Главная>Инфоблок>Публикации>Епископ Сергей...

Епископ Сергей Лавренов на Соборе о влиянии «Закона Яровой» на деятельность евангельских церквей

25.10.2017

Россия: ситуация в нашей стране и наша реакция

Доклад заместителя Начальствующего епископа Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) в Уральском федеральном округе, члена Правления РОСХВЕ, руководителя Экспертного совета РОСХВЕ, члена Общественной палаты Тюменской области, старшего пастора церкви ХВЕ «Свет миру», епископа Сергея Лавренова на Соборе РОСХВЕ – 2017: «500 лет Реформации: уроки прошлого и вызовы современности» в секции «Вызов гонений».

Пакет «антитеррористических» законопроектов утвержден Президентом Российской Федерации 06.07.2016 года (Федеральный закон № 374-ФЗ от 06.07.2016 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»).

Указанный закон, по мнению экспертов, является одним из наиболее жестких и критикуемых законопроектов, прошедших через Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Одновременно необходимо отметить, что Государственная Дума РФ при принятии вышеуказанного закона проигнорировала отрицательные отзывы Главного правового управления Администрации Президента РФ, Правового управления Государственной Думы РФ, а также представителей крупных российских централизованных религиозных объединений.

В экспертном заключении Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека от 07.02.2017 года указывается на то, что к ответственности привлекают вовсе не участников опасных группировок, а преимущественно представителей мирных и зарегистрированных протестантских религиозных организаций.

Определение миссионерской деятельности и некоторые элементы предлагаемого регулирования явно покушаются на фундаментальную норму закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которой государство не вмешивается во внутренние установления религиозных объединений.

Принятые поправки являются нечеткими и чреваты произвольным правоприменением в определении миссионерской деятельности. Не закреплено, как в рамках административной процедуры может быть установлено, велся ли тот или иной разговор «в целях вовлечения» в религиозное объединение или просто представлял собой «мировоззренческую дискуссию».

Правоприменительная практика подтвердила, что, как правило, к административной ответственности произвольно привлекаются люди и организации, явно не совершившие никакого общественно опасного деяния.

В числе прочего законом запрещено осуществление миссионерской деятельности всем, кроме представителей зарегистрированных религиозных организаций/групп, а также и вне отведенных помещений и территорий. Миссионеры обязаны иметь при себе разрешающие документы, а распространяемые книги, листовки и иные печатные материалы должны иметь маркировку.

В то же время ч. 3 ст. 5.26 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой.

Вместе с тем законодатель не уточняет, как и каким образом религиозная организация должна указывать свое полное наименование, и что включает в себя понятие «полное наименование».

Устоявшаяся правоприменительная и судебная практика трактует миссионерскую деятельность как любую деятельность религиозных объединений. Обычное богослужение в глазах правоохранительных органов автоматически становится миссионерской деятельностью со всеми вытекающими из этого последствиями привлечения к ответственности.

Неоправданно высокие штрафы (до 1 млн. рублей), запрет на использование жилых помещений в качестве домашних церквей автоматически делает верующих протестантов нарушителями закона, что искусственно создает конфликт вероучения протестантов и действующего законодательства.

Одним из самых известных дел о миссионерской деятельности стала история, связанная с решением в декабре 2016 года суда г. Владивостока уничтожить 36 экземпляров Библии (распространение религиозной литературы без маркировки), принадлежащих протестантской религиозной организации «Армия спасения» и находящихся в помещении церкви.

В июле 2016 года руководство Церкви евангельских христиан-баптистов в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа привлечено к административной ответственности за «незаконную миссионерскую деятельность» в связи с тем, что в здании церкви хранилась религиозная литература (Библия).

В ноябре 2016 года Местная религиозная организация Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Слово жизни» г. Самары привлечена к административной ответственности за отсутствие маркировки литературы, реализуемой индивидуальным предпринимателем.

При этом необходимо отметить, что лавки церковной литературы имеются при всех храмах, мечетях, синагогах и других зданиях религиозных организаций, однако подобного рода претензии со стороны государства предъявляются исключительно к лавкам церковной литературы, принадлежащим протестантским религиозным организациям.

Также неоднозначным является случай привлечения к административной ответственности шести пенсионеров за бесплатную раздачу прохожим в городе Стерлитамак Республики Башкортостан книг Нового Завета Священного Писания в Синодальном переводе, изданных религиозной организацией «Гедеон», при этом они не представляли какую-либо религиозную организацию, а действовали от себя лично.

Мировой судья признал их деятельность миссионерской и назначил им наказание по 10 000 рублей при том, что пенсия у некоторых из них составляет меньше суммы штрафа.

В июле 2017 года Мировой судья участка № 1 Тамбовского района Тамбовской области привлек к административной ответственности пастора Местной религиозной организации евангельских христиан баптистов Миссия «Древо вечной жизни» по факту незаконной миссионерской деятельности путем распространения в неограниченном доступе в сети Интернет приглашения на Пасхальное богослужение иной протестантской организации. При этом судом не были приняты во внимание доводы о том, что привлекаемому к ответственности пастору данный аккаунт не принадлежит и о его существовании ему неизвестно.

Неоднократные судебные акты о привлечении к административной ответственности организаций также выносились за нахождение вывески с указанием полного наименования религиозной организации при осуществлении деятельности в «неположенном месте». При этом ни один нормативно-правовой акт не регламентирует место нахождения данной вывески.

Так, например, в городе Шарыпово Красноярского края к ответственности были привлечены пастор Местной религиозной организации Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Прославление» г. Шарыпово и непосредственно сама религиозная организация. Им назначен штраф по 30 000 рублей каждому.

Из материалов дела следует, что прокурор усмотрел нарушение в том, что вывеска с наименованием организации находилась внутри здания, а не снаружи.

Отдельного внимания заслуживают положения закона, влияющие на правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации. Реализация данных норм права ставит иностранцев в дискриминационное положение по сравнению с российскими гражданами.

Так, в сентябре 2016 года двое иностранных граждан, въехавших на территорию Российской Федерации по туристической визе, исповедуя протестантизм, не являясь членами какой-либо российской религиозной организации, посетили богослужение Церкви христиан веры евангельской «Слово жизни» г. Калуги. В результате они были привлечены к административной ответственности за деятельность, несоответствующую целям приезда в нашу страну («осуществление религиозных связей») .

В июне 2017 года иностранная гражданка, студентка одного из высших учебных заведений г. Нижний Новгорода, являясь протестанткой по вероисповеданию, посещая богослужения Централизованной религиозной организации Объединение церквей христиан веры евангельской «Посольство Иисуса» по Нижегородской области, была привлечена к административной ответственности за незаконную миссионерскую деятельность, выразившуюся в приглашении людей посетить светское мероприятие. Централизованная религиозная организация была также привлечена к административной ответственности.

Два примера по югу Тюменской области – за 2017 год церковь Слово Жизни и церковь Новое Поколение – были через суд оштрафованы из-за неправильно составленных договоров аренды!

        Основные проблемы реализации настоящего федерального закона связаны с неоднозначным, а зачастую предвзятым трактованием положений закона со стороны государственных органов (прокуратура, полиция, юстиция).

С 17.04.2017 года по настоящее время судами Российской Федерации вынесено 54 решения по ст. 5.26 КОАП России.

Из них:

18 – по факту распространения в сети Интернет рекламы алкоголя, наркотиков;

15 – протестанты (12 – христиане веры евангельской, 3 – ЕХБ), 1 -обжалование оставлено без удовлетворения;

2 – МРО (принадлежность не установлена) , 4 – жалобы, оставлены без удовлетворения;

3 – отказ суда от привлечения к административной ответственности (принадлежность МРО не установлена);

6 – Свидетели Иеговы, 3 – жалобы, оставлены без удовлетворения;

1 – мусульмане, 1 – жалоба, решение оставлено без удовлетворения;

1 – мормоны, жалоба оставлена без удовлетворения.

