Может ли церковь выбирать пастыря? В чем проблема?

29.09.2009

А потому чрезвычайно важно найти ответ на вопрос: каким образом должны избираться и назначаться служители церкви? Еще недавно эта тема не была настолько острой. Дело в том, что руководители большинства наших общин — это либо пасторы-основатели этих церквей, либо служители, поставленные миссионерами, насадившими эти церкви. Однако время идет и ситуация меняется. Некоторые из основателей церквей чувствуют, что Бог призывает их к другому служению, а значит, нужно передать руководство общиной кому-то еще. Как выбрать такого человека? Как правильно должен происходить процесс передачи? Как уменьшить неизбежные проблемы, связанные со сменой руководителя? И это — не единственная причина, по которой этот вопрос становится актуальным. Случается, что пасторы не справляются со своим служением. Иногда человек оказался недостаточно подготовлен к служению. Иногда пастор оставляет церковь, потому что устал, разочаровался. Известны случаи морального падения служителей. Что делать в этом случае? Кто должен возглавить общину? В конце концов, идет время, и служители стареют. Кто-то должен будет встать на их место. Все это заставляет нас задуматься о том, каким образом осуществляется выбор и постановка не только пастырей, но и любых других служителей в наших церквях.
Мы все согласны с тем, что служителей выбирает и утверждает Сам Господь (Эф.4:11; Евр.5:4). Церковь Иисуса Христа — не человеческая организация. Христос основал Свою Церковь, Он ее созидает и направляет. Он лично руководит ею, и каждый из служителей — только помощник Главного Пастыря (1Пет.5:1—4). Вопрос стоит относительно того, как мы можем определить, кого из служителей на самом деле поставил Бог, а кто — самозванец. Это — не такой уж простой вопрос. Если б ответ был очевиден, в наших церквях не было бы столько споров по этому поводу…

Мы знаем, что служитель должен быть призван Богом на служение, и это призвание должно быть подтверждено Церковью. Признание Церковью происходит через рукоположение (1Тим.4:14). Именно после возложения рук считается, что данный человек уполномочен Богом осуществлять то служение, на которое он был поставлен. Но кто может осуществлять рукоположение? И кто (а также — как) выбирает тех, кого можно рукоположить? В одних случаях это делает сам пастор, в других — епископ, в третьих — община… В Новом Завете по этому поводу нет четких указаний. А потому каждая община делает то, что считает правильным. Но вопрос о том, как следует осуществлять избрание и рукоположение все острее поднимается в церквях. Нам нужно найти такой путь, который соответствовал бы как учению Нового Завета по этому вопросу, так и сегодняшнему состоянию наших общин и движения в целом.

Избран людьми или призван Богом?

Хочу предложить подход, который мне кажется наилучшим. Кандидата на рукоположение должна выбирать община, в которой он будет служить, а утверждать (рукополагать) его должен старший служитель (епископ). При этом епископ должен проверить готовность кандидата к исполнению этого служения. Этому принципу нужно следовать при постановке служителей любого ранга. Разница лишь в том, что при выборе епископа должны участвовать представители всех общин, которые он будет надзирать (возможно, собрание лидеров и пастырей). И рукоположение епископа должно осуществляться несколькими (не менее трех) другими епископами. При таком порядке рукоположения происходит как передача власти от старшего младшему, так и признание общиной призвания данного человека. Однако такой подход обычно не встречает поддержки.

Обычное возражение против выбора служителей общиной заключается в том, что «овцы не выбирают пастуха». Это действительно так. Однако, насколько применимо это утверждение к церкви? Мы должны понимать, что НИ ОДИН образ, который используется в Писании, не отражает ВСЕЙ полноты картины. Используя различные сравнения, господь показывает нам разные грани той истины, которую мы должны понять. О Церкви, например, говорится как о невесте. Через этот образ подчеркиваются особые близкие отношения верующих с Христом. Но, если этот образ использовать шире, чем он используется в Писании, то мужчинам в Церкви просто нет места!

