Основы социальной концепции (часть2)

12.10.2007
10. ВОПРОСЫ ЛИЧНОЙ, СЕМЕЙНОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ НРАВСТВЕННОСТИ

Библейский взгляд на личность.

Бог сотворил человека - как мужчину, так и женщину - уникальной личностью по Своему образу и подобию. Господь благословляет супружеский союз как средство продолжения человеческого рода (Быт. 1,28). Мужчина и женщина нуждаются в общении друг с другом и взаимном дополнении (1 Фее. 5,23; Деян. 4,23; 1 Кор. 3,18).

Отношение к семье

Согласно римскому праву, которое легло в основу гражданских прав большинства современных государств, брак является соглашением между двумя свободными в своем выборе сторонами. Церковь приняла это определение брака, осмыслив его в свете Священного Писания.

Для христиан брак является не просто юридическим договором, средством продолжения рода и удовлетворения природных потребностей, но, по слову святителя Иоанна Златоуста, "таинством любви", вечным единением супругов друг с другом во Христе. Вступающие в брак христиане просят церковного благословения и участвуют в причастии, что является древнейшей формой совершения таинства брака.

Общность веры супругов, являющихся членами Тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского брака. Только единая в вере семья может стать домашней церковью (Рим. 16,4; Флп. 1,2), в которой жена и муж вместе с детьми возрастают в познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак только в Господе (1 Кор. 7,39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения.

Церковь уважительно относится к браку, в котором лишь одна из сторон принадлежит вере, в соответствии со словами апостола Павла: "Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим" (1 Кор. 7,14).

Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости брака, основываясь на словах Господа Иисуса Христа:

"Что Бог сочетал, того человек да не разлучает... кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует" (Матф. 19,6-9).

Церковь осуждает развод как грех, ибо он приносит тяжкие душевные страдания и супругам, и особенно детям. В современном обществе значительная часть браков расторгается, особенно среди молодежи. Происходящее становится подлинной трагедией для личности и всего народа.

Библия допускает лишь два основания для развода:

- прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает узы супружеской верности;

- желание неверующей стороны развестись (1 Кор. 7,15).

Церковь видит свою пасторскую задачу в том, чтобы всеми имеющимися у нее средствами оберегать целостность брака и предотвращать развод. Священнослужители также призваны проводить беседы с желающими вступить в брак, разъясняя им всю важность и ответственность предпринимаемого шага.

Роль женщины и мужчины в обществе

Семейный опыт помогает человеку преодолевать эгоизм и закладывает основы здоровой гражданственности, именно в семье формируется правильное отношение к ближним, а значит, и к своему народу, и к обществу в целом. Роль семьи в становлении личности исключительна, ее не могут заменить другие социальные институты.

Страшной проблемой современного общества стало сиротство при живых родителях. Тысячи брошенных детей, которые наполняют приюты, а иногда просто оказываются на улице, служат живым свидетельством глубокого нездоровья общества. Оказывая таким детям духовную, социальную и материальную помощь, Церковь в то же время направляет свои усилия на укрепление семьи, на разъяснение родителям их призвания, что могло бы предотвратить трагедию брошенного ребенка.

В дохристианском мире существовало представление о женщине как о существе низшего порядка по сравнению с мужчиной. Церковь Христова во всей полноте раскрыла достоинство и высокое призвание женщины. В Церкви женщина активно участвует в ее устроении, в проповедничестве, воспитании, миссионерстве, благотворительности.

Высоко оценивая роль женщин и приветствуя их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами, Церковь вместе с тем не одобряет тенденцию умаления роли женщины как супруги и матери.

Мужчина и женщина равны по своей ценности перед Богом и в обществе, но это не упраздняет их естественного различия и не делает их призвание, как в семье, так и в обществе, одинаковым. Церковь усматривает назначение женщины не в простом подражании мужчине и не в конкуренции с ним, а в развитии всех дарованных ей Господом способностей.

Вопросы морали и нравственности

Церковь призывает к нравственной чистоте. Половая распущенность неизбежно разрушает жизнь человека, нанося тяжкий урон его душевному и физическому здоровью.

Порнография, представляющая собой эксплуатацию полового влечения в коммерческих, половых или иных целях, способствует подавлению духовного и нравственного начала, низводя тем самым человека до уровня животного, руководствующегося только инстинктом.

Пропаганда порока наносит особенный вред неутвержденным душам детей и подростков. Церковь призывает верующих в сотрудничестве со всеми нравственно здоровыми силами бороться против распространения этого дьявольского соблазна, который разрушает семью и подрывает основы общества.

"Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем" (Матф. 5,28). "Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (Иак. 1,15).

"Блудники: Царства Божия не наследуют" (1 Кор. 6,9-10).

Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми. Бог благословляет сексуальные отношения в браке, где они становятся проявлением любви и единства мужчины и женщины и источником продолжения человеческого рода.

Церковь неизменно осуждает проституцию и проповедь так называемой свободной любви, которые превращают чистые по замыслу Бога отношения между мужчиной и женщиной, а также само человеческое тело в предмет унизительной эксплуатации и торговли, в предмет извлечения эгоистического, бездушного и извращенного удовлетворения.

Понимая, что школа наряду с семьей должна давать детям и подросткам знания об отношении полов и о телесной природе человека, Церковь не может поддерживать программы "полового просвещения", которые признают нормой добрачные связи, а тем более различные извращения. Совершенно неприемлемо навязывание таких программ учащимся. Школа призвана противостоять пороку, воспитывать нравственную личность, готовую к созданию крепкой семьи, основанной на верности и чистоте.


11. ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ И НАРОДА

Библейский взгляд на здоровье личности

Библия учит человека заботиться о своем здоровье, как духовном, так душевном и физическом.

"Разве не знаете, что вы - храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы" (1 Кор. 3,16-17).

Господь Иисус Христос исцелял людей от болезней как душевых, так и физических. Проповедь Евангелия всегда сопровождали исцеления как знак власти Господа прощать грехи. Апостолы также несли служение исцеления силой Святого Духа. Церковь, наделенная своим Божественным Основателем всей полнотой даров Святого Духа, была и остается общиной исцеления.

Церковь с глубоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Исцеление поврежденного болезнью человеческого естества рассматривается как исполнение замысла Божьего о человеке: "Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1 Фес. 5,23).

Вместе с тем следует отличать исцеляющую силу Святого Духа, которая действует по вере в Единого Господа Иисуса Христа через участие в церковных таинствах и молитвах, от заклинаний, заговоров и других магических действий и суеверий.

Отношение к здравоохранению

Церковь призывает своих служителей к христианскому свидетельству среди работников здравоохранения. Чрезвычайно важно знакомить преподавателей и учащихся медицинских учебных заведений с христианским вероучением. Деятельность Церкви, направленная на провозглашение Слова Божьего и преподание благодати Святого Духа страждущим и тем, кто о них заботится, составляет суть душепопечения в сфере здравоохранения. Церковь благословляет и способствует созданию церковных больниц, где медицинская помощь на всех этапах лечения и реабилитации сочеталась бы с пасторским попечением.

Церковь призвана в сотрудничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое и психическое здоровье и социальное благополучие при максимальной продолжительности жизни.

Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на уважении свободного выбора и достоинства личности. Недопустима манипуляция человеком даже ради самых благих целей. Врач не должен связывать степень своей ответственности за оказание медицинской помощи с материальным вознаграждением и его размером, превращая свою профессию в источник обогащения. В то же время важная задача общества и государства - обеспечить достойную оплату труда медицинских работников.

Церковь предупреждает об опасности внедрения, под прикрытием "альтернативной медицины", оккультно-магической практики, подвергающей волю и сознание людей влиянию демонических сил.

Каждый человек должен иметь право и реальную возможность отказаться от тех методов воздействия на свой организм, которые противоречат его религиозным убеждениям.

Отношение к профилактике здоровья и к спорту

Для поддержания здоровья личности и народа важны профилактические мероприятия, физкультура и спорт.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, очень высока.

Одной из важных задач пропаганды физической культуры и массового спорта является усиление их гуманизации. Не должно поощряться развитие видов спорта и физических упражнений, связанных с неоправданным риском для жизни и здоровья, формирующих культ насилия и жестокости.

Церковь не одобряет в спорте возникновение связанного с ним культа гордыни, разрушительные для здоровья допинговые манипуляции и нанесение тяжких увечий.

Отношение к демографии

Россия находится в состоянии демографического кризиса. Резко снизились рождаемость, средняя продолжительность жизни и численность населения. Главными причинами этого стали войны, революция, голод и массовые репрессии.

Церковь должна активно поддерживать научные, медицинские и социальные программы по защите материнства и детства.

Осуждая аборты как грех, Церковь благословляет появление в семье детей. "Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева" (Пс. 126,3).

Отношение к психическим заболеваниям, алкоголизму и наркомании

Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей духовной поврежденности человеческой природы.

Психические болезни - результат либо бесовского воздействия, либо поработивших человека страстей. Поэтому неправильно сводить все психические заболевания к одержимости, а также пытаться справиться с духовными болезнями исключительно клиническими методами.

В области психотерапии наиболее плодотворным является сочетание пасторской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника.

