Епископ Российского объединенного Cоюза христиан веры евангельской (пятидесятников) в Год семьи раскрыл секреты счастливого брака
2024 год объявлен в России Годом семьи. Раскрывая тему традиционных семейных ценностей, «Петербургский дневник» встретился с многодетным отцом епископом Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Дмитрием Шатровым и поговорил об основах крепкой счастливой семьи.
- Дмитрий Дмитриевич, поделитесь воспоминаниями о том, каким было ваше детство.
- Я родился в семье потомственного священника, так что я в 5-ом поколении по линии мамы священник, а по папе - в 4-ом. Уже с детства перед глазами стоял пример родителей и прадедов, которые даже в самых сложных жизненных обстоятельствах оставались преданными своей вере в Бога. Наблюдая атмосферу чудес, которую создавала чистая вера в их жизнях, у меня не возникало никаких сомнений в выборе дальнейшего пути. Я помню, что у нас дома всегда кто-то гостил. Папа был известным священником, и люди со всего Советского Союза постоянно приезжали к нему на консультации. Поэтому я вырос среди людей и видел, как папа с чистым сердцем и верой служил им, а также те чудеса, которые происходили в семье. Мне хотелось продолжить его дело. То есть служить людям.
- Каким образом родители прививали вам духовные ценности?
- Духовные и семейные ценности мне были привиты не нравоучениями и лекциями о морали и о том, что хорошо, а что плохо. Они были привиты личным примером. Именно пример жизни моих родителей зацепил мое сердце.
- Какие главные ценности вы вынесли из родительского дома?
- Во-первых, мое жизненное кредо заключается в том, что я больше счастлив не от того, что что-то получу сам, а от того, что отдам, поделюсь чем-то с другими. Например, когда перед моим походом в школу папа давал мне 20 копеек на булочку, все мои друзья точно знали, что по кусочку булочки получит каждый из них. Отданное что-то с любовью наполняло меня радостью. Мое счастье заключается в том, чтобы отдавать себя, свое сердце и делиться своими ресурсами, в чем бы это ни выражалось.
Также родители научили меня служению. Оно включает в себя множество ценностей: гостеприимство, помощь людям в их трудных жизненных ситуациях, строительство церквей, жертвенность, преданность своей семье – жене и детям. Безусловно, одни из важных ценностей, которые я перенял от своих родителей, – это посвященность Евангелию, Церкви и, конечно, любовь к своей стране.
- Любовь к Родине является основой для формирования личности человека?
- Для меня любовь к Родине вырастает из моей любви к Богу. Прежде всего, во мне живет любовь к Богу. Если я познал на своем личном опыте ценность присутствия Бога в моей жизни, то любовь к нему меня обязательно будет учить любви к Родине. Это те ценности, которые мне хотелось донести и до моих детей.
- Вы создали семью в довольно раннем возрасте.
- Когда я женился, мне было 22 года. У нас с женой сразу один за другим родились дети. Четыре сына. На сегодняшний день они уже все женаты. У меня семеро внуков. И когда меня спрашивают о том, почему мои дети такие добрые, человечные, любят служить людям, у меня рождается очень простой ответ. Он состоит в том, что дети видели перед собой пример родителей. Они видели, как их папа любит их маму, как он служит людям. Я никогда специально не нравоучал: «Дети, будьте добрыми!» Я просто постоянно брал их с собой на различные мероприятия, как это когда-то делал со мной мой отец, и они видели эту счастливую жизнь, полную любви и возможности делиться ею с окружающим миром. Я знал, что, однажды попробовав это на своем опыте, они уже не захотят другой жизни.
Да, наша семья финансово обеспечена. У нас есть небольшой бизнес. В свое время я с нуля организовал и был владельцем телеканала, который позже продал правительству Москвы (канал ТВЦ), а средства вложил в бизнес и благотворительные проекты. Но бизнес я открывал не для того, чтобы заработать как можно больше денег. Для меня прибыль не цель. Деньги – очень хорошие слуги, но очень плохие господа. Мне важно, чтобы деньги, которые я получаю, могли служить людям. Я не использую церковь для денег. Я использую деньги для служения в церкви.
- Как вы считаете, на чем должны строиться взаимоотношения с молодым поколением, чтобы привить ему правильные ценности?
- Нет другого пути, кроме как личный пример. Вы можете сколько угодно рассказывать о морали и духовности, но если родители живут ценностями денег и у них в голове только цифры, тогда то, за что так ругают Америку, – приоритет материального над духовным – станет для нас реальностью.
Дети в первую очередь смотрят на родителей. Поэтому единственно верный путь привить детям правильные ценности – это самим жить, исходя из этих ценностей.
- Как уже взрослому человеку взрастить в себе эти ценности, если они не были заложены в нем с детства?
- Единственный способ – через личный опыт прийти к осознанию того, что материальное богатство не способно закрыть пустоту в душе. Очень часто случается так, что люди, которые стремились к материальному богатству и наконец его получили, не чувствуют себя счастливыми, а, напротив, испытывают разочарование. Если человек стремится к большим деньгам, полагая, что в этом счастье, то пока он этого не достигнет и на своем опыте не осознает ничтожество этой цели, трудно ему что-то объяснить. Кстати, многие люди так и приходят к вере.
Есть хорошая метафора. 95 процентов айсберга находятся под водой, мы же видим только те 5 процентов, которые над поверхностью воды. Айсберг движется не туда, куда дует ветер, а туда, куда его несет течение. Так же человек. 95 процентов решений в жизни он принимает, следуя своим убеждениям и ценностям, которые были заложены в нас с детства и по ходу жизни. В свою жизнь мы притягиваем не то, что мы хотим нашим разумом, а то, кем мы являемся внутри.
Пять процентов из 100 – это наши осознанные решения, которые и есть данная человеку Богом свободная воля. Невозможно изменить жизнь за один день. Но возможно изменить мышление, которое поменяет жизнь. Поэтому если ты хочешь поменять жизнь, ты должен этими пятью процентами начать влиять на основные 95 процентов, чтобы менять установки и ценности внутри себя. Это большая работа. Бог оставил человеку эти 5 процентов, т.е. свободную волю, чтобы поменять 95 процентов и сделать себя и свою жизнь лучше.
- Способен ли человек создать счастливую семью, не пройдя этот путь работы над собой?
- Готов ли человек создавать семью, не всегда определяется этим критерием. Большинство людей, создавая семьи, пока не дошли до, скажем так, правильного процентного соотношения в вопросах «материальное – духовное». Я женился в 22 года. Но у меня было чувство ответственности и желание заботиться о жене и детях. Эти два качества далее расставляют приоритеты у тебя в душе. Ты зарабатываешь деньги не ради денег. Любовь к семье становится стимулом. Эти чувства ответственности и любви начинают уже по-другому структурировать и выстраивать тебя изнутри. Заработанные деньги ты приносишь в семью, чтобы твои любимые люди жили в лучших условиях. Во главе твоих действий становится не жажда денег, а жажда заботы о близких. А это уже духовные ценности. Деньги становятся не господами, а слугами.
- Наблюдая за семейной жизнью сыновей, вы даете им советы, если, опираясь на свой жизненный опыт, видите, что где-то они допускают ошибки?
- Дело в том, что то, как мы растили своих детей, заложило в них те самые 95 процентов – основу «айсберга» их личности. Поэтому ругать детей за их ошибки – это прежде всего значит ругать самого себя. Они совершают эти ошибки, исходя из того, какие ценности ты в них заложил.
Я считаю, что наши дети должны иметь свободу поступать так, как считают нужным. В моих силах предупредить о возможной ошибке. Но если ребенок ее сделал – помочь исправить без осуждения. Это в христианстве называется отцовство. Когда ты рядом и помогаешь не совершить ошибку, но если дети ее совершили, то ты рядом не для того, чтобы осудить, а помочь ее исправить и двигаться дальше.
- Взаимодействие с внуками вы выстраиваете на этих же принципах?
- Я всегда говорю жене, что наше дело – баловать внуков. Важно отметить, что ты вкладываешь в своих детей любовь не для того, чтобы они тебе ее отдали обратно, а для того, чтобы они в дальнейшем дали ее своим детям. Родители никогда не получат от детей столько, сколько они им дали. Но мое счастье, как родителя, состоит в том, чтобы видеть, как мои дети любят своих детей. Поэтому я хочу баловать своих внуков, но воспитывать и наставлять – это уже дело родительское.
- Возможно, у вас есть пожелания к нашим читателям.
- Один из учеников Иисуса Христа Апостол Иоанн говорил: «Бог есть любовь, и мы уверовали в нее». Не в «него», а в «нее». Зачастую люди представляют Бога как судью на небесах, всегда готового покарать за ошибки. Бог не такой. Я хочу, чтобы Бог у людей ассоциировался с любовью, а не с наказанием. Когда люди уверуют в Бога как в любовь, это качественно изменит их жизнь. Ведь страх наказания сковывает потенциал человека, тогда как любовь, наоборот, раскрывает его. Мысли о том, что Бог есть любовь, помогут начать жить, руководствуясь не только разумом, холодным расчетом, но и сердцем. Практикуя систематически эту парадигму мышления, человек развернется, раскроется к тому, чтобы принять любовь Бога во всей ее полноте.
Источник: spbdnevnik.ru
Пресс-служба Централизованной религиозной организации Российский объединённый Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.