Говоря о себе как о Пастыре, а о нас, как об овцах, Иисус подчеркивает Свое отношение к нам, отношение заботы и защиты. И учит служителей относиться к верующим в церкви таким же образом. Не более того! Это никак не связано с тем, как избираются и ставятся служители, поскольку служители избираются из числа верующих, а пастухи не назначаются из овец! Если мы скажем, что служители — пастухи, а верующие — овцы, мы тем самым будем утверждать, что у одних и других — абсолютно разная природа! Это — еще более серьезное разделение, чем разделение на клир и мир в исторических церквях! Такой взгляд абсолютно противоречит учению о всеобщем священстве всех верующих, провозглашенному в Новом Завете и являющегося одним из основных для всех протестантских церквей! Мы подчеркиваем, что каждый христианин является «царем и священником» перед Богом (1Пет.2:9), что нет иных посредников между Богом и человеком, кроме Иисуса Христа (1Тим.2:5). Церковь Иисуса Христа — это Тело Христово, где каждый член важен для созидания всего организма. Мы часто говорим о том, что каждый из нас — служитель, независимо от того, какую позицию в церкви мы занимаем. Не следует ли из всего этого, что каждый христианин должен участвовать не только в служении церкви, но и в управлении ею? Посмотрим, что говорит по этому поводу Слово Божье.

Новый завет и история Церкви

Первых апостолов выбрал Сам Христос после ночи, проведенной в молитве (Лк.6:12—13). Обычно, это используют как аргумент против выбора служителей общиной. Однако, не будем забывать, что Иисус в то время был на земле, и мог лично и видимым образом избрать служителей. Но в случае избрания апостола на место Иуды, картина уже другая (Деян.1:15—26). Петр обозначил требования к тому человеку, который должен занять место Иуды, затем собрание учеников избирает двоих кандидатов, а через молитву и жребий Бог являет свою волю. Часто встает вопрос: почему потребовалось кидать жребий? Дело в том, что старшего служителя, который мог бы утвердить кандидата, на тот момент не было: Христос уже вознесся. Но обратите внимание, апостолы не стали решать этот вопрос единолично, они привлекли всю общину к выбору кандидатов!

Такой же подход наблюдается и дальше в книге Деяний. Когда нужно было поставить дополнительных служителей, апостолы тоже не стали это делать сами (Деян.6:1—7). Напротив, они собрали множество учеников, и попросили общину выбрать тех, кто соответствует определенным требованиям. Только после этого апостолы возложили на них руки, утвердив тем самым их избрание. Избрание и посланничество Варнавы и Савла также происходит через участие общины (Деян.13:1—3). Позже Павел и Варнава получили подтверждение своего апостольства через признание их служения Двенадцатью (Гал.2:7—9). Надо сказать, что старейшины синагог (или «пресвитеры») тоже избирались общиной! Таким образом, выборность служителей была глубоко укоренена и в культуре первых христиан!
Часто можно услышать, что, когда Павел и Варнава рукополагали пресвитеров в новых церквях, ничего не сказано о выборах служителей общиной (Деян.14:23, 1Тим.3гл.). Однако не сказано и обратного! Почему нельзя предположить, что они следовали общей практике? Если практика выбора служителей была обычной для церкви, вполне естественно, что Павел придерживался ее и в новых общинах! Таким образом, можно выделить три характерных момента при постановке служителей:
* указываются требования к служителям (Деян.1:21—22, 6:3, 1Тим.3:1—7 и др.)
* община (или представители от общин) избирают тех, кого они считают достойными
* старший служитель (служители) утверждают кандидатов через возложение рук

Такая практика была обычной и для первых веков христианства. Амвросий Медиоланский (IV в.), Иоанн Златоуст (IV в.), Августин Гиппонский (V в.) — все они были избраны общинами, прежде чем быть рукоположенными в сан епископов. Избрание приходских священников общиной долгое время была обычной практикой и Русской Православной церкви. Прекратилась она только после упразднения Патриаршества Петром Первым. И вопрос о возобновлении избрания служителей снова ставился на Поместном Соборе в 1918 году. Избрание служителей общиной широко распространено и в протестантских церквях по всему миру.

Вывод

Таким образом, выборность служителей общиной и рукоположение их старшими служителями является обычной практикой как в Новом Завете, так и в истории Церкви. Такой подход учитывает как иерархичный, так и соборный характер Церкви Иисуса Христа. В нем сочетается признание как авторитета высших служителей, так и мнения общины. А значит, служители, избранные и поставленные таким образом, будут испытывать поддержку как от общины, так и от служителей, их рукополагавших. В результате церкви станут сильнее, сплоченнее, и будут лучше защищены как от произвола со стороны лидеров, так и от анархии безвластия. Такой подход к постановке служителей позволит нашим общинам легче преодолевать кризисы, связанные с неизбежной сменой руководства, а также — избежать рукоположения неподготовленных или случайных людей. Кроме того, члены наших церквей будут чувствовать больше ответственности за жизнь и служение общин.

Пастор Михаил Дубровский

специально для www.CEF.RU

Другие материалы

© 2006—2022. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Дубининская, д.17, стр. 2, оф. 311

Работает на Cornerstone