Реформация - 500

10.01.2018

В 2017 году в мире отмечался 500-летние со дня, когда монах-августинец Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов. Это событие считается началом Реформации.

Реформация (от лат. reformatio – пре­об­ра­зо­ва­ние, ис­прав­ле­ние) – это ре­лигиоз­ное, культурное и общественно-политическое движение в Ев­ро­пе, ставившее целью преобразование Церкви, а затем и всего общества. В религиозной сфере результатом Реформации стало появление третьей ветви христианства – протестантизма. И Россия, и Запад живут в мире, преобразованном Реформацией. Хотя Россию напрямую реформационное движение не коснулось, тем не менее, были заимствованы очень многие формы общественной жизни, имеющие протестантское происхождение. Самый яркий пример – реформы Петра I. Реформация была и остается мощным духовным и социальным движением, изменившим реальность – от психологии личности до устройства государства.

Когда она была?

В XVI – первой половине XVII вв.

Каковы основные события Реформации?

1517 – «95» тезисов Лютера, начало Реформации в Германии

1518 – проповедь Ульриха Цвингли, начало Реформации в Швейцарии

1520 – сожжение Лютером папской буллы, окончательный разрыв

            с Католической церковью

1524-1526 – Крестьянская война в Германии, «народный» протестантизм

1527 – Реформация «сверху» в Швеции

1529 – Шпайерский рейхстаг в Германии, появление слова «протестант»

1534 – Реформация «сверху» в Англии

1534-1535 – Мюнстерская коммуна, первый «коммунистический» опыт

1536 – Реформация «сверху» в Дании

1542 – победа реформ Кальвина в Женеве

1555 – Аугсбургский религиозный мир, принцип «Чья власть, того и вера»

1562-1598 – религиозные войны во Франции

1568-1648 – Нидерландская революция

1592 – протестантская церковь Шотландии стала государственной

1618-1648 – Тридцатилетняя война

1642-1660 – Английская революция

В чем суть Реформации?

Основное содержание укладывается в т.н. пять принципов Реформации.

  1. Sola gratia («только благодать») – человек слишком испорчен, чтобы сделать что-то по-настоящему доброе; спасти его от вечных мук может только и исключительно милость Божья.
  2. Sola Christus («только Христос) – эту благодать приносит в мир Богочеловек Иисус Христос, только Он – посредник между Богом и человеком. 
  3. Sola fide («только вера») – человек отвечает на благодать и крестную жертву Христа личной глубокой верой, никто за него это сделать не может. Не община, а каждый отдельный человек становится главным актором своего спасения. Пасторы избираются сообществом верующих и несут свое служение наравне со всеми. 
  4. Sola Scriptura («только Писание») – только из Библии можно точно узнать, чего Бог хочет от человека. Никакие другие книги не могут быть поставлены рядом с Библией. Поскольку человек сам ответственен за свое спасение, он самостоятельно должен читать Библию и толковать ее.
  5. Soli Deo gloria («только Богу слава») – человек, сколько бы он сильно ни отличался от других, остается всего лишь человеком, а абсолютно почитать следует только своего Творца и Искупителя. Прославление Бога, важная обязанность христианина, связано со всем, что он делает в церкви или в повседневной жизни. Нет неважных для спасения областей жизни, вся жизнь человека – это жертва Богу.

Что появилось в мире после Реформации?

Реформация затронула и изменила все сферы человеческой жизни, с последствиями чего мы живем до сих пор.

Личность

  • Индивидуализм. Идея ответственности каждого человека за свое спасение привела к представлению, что принадлежность к любому коллективу, включая церковь – дело второстепенное, главное – это исполнение своего личного долга и предназначения. Любые сообщества нужны либо для того, чтобы лучше выполнить свою личную задачу, либо для того, чтобы хорошо сделать свою «работу» в большой цели, которую Бог может поставить перед группой.
  • Самоанализ пошел в массы. Каждому человеку необходимо очень трезво и ясно понимать, что в нем происходит и почему, от этого зависит его личное спасение.
  • Автобиографии. Они получили массовое распространение после Реформации как результат моды на самоанализ.

Семья

  • Высокая ценность семьи. Протестантизм, отменив монашество, объявил о семейных связях как о важнейших: семья – это первое «училище благочестия» для независимой и сильной личности, именно там человек учится подчиняться и повелевать, бороться с пороками и соблюдать договоренности, проявлять любовь и заботу.
  • Важность сексуальных отношений и семейная романтика. Протестанты категорически отвергли культ Прекрасной Дамы, связанный с поклонением замужней женщине, и провозгласили, что нежность, восхищение, страсть должны быть только в браке. Брезгливое отношение к сексу и чувствам – позднее явление. Ранние протестанты считали, что секс в браке нужен не только для деторождения, но и для выражения чувств и близости между супругами.
  • Партнерский брак. В сочинениях ранних протестантских авторов появилась революционная для того времени идея: муж и жена – близкие и равные по духу друзья, товарищи и партнеры не только в быту, но и в духовном путешествии. Муж остается главой семьи, но жена – равный ему человек. Одинаково порицались как женская, так и мужская измена.

