Антон Кругликов для журнала ФЛАГМАН: Быть свободным и не быть соблазном

21.02.2017

В преддверии массовых гуляний по поводу Масленицы руководитель пресс-службы Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Антон Кругликов поделился своими размышлениями по поводу того, как происходит сращивание христианских праздников и обычаев с языческими, и насколько важно в условиях мультикультурализма и толерантности сохранять веру, быть свободным от предрассудков и при этом не послужить соблазном для ближних.

В контексте предстоящего празднования Масленицы и сопутствующих этому событию традиций, таких как массовые гуляния, поедание блинов, сжигание чучела и т.д., хочется поразмышлять над тем, каким должно быть отношение евангельского верующего ко всему этому.

О том, что Масленица – праздник, по сути, языческий, писалось уже много. Однако надо понимать, что это далеко не единственный случай, когда в голове у людей серьезная путаница в понимании сути праздников, которая накладывается на отсутствие христианской грамотности. Можно вспомнить и искреннюю уверенность многих, что праздник Сретение – это когда зима встречается с весной, а гадание на святки вполне нормальное и допускаемое христианством дело (на святки же, а не когда-нибудь!).

Вообще, сращивание христианских и языческих праздников и традиций не только наша проблема. Что происходит в странах Латинской и Южной Америк или, например, в Мексике, так это нам и представить сложно! Принесенное европейцами сотни лет назад христианство самым причудливым образом переплелось там с языческими традициями индейцев. И это ощущается постоянно и на каждом шагу. Например, у водителей автобусов можно увидеть не «три иконки», а самые настоящие иконостасы, где также широко представлены откровенно языческие амулеты. Люди ищут сверхъестественной защиты (тем, кто ездит по дорогам Латинской Америки, она воистину необходима) и используют все доступные на их взгляд возможности. Вероятно, это выглядит смешным, но стоит вспомнить, что в нашей стране человек, только что осенивший себя крестным знамением, через несколько секунд может трижды сплюнуть или постучать по дереву, и мы сразу понимаем, насколько близки и похожи люди разных стран и континентов.

Интересно и еще одно наблюдение – слово “христианин” в ряде стран Латинской Америки является синонимом слова “человек”. Т.е. когда ты говоришь «я – христианин» или «я стал христианином», на тебя смотрят в недоумении. Как бы спрашивая: а до этого ты кем был, собакой что ли? Это отчасти напоминает распространенные у нас стереотипы, что русский значит православный, а татарин значит мусульманин. Нашим латиноамериканским братьям во Христе требуется прилагать серьезные усилия, чтобы просто донести до людей мысль, что христианином не становятся от рождения, что христианство это искреннее покаяние перед Богом и послушание Ему.

Возвращаясь к нашей истории, нужно понимать, что христианство пришло на русскую землю, и было принято далеко не единогласно и не повсеместно. Старым богам поклонялись еще очень долго. Причем не обязательно в силу веры и убежденности, зачастую просто по инерции и в силу человеческой привычки. Православным священникам в борьбе с язычеством приходилось бороться с разными обычаями, традициями и праздниками. И, наверное, Масленица была признана не сильно опасным в идеологическом плане праздником, в отличие, например, от Ивана Купалы. Возможно, традиция сожжения чучела выглядит для нас диковатой, но это смотря с чем сравнивать. В общем, совсем недавно, буквально несколько сотен лет назад, публичные казни были одним из главных зрелищ. Из истории мы знаем, что казни на Гревской площади в Париже собирали толпы зрителей; люди, у которых балконы выходили на место казни, сдавали их в аренду. Это кажется диким сейчас, но тогда это было в порядке вещей. Так что сожжение чучела на таком фоне не казалось ничем особенным.

Но как же следует относиться христианам к современной Масленице? Конечно, необходимо воздерживаться от любых форм языческих ритуалов, которые под прикрытием народных традиции можно встретить в программе гуляний (прыжки через костер, например). Совсем игнорировать все, что происходит вокруг нас, наверное, не правильно. Кроме того в Священном Писании мы читаем: «К свободе призваны вы, братия…» (Гал. 5:13). И в первом Послании Коринфянам апостол Павел пишет: «Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести». С другой стороны, не менее важно, чтобы свобода не послужила соблазном или преткновением для ближних. Далее в этом же месте Священного Писания апостол Павел продолжает: «Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести» (1 Кор. 10:27-28).

Потому, есть блины или не есть – ответ может быть разным, в зависимости от ситуации. И в этой связи хочется особенно подчеркнуть важность духовных навыков различения добра и зла, о которых мы читаем в пятой главе Послания к Евреям. Об этом и стоит ревновать, и с мудростью радоваться с радующимися. Не так много в нашей стране веселых и радостных праздников. К тому же, приближение весны это действительно хороший повод лишний раз погулять всей семьей, встретить друзей и знакомых, и порадоваться тому, что очередная зима прошла, впереди весна, а там и лето не за горами.

Журнал "Флагман" №17 февраль 2017

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone