Евангельский рассказ о Пасхе — это история, которая никогда не теряет своей актуальности. Даже в мире постмодерна, с его недоверием к любым «высшим ценностям», евангельский рассказ отзывается в сердце каждого, кто еще не разучился слушать и слышать. Не случайно весь мир с замиранием сердца следил за пожаром в Нотр-Даме, случившимся в самом начале Страстной недели (по западному календарю), и радовался вместе с, казалось бы, совершенно уже далекими от всякой религиозности французами, что собор удалось спасти. И даже трагические события Пасхального воскресенья в Шри-Ланке — это тоже свидетельство того, что история смерти и воскресения Христова не может оставить людей безразличными, пробуждая в одних — надежду, а в других — ненависть. Потому что этот рассказ — не просто о событиях двухтысячелетней давности. Он — про нас сегодняшних, про нашу боль и радость, про то, как низко подчас мы можем пасть и как, несмотря на это, Бог продолжает любить нас.
Страстная неделя начинается и завершается радостью и надеждой. Вход Господень в Иерусалим сопровождается ликованием всего народа, поскольку люди предчувствуют, что близко исполнение их самых сокровенных желаний. И в завершение этой недели также звучат возгласы великой радости: «Его нет здесь. Он воскрес!» Исполнилось то, ради чего Сын Божий пришел в этот мир. И тем самым действительно открылась возможность для того, чтобы каждый из нас мог найти ответ на свою самую глубокую нужду. Отныне каждый человек может встретить Бога лицом к лицу и обрести то, без чего подлинно человеческая жизнь попросту невозможна: смысл, целостность, свободу.
Но между этими радостными пиками лежит долина глубокой скорби, боли и отчаяния. Как это часто бывает, для ответа на наши молитвы и ожидания Бог избирает совсем не тот путь, какой мы от Него ожидаем. Его триумф всегда включает страдания и боль: непонятным и нелогичным с нашей, человеческой, точки зрения образом Он избавляет нас от боли, разделяя эту боль вместе с нами. Именно тогда, когда, казалось, Бог «обманул наши ожидания», и происходит самое главное чудо. Посреди предательства друзей, клеветы со стороны официальных «хранителей благочестия», на фоне неспособности официальной власти вершить подлинное, а не показное правосудие, несмотря на разочарование и отречение тех, кто обещал быть верным до конца, совершается тайна преодоления зла и преображения мира. И, когда наутро жены-мироносицы приходят к гробнице, они слышат слова ангела, которые ознаменуют начало нового мира: «Что вы ищете Живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес!»
Внешне утро Христова Воскресения ничем особо не отличалось от любого другого. Пилат остается прокуратором Иудеи, и римский солдат по-прежнему может заставить любого еврея нести его поклажу. Синедрион и Каиафа, как кажется, находятся на вершине своего могущества: очередной лжемессия мертв, религиозный порядок восстановлен. В храме снова меняют деньги и продают овец и голубей. Мытари собирают налоги. Но одновременно и что-то совсем иное появилось в мире: Тот, Кто прошел через смерть и преодолел ее Своим воскресением, присутствует с теми, кто вверил Ему свою жизнь. А потому в их сердцах больше нет страха. Как нет и места ложным идолам этого мира: внешнему успеху, показушной самоуверенности, безразличию к чужой боли и пренебрежительному отношению к ближнему. Именно живое присутствие Христа и дало первым христианам силу открыть своим современникам реальность Его воскресения.
Честный взгляд на то, что сегодня происходит в нашей стране, подтверждает верность свидетельства великого русского писателя Лескова: хотя Русь и была крещена вот уже более тысячи лет назад, просвещения Светом Христа нашему народу по-прежнему недостает. Экономические и социальные проблемы, с которыми мы сталкиваемся каждый день, имеют духовную природу. Усилия государства по преодолению болезней нашего общества, таких как коррупция или отсутствие правосудия, безусловно, необходимы. Но их явно недостаточно, чтобы создать условия для нормальной жизни, обеспечить достойный заработок и поменять отношение людей друг к другу. Нашему народу нужно просвещение светом Евангелия. И это — та задача, которая стоит перед каждым, кто называется именем Христа: православным, католиком или протестантом.
Мы призваны явить современному миру живого Христа, явить реальность Его воскресения. Для этого от каждого из нас нужно не так много. Жить по библейским заповедям в повседневной жизни: дома, на работе, в общении с другими людьми. Сегодня это означает, прежде всего, отказ от всякой неправды в трудовых и деловых отношениях — как в смысле воровства и коррупции, так и качества выполняемой нами работы. Одного этого уже будет достаточно, чтобы ситуация в нашей стране могла радикально измениться к лучшему. Не менее важно проявление солидарности и поддержки по отношению к ближнему. Готовность разделить чужую боль и прийти на помощь в трудной ситуации как ничто другое отражает то, что сделал для нас Христос.
Эти шаги не требуют больших усилий. Мы, каждый из нас, в силах это сделать. Не потому, что мы сами на это способны. Но потому, что Он воскрес!
Начальствующий епископ Российского объединённого Союза христиан веры евангельской (пятидесятников), Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, епископ Сергей Ряховский.
Опубликовано в газете "Московский комсомолец" №27963 от 27 апреля 2019
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.