Известен так называемый «эффект Моцарта», когда музыку этого композитора применяют для развития интеллектуальных способностей человека. Действительно, влияние музыки настолько сильно? Как еще, на Ваш взгляд, музыка может менять человека?
Если в прошлые века профессиональная музыка была привилегией немногих, то сегодня она окружает нас всюду. Для сегодняшней молодёжи музыка – это настоящая среда обитания. У меня дома два аквариума с рыбами. Когда у них портится вода, они перестают питаться, ведут себя неадекватно, даже иногда гибнут. Примерно так же сегодня важна музыка для молодёжи. Я ощущаю себя человеком, который во многом сформировался благодаря той музыке, которую слушал в юности. Хорошо, что у меня были те, кто привил мне вкус к правильной музыке. И у меня сегодня есть примеры, как плохо кончили те из друзей моего детства, кто слушал другую музыку. Но кто сегодня герои для молодёжи? Какую музыку они слушают? Любимые песни порождают у них образы, мечты, стремления и, в конце концов, жизненные цели. Почти всегда это происходит неосознанно, но это происходит.
Сухомлинский говорил, что «благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе», и назвал музыку могучим средством самовоспитания. Может быть, поэтому почти всех детей заставляли разучивать гаммы. Насколько необходимо музыкальное образование?
Это вопрос для меня неоднозначный. С одной стороны, я всегда призываю к профессионализму, призываю учиться и учиться, а с другой, знаю многих образованных и бесплодных одновременно, и наоборот. Максимальный результат даёт всё же талант, помноженный на умение и опыт. Поэтому важно обнаружить талант и дать ему образование, но потом всё равно потребуется упорный труд, так как с получением музыкального диплома всё только начинается.
В одном из интервью Вы сказали, что, изменив музыку, можно изменить страну. Разве это посильная задача? Ведь есть же вкусы, пристрастия любителей музыки: те, кто слушает блатной шансон, не будут слушать классику и наоборот.
Изменить музыку это не значит изменить вкусы к музыкальным стилям. Это малоэффективное занятие. Я вижу для себя целью привнести в различные музыкальные жанры живую струю Евангелия. Кто-то слушает блатной шансон? Пусть слушает. И на этом музыкальном языке можно спеть о Благой Вести. Хрестоматийный пример тому уже легендарный альбом Гинтаса Абарюса «За всё заплачено». Можно в пример привести альбом «В дни последние» отсидевшего 18 лет в лагерях христианского барда Михаила Сенкевича. И таких примеров много, и у них есть свои положительные плоды. А страну менять – это же не мне одному, нас много. Трудное дело, но необходимое. Мы работаем над этим, развиваемся, движемся. Придёт время, и кто-нибудь опять споёт на всю страну как двадцать с лишним лет назад: «Перемен! Мы ждём перемен!» Это отзовётся в сердцах людей, и перемены не заставят себя долго ждать.
Порою музыка поглощает человека до рабского состояния полной зависимости, и это негативное влияние, которое лучше бы избежать. Но как сохранить свободу и индивидуальность?
Я как верующий человек считаю, что настоящей свободы без Бога не бывает. Индивидуальность тоже по-настоящему раскрывается только в Нём. Ищущие Божьей воли в своей жизни застрахованы от любого рабства, потому что путь их лежит к свободе. Они освобождаются от всякого рабства и зависимостей, потому что невозможно служить двум господам. Делая каждый день выбор в пользу Бога, ставя Его волю номером один в своей жизни, такие люди неизбежно найдут для музыки надлежащее её место. Бог расставляет в нашей жизни всё по своим местам и даёт здравый баланс. Надо только дать Ему возможность.
Обладает ли признаками самобытности российское христианское творчество, или мы постоянно имеем дело с западными «перепевами»? Хочется русскости? Какое на Ваш взгляд нынешнее состояние нашего христианского творчества?
Есть и самобытность и «перепевы». Русскости очень хочется, но она пока встречается крайне редко. Есть отдельные исполнители, творчество которых можно отнести к самобытно русскому, но их мало. Меня пугает то, что среди новых имён в нашей христианской музыке этого почти не встречается. Когда-то уникальные альбомы Константина Косячкова сейчас почти антиквариат. В Канаде ему не сочиняется. Поразивший многих своей самобытностью Геша Ушивец видно уже постарел. Его не видно и не слышно. Среди альбомов прославления из русских самобытных по-прежнему стоят одиноко только проекты казанского «Краеугольного камня». Я постоянно задаю себе вопрос: «Кто займёт место Влада Канашина, Димы Даукша, Сергея Бриксы, Валеры Коропа, того же Кости Косячкова, Вадима Ятковского или Геры Алексеева?» И не нахожу никого. Группы как быстро возникают, так же быстро разваливаются. Почти всегда их переполняют «звёздные амбиции» уже на самом старте карьеры. Они ещё не сочинили ни одной приличной песни, а уже мечтают стать кумирами молодёжи и заявляют о планах покорении мира, или хотя бы полмира. И этот сидром является, как говорят, «средним градусом по больнице». И беда не в грандиозных планах, а в отсутствии осознания необходимости быть слугой Божьим. Они выпячивают себя и спамят в интернете своей пустотой. Никто не вспомнит ни одной их песни, но уже всем надоели их бесконечные фото сессии. Их первый вопрос: «А что даст лично мне ЕМА?» Они не живут как Христос, чтобы отдать себя в жертву миру. Они господа, которым должен весь мир.
У творческих объединений всегда есть опасность превратиться в безликую чиновничью структуру. Как удается сохранить индивидуальность, скажем, ЕМА?
Для Евангельской Музыкальной Ассоциации пока нет опасности стать безликой структурой, ибо пока мы находимся в процессе поиска этого самого лица. Наша индивидуальность пока формируется, и будет это происходить ещё 2-3 года минимум. И вот через 5-6 лет можно будет подумать о том, как не утратить своё лицо и продолжать быть нужной, интересной и уникальной организацией.
Премия ЕМА, на ваш взгляд, уже обладает авторитетом в христианском музыкальном творчестве?
Конечно же, пока рано говорить о каком-то авторитете для Ежегодной музыкальной Премии ЕМА. То же самое можно сказать о Евангельской Музыкальной Ассоциации в целом. Мы только делаем свои первые шаги. Всё только начинается. По-сути мы пока только поднялись на пригорок, машем и кричим: «Вот мы здесь! Мы собираемся заниматься становлением нашей христианской музыки. Наша миссия: нести Евангелие через музыку! Кто с нами?»
Итервью провёл Андрей Дербенёв специально для журнала "Примиритель".
Источник: gospelmusic.su
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.