Объединиться против бездуховности
На конференции была отмечена активная работа христианских церквей в оказании благотворительной помощи инвалидам, больным, страдающим неизлечимыми недугами и малоимущим семьям, а также положительно оценен накопленный в Алтайском крае опыт сотрудничества органов власти с религиозными объединениями.
Краевой центр стал первым городом в России, где принято межконфессиональное Обращение к жителям города Барнаула. Свои подписи под этим документом поставили представители более 20 религиозных объединений и администрация города.
Поэтому, по мнению члена Общественной палаты и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации Сергея Ряховского, выбор Барнаула для проведения Дня единства христиан совсем не случаен. После работы на конференции Сергей Ряховский ответил на вопросы нашего корреспондента.
- Сергей Васильевич, чем вызван ваш визит на Алтай?
- Российский союз христиан веры евангельской, председателем которого я являюсь, — вторая после православной церкви религиозная организация в стране. У нас по всей России большие приходы, и Алтай не исключение. Поэтому мой приезд в Барнаул лучше назвать плановой поездкой или служебной командировкой. Но на этот раз она совпала с приглашением на конференцию, посвященную Дню единства христиан. Я, конечно же, согласился и должен сказать, что прошла она прекрасно. У вас на Алтае создана толерантная атмосфера, в которой всем конфессиям легко дышится и каждая из них вносит свой вклад в духовно-нравственное развитие своего края.
- В христианстве вновь набирает силу экуменическое движение, ставящее своей целью объединение всех христиан. Однако некоторые считают, что, объединившись, могут потерять свое «лицо». Почему вы считаете, что экуменизм — благо для верующих христиан?
- Экуменизм — это движение за объединение всех христианских церквей. Его руководящий орган, Всемирный совет церквей, был избран через три года после окончания Второй мировой войны, в 1948 году. Он поддерживается католической церковью, а также большинством православных и протестантских церквей. Русская православная церковь влилась в экуменическое движение в 1961 году. Как и в любом большом и важном деле, здесь тоже не обошлось без шероховатостей и непонимания. К примеру, семь лет назад, после того как римско-католическая церковь объявила о создании на территории России четырех епархий, православная церковь приостановила свою работу в экуменическом движении. Однако стремление к единству возобладало, и 2 октября 2008 года ХМКК — Христианский межконфессиональный координационный комитет восстановлен.
Сегодня очевидно: духовные ценности Библии все более и более заменяются безудержно рекламируемыми в СМИ потребительством и вседозволенностью во всех христианских странах. Выдержать эти из года в год усиливающиеся наступления, а тем более эффективно вести с ними борьбу, в одиночку не сможет ни одна из христианских церквей. Нужно единым фронтом выступить против воинствующего аморализма и бездуховности, готовых повсюду подчинить себе человеческие души.
Поэтому вопрос единства христианских церквей стоит в повестке дня. Об этом не раз говорили иерархи Русской православной церкви, в том числе и митрополит Кирилл, недавно избранный местоблюстителем патриаршего престола. Этой же точки зрения придерживался и ныне покойный Патриарх Алексий II.
Священники подобно врачам, врачующим тело, должны стать настоящими целителями человеческих душ. В этом наш христианский долг. Только так мы сможем помочь людям сохранить мир и добро в своих сердцах и все то, что мы, христиане, называем благонравием. Ради этой цели, на мой взгляд, вполне можно пожертвовать теми или иными чисто богословскими разногласиями и некоторой разницей в ритуале богослужения.
Возрождение — факт сегодняшнего дня
- Средства массовой информации ныне стали своего рода общественным воспитателем молодежи, вырабатывая для нее социальные и личные стандарты поведения. Поэтому безнравственность наших СМИ, и прежде всего телевидения, так волнует общественность. Должно ли государство, где свобода слова гарантируется Конституцией, на ваш взгляд, вмешиваться в культурную политику телеканалов?
