С 29 по 30 марта в Москве проходит столыпинский форум «Стратегия для России», который призван организовать дискуссию между представителями государства, российскими и международными экспертами, предпринимателями, с целью определения пути для дальнейшего социально-экономического развития. Во второй день работы форума, в рамках пленарного заседания «Гражданская власть - "мягкая сила" в управлении обществом», выступил Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников), Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, епископ Сергей Ряховский. Предлагаем полный текст доклада:
В Евангелии среди многих притч Христа есть одна, которая наиболее точно подходит к названию нашей секции – это притча о закваске. Огромное количество пресного теста преобразуется силой небольшой закваски так, что можно печь вкусный хлеб. Закваска и есть пример «мягкой силы»: действует незаметно, изнутри, но, если закваска попала в тесто, ее оттуда извлечь уже не получится, невозможно остановить ее действие. В обществе такой закваской являются неравнодушные, социально-активные люди. Люди, готовые служить другим, с искренним желанием менять этот мир к лучшему.
«Спасены, чтобы служить» – так кратко можно сформулировать социальную позицию протестантизма. Наш форум проходит прямо в канун Пасхи – величайшего христианского праздника, когда все мы вспоминаем и, более того, переживаем вновь жертву Иисуса Христа за наши грехи и радуемся Его славному воскресению из мертвых. Ведь именно Он показал пример этой мягкой силы любви и служения, преодолев разрыв между Богом и человеком, и одержав победу над грехом и смертью, повлияв на всю человеческую историю. И вот эта пасхальная радость, говоря словами апостола Павла, «объемлет нас» и помогает рассуждать следующим образом: если Бог пришел в мир, чтобы послужить нам, то тем более мы, те, кто пережили эту любовь, должны служить другим людям. Он призывает нас быть светом для этого мира и солью для этой земли.
Вот почему евангельские христиане никогда не оставались в стороне от нужд своих сограждан, особенно наиболее незащищенных и нуждающихся. И по этой же причине мы с радостью восприняли инициативы государства в области развития волонтерского движения. Волонтерский труд имеет «обоюдоострую» направленность: благодаря ему меняется жизнь не только того, кому оказывается бескорыстная помощь, но и жизнь того, кто эту помощь оказывает. И если мы хотим, чтобы наше общество действительно менялось, то создание условий для действия этой волонтерской «закваски», возможно, лучший путь содействия таким переменам. Это вызовет цепную реакцию добрых дел и взаимного позитивного влияния и даст многим людям надежду на положительные изменения в их жизни.
Хочу напомнить, что изначально слово «литургия» обозначало не богослужение, а «общее дело», труд на «общее благо», на созидание общества. Я верю, что пришло время возродить первоначальный смысл этого прекрасного слова.
Высший орган власти полиса в Древней Греции, народное городское собрание называлось словом «экклесия», дословно «избранные» или «созванные» вместе граждане для решения важных и актуальных для города вопросов, в том числе для последующего распределения между собой «литургической» ответственности. На русский язык в Евангелии слово «экклесия» переводится как Церковь.
Церковь (и я имею в виду Церковь в целом, без разделения на конфессии) призвана совершать литургию (в полном смысле этого слова) не только в храмах. Мы, как христиане, призваны к тому, чтобы наше служение Богу выражалось и в служении ближним, и когда мы качественно совершаем свой профессиональный труд, и когда разделяем ответственность в решении социальных проблем и участвуем в гражданских инициативах.
Для нас важно принимать участие в обсуждении вопросов, имеющих актуальное значение для общества в целом, а не только в обсуждении религиозной или околорелигиозной тематики. Мы имеем свою позицию в отношении современных вызовов и выражаем это в своей деятельности.
Кстати, гражданин полиса, живший в отрыве от общественной жизни, не участвовавший в общем собрании граждан и иных формах государственного и общественного демократического управления назывался «идиотос». Надеюсь (или слава Богу), что здесь все имеют активную гражданскую позициюJ, а для государства важно создавать такие условия для граждан, где их конструктивные инициативы приветствуются и поощряются, в противном случае – будут плодиться граждане, оторванные и не участвующие в общественной жизни. В Библии сказано: «Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро».
История полна примеров, когда активная гражданская позиция христиан-протестантов приносила позитивные перемены в общество. Всем известна наша знаменитая трудовая этика, значительно повлиявшая на экономику многих стран и послужившая одной из предпосылок промышленных революций, которые произошли именно в протестантских странах, начиная с Голландии. Феномен Южной Кореи, испытывающей сильное влияние протестантских церквей, тоже свидетельствует об этом.
Многие знают о роли протестантов в борьбе против расовой сегрегации. Пастор Мартин Лютер Кинг является одним из ярчайших тому примеров. Наш отечественный опыт помощи нарко- и алкозависимым тоже широко известен. Огромное количество семей из наших церквей принимает участие в движении усыновления по всей России. И для нас важно осуществлять служение во всех сферах жизни общества, где есть в этом нужда.
Однако потенциал наших церквей, наших прихожан еще далеко не исчерпан. Есть предприниматели, взявшие на себя ответственность воплощать в своём бизнесе евангельские принципы, а также есть множество других христиан, осуществляющих в своей профессиональной повседневной деятельности принципы протестантской трудовой этики. И это движение набирает силу. Есть примеры, когда представители наших церквей участвуют в работе региональных общественных палат, и их участие всегда отмечается как конструктивное, содействующее общественному благу. И хотя пока это капля в море, тем не менее это уже доброе начало, наша лепта в общее благо, малая закваска, положительно влияющая на общество.
Также для нас важно участие в межрелигиозном диалоге и в международных мероприятиях, потому что степень напряженности между странами и различными сообществами людей к сожалению, только возрастает.
Мы готовы вместе с представителями разных точек зрения и позиций, на различных площадках открыто обсуждать эти и другие действительно актуальные для общества вопросы и деятельно включаться в решение насущных социальных проблем. Важно, чтобы голос людей, основывающих свою жизнь на Писании и готовых в современном быстро меняющемся мире транслировать в жизни вечные ценности, был услышан и принят в общественном дискурсе.
Мы уверены, что человек или какое-то сообщество – религиозное или светское – должны оцениваться не столько по хорошим и правильным словам, которые они произносят, сколько по тем конкретным делам и практическим действиям, которые они осуществляют на благо ближним и обществу в целом.
Пресс-служба РОСХВЕ
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.