Психическое заболевание не умаляет достоинства человека, он остается носителем образа Божьего и нуждается в сострадании и помощи.

При выборе форм медицинского вмешательства следует руководствоваться принципом наименьшего ограничения свободы пациента.

Церковь строго осуждает пьянство, которое часто становится причиной распада семьи, приносит неисчислимые страдания как жертве этого греховного недуга, так и близким людям, особенно детям.

Еще более пагубной страстью является наркомания. Попав в зависимость от наркотиков, человек становится крайне уязвимым для действия темных сил. Наиболее подвержена наркомании молодежь, которой навязывают стереотипы поведения, предполагающие употребление наркотиков в качестве "нормального" и даже непременного атрибута общения.

Основная причина бегства многих наших современников в царство алкогольных или наркотических иллюзий - это духовная опустошенность, потеря смысла жизни, размытость нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм становятся проявлениями духовной болезни всего общества. Это расплата за идеологию потребительства, бездуховность и утрату подлинных идеалов.

Из-за того, что употребление наркотиков и других психоактивных веществ стало социально приемлемым, все традиционные меры профилактического, разъяснительного и репрессивного характера, направленные "извне", не достигнут цели, если не изменится система ценностей молодежной культуры. Употребление наркотиков и других психоактивных веществ должно перестать восприниматься как способ жизни. Столь масштабная задача может быть решена лишь путем объединения всего общества для выработки системы мер, позволяющих переориентировать наркозависимых людей на принципиально иные способы преодоления трудностей, на приобретение позитивного жизненного опыта.

Церковь с состраданием относится к жертвам пьянства и наркомании и предлагает им духовную, профилактическую и реабилитационную, поддержку в преодолении губительной зависимости.


12. ВОЙНА И МИР, ВОЕННАЯ СЛУЖБА

Мы поддерживаем среди населения нашей страны убеждения в необходимости исполнения своего долга перед Родиной, каким является служба в Вооруженных силах России.

Мы высказываемся за ускорение военной реформы, считая одной из важнейших ее составляющих переход Вооруженных сил на профессиональную основу. Мы приветствуем возможность альтернативной гражданской службы в соответствии с Конституцией Российской Федерации для тех, чье вероисповедание не позволяет нести военную службу.

Война

После грехопадения вся история человечества - это история войн (Матф. 24,6-7; Откр. 6,4). Однако Церковь не считает войну естественным состоянием человечества.

Люди, живущие в эпоху военно-технической революции, которая привела к созданию оружия, способного в мгновение ока уничтожить все живое на земле, не вправе решать судьбу планеты за Того, Кто ее создал. Конечно, так называемые локальные войны - суровая реальность нашей жизни. Однако христиане различных конфессий всегда активно сотрудничали и сотрудничают в миротворческих процессах и делают все от них зависящее, чтобы сорвать дьявольский план ракетно-ядерного апокалипсиса.

Христианский идеал поведения народа и правительства в сфере международных отношений сформулирован в "золотом правиле": "Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними" (Матф. 7,12).

Отношение к характеру войны (локального военного конфликта), ее поддержка либо ее осуждение Церковью, подлежит отдельному рассмотрению в каждом конкретном случае.

Церковь не запрещает своим членам участвовать в боевых действиях, в том числе для поддержания конституционного порядка (Рим. 13,1; 1 Петр. 2,13). Мы с глубоким уважением относимся к защитникам Отечества, которые пожертвовали либо готовы пожертвовать жизнью ради своих сограждан (Иоан. 15,13).

Мир

Окружающий мир создан Творцом всего живого - Богом (Деян. 17,24). Он создал мир совершенным (Быт. 2,31). Венцом творения Бог сделал человека и поставил его управлять всем, что Он создал (Быт. 1,26; Пс. 8,6). Однако человек согрешил и был лишен благодати Божьей.

Из-за грехопадения Адама все человечество оказалось во власти греха (1 Иоан. 5,19; Рим. 5,12). Чтобы спасти погибающее человечество, Бог послал на землю Своего Сына Иисуса, Который, умерев на кресте за грехи людей, восстановил утраченную связь человека с Богом (Иоан. 3,16). В этом заключается библейский взгляд на понимание мира как Божьего творения.

Церковь также считает мир как внутреннее состояние человека даром Божьей любви. Для всех христиан мир является благословением от Бога (Иоан. 14,27; Гал. 5,22). В сердце верующего человека, несмотря на повсеместные войны, стихийные бедствия, техногенные аварии и катастрофы, царит мир (Иоан. 16,33). Мир Христов - это свобода от греха (Рим. 15,13) и жизнь в согласии с Богом (Рим. 5,1). Бог хочет, чтобы Его дети несли мир Христа и свет Евангелия погибающему человечеству, которое страдает от межэтнических, политических и социальных потрясений (Матф. 5,9).

