения, провоцировали людей обратить на себя внимание с целью донести им, как они полагали, некое послание от Бога. Примеров эпатажных пророческих действий достаточно в Библии: Иезекиилю Бог сказал есть лепешки, испечённые «при глазах людей на человеческом кале» (см. Иез. 4:12–15), праведник Осия взял в жены блудницу (Ос. 1:2), Исаия ходил нагой и босой (Ис. 20:2), Иеремии Бог сказал связать себя, наложить на шею ярмо и в таком виде передать весть царям (Иер. 27:2), а Седекия сделал себе железные рога и надел их на голову перед правителями (3 Цар. 22:11). 

Сейчас трудно достоверно определить, что из описанного в истории из жизни юродивых на Руси было правдой, а что – вымыслом. Люди легко выдумывают мифы и сочиняют легенды. Одно можно сказать определённо: им удавалось оказывать влияние на общество. Если бы только эпатажным поведением отличались юродивые, они бы лишь пополнили список душевно больных людей. С первого взгляда трудно было отличить реально нездорового человека от того, кто посвятил свою жизнь юродству. Но через какое-то время эта разница вырисовывалась. Во-первых, историки отмечают, что почти все настоящие юродивые обладали даром пророчества. В своём служении они совершали то, что мы сегодня назвали бы пророческим действием. Во-вторых, через них проявлялась исцеляющая сила. И то, и другое сымитировать сложно.    

Их действия в конечном итоге не были, несмотря на внешнюю несуразность, бестолковыми или, тем более, наносящими вред. Они, как ни странно, служили созиданию человеческих жизней. За словами, на первый взгляд лишёнными какого-либо разумного смысла, оказывались озвученные мысли, которые приносили реальный ответ на жизненную проблему человека. Говорилось это часто иносказательно, образно или даже намёками. Тем не менее, к человеку неожиданно приходило прозрение. Также юродивые могли пророчески предупредить о надвигавшейся беде весь город.

Добрая слава о Василии распространилась по Москве. Он обличал лживых торговцев на рынке. Мог подойти к лотку и перевернуть его. Как оказывалось, торговец, экономя муку, подмешивал в неё мел. Толпа с любопытством шла за Василием, наблюдая, как он словами и поступками срывал покров с искусно сокрытой лжи среди людей разного толка. Простые люди его любили и считали своим заступником. Однажды Василий, получив небольшую милостыню, подошёл и отдал её богато одетому человеку, одиноко стоящему посреди московской улицы. Как оказалось, богач внезапно разорился и не ел несколько дней, но никто ему не помогал, видя, в каких он ходит одеждах. Летопись свидетельствует о множестве совершённых Василием исцелений от самых неимоверных болезней. Неудивительно, что слух о великих делах московского юродивого дошёл до царя Ивана Грозного. Так, совершенно неожиданно для себя, Василий продолжил свою жизнь в царских чертогах: царь взял его к себе.

Из различных свидетельств, дошедших до нас, мы можем знать, что во дворце Василий не изменил себе. Авторитет юродивого в глазах первого венчанного на царство правителя Руси был высок. Василий не боялся стыдить царя за его неправедные мысли и поступки. Мы понимаем, что, если бы юродивый не был точен в своих пророчествах и обличениях, не видать бы ему царских палат, а может, даже собственной головы на плечах. На одной из Божественных литургий Василий внимательно смотрел на Ивана Грозного. По окончании богослужения подошёл к царю и сказал: «Тебя не было сегодня в храме». Царь стал возражать – все видели его здесь. Но провидец сказал: «Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьёвы горы, чтобы построить там себе новый дворец».

Когда перед смертью старец Василий заболел и слёг, царь ежедневно навещал его. А когда он отошёл в лучший мир, гроб с телом нёс сам царь и знатные князья. На его похороны собрался весь город. Имеются свидетельства, что во время похорон произошло множество исцелений среди народа. Тело Блаженного было похоронено у стены строившегося в то время Собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. 

В 1588 году Василий Блаженный был причислен к лику святых. Правивший тогда царь Фёдор Иванович повелел устроить над его гробницей позолоченную серебряную раку, украшенную камнями и жемчугом, и построить над его гробом храм. Между приделами Святой Троицы и Трёх Патриархов к Покровскому храму была пристроена совсем небольшая десятая церковь с отдельным входом, получившая имя Василия Блаженного. 

