Россия как «империя протестантов». Презентация второго издания книги.

02.03.2021

Книга известного журналиста посвящена вкладу последователей Реформации в развитие нашей страны

Презентация книги Андрея Резниченко «Империя протестантов. Россия XVI – первой половины XIX вв.» состоялась 26 февраля в Культурном центре «Покровские ворота». Книгу, вышедшую в издательство «Эксмо» при содействии Фонда поддержки христианской культуры, науки и образования, представили автор – известный российский журналист, популяризатор науки, писатель, композитор и пастор Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии, и президент упомянутого Фонда, епископ РОСХВЕ Константин Бендас.

Россия как «империя протестантов». Презентация второго издания книги.

«Империя протестантов» – в самом начале встречи автор упомянул о том, что в процессе подготовки книги это заглавие многих настораживало, озадачивало, даже раздражало, но он на нем настаивал. Почему? Потому что главная задача этого научно-популярного издания – показать фундаментальный вклад протестантов, евангельских христиан в развитие российского общества, науки, культуры, искусства, в строительство государственных институтов, в том числе армии, в защиту интересов Отечества в ходе дипломатических переговоров и на полях сражений. Поскольку вклад этот велик и неоспорим, у автора вызывает удивление, что до сих пор не было подобных изданий, всесторонне рассказывающих в доступной форме о том, как на протяжении почти четырех столетий протестанты – выходцы из европейских стран трудились на благо России, которая стала для них второй, а для многих – и первой родиной. Повествование охватывает период с XVI до первой половины XIX вв. «Я точно знаю и я старался написать об этом, что сделали протестанты, чтобы Россия появилась как империя, как великое государство с величайшей культурой, наукой, с величайшей историей»,– сказал Резниченко.

По словам автора, он провел много времени в архивах Академии наук, разыскивая свидетельства о деятельности протестантов в России, но по большей части они не вошли в данную книгу – она получилась популярной, сжатой, адресованной молодежи. «Я очень рассчитываю, что для поколения наших детей история вклада протестантов в строительство России не останется тайной», – отметил он и выразил надежду, что результаты архивных изысканий можно будет опубликовать в более полном издании.

Книга начинается с экскурса в историю Реформации в европейских странах, касается особенностей протестантизма в крупнейших из них. Отправным периодом для русской истории стал XVI век, когда, по утверждению автора, бежавшие от репрессий контрреформации 2 миллиона протестантов нашли убежище в православной Руси. В XVII веке присутствие протестантов в России возрастает, а в XVIII в., особенно в царствование Петра I и Екатерины II, их роль во многих областях жизни становится весьма заметной и даже определяющей. Автор раскрывает историю возникновения российской промышленности, которую, по его словам, создали Нобили; историю русского театра, у истоков которого стоял лютеранский пастор Грегори;  повествует о первых президентах Академии наук, величайшем математике Эйлере, герое Отечественной войны 1812 г. Барклае де Толли, гордости русского искусства Карле Брюллове, хранителе русского языка Владимире Дале и многих других.

Большинство протестантов в России сохранило приверженность своей вере. Нельзя сказать, что в течение веков это приветствовалось в России. «Несмотря на декларируемую лояльность к неправославным христианам, государственный аппарат империи, опираясь на жесткие законы, старательно использовал репрессивные методы контроля и управления в отношении иноверцев. <…>  Переход в православие сулил им большие выгоды, однако они сохранили верность идеям Реформации… Во многом ответом протестантов на подобные ущемления было разворачивание активной социальной и образовательной деятельности в империи», – пишет А. Резниченко. Он подчеркнул, что достижения многих протестантов в России – это во многом плод именно их веры, и пояснил: «Мы, протестанты, просто любим работать так, чтобы мир вокруг нас был преобразован, стал чуть лучше. Наверное, это главная  движущая сила… Наши принципы – труд на совесть, возведенный в ранг добродетели, направленный на улучшение окружающего мира, – именно это отличает протестантов особенным образом, это выделено в нашем богословии».  «Вклад протестантов в развитие России настолько колоссален, что уже невозможно не воспринимать Россию как абсолютно европейскую страну», – сказал автор, добавив, что одна из задач книги – доказать эту мысль.

Константин Бендас подтвердил, что отличительная черта этой книги – то, что автору удалось показать «протестантскость» своих героев и связь веры с их свершениями на благо России. Он привел ряд примеров, показывающих, что, например, приверженность протестантизму реально «тормозила» продвижение по ступеням военной карьеры в России. Однако 12,5% генералов в русской армии к 1903 г. были из протестантов, «они сохранили верность вере и продолжали самоотверженно служить России». «Мы понимаем, что каждую секунду мы в присутствии Божием, и все, что мы делаем, мы должны делать во славу Божию. И я думаю, что в значительной мере именно эта теология и сподвигла Витуса Беринга, Владимира Даля, Барклая де Толли так трудиться, так сражаться, так полагать свою жизнь «за други своя»», – сказал Бандас.    

На встрече не мог не возникнуть вопрос о нынешнем положении протестантов в России, после 30 лет религиозной свободы. А. Резниченко ответил сдержанно: это положение по сравнению с описанным в книге «никак не изменилось; может быть, чуть лучше, чуть свободнее стало дышать…» Отмечая, что в целом «Церковь в России переживает сегодня самое лучшее время в своей истории», при этом «отношение к протестантской церкви в России очень дифференцировано», он рассказал о своей церкви: «Церковь Ингрии возродилась в 1991 г. , с этого времени она постоянно развивается: нам возвращают храмы в регионах, у нас достаточно демократическая структура…, есть планы по развитию церкви, по открытию новых приходов».

Что же касается евангельских христиан, то епископ Бендас считает, что продекларированная свобода вероисповедания и равенство перед законом зачастую весьма произвольно толкуются властями разного уровня, особенно в регионах. Например, если в условной деревне Калошино участковый предъявляет абсолютно незаконные требования к пастору евангельской церкви, а тот указывает на Конституцию и Закон о свободе совести, он слышит в ответ: «Это у них там в Москве все равны перед законом…» Справедливости ради надо отметить несколько фактов – «можно пересчитать по пальцам двух рук» – передачи протестантских храмов общинам, но к сожалению, продолжил Бендас, в 90% случаев евангельские общины получают отказы, либо помещения передаются «другим конфессиям, которые исторически на них права не имеют». «Сегодня лучше, чем вчера, но хотелось бы, чтобы было так, как продекларировано в Конституции и в корпусе законов о религиозной сфере», – подытожил он свой ответ.  

Книга выпущена большим тиражом, она выдержала уже второе издание. Предисловие ко второму изданию написал Президент РАН академик Александр Сергеев, который высоко оценил исторический вклад протестантов в развитие России. «Достижения многих из них на российской земле позволили позиционировать нашу страну как лидера и навечно закрепить российские приоритеты в точных и естественных науках, географических открытиях, промышленных технологиях», – написал он.

Андрей Резниченко — лауреат премии Союза журналистов России «За профессиональное мастерство» (2010 г.), лауреат премии имени С. П. Капицы «За популяризацию науки и технологии» (2012 г.), лауреат Международной премии «Энергия пера» Ассоциации «Глобальная энергия» (2019 г.). Член Союза журналистов России и Русского географического общества. Создатель и руководитель редакции «Наука» информационного агентства ТАСС.

Юлия Зайцева

Источник: Благовест-инфо

© 2006—2021. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Дубининская, д.17, стр. 2, оф. 311

Работает на Cornerstone