Военная служба

Бог учредил институт государства для Своей славы и общего благоденствия (Прит. 8,15-16). Мы как граждане должны добросовестно исполнять свои обязанности, среди которых установленная государством воинская повинность - служба по призыву или по контракту (Луки 3,14; Матф. 8,9-10).

Проявляя заботу о духовном облике армии, стремясь сохранить неразрывную духовную связь с членами Церкви, призванными для прохождения воинской службы, мы признаем необходимость сотрудничества Церкви с Вооруженными силами России (в том числе с министерствами и ведомствами, имеющими в своем составе законные вооруженные формирования) на основании настоящей концепции, а также с учетом уже имеющегося опыта сотрудничества Русской Православной Церкви с Вооруженными силами.

Направления сотрудничества:

- духовное возрождение Вооруженных Сил России;

- духовное наставничество военно-служащих, членов церквей РОСХВЕ, призванных на действительную воинскую службу по призыву или по контракту;

- содействие воспитательным структурам Вооруженных Сил в осуществлении воспитательной работы среди военнослужащих в духе традиций верного служения Отечеству;

- защита религиозных прав и свобод верующих военнослужащих, являющихся членами церквей РОСХВЕ;

- предоставление военнослужащим возможности получения полноценного духовного образования на добровольной основе;

- совместная с представителями Вооруженных Сил проработка в условиях перехода Вооруженных Сил на профессиональную основу вопроса подготовки и принятия закона "О военных священниках (капелланах)";

- содействие командованию воинских частей в комплектации библиотек духовной литературой;

- оказание, совместно со спасателями МЧС, духовной помощи населению, оказавшемуся в чрезвычайных ситуациях;

- развитие существующих и создание новых эффективных механизмов взаимодействия и форм совместной работы РОСХВЕ и Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств, имеющих законные вооруженные формирования;

- совершенствование религиоведческой подготовки и правовой культуры офицеров и других должностных лиц воспитательных органов Вооруженных Сил и соответствующего обучения священн-ослужителей в интересах обеспечения свободы совести военнослужащих и членов их семей;

- подготовка предложений руководству РОСХВЕ о предупреждении развития конфликтов на национальной и религиозной почве.

Принципы сотрудничества:

- соблюдение заповедей Священного Писания;

- соблюдение Конституции Российской Федерации, законов, уставов Вооруженных сил, приказов и директив соответствующих министерств;

- уважение традиций религиозных объединений;

- приоритет государственных интересов Российской Федерации;

- разрешение межконфессиональных противоречий вне воинских коллективов;

- невмешательство во внутренние дела религиозных объединений;

- открытость во взаимоотношениях с общественностью и средствами массовой информации.

Формы сотрудничества:

- разработка и реализация перспективных программ взаимодействия РОСХВЕ и Вооруженных сил в духовно-нравственной, научной и культурной областях;

- изучение, анализ религиозной ситуации в Российских Вооруженных силах и подготовка соответствующих предложений их руководству;

- проведение совместных с воспитательными структурами военных ведомств пресс-конференций, семинаров, конференций, рождественских и пасхальных чтений;

- организация совместного выпуска печатных изданий (газет, журналов), теле- и радиопрограмм для военнослужащих.


13. ПРЕСТУПНОСТЬ И НАКАЗАНИЕ

Государство и преступность

Каждый человек должен быть законопослушным гражданином своего государства. "Всякая душа да будет покорна высшим властям" (Рим. 13,1).

Преступление - это нарушение законов государства. Преступления являются следствием человеческого греха. Грех - это глубокие процессы в человеческой душе и духе, а не только нарушение нравственных норм или статей уголовного кодекса, предусмотренных государством. "Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления - это оскверняет человека" (Мф. 15,19)

Слабость государственной власти, несовершенство законодательства, слабая экономическая и социальная база также способствуют росту преступности. Особенно опасна преступность там, где она прикрывается политическими, экономи-ческими и религиозными мотивами.

Для борьбы с преступлениями в государстве созданы правоохранительные органы и специальные учреждения, целью которых является предупреждение, предотвращение и расследование преступлений, а также наказание и перевоспитание лиц, совершивших их. Искоренение преступности - важнейшая задача не только государства, но и Церкви.

Профилактика преступности

Предотвращение преступности Церковь видит прежде всего в духовном возрождении нации, привитии духовных ценностей, духовно-нравственном воспитании и просвещении. Для этого необходимо создавать христианские учебные заведения наряду с плодотворным сотрудничеством с государственными учебными заведениями. Необходимо создавать также христианские средства массовой информации. Необходимо сотрудничать с государственными органами по вопросам профилактики преступности. Никакие меры устрашения, принуждения или наказания не смогут искоренить зло из сердца человека. Именно поэтому проповедь Евангелия, честного и достойного образа жизни является единственно действенной формой предотвращения нарушений закона.

Для этого необходимо сотрудничество Церкви с правоохранительными органами. Особое внимание христиане веры евангельской уделяют так называемым группам риска - наркоманам, бездомным, беспризорным детям и т. д., среди которых вероятнее всего возникновение преступности.

Деятельность реабилитационных центров, созданных Церковью для этих лиц, должна быть также направлена на преодоление социальных причин преступности. Христиане веры евангельской имеют в этом определённый опыт и готовы сотрудничать в этом направлении с государственными структурами.

Наказание преступников

Совершенное преступление предполагает заслуженное и справедливое наказание. Церковь настаивает на том, что права подследственных не должны нарушаться, им необходимо гарантировать защиту и непредвзятый суд. Церковь осуждает попытки давления на подследственных, а также унижение и пытки, в какой бы форме они ни осуществлялись.

Заключение преступника под стражу предполагает не только его изоляцию от общества, но и его исправление. Перевоспитание лиц, уже находящихся в местах лишения свободы, - это особая забота Церкви.

Осужденные граждане не имеют другой возможности услышать Слово Божье и почувствовать любовь Божью, как только через священнослужителей. В этих целях мы сотрудничаем с ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации. Постоянные богослужения, разъяснение осужденным причин их изоляции и путей возвращения к здоровому образу жизни через веру в Бога, распространение духовной литературы, переписка с осужденными - всё это забота церквей христиан веры евангельской, направленная на оздоровление разума оступившегося человека и помощь ему в нравственном исцелении.

Для более эффективной работы в местах лишения свободы необходима специальная подготовка священнослужителей и закрепление их за каждым исправительным учреждением. Создание образовательного учреждения по подготовке тюремных служителей (капелланов) является одним из направлений деятельности христиан веры евангельской.

Церковь видит свою задачу в содействии государству в улучшении условий содержания лиц, находящихся в местах лишения свободы.

Законодатель обязан надежно защищать граждан от преступных посягательств и поставить прочный заслон на пути преступника.

Преступник должен знать, что строгие меры наказания за каждое преступление последуют неотвратимо.

Особая мера наказания - смертная казнь. Церковь, исходя из того, что жизнь человека не заканчивается физической смертью, считает своей обязанностью донести до осужденного на смерть человека Слово Божье и предложить ему покаяться перед Богом.

К сожалению, за время пребывания в местах лишения свободы многие граждане теряют свои социальные корни, свою семью. Реабилитация таких лиц возможна в создаваемых Церковью реабилитационных центрах.

Взаимодействие Церкви и государства

Церковь стремится проявлять особую заботу о предотвращении преступности в государстве (1 Иоан. 5,18).

Уважая труд воспитателей, работников правоохранительных органов, специалистов Министерства юстиции, Церковь готова сотрудничать с ними и помогать им. Такая помощь может осуществляться в многообразных совместных проектах, таких, как создание реабилитационных центров, проведение культурных и научных мероприятий, а также посредством литературы и искусства. Основное предназначение христианства - это проповедь Евангелия Царства Божьего на земле (Марка 16,15).

Взаимодействие Церкви с правоохрани-тельной системой, системой ГУИН Министерства юстиции может строиться на основе совместных долгосрочных договоров.

Только совместные усилия Церкви и государства помогут многим людям оставить преступный путь и вернуться к полноценной жизни на благо России.


14. ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Отношение к пропаганде

Церковь с уважением относится к труду журналистов, призванных обеспечивать широкие слои общества своевременной информацией о происходящих в мире событиях.

Информирование зрителя, слушателя, читателя должно основываться не только на твердой приверженности правде, но и на заботе о нравственном состоянии личности и общества, что включает в себя раскрытие положительных идеалов, а также борьбу с распространением зла, греха и порока.

Недопустимыми являются пропаганда насилия, вражды, ненависти, национальной, социальной и религиозной розни, а также греховная эксплуатация человеческих инстинктов, в том числе в коммерческих целях.

Просветительская и миротворческая деятельность

Церковь сотрудничает со светскими СМИ для того, чтобы нести Евангелие различным слоям общества. "Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением" (1 Петр. 3,15).

Каждый священнослужитель призван с должным вниманием относиться к связям со светскими СМИ в целях осуществления пасторской и просветительской деятельности, а также для пробуждения интереса светского общества к различным сторонам церковной жизни и христианской культуры.

