Николай Сванидзе: «Реформация сделала человека ближе к Богу»

29.03.2017

22 марта 2017 года в рамках официального открытия Года Реформации в России в Президент-Отеле выступил Член Общественной палаты РФ, заведующий кафедрой журналистики Российского Государственного Гуманитарного Университета профессор Николай Сванидзе. В начале своей речи выступающий сравнил Реформацию с Революцией 1917 года и сказал, что реформа Лютера в какой-то мере тоже является революцией. «Я не богослов и не историк Церкви, поэтому моих взглядах на это, наверное, много варварства и, несомненно, много дилетантизма».

Поддержав предыдущих докладчиков, профессор отметил, что во взаимоотношениях человека с Богом и во взглядах на самого себя человека всегда было много общего. В поисках себя, масштаба своей личности, человек обращался к Богу. «Нужен всегда масштаб для сопоставления себя в этом мире по сравнению с Богом. И в этом смысле события 500-летней давности действительно были революционными», — подчеркнул выступающий.

Средневековое общество сословно, глубоко иерархично. Человек — членство сельской общины — членство городского ремесленного цеха — членство социальной группы, класса. Человек воспринимался как раб своего господина, вассал своего князя, поданный своего короля. «И то, что произошло 500 лет назад, очень много изменило», — говорил Николай Сванидзе.

Профессор также повествовал, что история религии идет параллельно с историей человечества, в какой-то степени предвосхищает серьезные критические изменения, а в какой-то мере следует за ними. И человек в тот момент, глядя на себя в зеркало, начал познавать себя по-другому. Он вдруг отдал себе отчет в том, что «я такой, как есть, с этим моим носом, с этими моими ушами дурацкими — я бесподобен. Нет больше такого, кто был бы точно, как я. И Бог, который создал меня по своему образу и подобию, создал, каким никого больше не создавал. В этом смысле я богоравен и имею право на прямое общение с Господом путем прямого диалога без посредников. «Это было, конечно, революционно, — отмечает выступающий, — потому что у каждого была своя роль. Каждый вел себя так, как предписано: «Хам пшеницу сеет, Сим молитву деет, Яфет власть имеет».

Докладчик также говорил об ответственности человека и о тех серьезных политических изменениях, которые повлекла за собой Реформация. По его словам, ответственным человеком может быть только свободный человек.

Студенты исторических факультетов разных стран мира, на первых курсах изучая историю права, учатся тому, что, если человек от шумера до русской правды XI века не отвечает за свои поступки — этот раб. Отвечает только свободный. При Реформации человек стал отвечать за свои поступки, он стал воспринимать себя как личность. Реформация также усилила элементы индивидуализма, но индивидуализма как элемента собственного достоинства человека. Не случайно, если мы возьмем географию распространения протестантизма, то увидим, что она совпадает с географией определенных политических режимов. Страны, в которых распространен протестантизм — это, как правило, страны с республиканской формой правления, хотя она может прятаться за конституционную монархию. Но это в данном случае фасад, который не имеет серьезного воздействия на реальную ситуацию. Это лишь фактор свободного труда, благодарности и ожидания от неба за этот свой свободный труд. Данная благодарность воспринимается как должное — своей хорошей работой человек угоден небу и Богу и ждет благодарности за свой труд. Совершенно другая психология, которая остается до сих пор.

Приведя в пример Россию, докладчик объяснил, что наша страна совершенно другая, с своей особой историей, историческим летоисчислением и культурной историей. По словам профессора, это связанно во многом с тем, что исторически церковь в России со времен падения Византии не была вынесена за пределы страны, границы государства в отличие от других христианских конфессий. И поэтому отношения к церкви и к государственной власти было в значительной степени единым. В течение же двухсот лет, начиная с Петра и до событий столетней давности, государственный лидер — царь совмещал в себе власть и светскую, и церковную. «И от этого идет, конечно, очень сильная традиция сакрализации государственной и политической власти в России», — подчеркивает член ОП РФ.

Говоря о культурном воздействии протестантизма на российскую жизнь, Николай Сванидзе выделил особую роль русской литературы, которая в значительной степени была богоискательной. «На последнем молитвенном завтраке мне выпала честь читать оду «Бог» Державина. Это глубочайшее философское религиозное произведение в стихотворной форме. И, конечно, такие строки, как «Я царь, я раб, я червь, я Бог», выходят за рамки из исключительно православного миропонимания. Они несомненно общехристианские. И элемент протестантского миропонимания здесь силен», — отметил выступающий. Профессор привел в пример одно из величайших произведений Пушкин «Пророк», где поэт разговаривает с Богом на равных и считает себя в праве, как гений, требовать особого внимания со стороны Господа. По словам докладчика, это тоже выходит за рамки исключительного понимания себя в мире, своих отношений с Богом и свойственно только одной христианской конфессии.

Завершая свою речь Николай Сванидзе сказал, что огромная часть российских и русских интеллектуалов, являясь православными или не приверженные ни к одной конфессии вовсе, в значительной степени были и остаются протестантами.

 

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone