Юрист РОСХВЕ: «Оправдание пастора из Славгорода создает хороший прецедент для будущего»

21.08.2018

Руководитель юридического департамента Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Владимир Озолин рассказал о том, как удалось добиться отмены решения мирового суда г. Славгород, который ранее постановил оштрафовать пастора религиозной группы Дениса Чупрова на 5 тыс. рублей за миссионерскую деятельность:

«Еще когда дело рассматривалось у мирового судьи, я лично участвовал в процессе и привел все возможные аргументы в защиту Дениса Чупрова, чтобы прекратить производство по делу еще на данном этапе. Однако мировой суд принял иное решение.

Из вмененного обвинения следовало, что пастор религиозной группы Денис Чупров осуществлял миссионерскую деятельность с нарушением законодательства о свободе совести и о религиозных объединениях. В тот день верующие проводили акцию «Накорми ближнего», в ходе которой всем нуждающимся раздавали продукты питания, и любой желающий мог взять в подарок Новый завет. Самое удивительное было в том, что пастор в месте проведения акции отсутствовал, но это не помешало сотрудникам правоохранительных органов составить на него административный материал. В протоколе указывалось, что религиозная литература была без маркировки с полным наименованием религиозной организации. Поскольку данная религиозная группа входит в Централизованную религиозную организацию «Ассоциация христиан веры евангельской (пятидесятников) «Церковь веры», то, по мнению полицейских, обязана маркировать литературу и печатные материалы, раздаваемые желающим.

Мировой судья судебного участка №1 города Славгорода Алтайского края Панькив Т. А. со всеми доводами сотрудников полиции полностью согласилась и признала Дениса Чупрова виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 5.26 Кодекса России об административных правонарушениях и назначила наказание в размере 5000 рублей.

Я уже неоднократно упоминал, что главное не сумма штрафа, а созданный прецедент. Негативной по отношению к церквям судебной практики уже довольно много, и необходимо изменять ситуацию! И здесь важно ответственное отношение к этому вопросу! Практически каждое второе возбужденное дело против церквей и верующих – незаконно, необходимо твердо и последовательно отстаивать свои права.

В данном случае мы выработали четкую позицию для защиты, и она была в полной мере принята судом второй инстанции. Дело прекратили в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Краевым судом учтены доводы жалобы о том, что:

- согласно ч. 1 ст. 7 закона о свободе совести, религиозной группой признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками.

- в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией, а также распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием данной религиозной организации.

Как следует из данной статьи, требования относительно маркировки литературы и печатных материалов распространяются исключительно на деятельность религиозных организаций, зарегистрированных в установленном порядке и имеющих статус юридического лица.

Такого же взгляда на вопрос придерживается и Верховный суд РФ, указавший в Постановлении от 07 ноября 2017 г. по делу №80-АД17-4, что специальным субъектом, в обязанности которого вменена маркировка литературы, является только религиозная организация.

Для усиления позиции защиты нами был направлен специальный запрос в Министерство юстиции Алтайского края, откуда поступил ответ, из которого следует, что религиозная группа не является юридическим лицом, не может иметь печати, штампы, необходимые для маркировки литературы, а эта обязанность возложена только на религиозные организации. Осуществляя миссионерскую деятельность, религиозной группе необходимо иметь протокол (решение) собрания с указанием конкретных граждан о наделении их полномочиями, что и было выполнено в нашем случае.

Вывод суда первой инстанции о том, что религиозная группа является структурным подразделением централизованной организации опровергается действующим законодательством.

Так, силу положений ст. 55 Гражданского Кодекса РФ:

1. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

2. Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

3. Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных ими положений.

Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Представительства и филиалы должны быть указаны в едином государственном реестре юридических лиц.

Законодательство о свободе совести разделяет такие понятия, как религиозная группа и религиозная организация. Из внесенных в ЕГРЮЛ сведений следует, что Ассоциация христиан веры евангельской (пятидесятников) «Церкви веры» не имеет каких-либо структурных подразделений, филиалов, представительств и т.п.

Кроме того, удалось доказать, что факт осуществления миссионерской деятельности в интересах религиозной организации Ассоциации христиан веры евангельской (пятидесятников) «Церкви веры» и религиозной группы непосредственно мировым судом также не установлен. Порядок осуществления миссионерской деятельности от имени религиозной группы и само определение данного понятия содержатся в статьях 24.1 и 24.2 Закона о свободе совести.

Согласно п.1 ст. 24.1 упомянутого закона, миссионерской деятельностью признается деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо другими законными способами.

В Определении Конституционного Суда РФ от 13 марта 2018 г. № 579-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Степанова Сергея Николаевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 24.1, пунктом 2 статьи 24.2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» и частью 4 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что под миссионерской деятельностью религиозного объединения применительно к отношениям, регулируемым Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», понимается деятельность, которая, во-первых, осуществляется особым кругом лиц (религиозное объединение, его участники, иные граждане и юридические лица), во-вторых, направлена на распространение информации о своем вероучении (его религиозных постулатах) среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в-третьих, имеют целью вовлечение названных лиц в состав (участников, последователей) религиозного объединения посредством обращения к их сознанию, воле, чувствам, в том числе путем раскрытия лицом, осуществляющим миссионерскую деятельность, собственных религиозных воззрений и убеждений. Системообразующим признаком миссионерской деятельности при этом является именно распространение гражданами, их объединениями информации о конкретном религиозном вероучении среди лиц, которые не будучи его последователями, вовлекаются в их число, в том числе в качестве участников конкретных религиозных объединений.

Иными словами, распространение религиозным объединением, его участниками, другими лицами вовне информации о деятельности данного религиозного объединения, проводимых им мероприятиях, включая богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, подпадает под определение миссионерской деятельности как таковой, только если содержит названный системообразующий признак: при его наличии установление факта осуществления религиозным объединением, его участниками, иными лицами миссионерской деятельности на законных основаниях требует, помимо решения иных вопросов, выявление всех признаков миссионерской деятельности, указанных в пункте 1 статьи 24.1 и пункте 2 статьи 24.2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», а его отсутствие в осуществляемой в области вероисповедных отношений деятельности свидетельствует о том, что такая деятельность не может квалифицироваться как миссионерская в смысле названного федерального закона, а потому она, даже если и совершается с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.26 КоАП России.

Таким образом, суд второй инстанции полно, всесторонне и объективно рассмотрел жалобу и дело об административном правонарушении и совершенно обоснованно прекратил производство по делу и оправдал священнослужителя. Создан еще один позитивный прецедент, опираясь на который можно еще более эффективно защищать церкви и верующих от несправедливых обвинений. Поэтому еще раз напоминаю о важности своевременного и незамедлительного обращения за юридической помощью. Это не только спасет от административных взысканий в конкретном случае, но и поможет сформировать позитивную правоприменительную практику закона о миссионерской деятельности, что, в свою очередь, послужит защитой для всего евангельского сообщества России.

 

Пресс-служба Централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18

Работает на Cornerstone