Образование

  • Бесплатное обязательное образование. Лютер одним из первых в Европе предложил проект всеобщего образования и настаивал, что христиане должны отдавать своих детей в школу, чтобы те могли читать Библию. В «протестантской» части Германии и в штате Массачусетс в Новой Англии школьное образование для всех сословий стало обязательным.
  • Классно-урочная система образования. Система «один класс-один год» с программами по каждому предмету появилась практически сразу после Реформации стараниями сподвижников Лютера.
  • Наглядное и доступное объяснение материала. Реформатор образования и автор пособий по дидактике Ян-Амос Коменский был протестантским епископом.

Экономика

  • Ценность профессии. Идея «только Богу слава» привела к тому, что все, чем занимается человек, становилось Божьим делом. Профессия – это способ послужить людям, внести гармонию и упорядоченность в мир, толково распорядиться ресурсами Хозяина мира.
  • Предпринимательство как почетное дело. Человек, умеющий что-то производить и выгодно продавать результаты своего труда, считался хорошим «управляющим Бога».
  • Трудовая этика. Дело Божье следует выполнять честно и профессионально. Мошенничество и плохое качество товаров сурово каралось во многих протестантских общинах. Кроме того, христианину необходимо стойко переносить лишения и трудности на работе, поскольку это закалка его души и характера.
  • Новая финансовая система. До Реформации ростовщичество осуждалось, хотя и терпелось в определенных рамках. Реформация изменила отношение к этому явлению – для развития дела предпринимателям нужны деньги. Как результат, стала складываться современная банковская система. Тогда же зародились инструменты нынешнего финансового мира. Так, в Голландии в XVII в. была изобретена новая форма собственности на капитал – акция (actie), эмиссионная бумага, закрепляющая право ее владельца на часть прибыли компании, а также игры на бирже.

Общественные отношения

  • Благотворительные фонды. Первые общественные кассы для помощи бедным были созданы в Германии по распоряжению Лютера, впоследствии на основе этого опыта были созданы фонды, занимающиеся решением конкретных проблем или организованной адресной помощью.
  • Институт публичной репутации. Хотя человек сам отвечает за свое спасение, тем не менее, он ответственен перед обществом за то, чтобы никому не подавать дурной пример. В кальвинистских церквях был жесткий общественный контроль – за непорядочное и вызывающее поведение человек, прежде всего, наказывался своей общиной. Именно в общину могли обратиться посторонние люди с вопросом о благонадежности будущего работника или партнера.

Наука

  • Ценность научного знания. Мир – это владение Бога, доверенное людям; объективное научное знание помогает человеку четко представлять, что собой это владение представляет и как можно его использовать.
  • Наука как институт. Основоположники современной науки в странах, где господствовал протестантизм, собирались в маленькие закрытые сообщества. По аналогии с влиятельными коллегиями в ратушах, эти сообщества стали называть «невидимые коллегии». Эти организации сыграли большую роль в институционализации науки.
  • Конференции. На общих собраниях, которые у пуритан назывались «конференциями», они обменивались мнениями о Библии и принципах ее толкования. Для пуритан было важно собраться, чтобы выслушать разные точки зрения и прийти к большему пониманию истины, чем было у каждого до собрания. Практически сразу эту форму заимствовало научное сообщество.

Досуг

  • Просветительские и дискуссионные клубы. Их впервые использовали голландские кальвинисты-проповедники (в основном среди городского простонародья) перед Нидерландской революцией. В 1620-1630-х гг. такая форма активно использовалась английскими пуританами, организовывавших собрания, чтобы обсуждать проповеди и дискуссионные богословские вопросы.

Государство

  • Государство как обезличенный механизм. Философ-материалист Гоббс в рамках кальвинистских представлений отмечал, что смирить злую волю человеческих существ может только могучий репрессивный институт, безличный и беспощадный, который Гоббс называет Левиафаном, именем библейского чудовища, подвластного только Богу.
  • Общественный договор. Государство, сдерживая злую волю людей, способствует достижению согласия о границах и обязанностях между людьми и группами.
  • Ответственность власти перед народом. Протестанты заявили, что «народ – причина существования государя»; правитель существует для того, чтобы действовать в интересах народа, а не чтобы проводить в жизнь божественные законы. Если монарх грубо нарушает общественный договор, подданные имеют право его свергнуть, именно под этим лозунгом произошли Нидерландская и Английская революции.
  • Выборность власти. Протестанты возродили идею демократии, перенеся выборность служителей в церкви на выборность должностных лиц, избираемых из круга церковной элиты. 
  • Зарождение светского государства. Кровопролитные религиозные войны, с одной стороны, и протестантская установка на личную ответственность – с другой привела к идее о том, что государство должно быть арбитром между разными мировоззренческими группами, не вовлекаясь в их споры.
  • В лютеранских и кальвинистских церквях были организованы коллегии, комиссии и комитеты – отдельные группы, которые занимались какой-либо сферой церковного служения (благотворительностью, просветительством и т.п.). Объединения активных прихожан «специализировались» и «профессионализировались».

Армия

Голландский полководец и верующий протестант Мориц Оранский провел в конце XVI-XVII в. реформу в армии, совместив протестантские идеи с опытом древнеримского войска. Им были введены:

  • регулярное жалование;
  • набор по призыву;
  • строевое обучение: шаг в ногу, команда «смирно» и другие строевые команды, ружейные приемы и т.п.;
  • лопата – обязательная часть экипировки солдата;
  • военное образование для офицеров.

Как быть с «обратной стороной медали» Реформации?

Реформация была, помимо всего прочего, большим политическим и социальным потрясением, которая сопровождалась революциями, гражданскими войнами, «охотой на ведьм», преследованием инакомыслящих, а в связи с расхожим пониманием «избранности» – жестокими законами против бедных, работорговлей и расизмом.

Принимая и признавая это, следует отметить, что Реформация и продолжающие ее движения порождали также и механизмы противодействия этим явлениям.

  • На фоне постоянных военных конфликтов появились анабаптисты и квакеры с их категорическим отрицанием любого насилия.
  • Квакеры создали первый оазис веротерпимости в штате Пенсильвания.
  • Немецкий пастор Антон Преториус первым среди христиан богословски обосновал безосновательность «охоты на ведьм».
  • В протестантизме активно развивалась и поощрялась благотворительность – как баланс суровой государственной политики по отношению к бедным.
  • Протестантизм породил т.н. «социальный евангелизм» – движение, выступающее за социальную справедливость, приведшее к развитию профсоюзов и постепенному запрету на детский труд.
  • Именно в протестантской среде зародился аболиционизм, а глубоко верующий протестант Уильям Уилберфорс добился запрета на работорговлю в Великобритании.
  • Представители как минимум двух протестантских деноминаций, квакеры и методисты, были категорическими противниками и рабства, и расизма.

Причем здесь Россия?

Россию Реформация напрямую не затронула, хотя в XIV-XV вв. на Руси были стригольники и жидовствующие, похожие на те движения, которые были в Европе предшественниками Реформации. Тем не менее, наша страна познакомилась с Реформацией практически сразу, как только она началась, через иностранцев: лютеране появились в России в 1520-е гг., англикане – при Иване Грозном, кальвинисты – в конце XVI в. Протестантам разрешалось свободно исповедовать свою веру, но под страхом смерти запрещалось обращать в протестантизм русских. Тем не менее, влияние европейских идей, в том числе низовой «крестьянской» Реформации сказалось и на русских людях: в XVII-XVIII вв. среди русских появилось т. н. духовное христианство – хлысты, духоборы, молокане, вероучение которых отчасти было сходно с протестантским (в частности, отрицание икон, почитания святых, отказ от обрядности и т. п.).

Следует также отметить, что реформы Петра Первого были во многом попыткой заимствовать плоды западной Реформации на русскую почву: и коллегии в государственном управлении, и воинский устав, и синодальная реформа Церкви по лютеранскому образцу. Екатерина Великая, немка-лютеранка, принявшая православие, пригласила протестантов-меннонитов из Германии в Россию колонизировать земли за Уралом с гарантией права свободно исповедовать свою веру. Некоторые государственные и общественные деятели России были протестантами, например, сподвижники Петра Первого Яков Брюс и Витус Беринг, полководец и участник Бородинского сражения Михаил Барклай-де-Толли, руководитель первой русской кругосветной экспедиции Иван Крузенштерн, автор «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимир Даль, художник Карл Брюллов, ювелир Петер Фаберже.

Религиовед, Оксана Куропаткина

 

Другие материалы

© 2006—2020. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, факс: +7(499) 110-3714  |  Адрес: г. Москва, ул. Дубининская, д.17, стр. 2, оф. 311

Работает на Cornerstone