История России насчитывает более тысячи лет. 21 сентября 1862 года император Александр II предложил учредить праздник в честь образования российской государственности. Почему был выбран этот день? Историки сошлись на том, что зарождение России как государства произошло в 862 году, и предложение императора было приурочено к тысячелетию страны.
В том же 1862 году в Новгороде была воздвигнута величественная скульптурная композиция «Тысячелетие России». В её центре находится фигура русского крестьянина, поддерживающего гигантский шар-державу. Он окружён фигурами людей, которые определили развитие России как государства, уникального своим культурным и религиозным многообразием, обширной территорией и грандиозным влиянием на развитие человеческой цивилизации.
Среди них новгородский князь Святослав Игоревич, великий князь Александр Невский, княгиня киевская Ольга и великий князь Владимир I, крестивший Древнюю Русь, символизирующий начавшуюся новую христианскую эпоху в истории Руси. Он изображен с поднятым вверх крестом. Рядом с князем обращающиеся к нему женщина с ребенком и мужчина-славянин, низвергающий идола.
Также в композиции скульптуры представлены Князь Ярослав Мудрый, великий князь Владимир II Мономах, древнерусский князь и полководец Мстислав Удалой, который первым из русских князей оказал сопротивление монголам в битве на Калке, князь Даниил Галицкий, великий князь Михаил Тверской, великий князь Дмитрий Донской, великий князь Московский Иван III Васильевич, казачий атаман и покоритель Сибири Ермак Тимофеевич, Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский, староста Иван Сусанин, атаман Богдан Хмельницкий, Марфа новгородская Посадница, генерал-фельдмаршал Михаил Голицын, генералиссимус Александр Суворов, генерал-фельдмаршал Михаил Барклай-де-Толли, генерал-фельдмаршал Михаил Кутузов, князь Пётр Багратион, адмирал Павел Нахимов, Михаил Ломоносов, Николай Гоголь, Карл Брюллов, патриарх Никон, императоры: Пётр I, Александр I, Екатерина II, Николай I и др. Всего 109 политических, культурных, научных и религиозных деятелей.
В начале XVI века на Руси было создано «Сказание о князьях Владимирских». В нем описано, как легендарный старейшина Гостомысл в 862 году пригласил на правление Рюрика Варяжского, сумевшего объединить ладожские племена с центром в Ладоге. Это событие было взято историками за дату основания российского государства. Через 2 года, согласно «Повести временных лет», центр его правления переместился из Ладоги в Новгород, а сам Рюрик I стал первым русским князем, основателем династии Рюриковичей, которые правили Русью более семи веков до 1598 года.
После смерти Рюрика I регент его малолетнего сына Игоря Олег взял власть в свои руки, завоевал Смоленск и, собрав многочисленное войско, захватил Киев. Олег, получивший прозвище Вещий (мудрый, знающий будущее) таким образом объединил северные и южные земли восточных славян. Расположение Киева на холмистых берегах Днепра показалось настолько удачным, что он перенес в город столицу, произнеся ставшие знаменитыми на века слова: «Да будет это мать городов русских».
Русь продолжала развиваться, укрепляться и ко времени правления великого князя Ярослава Мудрого достигла наивысшего могущества. Киев стал одним из крупнейших городов Европы. Его влияние сопоставлялось с влиянием Константинополя.
В наиболее ранней из сохранившихся в полном объёме русских летописей «Повести временных лет», созданной в Киеве в 1110-х годах, в переводе академика АН СССР Дмитрия Сергеевича Лихачева сохранено высказывание великого князя, не потерявшее своей актуальности на протяжении более чем тысячелетней истории страны: «...если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам врагов. И будете мирно жить. Если будете в ненависти жить, в распрях и ссорах, то погибнете само и погубите землю отцов своих, которые добыли её трудом своим великим...»[ Повесть временных лет. Перевод с древнерусского Д. С. Лихачёва, О. В. Творогова. Издательство " Вита Нова", СПБ, 2012, с. 109.].
По крайней мере четырежды в истории России пророческий наказ великого князя едва не стал трагической реальностью для государства.
В декабре 1237 года внук Чингизхана, хан Золотой Орды Батый начал полномасштабное вторжение на Русь. Первым городом, к которому подошло сильное многочисленные войско хана, стала Рязань. Рязанский князь Юрий Ингваревич обратился за помощью к другим русским князьям, но те не откликнулись. Город продержался лишь пять дней. После своего падения Рязань была полностью уничтожена войсками Батыя. Большинство городов Руси, один город за другим, кроме крупных торговых центров Новгорода и Смоленска, были захвачены, разграблены и сожжены, включая Киев. Остальные были превращены в малочисленные деревни.
Экономическая и политическая зависимость от Орды, продлившаяся почти 250 лет и сопровождавшаяся массовым террором, ограблением и истреблением значительной части населения, привела к тому, что сильное древнерусское государство перестало существовать. Русская цивилизация как самобытное явление со своими традициями, языком, культурой могла исчезнуть навсегда, как не раз исчезали могущественные цивилизации в истории человечества.
Из пепла русское государство восстало при Великом князе Иване III, которого величают Собирателем земли русской. Центром притяжения русских земель стала Москва. Предупреждение Ярослава Мудрого, данное им своим сыновьям на смертном одре, доказало свою справедливость. В начале XV века Золотая Орда стала распадаться на отдельные ханства, но русские земли, напротив, начали объединяться.
За много веков до описанных событий о могущественной силе единства говорилось в Священном Писании, начиная с сюжета о строительстве людьми Вавилонской башни: «И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать» (Быт. 11:6). Также Иисус Христос предупреждал о разрушительных последствиях внутреннего разделения: «…всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» (Мф. 12:25).
Знаменитое стояние объединенного русского войска и войска ордынского хана Ахмата на реке Угре осенью 1480 года, закончившееся отказом от сражения и отводом татаро-монгольских войск обратно в Орду, положило конец татаро-монгольскому игу. Дни разделившегося внутри себя могущественного времен Чингизхана и хана Батыя государства были сочтены. Золотая Орда прекратила своё существование навсегда. Русское же государство, объединив свои земли, после 1480 года стало суверенным фактически и формально в глазах сопредельных государств. Русь не просто не исчезла. Она, благодаря внутреннему единству, воскресла: для государства началась новая историческая эпоха. Высвободившиеся от уплаты дани деньги начали работать внутри государства, обеспечивая ее экономический подъем, способствуя развитию новой Руси.
Картина Н.С. Шустова (русский живописец XIX века, академик Императорской Академии художеств), «Иван III свергает татарское иго, разорвав изображение хана и приказав умертвить послов» (1862).
Второй, менее продолжительный, но не менее опасный в возможных последствиях для страны, был политический и социальный кризис 1598-1613 годов, названный историками периодом великой смутой. Кризис был вызван пресечением династии Рюриковичей на царском престоле. Глубокий социальный разлад внутри страны, соперничество за власть между различными представителями боярства – разделившееся само в себе царство привело к тому, что в Москву вошли литовско-польские войска. Отсутствие централизованной власти привело к разбою, междоусобицам внутри страны.
Слабостью российского государства не замедлили воспользоваться внешние враги. В марте 1611 года, подозревая москвичей в мятеже, польский гарнизон начал резню в столице. Только в Китай-городе погибло около 7 тысяч горожан. Крымские татары разорили Рязанский край, Смоленск захватили поляки, а Новгород – шведы. Псков присягнул Лжедмитрию III. Запорожские казаки совместно с польской армией разрушили Чернигов и вторглись в Курский край, захватили и опустошили Белгород.
4 ноября в России отмечается День народного единства в память о событиях 1612 года. Староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский смогли объединить и сплотить население, чтобы освободить Москву от польских интервентов. 21 февраля 1613 года всенародный Собор, на котором на равных основаниях присутствовали представители всех народных сословий, включая самых низших, избрал на престол первого представителя из династии Романовых Михаила Фёдоровича. После чего объединенными силами началось изгнание интервентов из земли русской, и смуте был положен конец. 20 февраля 1818 года, почти в тот же день, через 205 лет, на Красной площади состоялось торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому. Во время открытия памятника была исполнена оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы», специально написанная к этому событию композитором Степаном Аникиевичем Дегтярёвым.
Известный критик Виссарион Григорьевич Белинский назвал лидеров ополчения «исполинами веков, обессмертивших имена свои пламенною любовью к милой родине», добавляя слова о памятнике им: «Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности».
Слово «интервенция» знакомо российским школьникам больше по событиям другого периода. Это был третий кризис, который мог привести к развалу страны, вызванный также внутренним разделением – гражданской войной 1918-1922 годов. В связи с противоборством между красной армией и белым движением под оккупацией иностранных государств оказались Украина, Крым, Бессарабия, Закавказье, Сибирь, Трансиб, Дальний Восток, Северный Сахалин, города Мурманск, Архенгельск, Севастополь, Новороссийск, Батуми, Кисловодск, Царицын и другие. Только сплоченность большей части населения вокруг новой идеологии позволила изгнать интервентов, завершить гражданскую войну и основать новое государство на территории тысячелетней России – Советский Союз, который в короткий срок стал могущественной мировой державой, способной противостоять и победить силу нацизма, стремившегося покорить мир.
Четвёртый очень опасный период с угрозой развала страны связан с распадом СССР. Едва не начавшееся масштабное гражданское противостояние, межнациональные конфликты внутри страны основательно подорвали суверенитет государства.
Как это не покажется на первый взгляд необычным, в списке нет двух отечественных войн 1812 и 1941-45 годов. Непоколебимая уверенность в победе, сплоченность и единение российского народа всех национальностей и этносов не оставляли сомнений, что враг не сможет сломить сопротивление народа и в конечном итоге будет побеждён.
Наполеон, захватив Москву, был немало удивлён, что это не означало победы в войне. Он направлял дважды письма с предложением о заключении мира императору Александру I. Не получив ответа, Наполеон отправил 23 сентября (5 октября) в ставку Кутузова своего генерал-адъютанта Жака Александра Бернара Ло де Лористона с предложением заключить мир и дать ему, Лористону, пропуск для проезда в Петербург на переговоры с Александром I от имени Наполеона.
Картина советского живописца Николая Павловича Ульянова «Лористон в ставке Кутузова» (1944) выразила уверенность генерал-фельдмаршала Михаила Илларионовича в победе в самый критический момент Отечественной войны 1812 года. Известный советский писатель Валентин Пикуль в сборнике «Генерал на белом коне»[ Валентин Пикуль. Генерал на белом коне (сборник). Издательство «Вече», 2011] охарактеризовал полотно художника: «…картину «Лористон в ставке Кутузова» наш замечательный мастер живописи Н.П. Ульянов создал в тяжкие годы Великой Отечественной войны, когда враги вновь встревожили историческую тишину Бородинского поля. Его картина служила грозным предупреждением захватчикам, которых в конечном счёте ожидал такой же карающий позор и такое же беспощадное унижение, какие выпали на долю зарвавшегося Наполеона».
Молитва Иисуса Христа о единстве между Его последователями не ограничивалась рамками внутрицерковных отношений. Уходить от распрей, раздоров, стремиться к миру — это христианская заповедь, открывающая Божественный принцип: сильным сообщество, начиная с семьи и заканчивая государством, может быть только тогда, когда оно едино внутри себя.
«никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:17-18).
В праздничный День России важно помнить об уроках истории и серьёзно относиться к библейским заповедям. Ведь от того, насколько сильной и процветающей будет страна, зависит жизнь каждого человека и жизнь его детей. Сила единства, по крайней мере, четыре раза спасала Россию от гибели.
Каждому россиянину нужно стремиться не быть причиной раздоров, но созидать крепкие связи взаимоотношений, основанные на Божественном принципе бескорыстного служения и любви там, где он живёт и трудится: в семье, на производстве, в общественных организациях, в церкви.
С праздником! С Днём России!
© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.