Приведенный перечень административных дел не является исчерпывающим, а лишь наглядно отображает реальную картину происходящего.

Таким образом, сложившаяся административная практика показывает на возможность ухода реально действующих террористических и экстремистских организаций/групп и их представителей от ответственности, одновременно создает предпосылки к нанесению ущерба традиционным религиозным объединениям.

Реализация принятых поправок, направленных на противодействие терроризму, в рамках действующего закона искусственно создает в российском обществе имидж протестанта как члена потенциально опасной, в том числе террористической или экстремистской организации.

          Факты упрямая вещь и мы не можем делать вид, что нас это не касается или не коснется в будущем, нам необходимо согласиться с тем, что легко и просто уже не будет, как это было в 90-х при первом законе «О свободе совести», фактически религиозным организациям позволено было все, и вот через пару десятков лет законодательство и ситуация в корне изменились! Наступили неопределенные обстоятельства и нам необходимо в них научиться жить! Нам необходимо исполнять закон и быть подготовленными, укрепляться юридически на местах  и духовно – становиться сильными!

Перед глазами у нас события последних лет – запрет Сайентологов и Свидетелей Иегов, напрашивается вопрос – кто следующий?

          Многие напряжены при мысли о будущем, кто-то подумывает о запасном аэродроме в случае чего…. Если обратиться к пророчеству Дэвида Вилкерсона – то нас ожидает очень печальная участь: «В то время, когда в свободных странах поднимается волна настоящих гонений и преследований христиан, страны за «железными и бамбуковыми завесами» переживут кратковременное духовное пробуждение. Те, кто жили среди ужасных религиозных преследований, насладятся небольшим периодом свободы. Дух Святой разрушит «железные и бамбуковые» завесы и будет искать и найдёт жаждущие сердца в России, Китае, Восточной Европе. По иронии судьбы, в то время как будут закрываться двери по эту сторону занавеса, начнут открываться двери по ту сторону. И после короткого периода свободы и духовного побуждения среди многих жителей этих стран – двери внезапно закроются и начнутся новые безумные и жестокие преследования, которые неистово охватят все эти страны», когда при жизни он был в Москве - он прямо на сцене плакал за Россию. Однако в пророческом видении Хадсона Тейлора – совсем другая ситуация: «В России произойдет всеобъемлющее национальное духовное пробуждение, настолько сильное, что не будет подобного ему. Видел, как из России оно распространилось во многие европейские страны. Затем произойдет всемирное пробуждение, после которого придет Христос». Кому верить и что нам ожидать?! У Бога помимо плана «А», всегда есть запасной план «Б», как это было в книге пророка Ионы:  «И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы. И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!........ И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел» (Ионы 1-4,10).

  Глубоко уверен, что пришло время взросления, переосмысления, покаяния, смирения и единства перед лицом новых вызовов - время бодрствования и действия по всем духовным и практическим направлениям! Все что сейчас происходит с евангельскими церквями и лично с нами – пасторами, служителями, просто верующими – это проверка того во что мы верили и верим сегодня – это духовная борьба и никто ее не отменял! Некоторым из нас необходимо опять начинать жить верой и упованием на Него, нам необходима эта встряска после всего того, что с нами происходило за последние 25 лет – сколько пасторов, служителей и просто верующих упало или стало секулярными! Наступило время смены поколений, время нового во Христе Иисусе, время Реформации – когда церковь начнет обретать истинную силу!

Примечание. Статья написана при использовании материалов Славянского правового центра.

 

© 2006—2022. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Дубининская, д.17, стр. 2, оф. 311

Работает на Cornerstone