Питанов В.Ю. Перспективы развития сектоведения в России

29.09.2009

Прежде всего, сектоведение должно быть богословской дисциплиной, которая способствует подготовке православных богословов для миссионерской деятельности среди сектантов, а также учила бы методам профилактики сектантства. Перспектив развития сектоведения как светской дисциплины я не вижу, в этом нет особого смысла. Поясню свою мысль. В рамках каждой научной дисциплины есть свой методологический исследовательский аппарат, опирающийся на определённую мировоззренческую парадигму. Когда производится оценка того или иного религиозного движения, то первый же вопрос, который можно задать эксперту, производящему данную оценку, должен быть посвящён критериям его оценки. Если мы говорим, что это религиозное движение -деструктивно, справедливо задать вопрос — почему? Мы утверждаем, то религиозное движение является сектой, встает тот же вопрос — почему? Критерии оценки — это стержень любой научной дисциплины, в том числе и богословской. Без чёткого определения оценочных критериев, понятных и доступных всем желающим, сектоведение научной дисциплиной никогда не станет.

Какие критерии должны лежать в основе сектоведения? Критерии эти должны носить, прежде всего, богословский характер. Христианское мировоззрение является тем эталоном, сквозь призму которого должна вестись оценочная деятельность сект. По сути, специалист по сектоведению должен быть христианским апологетом и миссионером! Ведь его конечная цель заключается не только в том, чтобы уберечь людей от сект, но и в том, чтобы помочь им найти Христа.

Знакомясь с современной литературой, посвящённой сектантству, можно часто увидеть, что главные темы в ней — это описание приёмов психологической манипуляции, описание преступлений, призывы к соблюдению законодательства, уверений, что членство в сектах ведёт к психическим болезням, и т.д. Часто эта информация справедлива, но вопрос в ином, а должно ли это быть предметом главного изучения сектоведения?

В любой деятельности очень важен профессионализм. Если вы профессиональный психолог, то будет интересно послушать о методах манипуляции применяемых сектами. Если вы профессиональный юрист, можно поговорить о юридических аспектах деятельности сект. Если вы психиатр, можно профессионально освятить проблему психического здоровья сектантов. Но если вы специалист по сектоведению и при этом не имеете профессионального образования в вышеуказанных областях, то едва ли можете дать оценку того, где присутствуют психические отклонения, кто манипулирует людьми и кого надо привлечь к судебной ответственности. Воинствующий дилетантизм — это последнее, что нужно для развития сектоведения в нашей стране. Это не значит, что специалист по сектоведению не может выступать по данным темам, но он должен понимать границу своей компетенции и не превышать её.

Знать о том, что существуют юридические, психологические, психиатрические и иные проблемы, связанные с деятельностью сект, специалист по сектоведению должен, но брать на себя роль эксперта по данным вопросам ему не следует. Во всех случаях, когда требуется экспертная оценка психического состояния здоровья сектантов, юридическая оценка их деятельности или оценка методик психологического воздействия психотехник, применяемых в той или иной секте, необходимо привлекать экспертов в данных областях.

Любое иное отношение к данной проблеме приведёт к дискредитации сектоведения как научной дисциплины, в этом же я вижу немалую угрозу для развития сектоведения в нашей стране. Специалисты по сектоведению, не имея дополнительного профессионального образования, не могут подменять психиатров, психологов и юристов, так как профессионально не владеют научной методологией данных дисциплин.

Вопросу научной методологии сектоведения должно уделяться особое внимание при исследовательской работе специалиста по сектам. Проверка достоверности информации, корректность логики её оценки, честность сделанных выводов, — всё это имеет огромное значение для развития сектоведения в России. Христианский апологет не может манипулировать информацией, подгонять результат своего исследования под удобный ему результат. Это будет сознательной ложью, а, как известно из Священного Писания (Ин.8:44) отцом лжи является дьявол. Потому специалист по сектоведению имеет право на ошибку, но, как христианин, не имеет права на сознательную ложь!

Что нужно сделать для развития сектоведения в России? Ответ прост — необходимо значительно повышать уровень богословского образования. Сейчас он крайне низок. Если специалист по сектоведению является слабым богословом, или не является богословом вообще, то ему не стоит брать на себя роль христианского апологета и миссионера.

Какова главная опасность для развития сектоведения в нашей стране на данный момент? Это, прежде всего, воинствующий дилетантизм, который, к сожалению, для многих наших известных сектоведов стал нормой жизни. Специалист по сектоведению должен быть в первую очередь христианином, и в своей деятельности опираться на христианскую этику. К сожалению, некоторые общероссийские известные самопровозглашённые эксперты по сектам считают, что цель оправдывает средства, и, тем самым, дискредитируют как себя, так и сектоведение. Отдельные книги, претендующие на учебные пособия по сектоведению, более напоминают жёлтую прессу. К сожалению, такая литература сейчас часто оказывается на первом плане, в то время как серьезные богословские и религиоведческие исследования находятся на обочине общественного внимания. Подобная ситуация задаёт неверный вектор развития сектоведения в нашей стране и в конце концов приведёт к деградации и дискредитации сектоведения как научной дисциплины.

Итак, суммируя всё вышесказанное, можно сказать, что сектоведение имеет перспективы развития в нашей стране лишь как богословская научная дисциплина, направленная на подготовку православных апологетов и миссионеров. Специалисты по сектоведению не должны подменять собою юристов, психологов и психиатров. Им должно помнить об этических аспектах своей деятельности, прежде всего — о нормах христианской морали, а также, будучи учёными, они не должны забывать о научной этике в своей исследовательской деятельности. При соблюдении данных условий у сектоведения будет будущее, в обратном случае его ждёт деградация и дискредитация в глазах общественности.

Завершая данную статью, хочу подчеркнуть, что в ней я выразил своё личное мнение по поднятым выше вопросам и вполне допускаю, что могут найтись люди, имеющие отличное от меня мнение. Надеюсь на непредвзятость в оценке всего вышесказанного мною моими читателями, так как полагаю, что без открытой дискуссии по поднятым мною вопросам сектоведение, как научная дисциплина, развиваться не сможет.

Здесь можно скачать аудиоверсию статьи.
Питанов В.Ю.«

Источник: http://apologet.orthodox.ru/

Другие материалы

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18

Работает на Cornerstone