«Традиция – это не хранение пепла, а передача пламени»
Томас Мор, лорд-канцлер Англии во время правления
короля Генриха VIII, юрист, философ, писатель.
Считал развод Генриха VIII с Екатериной Арагонской
неприемлемым с христианской точки зрения и
отказался признать монарха главой церкви Англии.
В 1535 году был казнён в соответствии
с Актом об измене. В 1935 году причислен
к лику святых Католической церкви.
Пасха в период Великой Отечественной войны
Начало апреля 1942 года. Немецкие войска были отброшены от столицы, но угроза городу оставалась по-прежнему серьезной. Продолжались тяжёлые бои, врагу удалось стабилизировать фронт, немецкие самолёты все еще совершали авианалеты на Москву, Ленинград сражался в блокадном окружении. В том году Пасха пришлась на 5 апреля. Казалось бы, о какой возможности открыто отмечать религиозный праздник, пусть даже такой значительный, как Пасха, в коммунистической стране, во время военных действий, подвергая прямому риску население, могла идти речь? С лета 1941 года во всех прифронтовых городах действовал строгий комендантский час, осадное положение в столице отменено не было. 4 апреля был совершен очередной авианалет на Москву. К сожалению, некоторым вражеским самолетам, несмотря на плотное заграждение зенитного огня, удавалось прорываться не только к окраинам города, но бомбить и центр. В марте несколько зажигательных бомб упали в Тайницкий сад на территории Московского Кремля. Были погибшие и раненые. Точное попадание любой авиабомбы в скопление людей неизбежно приводило к многочисленным жертвам. Поэтому совершенно неожиданно для жителей столицы утренняя сводка 4 апреля, передаваемая ежедневно в 6 часов, началась с сообщения об отмене комендантского часа в ночь на 5 апреля.
Чем руководствовалось Правительство при принятии такого рискованного решения? Историки отмечают, что с начала марта 1942 года шла работа по подготовке к изданию сборника документов и статей, связанных с деятельностью Русской православной церкви «Правда о религии в России». Книга появилась по инициативе советского правительства и предназначалась по большей части для зарубежного читателя. Безусловно, она носила пропагандистский характер - её содержание должно было послужить ответом на вопросы о свободе вероисповедания в СССР, которые были заданы Президентом Соединенных Штатов Франклином Рузвельтом руководителю Советского Союза Иосифу Сталину во время переговоров об открытии второго фронта в Европе против нацистской Германии. План книги был представлен 10 марта 1942 года Лаврентием Берией Политбюро ЦК ВКП(б). План был одобрен и Берии было поручено осуществлять контроль за изданием сборника. Редакционную комиссию возглавил доктор богословия, митрополит Николай (Ярушевич). 16 июля 1942 года книга была подписана к печати. В ней был раздел, посвящённый проведению Пасхи 1942 года в коммунистической стране, находящейся в состоянии войны со смертельным врагом. Текст раздела заканчивался словами: «И люди выходили из храма с новыми, окрепшими силами, с глубокой уверенностью в победе над врагами и с надеждой на возвращение своих близких живыми и невредимыми».
Тем не менее, не подготовка к изданию сборника, выпуск которого знаменовал возрождение после значительного перерыва издательской деятельности Русской православной церкви, сыграла главную роль в принятии решения об открытии храмов для празднования Пасхи весной 1942 года. Руководители СССР понимали, как важно в самые тёмные времена жестоких испытаний для нашего народа найти ещё одну возможность вселить в сердца людей надежду, поднять их дух, укрепить веру в победу. Власть осознавала, что запрет празднования Пасхи не только не остановит людей праздновать Христово воскресение тайно, но и будет способствовать росту недоверия к ней, может усилить страх и напряжение в обществе. Советские руководители понимали, как важна в этот критический для страны момент идея, которая способна поднять людей над страхом перед смертью, утвердить их веру в победу при самых лютых испытаниях. Безусловно, при отмене комендантского часа в Пасхальную ночь безопасность в столице никто никому гарантировать не мог. Тем не менее, элементарные меры предосторожности строжайше соблюдались: электричество в храмы подано не было, крестные ходы отменены, необходимое количество пожарных и медиков было выведено в город, наряды внутренних войск во избежание провокаций были усилены.
Город ночью погрузился во тьму. Народ отвык в такое время появляться на улице. Но в эту ночь, когда по древнему русскому обычаю двери храмов открылись, люди, прислушиваясь к горизонту, не слышен ли шум приближающихся вражеских бомбардировщиков, обходя горы не убранного за зиму снега, спешили в церкви на заутреню. По свидетельствам жителей, храмы едва могли вместить прихожан. Люди зажигали свечи в полутемных залах и как никогда верили в победу света над тьмой. Свет, который горел в их сердцах никакой враг был не в силах погасить.
- Христос воскресе! - приветствует собравшихся настоятель.
Набитый битком храм на одном выдохе:
- Воистину воскресе!
Руководству страны было доложено, что количество людей, присутствовавших на торжественных Пасхальных служениях 1942 года, в официально открытых храмах в Москве и области составляло от 25 до 30 процентов от всех жителей населенных пунктов. В Ленинграде, из-за вражеских налетов, к сожалению, были погибшие и раненые из числа верующих, пришедших на Пасхальную службу. Тем не менее, из-за того, что властями было официально позволено праздновать Пасху, люди поверили, что их молитвы, совершенные в эту ночь, приблизят Победу, точно так же как молитвы за воинов прошлых веков начиная со времен князя Владимира и Александра Невского, не раз спасали нашу Родину. Позволение праздновать Пасху произвело эффект, сравнимый с эффектом проведённого 6 ноября 1941 года парада, который также состоялся в опасных условиях осаждённого города. После этого опыта, не для книг и сборников, Правительство СССР отменяло комендантский час в Пасху в 1943, 44 и 45 годах. Знаменательно, что Пасха 1945 года пришлась на 6 мая, а в ночь на 7 мая 1945 года в Реймсе представителями Верховного главнокомандования вермахта был подписан первоначальный акт о капитуляции. Всем известно, что еще через два дня в пригороде Берлина, в ночь на 9 мая войне пришёл конец - был подписан Акт о полной и безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил. Несложно посчитать, что знаменитый День Победы 1945 года, состоявшийся в Москве 24 июня, пришёлся на день Пятидесятницы.
Российский народ и Пасха
Николай Васильевич Гоголь писал: «В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения.... Не умирают те обычаи, которым определено быть вечными. Умирают в букве, но оживают в духе... Не умрет из нашей старины ни зерно того, ...что освящено самим Христом. Разнесется звонкими струнами поэтов, развозвестится благоухающими устами святителей, вспыхнет померкнувшее — и праздник Светлого Воскресения воспразднуется как следует!» Каким-то образом в течении времени, из века в век, восприятие в российском народе Пасхи - этого «праздников праздника» и «торжества из торжеств» - вышло из рамок религиозных традиций и стало частью культурной, пожалуй, национальной идентичности. Представители любой нации или конфессии, населяющие Россию, в этот день на приветствие «Христос воскрес» с добрым настроением чаще всего ответят известным каждому россиянину «Воистину воскрес». Люди, верующие и неверующие, каким-то образом знают, что в эти весенние дни надо всех простить, что этот день отличается от других не только обыденных, но и праздничных светских, каким-то необыкновенным внутренним светом, передающимся от человека к человеку и несущем веру в лучшее. Безусловно, люди, рождённые свыше, в приветственную фразу «Христос воскрес» вкладывают буквальный евангельский смысл - Он воистину воскрес - и празднуют факт Христова воскрешения как окончательную победу Жизни над смертью.
Праздник опресноков
Традиция празднования Пасхи уходит в глубокую древность. В Евангелии от Луки 22:1 написано, что в иудейской традиции Пасха ещё носила название праздника опресноков. Откуда такое специфическое название? Понимание сути праздника переносит нас в древние времена, когда произошло событие, от которого начался отсчет истории еврейского народа и которое стало основой праздника Пасхи - исход потомков Авраама из Египта и освобождение их от рабства. Чтобы сломить упорное нежелание фараона отпустить Божий народ из рабского плена, на Египет обрушилась страшная казнь: был послан ангел смерти с полномочием умерщвлять всех первенцев в стране. Для того чтобы народ Божий не пострадал и невредимым вышел из Египта, ему было заповедано заколоть однолетнего агнца, его мясо в ночь перед исходом съесть, а кровью помазать дверные косяки. Буквально Богом было сказано следующее: «Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня. А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую». Исх. 12:11-13. В этом отрывке впервые в Библии встречается слово Пасха (буквально на иврите «пасах», что означает «прошел мимо», «миновал»). Ангел смерти не тронул семьи, укрывшиеся в домах, на косяки дверей которых была нанесена кровь жертвенного животного. Изначально Пасха содержала в себе буквальный смысл – «смерть прошла мимо». Пока ангел смерти поражал египтян, евреям следовало покинуть дома в спешке, буквально кушая перед дорогой на ходу, будучи обутыми, одетыми, собранными – «пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня», Исх. 12:11. Хлеб пекли из теста, не успевшего подняться. До наших дней во время празднования Песаха единственный хлеб, который употребляют в пищу Иудеи это пресные хлебцы - мацу. По традиции с момента добавления муки в воду процесс выпечки мацы не должен превышать 18 минут. Почему важно помнить об этих ветхозаветных деталях, ведь христианская Пасха наполнена иным смыслом, нежели иудейский Песах? Апостол Павел сквозь столетия писал христианам последних веков: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков», 1 Кор. 10:11. В понимании связи между пророческими ветхозаветными образами и новозаветными событиями нам открывается смысл того, что сделал Иисус и Пасха становится личным откровением о воскресшем Христе. Это намного важнее, чем соблюдение традиции печь пасхальные куличи и окрашивать яйца.
Во время праздничной трапезы Песаха евреи выпивают четыре бокала красного вина, которые символизируют исполнение четырех обещаний, данных Богом народу Израиля: «выведу вас»; «избавлю вас»; «спасу вас…»; «приму вас…» Далее, по древнему обычаю принято наполнять пятый, особый бокал, называемый бокалом пророка Элияу (Илии) и его не выпивают, а оставляют на праздничном столе. Иудеи верят, что в отличие от первых четырех, последний, пятый этап Божьего плана еще не реализован. Иудейская традиция гласит, что согласно этому плану, полноценный вход еврейского народа в Землю Обетованную должен произойти при непосредственном участии Всевышнего, через проявление Его могущества. План предполагает восстановление храма в Иерусалиме, что приведет к явлению славы Творца на земле. Воплотиться в жизнь этот последний этап должен с приходом Машиаха (Мессии). В ожидании Мессии наполняется бокал пророка Элияу, который вернется накануне Песаха, возвестит о приходе Мессии и о наступлении дня Господня, великого и страшного: «...прежде нежели наступит день Господень, великий и страшный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» Иоил. 2:31,32. Когда это случится, настанет время для иудеев выпить и этот бокал в знак их конечного избавления.
Новозаветная Пасха
Зная иудейскую традицию, можно заметить то, на что несведущий человек не обратит внимание. При наступлении дня Пятидесятницы, когда Петр, обращаясь к недоумевающему иерусалимскому люду по поводу излияния на учеников Духа Святого, цитируя известные слова пророка Иоиля, неожиданно заменяет слово «страшный», когда речь идет об описании дня Господнего, на слово «славный»: «И на рабов Моих и на рабынь Моих в те дни излию от Духа Моего, и будут пророчествовать. И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется», Деян. 2:18-21. Пётр обращался к людям, которые в большинстве своём знали тексты книг пророков, и они не могли не заметить разницы. Пётр проповедовал о том, что кровь Иисуса защитила от ангела смерти. Теперь день Господень не страшный, но славный - благодаря жертве Божьего Агнца Иисуса Христа смерть прошла мимо и каждый, кто верит в Его смерть и воскресение, принимает спасение. Для людей верующих в Иисуса Христа Пасха говорит о дне Господнем как о дне спасения - дне славном!
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить», Мф. 5:17 - сказал иудеям Христос. Каким образом Он исполнил его и для чего нужно было его исполнение? Драматичный исход евреев из Египта говорит нам о том, что главным условием их спасения было не личное благочестие, но то, насколько они поверят Божьему слову. Тому, кто нанес кровь жертвенного агнца на косяки дверей дома, смерть не причинила вреда. Кто не поверил Божьему условию, тот, несомненно, пострадал. Принадлежность к еврейскому народу не могла спасти от гибели. Можно с уверенностью сказать, что не все евреи сделали так, как сказал Бог и в ночь поражения ангелом смерти первенцев они ничем не отличались от египтян.
Пасха - Христос
Христос в точности исполнил Моисеев закон тем, что принёс Себя в жертву в виде закланного Агнца в дни празднования Пасхи иудеев, тем самым открыв путь к спасению каждому, кто поверит в Его жертву. С момента вступления Христа в публичное служение, во всеуслышание устами Иоанна Крестителя было объявлено о предназначении Иисуса стать пасхальным Агнцем. «Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира», Иоан. 1:28,29. Об этом же говорит апостол Павел в своих посланиях: «Пасха наша, Христос, заклан за нас», 1 Кор. 5:7. По закону Моисея жертвенное животное за грехи иудеев должно было быть принесено в храме в Иерусалиме. Христос торжественно въезжает в Иерусалим за неделю до Пасхи - в день избрания агнца, которого, по иудейской традиции, затем следует заколоть. Ещё в книге Исход читается заповедь о праздновании Пасхи: «Наблюдай праздник опресноков… ибо в оном ты вышел из Египта», Исх. 23:15. Христос точно исполняет предначертания закона. «Настал же день опресноков, в который надлежало заколать пасхального агнца, и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав: пойдите, приготовьте нам есть пасху», Лук. 22:7,8. Из года в года ученики Христа, евреи, праздновали Песах, традиции которого передавались из поколения в поколение много веков. Они знали, как приготовить пасхальную трапезу - седер. В переводе с иврита слово «седер» означает «порядок». Всё, что происходило во время седера, должно было следовать определённому порядку и иметь символическое значение. В изложении евангелистов того, как проходил седер, не видны детали, авторы не видели нужды в их описании, ведь каждый иудей знал их с детства. Раз это был день опресноков, хлеб был пресным - маца, перед учениками стояла чаша с горькой водой, символизирующей слезы еврейских женщин, пролитых ими в рабстве и вино, в количестве достаточном, чтобы каждому наполнить четыре бокала как символ четырёх обещаний Бога Своему народу. О пятом бокале Элияу сказано выше.
Пасха - воспоминание
В «Иудейских древностях» Иосиф Флавий замечает, что на Пасху 70 года от Р.Х. было принесено в жертву около четверти миллиона животных. В дни Пасхи, когда Христос взял на Себя грехи мира, Иерусалим был переполнен людьми, каждый из которых, во что бы то ни стало хотел успеть до наступления темноты отдать свое животное в руки служителей храма, чтобы те, принеся жертву, отвели от него и его семьи Божественное наказание. Шум повозок, блеяние овец, ржание лошадей, крики ослов, ссоры людей, шум и пыль до неба - невероятное столпотворение, за которым наблюдали приведённые в боевую готовность сотни римских воинов, отслеживая, не похожа ли общегородская суета на начинающийся мятеж и готовые в любой момент начать его подавлять. В то время как тысячи людей изо всех сил старались угодить Богу, страшась не исполнить многовековую заповедь Пасхи, в одной иерусалимской горнице, будто отделившись от всеобщей суеты, в мирной тишине Сам Бог готовил Себя как Агнца в пасхальную жертву за каждого из этих людей. «Они пошли, и нашли, как сказал им, и приготовили пасху. И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием», Лук. 22:13-16. Господь как бы сказал Апостолам: очень хочу вам нечто объяснить прежде, нежели совершиться уготованное Мне. Вся символика седера подчинена главной идее, выраженной в заповеди пасхальной трапезе: «зикарон» или «циккарон», что означает «помни» или «делай в воспоминание»: «И заколай Пасху Господу, Богу твоему ... на месте, которое изберет Господь, чтобы пребывало там имя Его. Не ешь с нею квасного; семь дней ешь с нею опресноки, хлебы бедствия, ибо ты с поспешностью вышел из земли Египетской, дабы ты ПОМНИЛ день исшествия своего из земли Египетской во все дни жизни твоей», Втор. 16:2,3. Суть еврейской пасхальной трапезы за семейным столом заключалась в возможности, используя всю символику, передать следующему поколению понимание о том, что Господня Пасха - это не событие давно минувших дней, когда далёкие предки тысячи лет назад вышли из рабства, но, каждый участвующий в седере, призван пережить, что это именно он вышел из рабства и живет сегодня благодаря принесенному в жертву пасхального агнца. «И объяви в день тот сыну твоему, говоря: это ради того, что Господь [Бог] сделал со мною, когда я вышел из Египта», Исх. 13:8.
«Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое ВОСПОМИНАНИЕ. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое ВОСПОМИНАНИЕ, 1 Кор. 11:23-25. Собрав самых близких Своих людей, фактически на семейной пасхальной трапезе, Иисус употребил тоже слово о воспоминании, которое евреи повторяли из года в год во время празднования Песаха, показав, что на этот раз пасхальный Агнец - Он Сам. Суть Пасхи заключается в том, чтобы каждый, празднующий её, пережил, что распятие и воскресение Христа — это не событие давно минувших дней, описанное в древней Книге, но это событие, произошедшее лично с ним - Христос умер и воскрес в нем - и в этой реальности он призван жить. Ни в одном из Евангелий не читается, было ли среди пищи жареное мясо пасхального ягненка. Может, апостолы, в то время, когда по всему городу шел запах приготовляемого мяса, растеряно оглядывались - где же их ягненок. Но это уже не было столь важно, поскольку уготованный Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира, был среди них.
Агнец и Первосвященник
Следующее, что желал показать Христос Своим последователям, что в эту Пасху Он одновременно являлся и Агнцем, и Первосвященником. Его жертва за людские грехи была абсолютно добровольна, Он был движим исключительно любовью: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее», Иоан. 10:17,18. Вот как об этом говорит автор послания к Евреям: «Христос, Первосвященник будущих благ, придя ... не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!», Евр. 9:11-14. В 13 главе Евангелия от Иоанна перед тем как приступить к трапезе, Иисус встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду, и взяв полотенце, умыл ноги ученикам. Своим действием, во время пасхальной трапезы, он показал, как выглядит новозаветное священство: «знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам», Иоан. 13:13-15. Новозаветное священство представляет собой добровольную жертву служения каждого из рожденного свыше человека другим людям в непритворной искренней любви. Священник и Агнец одновременно живёт в каждом, кто верит в Него. Уже в книге Деяний заметно, какая путаница наблюдалась у многих христиан в вопросе, как сопоставить закон Моисея и благодать Иисуса Христа. Были проповедники, которые утверждали, что для спасения необходимо и Христа принять как Спасителя, и обрезание по закону не оставлять. Празднование Пасхи, по закону Моисея было установлением вечным, но Христос исполнил закон в полноте. К тому же христиане первых веков, несомненно, желали праздновать факт искупительной жертвы Иисуса - христианскую Пасху.
Единый порядок празднования Пасхи
Эти, казалось бы, благие вопросы, вновь возбудили отчаянные споры между братьями. Известно, что многие споры по вопросам, которые, как представляется, должны были бы объединять христиан, к сожалению, часто, напротив, разделяют их. Споры о том, как следует христианам праздновать Пасху, серьезно обострились к концу II века. Римский епископ Виктор I в 196 году созвал в Риме собор, на котором был утвержден обычай празднования Пасхи, принятый на западе империи - совершать его в воскресенье, следовавшем за Страстной пятницей. Церкви Малой Азии, считавшие, что Пасху следует отмечать 14 нисана, как это было заповедано Богом в Пятикнижии, несмотря на какой неделе приходится это число, не приняли постановлений Собора, за что были отлучены от Божией церкви епископом Виктором. До Великой схизмы (церковный раскол, после которого окончательно произошло разделение христианской Церкви на Римско-католическую на Западе, с центром в Риме и Православную на Востоке, с центром в Константинополе) ещё было очень далеко, христиане первых веков еще искали способы для того, чтобы сохранить единство. Западные епархии посчитали вердикт Виктора несправедливым, в результате чего епископу Рима пришлось снять отлучение. Но, очевидно, что страсти накалились. Только в IV веке, уже после того, как христианство стало официальной религией Римской империи, церквям удалось прийти к согласию в определении порядка празднования Пасхи. Римский император Константин I Великий, издавший в 313 году Миланский эдикт о веротерпимости, который положил конец гонениям на христиан, понимал, что спокойствие в религиозной жизни общества приносит устойчивость империи. Предоставляя христианству особый статус и поддерживая церковь, Константин всё активнее вмешивался в церковные дела, стараясь добиться в ней единства, от которого во многом зависел гражданский мир внутри государства. В межцерковных спорах, пользуясь властью, он часто выступал в качестве арбитра. Когда спорные вопросы накопились, император, для их урегулирования, принял решение созвать всеобщий собор, который историки назвали Первым Вселенским Никейским собором - он состоялся в городе Никее в июне 325 года и продолжался больше двух месяцев. Никейский Собор считается одним из важнейших событий христианской истории и его решения свято чтутся как католиками, так и православными.
Одним из главных вопросов рабочей повестки участников, было выработка общего отношения христиан к арианскому движению, основной идеей которого было утверждение, что Иисус Христос - не Бог, а Божье творение, не подобное Ему. Эта идея при императоре Константине успела стать государственной версией христианства. Почему было так принципиально дать оценку арианству как ложному религиозному движению? Хотя к началу VII века это движение исчезло, его идеи имеют свойство, так или иначе, периодически возникать, камуфлируясь под христианство. Если Христос не является Богом, как утверждали ариане, Он может быть даже жертвой за грехи людей, но, следуя за этой мыслью, Бог не может жить в человеке. Именно жизнь воскресшего Христа в людях преображает их жизни. Именно этим христианство отличается от других религий: «вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом», 2 Кор. 6:16.
К сожалению, протоколы Собора не сохранились, о его решениях известно из описаний более поздних Соборов, которые утверждали основные положения, принятые Никейским Собором. Кроме того, что в Никее арианство официально было признано ересью, необходимо было сформулировать единый символ веры, для христиан, что и было совершено: «Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого [а именно Сына] всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мёртвых. И в Святого Духа». Никейский символ веры остается и поныне базовым и единым определением веры для христиан трех основных мировых конфессий - православия, католицизма и протестантизма. Собор также утвердил единый порядок празднования Пасхи. Вначале нужно было определиться с единым церковным календарём. В качестве официального церковь приняла юлианский календарь в том виде, в каком он существовал во время прохождения Собора. Это был государственный календарь Римской империи, в которой проживало абсолютное большинство верующих. Начало года в нем приходилось на 1 сентября. Что касается Пасхи, были разработанные 4 основных правила определения дня Пасхального праздника, основанных на утвержденном юлианском календаре: 1) христианская Пасха никогда не должна праздноваться в один день с Пасхой иудейской. Праздник, после смерти и воскресения Христа обрел совершенно иной смысл, нежели Пасха, символизирующая исход евреев из Египетского плена. Христиане празднуют победу Жизни над смертью и свое «прехождение от смерти к жизни», дарованное смертью и воскресением Иисуса Христа. Эту разницу важно было подчеркнуть разными днями празднования. 2) христианская Пасха всегда должна праздноваться после дня весеннего равноденствия 21 марта юлианского календаря; 3) она всегда должна праздноваться после полнолуния, самого первого после дня равноденствия; 4) Пасха всегда должна праздноваться в самое первое воскресенье, наступающее вслед за этим полнолунием. Не вдаваясь в детали вычисления Пасхального дня, известно, что Пасха может отмечаться в разные даты, но всегда в воскресенье.
Разногласия в сложном подсчёте определения дня празднования Пасхи продолжались и после никейского собора, пока в 525 году римский аббат Дионисий Малый предложил александрийский 19-летний цикл подсчёта дня Пасхи. Но только в VIII веке александрийская пасхалия была принята повсеместно и наконец весь христианский мир стал праздновать Пасху каждый год в один и тот же день, при этом церкви сохраняли свои особенности проведения праздника.
Празднование Пасхи в Константинополе
В сентябре 335 года в присутствии императора Константина в Иерусалиме был освящен храмовый комплекс, в который входил храм-мавзолей Анастасис ( с греческого - «Воскресение»), внутри которого находился Гроб Господень. Храм повелела строить царица Елена - мать императора Константина. Рядом была возведена базилика - Великая церковь, обращённая алтарем в сторону Анастасиса. В состав храмового комплекса вошли предполагаемое место Голгофы, внутри базилики была оборудована крипта, отмечающая место обретения Животворящего Креста. Вплоть до 637 года, когда арабы захватили город и Халиф Умар приказал на Храмовой горе построить мечеть Купол Скалы – одну из главных святынь исламского мира, празднование Пасхи в Иерусалиме совершалось очень торжественно. После утренней литургии в храме верующие собирались возле Гроба Господня с пением гимнов. Вечернее богослужение начиналось на Елеонской горе, где читался отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о явлении Спасителя двум путникам. После этого молящиеся отправлялись на Сион, где совершалась вечерня.
В церкви Антиохии во время ночного крестного хода один из диаконов оставался в храме. Перед тем как впустить верующих в храм по окончании крестного хода, диакон со священником в форме диалога читали 23 Псалом. Празднования Пасхи в Константинополе происходило в главном храме империи – соборе Святой Софии, построенном в первой половине VI века. Активное участие в праздновании принимал сам император. К престолу в храме, где совершается Евхаристия (Святое причастие) могли прикасаться исключительно священнослужители. Но император непосредственно участвовал в праздничном преоблачении престола. После пасхальной литургии патриарх торжественно возлагал на императора корону, что символизировало Божье благословение на его царствование на следующий год, до следующей Пасхи. [ https://nskmi.ru/esmi/articles/8953/]Со своей стороны правитель империи на Пасху передавал священникам традиционное приношение на годовое содержание храма.
Пасхальные традиции
Византия оказала огромное культурное и религиозное влияние на Древнюю Русь, многие традиции настолько укоренились в России, что считаются народными, в том числе традиции пасхальные. Всеми любимым обычаем является выпекание куличей на Пасху. Эта традиция также пришла из Византии и связана с артосом. Артосом считается хлеб, приготовленный на закваске и освященный в первый день Пасхи. Литургические комментарии связывают происхождение артоса с преданием, в соответствии с которым апостолы после вознесения Христа за трапезой оставляли для Него часть хлеба, не опресноков, символически обозначая Его присутствие с ними. Обряд освящать куличи и угощать ими впервые отмечен в Византии в XII веке.
Спор о том, какой хлеб необходимо использовать во время Пасхи - безквасный или квасной был настолько острым и принципиальным для христиан, что в своё время послужил одной из причин разделения церкви на Западную и Восточную в 1054 году. Во время этих споров сторонники использования артоса утверждали, что совершенным евхаристическим хлебом может быть только хлеб квасной, так как в нём присутствуют все символы, говорящие о воскресшей жизни: мука - это тело, закваска - душа, соль - ум, вода - как дух и жизнь, поэтому хлеб непременно должен быть квасным, «живым», оживляющим душу причащающегося. В отличие от хлеба пресного, он олицетворяет победу Жизни над смертью. Квасной хлеб — это свидетельство того, что, благодаря жертве Христа, мы имеем жизнь вечную, Пасха — это день радости, а не скорби. Филологи, разбирающие тексты Священного Писания утверждают, что в Библии «артос» был понятием скорее нейтральным, он обозначал просто хлеб и не говорил о его составе. Тем не менее именно высокий пасхальный кулич цилиндрической формой стал даже не религиозной, но национальной традицией в нашем народе. Например, квасной артос в Афоне, в крупнейшем в мире месте сосредоточения православных монастырей артос, напротив, имеет небольшой размер, а традиционный болгарский или румынский артос может быть в форме булки-плетёнки.
Традиция окрашивать яйца и освящать их на Пасху также пришла из Византии. В западной традиции пасхальным Символом является кролик. Он ночью «прячет» раскрашенные яйца, а дети утром их разыскивают дома. Существует легенда, почему кролик (или заяц) стал этим символом. Она гласит, что одна бедная женщина прятала в саду ярко окрашенные пасхальные яйца. Однажды, когда дети искали их, они заметили прыгающего зайца и подумали, что именно он высидел яйца. Поэтому пасхальные кролики по весёлой традиции высиживают пасхальные яйца, которые по утрам дети, наперегонки, ищут по дому и в саду. Пасхальных зайцев в католических странах делают съедобными – из шоколада, мармелада, в виде печенья - из вкусных сладостей. Они олицетворяют изобилие и благополучие.
Пасха по григорианскому календарю
К сожалению, между православными и католическими верующими через время вновь возникли разногласия о дне празднования великого праздника. в 1582 году Римский Папа Григорий XIII решил изменить календарь и в соответствии с ним установить новую пасхалию, названные впоследствии его именем. Изменить церковный календарь ему рекомендовал неаполитанский астроном, преподаватель университета Перуджи Алоизий Лилий, обосновав своё предложение тем, что время реальных равноденствий и полнолуний изменились по сравнению с тем, когда они происходили во времена Никейского Собора. Алоизий рассчитал календарь с учётом реального положения небесных светил. Окончательный вариант григорианского календаря утвердил монах-иезуит Христофор Клавий, немецкий математик, один из самых уважаемых астрономов в Европе. Календарная реформа вызвала массовые протесты в обществе и ожесточённую полемику среди учёных. Почти все университеты Западной Европы решительно высказались против реформы и заявили, что григорианский календарь это всего лишь ничем не оправданное «искажение юлианского календаря». Особенно категоричными были парижский и венский университеты. Православные архиереи, в следующем после принятия реформы году, вынесли принявшим новый календарь анафему. Папа Григорий XIII также пригрозил отлучением тех, кто будет противиться установлению нового календаря. Другой, не менее авторитетный астроном, первооткрыватель законов движения планеты Солнечной системы, немецкий математик, протестант по вероисповеданию Иоганн Кеплер несмотря на ярую вражду с католиками, поддержал новый календарь и немало сделал для того, чтобы грегорианский календарь приняли протестанты. Постепенно практически все страны мира приняли григорианский календарь. Молодая советская Россия это сделала 26 января 1918 года.
В 1923 г. Константинопольская Церковь ввела новоюлианский календарь, который разработал профессор математики и небесной механики Белградского университета Милутин Миланкович. Новоюлианский календарь, основанный на 900-летнем цикле, будет полностью совпадать с григорианским в последующие 800 лет. 11 Поместных Православных Церквей, перешедшие на новоюлианский календарь, сохранили Александрийскую пасхалию, основанную на юлианском календаре, но непреходящие праздники отмечают по григорианским датам.
Протестантские традиции Пасхи
Что можно отметить касательно протестантских традиций празднования Пасхи? Отцы Реформации Лютер и Кальвин имели схожую позицию. Мартин Лютер в своем «Трактате Касательно порядка публичного богослужения» (1523): написал: «Все праздники в честь святых должны быть отменены… Праздники Сретения и Благовещения я бы сохранил». Реформаторы упразднили большинство религиозных праздников и святых дней, сохранив лишь самые важные: Рождество, Пасху и Пятидесятницу. Похоже, что даже их они оставили из-за невозможности обойти события, которые в глазах людей определяли основные постулаты христианской веры. В Большом катехизисе (1529), Лютер указывает, что святые дни «всецело внешняя форма, подобно другим обрядам Ветхого Завета, которые связывались с особенными обычаями, личностями, местами и теперь были отменены посредством Христа». Джон Кальвин верил, что и Пасху необходимо отменить как церемонию, но ее следует соблюдать духовно для того, чтобы постоянно вспоминать несравнимую благость Божию. Попытка Кальвина сохранить духовное соблюдение Пасхи, в то же время отвергая её церемониальное празднование, на практике натолкнулось на неразрешимое противоречие. Христианам плохо удавалось духовно обогащаться фактом Христова воскресения, не выделяя особенного времени, чтобы отметить победу Жизни над смертью в день, когда Христос воскрес. Пасха для христиан всех народов и конфессий во все времена была особенным праздником, её ждали, к ней готовились, этот светлый праздник всегда был особенно почитаем и любим.
Личная Пасха
Николай Александрович Бердяев, известный русский философ, будучи высланным из Советского Союза, в Париже регулярно встречался и вёл беседы, как с православными, так и с католиками, и протестантами. Будучи воцерковленным православным верующем, он описывал в своих трудах различные взгляды людей, представителей различных наций и вероисповеданий. В 1925 году он организовал «Кружок интерконфессиональных исследований» для попыток улучшить взаимопонимание между представителями разных церквей. На встречах присутствовали католики, протестанты, православные и светские люди, которым были интересны темы для обсуждения. Георгий Кочетков, священник, основатель и ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института писал о Николае Бердяеве так: «так или иначе он мог и смел видеть правду и истину и в других церквах и духовных учениях... Он чувствовал необходимость для всех христиан прорываться через свою конфессиональную ограниченность и жизненную неправду. Его интересовало и учение, и жизнь церкви, хотя он понимал, что жизнь превосходит церковное учение, и что учение становится завидным ее образцом».
Интересно краткое описание христианских церквей, которое дал Бердяев в своей статье «Истина Православия»: «Православная Церковь есть прежде всего Церковь предания в отличии от Церкви Католической, которая есть Церковь авторитета, и церквей протестантских, которые суть церкви личной веры». В каждой из церквей есть что-то, что христианин может найти именно для своей души. Поэтому для одних людей домом становится одна церковь, для других - иная. Если брать во внимание характеристику протестантской церкви как церкви личной веры, в ней можно увидеть определенное преимущество. Какой богатый потенциал для творческого созидания может реализоваться в жизни христианина, когда он получает личное откровение о том, что Христос умер за него и воскрес в нём - личное откровение о Пасхе! Кто тогда может ему помешать реализовать его? Какое благородное сердце и какое славное подвижничество может стать основой жизни христианина при личной вере в то, что в нём одновременно живёт Агнец и Священник!
Евангельские верующие России, воспитываясь на общих для всех протестантов постулатах, сформулированных отцами реформации: «только Писанием», «только верой», «только благодатью», «только Христос», и «только Богу слава», имеют свое лицо и свой характер - наш, российский. Евангельские верующие России вышли из российского народа и служат ему. Поэтому для них не может быть принципиальным спором вопрос календаря. Священнослужители евангельских церквей поддерживают пасхальные традиции, верят в чудодейственную силу пасхальной молитвы, которая защищала не раз Родину в годину жестоких испытаний, поют пасхальные гимны, славят воскресшего Христа, веря, что теперь Он живёт в каждом для блага других людей и страны в целом.
Поздравляем христиан со светлым праздником победы Жизни над смертью, с праздником Пасхи!
Христос воскрес! Воистину воскрес!
Автор: Онищенко Андрей
Пресс-служба Централизованной религиозной организации Российский объединённый Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.