-Взаимоотношения науки и церкви в истории складывались по разному. С одной стороны, некоторые видные ученые сами были глубоко верующими, с другой стороны другие известные ученые своего времени немало пострадали от религиозных лидеров. В каких отношениях наука и церковь сегодня?
-Нужно начать с предыстории. Науку нового времени не случайно называли «любимой дочерью Церкви». Не просто некоторые известные ученые были верующими. Современная наука, как мы ее знаем, сформировалась внутри Церкви, главным образом, внутри францисканских и доминиканских монастырей. И причина тому вовсе не в том, что «монахам больше заняться нечем было», как считают некоторые. Для выживания монастыря требовался упорный труд всех насельников, и выделение времени и людей для ученых занятий было большой жертвой. Тем не менее, на эту жертву шли, считая исследования мира делом богоугодным, фактически, формой служения Богу.
В основе такого отношения лежало представление о разумном Творце и двух Книгах, которые Господь оставил человеку. Если мир, как верят христиане, сотворен Богом, а человек, в свою очередь, есть образ Божий, это означает принципиальную возможность для человека познать, как устроен этот мир. Более того, познавая мир мы познаем и Творца, а богопознание - это прямое повеление господа всем верующим. А потому тот, кто расположен к исследованию мира и занятиям наукой должен относится к этому не как к личному интересу, а как к Божьему призванию. Мы познаем Бога двумя способами: через природу Он открыл нам свое величие, мудрость и красоту, а в Писании обратился к каждому из нас лично. Потому в богопознании оба пути важны и необходимы. Так рассуждали наши братья почти тысячу лет назад. И именно эти рассуждения позже позволили сформироваться современному научному подходу, основанному на экспериментальном исследовании природы.
Утверждение, что многие ученые пострадали от рук инквизиции - лишь отчасти правда. Дело в том, что от инквизиции досталось всем, кто попадал под подозрение. Среди этих людей встречались и ученые, но судили из не за из научную работу, а за вольнодумство в отношении некоторых доктринальных утверждений. Это, конечно, никак не оправдывает инквизицию и вообще преследования людей за из убеждения. Но помогает понять, что отношения Церкви и науки были намного сложнее и интереснее, чем об этом рассказывалось в советских атеистических учебниках.
Ряд научных открытий, действительно, противоречил устоявшейся в Церкви картине мира. И неспособность Церкви к серьезному и уважительному диалогу с теми, кто предлагал альтернативный взгляд, и привел к тому, что пути науки и Церкви надолго разошлись, на мой взгляд, пострадали при этом обе стороны. Церковь потеряла возможность влиять на целые сферы жизни человека и общества, превратившись в глазах многих образованных людей в оплот обскурантизма и невежества. А наука лишилась возможности рефлексировать свои предельные основания, в результате чего некогда единая научная картина мира стала расползаться отдельные, не связанные между собой, фрагменты. К сожалению, несмотря на некоторые успехи в диалоге, в целом такое положение сохраняется и сегодня.
-В социальной позиции российских протестантов приведен небольшой перечень тех научных изысканий которые не поддерживаютверующие. Где можно провести грань дозволенности в научном поиске? Насколько эта грань является постоянной или может изменяться и корректироваться? Что может вызвать такую корректировку?
Вот тут мы касаемся, возможно, самой острой точки отношений науки и Церкви. Желание прочертить границу дозволенного понятно, но давайте зададим себе вопрос, чем это желание вызвано? Возможно, страхом перед неведомым? Но этот страх не имеет ничего общего с христианской верой, ведь Господь дал нам не духа боязни (2Тим. 1:7)! Если всерьез относиться к тому, что говорили наши предшественники об обязанности христианина исследовать мир, то нас не должен останавливать страх перед неведомым - мы же исполняем Его волю!