- Не только должно, но и обязано. В основе таких действий власти должно лежать не желание того или иного чиновника «не пущать», а ясно понимаемая нравственная позиция. В законодательствах многих стран существует наказание за оскорбление норм общественной морали. Думаю, что у нас в стране никто из родителей не будет возражать против того, чтобы фильмы и передачи с откровенными сценами разврата и насилия убрать с дневных и вечерних экранов, а время их показа определить, скажем, не ранее двух-трех часов ночи. Или сделать канал, специализирующийся на подобной тематике, платным. Дома я телевизор смотрю нечасто, но в командировках вечерами в гостиницах в поисках интересной передачи щелкаю пультом. Поток насилия просто поражает. Кого мы воспитываем и какую цель преследуем, разрешая показывать то, от чего любого нормального человека, мягко говоря, мутит? Кому нужны такие фильмы? Проблема стоит столь остро, что в самое ближайшее время на заседание Общественной палаты будет вынесена тема «Роль СМИ в психическом здоровь е нации». Государство обязано понимать: религия и культура — единственные инструменты, которые вырабатывают в народе совесть, чувство единения с окружающими и доброе отношение друг к другу. Без участия государства в проблемах культуры мы не сможем стать духовно единой нацией, какой бы ни была успешной наша экономика.
Дмитрий Лихачев говорил, что само существование государства и целых народов вне культуры абсолютно бессмысленно.
- Как вы думаете, когда начнется духовное возрождение России?
- Оно началось и идет полным ходом. Неслучайно после скорбного события — кончины Его Святейшества Патриарха Алексия II — сотни тысяч людей независимо от их вероисповедания пришли в храмы, мечети и синагоги помолиться и почтить память этого великого человека, отдавшего все свои силы духовному возрождению России.
За добрыми мыслями — добрые дела
- В Священном Писании сказано: научитесь различать добро и зло, и мир придет в вашу душу. А как этому научиться? Вы епископ, доктор богословия, как бы вы ответили на этот философский вопрос?
- Жизненно важный вопрос, ответ на который должен быть прост и ясен. Его необходимо знать каждому, кто думает о своем нравственном здоровье.
Все, что зовет человека к исполнению евангельских заветов и ведет к расцвету его души, — от Бога, а значит, добро. Когда же его призывают к дурному — это от дьявола, а значит, зло. Еще Иоанн Златоуст советовал: «Гони от себя зло и злобу — вот лучший способ держаться вдали от беды. Работай с радостью, думай о благе своих ближних — вот лучший способ заслужить милость Божью и привлечь к себе счастье». Соотношение добра и зла — проблема духовная, и решается она на духовном уровне.
«Личность, — по замечанию Бердяева, — выковывается в различении добра и зла, в установлении границ зла. Когда стираются эти границы, она начинает распадаться». Поэтому следует обязательно научить наших детей и молодежь различать добро и зло. Пропаганда зла приносит огромные деньги, а потому и его поток еще долго не ослабеет. Чтобы он нас не захлестнул, надо укреплять собственную душу добрыми делами и добрыми мыслями.
О послании Президента
- Сергей Васильевич, вы были среди приглашенных, когда Президент России Дмитрий Медведев обратился с посланием к Федеральному собранию РФ. На что вы обратили особое внимание?
- Президент четко и ясно дал понять, что свободе вероисповедания ничто не угрожает. Конституция защищает справедливость, достоинство и благополучие человека, институты семьи, собственности, многонациональное и многоконфессиональное Отечество. Основы свободы совести не будут пересматриваться. Я думаю, это очень важное заявление. Президент указал вектор развития России в сфере свободы вероисповедания, и он остается неизменным.
Было очень приятно услышать слова президента об обязательном привлечении неправительственных организаций к законотворческому процессу. Он подчеркнул, что они должны самым активным образом проявить себя в построении новой России. Сейчас приняты поправки к закону об Общественной палате, которые весьма существенно расширяют права ее членов в их отношениях с исполнительной и законодательной властью. Всем религиозным конфессиям России дано право на полноценную экономическую, общественную и политическую жизнь.
Беседовал Михаил ПОПЕНКО.
Справка «АП»
Ряховский Сергей Васильевич — епископ, председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской. Родился в 1956 г. в поселке Загорянка Московской области в семье пастора, отсидевшего за веру 27 лет в лагерях. Окончил Московский энергетический институт. Доктор богословия. С 1994 г. — Национальный епископ Церкви Божьей в России. В 1997 г. избран председателем Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ); входит в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ; председатель Консультативного совета глав протестантских церквей России; член Общественной палаты РФ (утвержден Указом Президента РФ). Награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Женат, имеет шестерых детей.
Газета «Алтайская правда»
23 января 2009г.
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.