Необходимо проявлять мудрость, ответственность и осмотрительность, учитывать позицию конкретного СМИ по отношению к вере и Церкви, нравственную направленность СМИ. Христиане могут непосредственно работать в светских СМИ, донося до общества идеи христианской морали. Церковь располагает собственными информационными средствами (печатными, радиоэлектронными, компьютерными) и через своих уполномоченных лиц взаимодействует со светскими СМИ (специальные приложения к газетам и журналам, теле- и радиопередачи, пресс-конференции, "круглые столы" и т.д.).

Взаимодействие Церкви и светских СМИ предполагает взаимную ответственность. Информация, предоставляемая журналисту и передаваемая им аудитории, должна быть достоверной. Мнение священнослужителей, распространяемое через СМИ, должно соответствовать учению и позиции Церкви по общественным вопросам.

Разрешение конфликтов

В процессе взаимоотношений Церкви и светских СМИ могут возникать осложнения и даже серьезные конфликты. Проблемы бывают порождены неточной или искаженной информацией о церковной жизни, упоминанием ее в ненадлежащем контексте, смешением личной позиции автора с общественной позицией. В то же время могут возникать и более глубокие принципиальные конфликты между Церковью и светскими СМИ. Это происходит в случае хуления имени Бога, иных проявлений кощунства, систематического сознательного искажения информации о церковной жизни, заведомой клеветы на Церковь и ее служителей. Во всех случаях возникшие осложнения и конфликты должны решаться в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.


15. ЦЕРКОВЬ ХРИСТИАН ВЕРЫ ЕВАНГЕЛЬСКОЙ И ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ

Взгляд на проблемы экологии

Церковь сознает свою ответственность за судьбу мира и выражает глубокую обеспокоенность проблемами, порожденными современной цивилизацией.

Сегодня на земле поражены почва, вода, воздух, животный и растительный мир. Повсеместные загрязнения природной среды промышленными отходами, неправильная агротехника, уничтожение лесов и почвенного покрова приводят к подавлению биологической активности, к неуклонному свертыванию генетического многообразия жизни. Истощаются невосполнимые минеральные ресурсы недр, сокращаются запасы чистой воды, появляется множество вредных веществ, которые накапливаются в биосфере. Экологическое равновесие нарушено - человечество стоит на пороге глобальной экологической катастрофы.

Человек и окружающая среда

Гармония между человеком и окружающей природой была нарушена еще в доисторические времена. Причиной этого послужило грехопадение человека. Грех, зародившийся в душе человека, пагубно повлиял не только на него самого, но и на весь окружающий мир. В своем отношении к природе люди стали все чаще руководствоваться эгоистическими, потребительскими побуждениями и вседозволенностью.

Церковь призывает применять более серьезное наказание за вред, нанесенный природе, объединить силы по защите окружающей среды на базе широкого международного взаимодействия. Одним из главных принципов позиции Церкви в вопросах экологии является принцип единства и целостности сотворенного Богом мира. Растительный, животный и человеческий миры взаимосвязаны. Природа - это не вместилище ресурсов, предназначенных для эгоистического и безответственного пользования, но дом, где человек является не хозяином, а управителем, а также храм, где он - священник, служащий не природе, а Творцу.

Связь экологического и духовного кризиса

Экологические проблемы носят по существу антропологический характер, они порождены человеком, а не природой. Поэтому ответы на многие вопросы, вызванные кризисом окружающей среды, содержатся в человеческой душе, а не в сферах экономики, биологии, технологии или политики. Природа преображается или погибает не сама по себе, но под воздействием человека.

Взаимосвязь антропологии и экологии с ясностью открывается в наши дни, когда мир одновременно переживает два кризиса: духовный и экологический.

Духовно деградирующая личность вызывает деградацию природы, т. к. не способна оказывать положительного воздействия на мир.

Человечеству, погрязшему в грехах, не помогают и колоссальные технические возможности, а подчас даже причиняют вред.

16. ОЦЕНКА ПРОБЛЕМ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ

Церковь твердо верит, что человек является творением духовным, созданным Богом и для Бога. Поэтому мы считаем, что необходимо внимательно исследовать нравственные аспекты научных открытий, особенно в такой области, как современные биомедицинские технологии.

Аборт

Мм придерживаемся традиционного для христианской Церкви взгляда на аборт как на преднамеренное убийство невинного человеческого существа, созданного по Божьему образу и подобию (Быт. 1,27).

Библия неоднократно описывает находящийся в утробе плод как полноценное человеческое существо: "Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои" (Пс. 138,13-16).

"Не Он ли, Который создал меня во чреве, создал и его и равно образовал нас в утробе?" (Иов 31,15).

Исходя из того, что только Бог дает жизнь и эта жизнь свята, мы осуждаем аборты. Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе мы рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации нашего сообщества.

Верность библейскому учению о святости и бесценности человеческой жизни с самого момента ее зарождения несовместима с признанием "свободы выбора" женщины в распоряжении судьбой неродившегося ребенка.

Одновременно с этим мы понимаем, что нередко женщины идут на аборт из-за тяжелых жизненных обстоятельств, часто делающих воспитание ребенка неполноценным или невозможным. Поэтому мы считаем, что христианской альтернативой абортам является социальная помощь матери и ребенку. Ответственность за убийство не родившегося ребенка несет не только мать, но и отец в случае его согласия на прерывание беременности. То же самое касается и врача, производящего аборт. Мы призываем государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя считать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за уничтожение плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта. Врач должен проявлять максимальную ответственность при постановке диагноза, который может подтолкнуть женщину к прерыванию беременности.

В то же время мы не одобряем радикальные методы борьбы с абортами. Бог с любовью относится ко всем людям, включая тех, кто придерживается мнения, противоположного нашему. Поэтому верующим следует относиться к ним с состраданием и при этом делать все возможное для прекращения пролития невинной крови нерожденных младенцев в нашей стране.

Контрацепция

Особого внимания и оценки, на наш взгляд, требуют и вопросы применения противозачаточных средств (контрацепция).

Первоначальный план Божий для людей был дан еще в книге Бытие. "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Быт. 1,28). Большая семья считалась знаком Божьего благословения (Пс. 126,3-5). Во многих странах подобное отношение сохранилось и по сей день.

Некоторые христиане считают, что цель сексуальных взаимоотношений - это лишь продолжение человеческого рода, поэтому они не приемлют никаких методов контрацепции. Уважая эту точку зрения, мы не считаем ее единственной.

Мы считаем, что супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей.

Мы считаем, что у семей могут быть оправданные причины на то, чтобы на время отложить или ограничить рождение детей. Мы также с уважением относимся к тем, кто принял решение не иметь детей, хотя не считаем это нормой.

При выборе средств контрацепции супруги должны понимать, что некоторые противозачаточные средства фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона. Мы считаем их использование абсолютно неприемлемым.

В целом мы придерживаемся взгляда, что дети являются Божьим даром и благословением. Господь заботится о ребенке, когда он находится еще в утробе матери. Он желает, чтобы дети рождались и воспитывались в достойных условиях любящими родителями.

Манипуляции с зарождением человеческой жизни

С момента сотворения человека зачатие и рождение детей являются естественным результатом семейной жизни. Писание рассматривает детей как Божий дар обоим родителям, как чудесный плод их взаимной любви.

Пути к деторождению, вступающие в противоречие с первоначальным планом Бога, мы не считаем оправданными.

Мы обеспокоены тем, что развитие современной биотехнологии приводит к все более активному вмешательству в процесс зарождения человеческой жизни. Жизнь человека не является продуктом, которым можно распоряжаться по собственному усмотрению, как материальной ценностью.

Манипуляции, связанные с донорством половых клеток в случае бесплодия, мы не считаем приемлемыми, т.к. они разрушают исключительность взаимоотношений в брачном союзе, допуская вторжение извне третьего лица. При неспособности зачатия супругам стоит задуматься об усыновлении ребенка.

Другие все более часто встречающиеся манипуляции, такие как оплодотворение одиноких женщин с использованием донорских половых клеток или реализация "репродуктивных прав" одиноких мужчин, а также лиц с так называемой нестандартной сексуальной ориентацией, суррогатное материнство, то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка "заказчикам", мы считаем аморальными, эгоистичными и унижающими человеческое достоинство. Особую озабоченность в этой связи вызывает судьба детей, появившихся на свет при таких обстоятельствах.

Клонирование человека

Любую попытку размножения человека, выходящую за рамки первоначального Божьего плана сотворения тела для вечной души и духа, считаем в корне недопустимой. Подобные действия посягают на права Бога как Творца и являются прямым вызовом Ему. Они лишают человека его уникальности, низводя его до уровня материала для экспериментов.

Клонирование человека способно извратить естественные основы деторождения, кровного родства, материнства и отцовства. Не менее опасными являются и психологические последствия клонирования, такие, как потеря самоидентификации как личности. Ведь человек из творения Божьего превращается в механическую копию живущего или жившего человека.

Даже Клонирование изолированных клеток и тканей организма, хотя оно и не является посягательством на достоинство личности и в ряде случаев оказывается полезным в биологической и медицинской практике, должно осуществляться с непременным учетом этических аспектов подобных экспериментов.

Каждое человеческое существо является уникальным творением Божьим (Пс. 138,13-16).

Пересадка органов

Другой получившей широкое распространение в наши дни практикой является пересадка органов и тканей (трансплантология).

Несмотря на то, что мы верим в телесное воскресение из мертвых наших тел при втором пришествии Господа Иисуса Христа, мы понимаем, что, по словам апостола Павла, "плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления" (1 Кор. 15,50). После смерти человека его тело превращается в прах, из которого и было сделано (Быт. 3,19). Для будущей жизни оно не нужно. Поэтому передача своих тканей или органов после смерти может стать особым знаком проявления любви к ближнему, хотя такого рода действие не может восприниматься как обязанность человека.

Особым случаем является пересадка органов от живого донора.

Подобное может считаться допустимым только при добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на изъятие органа становится еще более ярким примером проявления сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья.

На наш взгляд, любовь и сострадание к ближнему являются единственными оправданными мотивами для трансплантации.

Коммерциализация этого процесса в своей основе порочна и может привести к непредсказуемым последствиям.

Продление жизни при клинической смерти

Мы осознаем, что день и час нашей физической смерти находятся в руках Господа. Момент смерти - это когда наша душа отделяется от тела. Поэтому продление жизни отдельных органов тела при наступлении клинической смерти далеко не всегда оправдано и, на наш взгляд, не является непременной обязанностью медиков. Смерть является естественной, хотя и печальной частью нашего пребывания на земле.

Мы не одобряем сокрытие от пациента информации о его тяжелом состоянии под предлогом сохранения его душевного спокойствия. По сути, это лишает умирающего возможности осознать приближающуюся встречу с Господом, переосмыслить свой жизненный путь, а также омрачает недоверием его отношения с близкими и врачами.

Эвтаназия

Последнее время в научных кругах и в средствах массовой информации все больше усиливается дискуссия об оправданности легализации намеренного умерщвления безнадежно больных (эвтаназии), в том числе и по их желанию.

Мы считаем, что человеческая жизнь является священным даром Господа и только Он один имеет право распоряжаться ею. Мы считаем эвтаназию формой убийства или самоубийства, которые являются тяжким грехом перед Богом. Вместо того чтобы относиться с уважением к человеческой жизни, сторонники эвтаназии зачастую выдвигают на первый план ее социальные "преимущества" - от элиминирования "непродуктивных" сограждан до избежания "ненужных" медицинских затрат.

Веря, что сверхъестественное исцеление возможно в любое время, мы считаем, что за неизлечимо больных необходимо молиться, а также делать все, что в наших силах, чтобы облегчить их физические страдания.

Гомосексуализм и изменение пола (транссексуализм)

Священное Писание рассматривает гомосексуальные половые связи как грубое искажение Божьего замысла для человеческой жизни. Подобные отношения Бог называет "мерзостью" (Лев. 20,13) и "постыдной страстью" (Рим. 1,26-27), делающие подобное "Царствия Божьего не наследуют" (1 Кор. 6,9-10).

В современном обществе мы все чаще встречаемся с отношением к гомосексуализму как к "особой сексуальной ориентации". Высказываются мнения, что гомосексуализм обусловлен "индивидуальной сексуальной предрасположенностью".

Библия учит, что единственно нормальной и естественной формой сексуальных отношений являются отношения между мужчиной и женщиной, состоящими в брачном союзе. Никакие гомосексуальные союзы не могут быть сопоставлены с этим. Мы осуждаем попытки представить греховную тенденцию как норму, а тем более как предмет гордости и пример для подражания, мы также осуждаем всякую пропаганду гомосексуализма.

В свете сказанного становится очевидной наша позиция по отношению к попыткам изменения пола (транссексуализму), вызванным якобы чувством принадлежности к противоположному полу. Подобные попытки являются знаком противления по отношению к установленному Богом порядку и способны только еще больше усугубить внутренний психологический кризис человека.


БИБЛИОГРАФИЯ:

1. "Основы Социальной Концепции Русской Православной Церкви." М., 2000. 2. "Основные положения веры." Международный Евангельский Центр. Талса, США.

3. Экман У. "Бог, государство и личность." М., 1990.

4. Хлебников И., Каргина Г. "Твоя судьба." Ярославль, 2002.

5. "Understanding the Times". David Noebel, 1991.

Российский объединенный Союз христиан веры евангельской

Россия, 115516,Москва, ул.Прохладная, 18.
Тел./факс: (095) 325-57-12 e-mail: rufocoef(аt)mtu-net.ru

© 2006—2022. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Дубининская, д.17, стр. 2, оф. 311

Работает на Cornerstone