Прочитав название и увидев в нём явную аллюзию к известной книге Клайва С. Льюиса,
О христианстве же я буду говорить не только потому, что сам термин orthodoxia — православие [1, с. 971], войдя в церковную среду в IV в., был призван отличить истинное христианство, соответствующее Евангелию Христову [2, с. 3], от его всевозможных еретических извращений, но и потому, что теперь он часто воспринимается российским обществом и, в особенности, отечественным политическим классом внерелигиозно. Несомненно, значительная доля вины за такое положение лежит на деятелях РПЦ МП того или иного уровня. В связи с этим известный московский религиовед С.Б. Филатов указывает, что, обращаясь к публике, эти деятели по большей части говорят «о необходимости быть верным национальным традициям, о непреходящей ценности национальной православной культуры, о патриотизме и единстве. За всей этой культурно-патриотической риторикой слова о вере, о спасении, о страдающем, любящем Боге, распятом и воскресшем, теряются и не доходят до аудитории, тем более что услышать их она не подготовлена» [3, c. 474].
Куда интереснее, однако, вопрос, связанный с тем, что о христианстве в связи с его будущим я намерен говорить, обращаясь к его прошлому. А где же настоящее, из которого мы намерены прозревать грядущее? Отвечая на этот вопрос, прежде всего, отмечу, что это самое «настоящее» в наш бурный век нередко очень быстро оказывается «прошлым». Архитектор нынешнего здания РПЦ МП митрополит Никодим (Ротов) (
Мне, наблюдая церковную жизнь в последние полстолетия, уже довелось видеть не одну такую смену поколений. Первую на рубеже
Что же касается ситуации последних 20 лет, которая всё отчётливее уходит в прошлое, то здесь нужно отметить (среди многих) две наиболее важные стратегические ошибки, допущенные прорабами церковного строительства в нашей стране, в результате чего имеющееся здание РПЦ МП в ближайшее время окажется под угрозой обрушения. Первая состоит в том, что к приходящим в Церковь не предъявлялось никаких требований дисциплинарного порядка и не велось (из исключением считанного числа приходов) никакой подготовки их ко крещению и последующему участию в сакраментальной жизни Церкви. Собственно, и указанный выше бум носил не столько религиозный, сколько национально-идентификационный характер. Многим, если не большинству из крестившихся тогда казалось, что таким образом они
В связи с этим следует отметить ещё один факт, отмеченный социологами уже в 1993 г., которому объяснение я нашёл несколько позже. Так, опрос, проведённый в том году ВЦИОМ, выявил 4,5 % тех россиян, кто не только назвал себя православными, но и коих можно было отнести к практически религиозным [6, с. 105]. Тогда как публикуемые СМИ данные органов внутренних дел, учитывавших массовые скопления народа во время пасхальных крестных ходов в той же Москве редко когда превышали 1,5 % от её населения. Оказалось, что к тому времени заметно иссяк кредит доверия к церковным структурам, и практическая религиозность, выражающаяся, например, в соблюдении постов, далеко не всегда стала совпадать с религиозностью институциональной, показателем чего служит регулярное посещение храма. Причиной такого положения могла быть, например, нравственная компрометация священника, если речь шла о небольшом населённом пункте. В крупных городах это, главным образом, стало быть связано с тем, что вместо христианской общины верующие, особенно из числа новообращённых, сталкивались с комбинатом ритуальных услуг, в котором они себя чувствовали не
Вторая стратегическая ошибка, имеющая не менее серьёзные последствия, связана уже с увлечением подавляющего большинства российских епархиальных архиереев открытием как можно большего числа приходов, монастырей и духовных школ, которое практически никак не сообразовывалось с реальным ростом Церкви. Процесс этот продолжался до самого последнего времени. Хотя уже как минимум последние 10 лет имеют место тенденции обратного порядка. Каждый год на десятки идёт счёт тем священнослужителям, которые ввиду крайне низкого дохода, получаемого от своей приходской деятельности, вынуждены искать заработок в миру. При этом епархиальное начальство, не одобряя такой практики, отправляет их за штат, как правило, с запрещением в священнослужении. В мае 2004 г. Министерство юстиции РФ, обнародовав статистику действующих религиозных организаций к этому времени, указало, сколько из них было снято с регистрации ввиду самоликвидации или судебного решения. У РПЦ МП тогда таковых оказалось 81, в основном — несостоятельные сельские приходы [7]. Таким образом, за год РПЦ МП, можно сказать, потеряла целую епархию, которая в советские времена могла бы быть признана даже крупной. Интересно, что впоследствии (данные на декабрь 2006 г.) Минюст, публикуя статистику зарегистрированных религиозных организаций, перестал сообщать сведения о том, сколько их было закрыто за отчётный период, при том что численный рост местных религиозных организаций (приходов) РПЦ МП, несмотря ни на что, продолжался [8].
(продолжение следует)
Источник: Портал-Credo.ru
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.