Мы также не должны бояться, что те или иные исследования «вторгнутся в сферу, доступную только Богу». Часто можно услышать именно такой аргумент в пользу ограничения научного поиска. Но давайте вспомним Писание: Бог повелел Адаму владычествовать над всей землей (Быт. 1:26-28). Иными словами, все, что на земле (в материальном мире), Бог поручил нашей ответственности. Давид говорит, что Бог Сам выделил землю как место, где человек имеет власть: «Небо, небо Господу, а землю Он дал сынам человеческим» (Пс. 113:24). Христианское представление о Боге говорит, что человек не может узурпировать Его власть, поскольку человек и Бог различаются онтологически! Наш Бог слишком велик, чтобы наши научные исследования могли нарушить Его владычество!
Тогда о каких границах может идти речь? История науки показывает, что наука, при всей той пользе, которая она уже принесла людям, может представлять угрозу прежде всего, для самого человека и человечества. Научный поиск амбивалентен, и величайшее благо может таить в себе не меньшую угрозу. Но этими угрозами обеспокоены не только христиане - сами ученые тоже прекрасно знают о том, что такая опасность есть. А значит, именно тут возможен диалог, в котором христиане с позиций теизма могут обсуждать глубочайшие тайны происхождения Вселенной, устройства мира, человеческой жизни, общества. От такого диалога выиграют все. И, на мой взгляд, Церковь должна первой протянуть руку для этого диалога. В конце концов, если наука - любимая дочь Церкви, разве не должна мать первой сделать шаг к примирению?
И вот в процессе такого диалога могут быть уточнены границы допустимого в научном поиске. Пока же в Социальной концепции обозначены лишь те области, которые нужно обсуждать. Исследования в которых могут привести к таким этическим проблемам, к решению которых человечество пока не готово.
-В средние века церковные институты были сосредоточением науки, возможно ли возвращение церкви в авнгард науки?
Я не думаю, что нужно ставить такую цель. Вопрос не в том, чтобы Церковь снова была везде «авангардом». Такая претензия всегда плохо заканчивается, и не только для Церкви. Мне кажется, задачу нужно ставить иначе. Во-первых, это возвращение к диалогу между представителями научного и религиозного взгляда на мир. Причем, именно к диалогу, а не диспуту. Цель такого диалога - не доказать, кто прав, не «поглощение» другого, а в том, чтобы с разных сторон увидеть те проблемы, которые стоят перед человечеством в целом. Такой диалог позволит и Церкви, и науке иметь более целостный взгляд на мир и человека. Что для христианина означает - сделать еще один шаг в познании Бога. А во-вторых, надо ставить задачу на возвращение христиан в науку. Эта сфера человеческой деятельности долгое время считалась едва ли не запретной для христиан. И не только по причине того, что в нашей стране христианам было почти невозможно получить соответствующее образование. Но и потому, что господствующая научная парадигма противоречила христианскому взгляду на мир. Но гораздо более долгий период, когда христиане активно занимались научными исследованиями, видя в этом, в том числе, и путь богопознания, показывает плодотворность научных занятий и для христиан, и для науки.
-Не возникает ли ощущения что научное развитие может погубить цивилизацию? Атомная энергия, эксперименты в области генной инженерии, или это, все-таки, развитие человечества? Что может сказать поэтому поводу церковь?
-Давайте честно посмотрим фактам в лицо. Человечество уже могло погубить себя несколько раз, но этого до сих пор не произошло. Есть ли в этом рука Провидения, или же мы стали достаточно взрослыми, чтобы отвечать за свои поступки - каждый пусть решает сам. Я лично считаю, что Небесный Отец не дает в наши руки те «игрушки», которые могут привести к необратимым последствиям. И в этом смысле научный поиск - это часть процесса взросления человечества. Эта метафора мне нравится больше, чем развитие, она точнее передает то, что я чувствую. Человечество становится более взрослым. Мы на большее способны. И более тонко понимаем угрозы, которые несут наши собственные действия. Но эта значит, что мы ближе подходим к тому, чтобы нести ответственность за землю, выполняя тем самым поручение, данное Адаму. И было бы правильно, чтобы христиане вносили в этот процесс взросления свой, незаменимый вклад.
Беседовал Антон Кругликов
© 2006—2025. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.