Неоднократно на встречах Президента РФ с членами Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека поднимался вопрос о том, что законодательство содержит неопределенность в вопросе, что может считаться возобновлением деятельности запрещенной экстремистской организации. В частности, в прошлом году на встрече с Президентом РФ Александр Верховский отмечал: «Мы обращались к Верховному Суду в прошлом году с просьбой дать пояснения по уголовным составам, которые относятся к продолжению деятельности запрещённых организаций. Потому что организации запрещают – допустим, правильно запретили, – а вот люди-то остались, и что они должны делать, не очень понятно. То есть буквально любое их собрание на следующий день может оказаться преступлением. А им же надо, по уму, собраться, например, решить, что они будут делать дальше. Например, создать какую-нибудь более законопослушную организацию. Что-нибудь они должны делать. И вообще они знакомы уже в конце концов. Очень не хватает разъяснения Верховного Суда по этим вопросам. Особенно это касается, наверное, тех запрещённых организаций, которые имели какой-то религиозный аспект. Получается, что эти люди потом, когда помолиться вместе соберутся – а ведь это обязательно во всех основных религиях, совместные молитвы, – это тоже окажется собранием запрещённой организации, и так может пониматься».
После встречи Президентом РФ было рекомендовано Верховному суду РФ подготовить разъяснения по итогам обобщения судебной практики по делам, связанным с нарушениями законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и религиозных объединениях. Советом в Верховный суд РФ были направлены, разработанные с участием Владимира Ряховского и Александра Верховского, предложения по вопросам, нуждающимся в разъяснении. Одним из обозначенных вопросов как раз и был указанный выше вопрос.
Наиболее актуален этот вопрос, конечно же, для граждан, придерживающихся вероучения Свидетелей Иеговы*. После признания экстремистскими и запрета деятельности всех их религиозных организаций в России простые верующие получают до восьми лет лишения свободы, только за то, что собираются помолиться и почитать Библию. Эти действия как раз и квалифицируются судами как «возобновление деятельности запрещенной экстремистской организации».
И вот история получила продолжение. Опубликовано Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации № 32 от 28 октября 2021 года «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам»
Пункт 9 постановления гласит:
9) пункт 20 изложить в следующей редакции:
«20. Под организацией деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято и вступило в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности (часть 1 статьи 2822 УК РФ), следует понимать действия организационного характера, направленные на продолжение или возобновление противоправной деятельности запрещенной организации (например, созыв собраний, организация вербовки новых членов, шествий, использование банковских счетов, если это не связано с процедурой ликвидации).
Под участием в деятельности экстремистской организации (часть 2 статьи 2822 УК РФ) понимается совершение лицом умышленных действий, непосредственно относящихся к продолжению или возобновлению деятельности данной организации (проведение бесед в целях пропаганды деятельности запрещенной организации, непосредственное участие в проводимых мероприятиях и т.п.).
При рассмотрении уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 2822 УК РФ, суду следует устанавливать, какие конкретные действия совершены виновным лицом, каково их значение для продолжения или возобновления деятельности организации, в отношении которой судом принято и вступило в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремизма, а также какими мотивами руководствовалось лицо при совершении данных действий.
В случае принятия судом и вступления в законную силу решения о ликвидации или запрете деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации в связи с осуществлением экстремистской деятельности последующие действия лиц, не связанные с продолжением или возобновлением деятельности соответствующей экстремистской организации и состоящие исключительно в реализации своего права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе посредством индивидуального или совместного исповедования религии, совершения богослужений или иных религиозных обрядов и церемоний, сами по себе, если они не содержат признаков экстремизма, не образуют состава преступления, предусмотренного частью 2 статьи 2822 УК РФ.
При совершении организатором (руководителем) или участником экстремистской организации конкретного преступления его действия подлежат квалификации по совокупности преступлений, предусмотренных частью 1, 2 или 3 статьи 2822 УК РФ и соответствующей статьей Уголовного кодекса Российской Федерации (например, частью 1 или 2 статьи 2823 УК РФ об ответственности за финансирование экстремистской деятельности).».
Остается надеяться на то, что данные разъяснения будут приниматься во внимание и правоохранительными органами и особенно судами.
*юрлица этой конфессии признаны в России экстремистскими и запрещены
Источник: Cетевое издание «Религия и право»
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.