Наследие от Господа. К Международному дню защиты детей

31.05.2024

«Вы посмотрите на моих детей. 
Моя былая свежесть в них жива, 
В них оправданье старости моей».
Уильям Шекспир

Лорд Энтони Эшли-Купер, принадлежавший к евангелическому движению англиканской церкви, в 1833 году внёс в Палату общин Британского Парламента законопроект. Он предусматривал, что дети, работающие в промышленности, не должны быть младше девяти лет, и никто моложе восемнадцати лет не должен был работать более десяти часов в день. Лорд Энтони настаивал на том, что дети должны ходить в школу, и предлагал назначить государственных инспекторов по образованию для контроля за исполнением этого закона. 

Цифры, прописанные в законопроекте, для людей, живущих в XXI веке, кажутся чудовищными, но в первой половины XIX века этот законопроект был достаточно прогрессивным предложением в вопросе защиты детства. Количество беспризорников, а также детей, живущих в бедных семьях и вынужденных работать на пределе своих сил только для того, чтобы что-то покушать и во что-то одеться, с каждым годом росло: к 1850 году только в Лондоне было зафиксировано, по подсчётам лорда Энтони, более 30 тысяч «голых, грязных, бродячих беззаконных и покинутых детей». 

К моменту завершения Первой мировой войны, в которой погибло более 11 миллионов человек, проблема детского труда и беспризорности достигла мирового и межнационального уровня. Толпы никому не нужных, обозленных на весь мир и при этом беззащитных маленьких человечков, для которых «улица», включавшая в себя брошенные, разрушенные и непригодные для жилья помещения, пустыри, мусорные свалки и т.п., вынужденно стала «домом». Там они добывали себе еду, находили временное укрытие от дождя и холода, находясь под жестоким надзором преступных лиц постарше, заполнили континенты и крупные города от Нью-Йорка и Лондона до Москвы и Пекина. Хотя государства после войны ещё не успели экономически восстановиться и наладить социальное взаимодействие в обществе, небезразличные к судьбам детей люди начали предпринимать усилия, чтобы помочь тем, кто в силу своего возраста не мог сделать это самостоятельно.

В 1919 году в Лондоне был основан Фонд спасения детей, а в молодой Советской Республике в том же 1919 году, 4 января, было принято постановление за подписью Председателя Совета Народных Комиссаров В. Ленина и Народного Комиссара по просвещению А. Луначарского об учреждении Совета защиты детей. В него вошли представители различных наркоматов: просвещения, соцобеспечения, здравоохранения, продовольствия и труда. Их первостепенной задачей вследствие Гражданской войны было снабжение детей всем необходимым: пищей, одеждой, помещениями для жилья и обучения, медицинским обследованием и лечением, а также эвакуацией их из зоны боевых действий и регионов, где неистовал голод. Буквально каждый ребенок был учтён. 

В 1921 году, когда гражданская война близилась к завершению, был сделан еще один шаг: при ВЦИК была образована Комиссия по улучшению жизни детей. С 1922 года стали вводиться квоты для производственного обучения подростков, а в 1925 году в СССР началась кампания по усыновлению беспризорников.

На межгосударственном уровне 23 февраля 1923 года на IV Генеральном конгрессе Международного союза спасения детей по инициативе членов Фонда, созданного в Лондоне, была принята первая Декларация прав ребенка, известная как Женевская декларация прав ребенка.

Наследие от Господа. К Международному дню защиты детей

Декларация состояла из пяти пунктов:
1.Ребенок должен обладать всеми средствами, которые необходимы для его нормального физического и духовного развития.
2.Голодного ребенка нужно накормить, больного ребенка – вылечить, ошибающегося – поправить, провинившегося – перевоспитать. Сироты и беспризорники должны получить поддержку и защиту.
3.Ребенок должен первым получать помощь во время трудностей.
4.Ребенок должен быть защищен от любых форм эксплуатации.
5.Ребенок должен быть воспитан с пониманием, что его лучшие качества должны быть направлены на помощь ближним.

В 1925 там же, в Женеве, провели Всемирную конференцию по благополучию детей, после которой некоторые страны учредили День защиты детей. Так как конкретной даты на конференции предложено не было, государства сами выбирали, когда его отмечать.

После II мировой войны Международная демократическая федерация женщин на специальной сессии в ноябре 1949 года выдвинула инициативу отмечать День защиты детей регулярно, чтобы внимание к этой проблеме не ослабевало. Организация Объединенных Наций (ООН) поддержала эту инициативу и объявила защиту прав, жизни и здоровья детей одним из приоритетных направлений своей деятельности. Во многих странах мира, включая Россию, Международный день защиты детей стал отмечаться в самом начале лета – 1 июня.

Взяв за основу женевский документ, 20 ноября 1959 года ООН приняла Декларацию прав ребенка. Версия ООН была расширена и состояла не из пяти, а из десяти пунктов. В 1954 году Генеральная Ассамблея ООН рекомендовала на основе своей декларации с 1956 года всем странам отмечать Всемирный день ребёнка. В своей резолюции (№ 836 (IX)) Генассамблея подчеркнула, что проблема защиты детей может эффективно решаться только общими усилиями наций и народов, всеобщее празднование Всемирного дня ребёнка послужит укреплению солидарности и сотрудничества между нациями. 

Многие бедствия приходят в жизнь детей и подростков из-за постоянно происходящих войн, эпидемий, различных природных катастроф. Подобные события всегда происходили в истории человеческой цивилизации и, к сожалению, будут происходить. Многим известен беспрецедентный, ужасный по своей жестокости случай, произошедший в Парагвае. 16 августа 1869 года во время сражения парагвайцев против агрессии со стороны Бразилии и Аргентины до 4000 детей возрастом от 9 до 15 лет встали в ряды защитников своей Родины, и в битве все дети погибли.

Тем не менее, большая доля детских проблем появляется там, где, исходя из здравого смысла, возникать не должна – в семье. Поэтому вопрос защиты детей нельзя рассматривать в отрыве от вопроса поддержки института семьи. 

В природу каждого человека вложено желание передать свою жизнь, отобразить её в своих детях точно так же, как Бог стремится отобразить Свою жизнь в людях, Его детях. Дети начинают нуждаться в защите, когда взрослые перестают понимать их предназначение. Люди рождают детей, чтобы передать им всё лучшее, что у них есть, чтобы их ценности продолжали жить в последующих поколениях по окончании их земного существования.

Культивация философии, которая утверждает, что человек может отвергать всё, что не является для него комфортным, когда доминантой его мышления и поведения становится стремление к личному комфорту и удовольствию, порождает общество эгоистов, обреченное на вымирание. Чайлдфри – люди, сознательно не желающие иметь детей, являются примером реализации этой философии. 

Международный день защиты детей необходим, чтобы общество не упускало из вида понимание того, что дети через небольшое количество лет определят, какой будет страна. Если не обратить внимание на необходимость передачи традиционных духовно-моральных ценностей детям, люди будут жить в обществе, в котором проблемы искаженного понимания смысла жизни сначала станут нормой, а потом усилятся и обрекут общество на самоуничтожение.

В наше время количество организаций, осуществляющих деятельность в направлении защиты детей, во всём мире растёт, но они не могут дать ответы на все существующие проблемы, касающиеся безопасного и гармоничного развития ребенка как здоровой, целостной личности. Самая лучшая защита детей и самые лучшие условия для их полноценного развития заложены Творцом в институт семьи. В семье дети видят, как родители любят друг друга, а также чувствуют их любовь и заботу к себе, что делает их в своих глазах ценными и достойными личностями. В семье дети приобретают навык любить в ответ, почитать других членов семьи, при чём во всех её поколениях.

Год семьи, объявленный в стране, – прекрасная идея, в рамках которой осуществляется всесторонняя поддержка института семьи: от законодательной базы, формирования благоприятных экономических условий для создания многодетной семьи до популяризации отношений любви и верности в браке, которые представляют семью как общенациональную ценность, где воплощаются самые достойные духовно-нравственные традиции народа.

Священное Писание утверждает: «... Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (2 Кор. 12:14). Когда взрослые понимают, что предназначение детей – принять, развить и передать следующему поколению то лучшее, что есть у взрослых, они начинают бережно относиться к своим детям и с готовностью собирают им имение не только материальное, но прежде всего духовное, являющееся основой их собственной жизни.

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него - плод чрева». (Пс. 126:3). Принимая наследие от Господа – детей, человек понимает, что награда жизни состоит в возможности и способности формировать в ребенке личность, которая своим характером будет отображать Господа. 

В реализации задуманного Богом плана развития и формирования ребенка в здоровой, крепкой семье, где он видит пример своих родителей, находится самая эффективная его защита и заложены ответы на любые жизненные вызовы, с которыми ему придётся столкнуться.

Пресс-служба Централизованной религиозной организации Российский объединённый Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone