Главная>Инфоблок>Обзор СМИ>Образование —...

Образование — это не только передача знаний и опыта, но и воспитание личности человека

01.09.2023

Сегодня, 1 сентября, в День знаний можно увидеть ручейки девчонок и мальчишек в праздничных белоснежных фартуках и белых рубашках, стекающихся в направлении к ближайшей школе, в руках с цветами в полроста. Дети постарше идут сами. Сосредоточенных, еще ни о чем неподозревающих первоклашек, ведут взволнованные родители.

В России День знаний всенародно, традиционно является днем светлым, праздничным. Из поколения в поколение в этот день раздаются пожелания успеха, терпения, здоровья и удачи. Каждый год этот день показывает, насколько образование ценится в культуре нашего народа.

Но важно заметить, что как бы ответственно государство ни подходило к своей функции регламентирования жизни граждан — управлению механизмами жизнеобеспечения и заботы о благосостоянии населения, в полной мере самостоятельно оно не может решить задачу формирования жизненных ценностей человека. Ведь в первую очередь государственная система призвана защищать права и традиционные ценности народа. Вопрос формирования фундаментальных ценностей выходит за рамки полномочий и возможностей государства. Без наличия верных нравственных ориентиров в ментальности граждан страны, которые должны стать культурой и традицией народа, образование не может являться образованием в точном смысле этого слова. История показала, что как только вопрос воспитания нравственных ценностей выпадал из повестки образовательного процесса, для самого государства это заканчивалось трагедией. Дело в том, что государство может влиять на общество исключительно посредством регулирования исполнения правовых норм. Правительство, министерства и ведомства определяют программы и курс обучения, наделяют полномочиями выпускников в соответствии с дипломами утвержденного образца, указывают права и обязанности преподавательского состава всех уровней, но все это, к сожалению, не воспитывает в человеке личность, с определенным набором ценностей. Государство нуждается в силе, с которой могло бы взаимодействовать в достижении общей цели развития образования в самом широком смысле этого слова — не только передачи знаний и опыта, но и в воспитании личности человека с ценностями, способными сохранить нацию и привести ее к процветанию. Эта сила должна быть понятна для государства и не менее заинтересована в общем успехе. Ведущую роль в подобном взаимодействии могут выполнить различные общественные организации, в том числе и традиционные религиозные организации страны, например, протестантские.

Много написано о том, какую роль протестанты сыграли в вопросе просвещения России, начиная еще со времен основания династии Романовых. Во второй половине XVII века в самой, казалось бы, просвещенной стране Европы Франции, бывшей законодательницей моды, языка, искусства, науки, при ярком и величественном монархе Людовике XI, власть всячески пыталась искоренить остаток гугенотов, состоявший, кстати, примерно из одного миллиона человек при общем населении страны около 18–20 миллионов. Доблестные мушкетеры Александра Дюма как раз занимались этим. «Мне не по душе эта дурацкая война, в которой французы убивают французов. А собственно, из-за чего? Почему я должен убивать гугенотов, все преступление которых состоит в том, что они поют псалмы по-французски, а мы по-латыни? Надоело все, домой хочу», — сказал мушкетер Портос. Целые полки драгунов, рассыпавшись по стране, истязаниями, а порой и мечом обращали протестантов в католичество. Драгунам разрешалось всячески унижать протестантов и уничтожать их имущество. Протестантам было воспрещено совершение богослужений, школы их были закрыты, пасторы изгнаны. Начались ссылки в галеры, конфискации имущества, и десятки тысяч несчастных людей бежали из страны. Толпы эмигрантов, целыми семьями перебрались в Россию. В это время страной правил второй царь из династии Романовых Алексей Михайлович — с 1645 по 1676 год. Историки отмечают, что его правление было более успешным, чем царствование его отца Михаила Федоровича. Внутренняя политика монархии по отношению к эмигрантам заключалась в том, что они в России не только получили полную свободу в отправлении богослужения, но и обеспечении личных и имущественных прав.

XVI–XVII века в Европе отличались беспощадной борьбой при помощи меча за веру против тех, кто верит иначе. Чаще всего этот меч в просвещенных странах Европы обращался против новых протестантских движений. В это же время, для бегущих в Россию ремесленников, торговцев, художников, простых крестьян создавались условия, при которых они могли хранить свою веру и делиться знаниями и опытом. Образованные протестанты-иностранцы — книжники, переводчики, печатники, люди из дворянского сословия занимали почетные должности в государстве, даже при самом дворе. Бывшие военнопленные обретали свободу и на новой родине развивали свое дело, становясь влиятельными, богатыми людьми.

Если в сороковых годах XVII столетия в Москве было до тысячи протестантских семейств, в 1673 году во всей России до 18 тысяч человек, то в конце века во всей России было уже около 30 тысяч, а в Москве — около 20 тысяч человек. В лютеранских церквах богослужение совершалось на немецком языке, в реформатских — на голландском. Предоставляя протестантам религиозную свободу, русское правительство создало условия для того, чтобы протестанты из европейских стран вносили свой вклад в развитие России во многих областях ее жизни.

XVIII век правления великих Петра и Екатерины отличался приглашением российскими самодержцами иностранцев протестантов на службу Русского государства, для освоения новых земель, передачи знаний и опыта. Примечательно, что первые четыре президента Российской академии наук с момента ее основания в 1724 году Петром I были протестантами по вероисповеданию.

Безусловно, подобная неслыханная автономия внутренней религиозной жизни протестантов в России была возможна при соблюдении условия полного исключения распространения своей протестантской веры среди подданных Империи на канонической территории православной церкви. Что, в большинстве своем за редким исключением, протестанты соблюдали. Понятность и предсказуемость для власти позволило протестантам сохранить свою идентичность и обогатить ею российскую государственность. Взвешенность внутренней политики верховной власти страны позволили органично вплести в жизнь народа России лучшее, что протестанты могли предложить.

Конечно, не все было гладко и идеально. История знает и печальные страницы религиозной жизни России, когда были гонимы и староверы, и «хлысты», и квакеры и даже православные в двадцатом столетии.

Тем не менее история зарождения и развития протестантизма в России отличается наличием взвешенной и мудрой политики в вопросе взаимодействия между государством и протестантской церковью. Протестанты обрели свое, российское национальное лицо, стали полноправной частью российского народа и исторически внесли серьезный вклад в развитие государства. Особенно это касается образования как передачи самых передовых научных знаний и опыта, так и формирования в своих последователей ценностей, основанных на Священном Писании, которые уже много веков являются традиционными для нашего народа.

Важно отметить, что исторический вклад протестантов в российское образование спустя века логичным образом привел к тому, что, сегодня в 2023 году протестантская теология признана на государственном уровне. Кроме конфессиональных учебных заведений, которым протестанты всегда уделяли особое внимание, в России есть возможность получения теологического образования в светских вузах по профилю «протестантизм». Это очень большое достижение, которого не было прежде. Тем самым перед протестантскими верующими открылись новые возможности для получения не только конфессионального, но и светского теологического образования.

В День знаний желаю не останавливаться на достигнутом, а всегда стремиться к получению новых знаний и навыков. А главное, искать мудрости Божьей, о которой сказал в книге Притч мудрый Соломон: «Приобретай мудрость, приобретай разум: не забывай этого и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней; возложит на голову твою прекрасный венок, доставит тебе великолепный венец».

Источник: oprf.ru

Пресс-служба Централизованной религиозной организации Россиийский объединённый Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

© 2006—2023. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18

Работает на Cornerstone