Молва о том, что мощи святого Василия Блаженного продолжают исцелять людей, как это совершал сам Василий при жизни, послужила тому, что в небольшую церквушку началось паломничество. Двери церкви Василия Блаженного оставались открытыми круглый год. Это была единственная из десяти церквей Собора, которая отапливалась зимой по причине непрекращающегося в неё потока молящихся. Собор из десяти церквей, носящих разные названия, стал известен как место почитания бывшего юродивого Василия. В итоге весь Собор в народе стал называться его именем – Собор Василия Блаженного, отодвинув на второй план его официальное название.

Чему мы, современные евангельские верующие, можем научиться, читая эту страницу жизни наших предков? Юродивые выбрали форму и способ передачи своей вести такими, что вместо того, чтобы располагать людей, они отталкивали их. Они будто делали всё, чтобы зрительно люди не воспринимали их и, соответственно, их информацию. Но, оказывается, дело не в том, каким видят человека физические глаза других. Главным является другое: действует ли через человека в этот момент Бог. Обычно люди больше переживают за внешнюю форму: как они выглядят, какое впечатление производят и т.д. Настоящие юродивые довели до крайности истину о том, что по-настоящему свободен тот человек, который не зависит от мнения людей, исполняя волю Божью. Они порой имели большее влияние в обществе, чем кто-либо ещё. 

В наше время не нужно буквально становиться юродивыми, хотя Писание говорит: «…Если кто из вас думает быть мудрым в веке сём, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1 Кор. 3:18). Не здесь ли кроется секрет небесного влияния? Преподобный Антоний Великий ещё в IV веке говорил: «Придет время, когда люди станут безумствовать, и, если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: «Ты безумствуешь», – потому что он не подобен им». Мы живём в мире, очень похожем на это описание. Сам Бог Господь Иисус Христос не был ли безумцем в глазах народа – сколько раз о Нём говорили подобное: «…Он одержим бесом и безумствует…» (Иоан. 10:20)?

Эта страница прошлого учит не о том, что нужно быть эпатажным для эффективного донесения миру Евангелия. Она показывает, насколько важно, чтобы у человека всегда было то, что Небесный Отец желает передать миру через него, чтобы человек мог своей жизнью явить Его характер, не придавая значения, как его при этом оценивают.

Автор: Андрей Онищенко

Другие статьи автора
Путь к познанию такой любви лишь один: получая бескорыстную любовь Бога в виде жертвы Сына Единородного, расти в ответной любви в обстоятельствах, которые не приносят нам никакой выгоды.
Прозвища имели короли многих европейских династий. Они давались по разным причинам, смотря по какой характерной черте правитель мог запомниться в исторической летописи своего народа.
Одиночество как яд, который в нужных дозах лечит, а в больших — убивает.
Приводящий в трепет душу необычный сверху, как бы с Небес, вид на распятого Христа. Крест будто завис над Землей.
15 февраля состоялось Сретение Господне - один из двунадесятых (12 главных) православных праздников. Его традиция уходит в глубину веков.
Я раньше замечал, что долго болеющие люди постоянно говорят о своих болезнях. Как ни встретишь их - никакой другой темы.
Меня спросили: можно ли христианам наряжать ёлку на Новый год. Я полагал, что такой вопрос среди современных евангельских верующих давно не стоит.
Я думаю, что в этом сокрыто определённое Божье намерение.
Однажды на Хэллоуин я оказался в Голливуде. Я не слежу за датами подобных «праздников», но в тот вечер сразу понял, что происходит что-то ненормальное.
Мы знаем 2 и 3 главы книги Откровения как великий перечень Божьих обетований для каждой церкви о приготовленной им победе.
Итак, мы подходим, пожалуй, к самому неожиданному наставлению Апостола Петра, которое он даёт относительно проповеди Царства. Оно звучит так: «Царя чтите». 
Принятие суверенности Бога — это глубокое почтение к Его власти и абсолютное доверие Его любви. Это согласие с тем, что Бог говорит о Себе независимо от наших обстоятельств.
Люди сейчас стали начитанными, образованными и требуют к себе уважения. Не скажу, что образованными значит воспитанными, поскольку больше требуют уважения - в кассах, в транспорте, в учреждениях, собственно, везде - нежели готовы сами его проявлять.
В этом тексте речь не идёт об идеализации национальности, которая упоминается в нем.

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone