Ко Дню семьи, любви и верности

03.07.2024

В России День семьи, любви и верности ежегодно отмечается 8 июля. 26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании Комитета по социальной политике была одобрена инициатива об учреждении нового государственного праздника – Всероссийского дня супружеской любви и семейного счастья в честь благоверных князя Петра и княгини Февронии. Инициатива была выдвинута властями города Мурома Владимирской области, в рамках которой местные жители собрали до 20 тысяч подписей под обращением, где было предложено объявить 8 июля всероссийским праздником, посвящённым нравственным и духовным семейным ценностям. Проект праздника был поддержан всеми традиционными религиозными организациями России. Ценность крепкой семьи поддерживается всеми традиционными конфессиями и испокон веков является общей для всех народов страны. В июне 2022 года благодаря Указу Президента РФ День семьи, любви и верности получил статус официального праздника. Как сказано в Указе, праздник установлен в целях сохранения семейных ценностей и духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи. 

С каждым годом география праздника неизменно расширялась и сегодня охватывает все регионы России: практически в каждом населённом пункте проходят различные праздничные мероприятия. Их содержательная часть из года в год наполняется новыми творческими идеями: проводятся концерты, мастер-классы, аттракционы, ярмарки и спортивные соревнования, в которых участвуют семьи с представителями разных поколений и возрастов: родители с детьми, бабушки и дедушки с внуками. В этот день особой наградой – медалью «За любовь и верность» чествуются супружеские пары, прожившие в браке 25 и более лет, которые долголетними отношениями взаимной любви и верности подавали пример крепости семейных устоев и воспитали детей достойными членами общества.

Отрадно видеть, с каким глубоким пониманием сути счастливых семейных отношений сформулировано название праздника – День семьи, любви и верности. Разве может быть счастливой семья без любви в ней? Разве может быть любовь без верности? В названии заключено понимание того, что залогом счастья в семейной жизни является верность её членов друг другу, и прежде всего, верность супругов друг другу. Ведь любая семья начинается с заключения брачного союза между мужчиной и женщиной, вступившими в особые отношения взаимного посвящения для совместной жизни.

Люди – социальные существа. Для полноценной жизни человеку важны близкие отношения с другими людьми, которым он может доверять. Доверие является фундаментом, определяющим фактором здоровых, гармоничных отношений между людьми. Антонимом слова «верность» словари по большей части обозначают не слово «неверность», но – «предательство». Толковый словарь Ожегова предлагает использовать слово «вероломство». 

Почему без верности невозможно построить длительных, крепких, близких отношений, которые приносят человеку чувство безопасности, личной значимости, нужности кому-то: те чувства, которые говорят о том, что человек кому-то дорог и кем-то любим? Психологи утверждают, что, когда разрываются важные для индивидуума социальные связи с близкими людьми, его мозг реагирует на это как на физическую боль высокого уровня. Человек физически начинает болеть и страдать. У того, кого предали, нарушается базовая потребность в безопасности. Предательство приносит чувство опустошенности, наносит разрушительный удар по самооценке, порождает ненависть и желание отомстить или унизить предателя. 

Человеку, пережившему предательство, очень трудно снова начать доверять кому-либо. Его отношения с другими людьми становятся кратковременными и поверхностными: с одной стороны, страх одиночества подталкивает пережившего предательство человека к новым социальным связям, с другой –страх быть снова преданным не даёт ему возможность развивать доверительные отношения. Замкнутый круг невозможно разорвать, если не принять решение снова рискнуть развивать верность в новых взаимоотношениях. Хранить верность стоит определённых усилий, но без неё не построить счастливых отношений. А за неверность, как можно видеть, приходится платить дороже.

Каждый человек хочет, чтобы его любили безусловно. Институт семьи – Божье установление, задуманное Творцом как лучшее место, где такая любовь может расти и приносить плод добрых взаимоотношений для каждого из её членов. Начало пути к развитию таких отношений лежит в понимании того, что неизменной спутницей безусловной любви является бескорыстная верность. Кто-то сказал, что любовь поливается верностью. Только тогда она может расцвести и дать добрый плод счастливых отношений для каждого, кто состоит в них.

Никто не появляется на свет с врождённым качеством верности. Верность всегда связана со зрелым мышлением и вырабатывается как важнейшая ценность человека в результате последовательной работы над своей личностью. В Священном Писании есть два слова, смысл которых может быть несколько утрачен современным читателем, но которые хорошо характеризуют, каким образом верность становится практическим свойством человека в его повседневной жизни.

Первое слово – целомудрие. Многим христианам знаком отрывок из новозаветного текста: «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:7). Дух силы и дух любви звучат более или менее понятно, но что означает «дух целомудрия»? Со дней появления Синодального перевода Библии слово «целомудрие» в основном означало чистоту в интимных отношениях. Именно так трактует это слово словарь Даля: «Целомудренный – сохранивший себя в девственной (юность чистая до брака) и в брачной чистоте, непорочный, ведущий жизнь в браке чисто, непорочно». Безусловно, без верности в интимной сфере верности в браке не существует. Но слово «целомудрие» имеет также более широкий смысл. Оно состоит из двух слов, причём значение их на греческом языке очень созвучно со значением на русском: целомудрие означает сочетание слов «здоровый, целый» и «мыслить, думать, быть настроенным». В свете новозаветного послания целомудрие означает целостность в мыслях и желаниях в соответствии с Божьими ценностями. 

Борьба с вожделением и соблазнами, увы, неминуемая часть жизни каждого человека. Она сопровождает людей в любом возрасте, независимо от их национальности, образования и социального статуса. В каждом человеке существует его плотское «я», которое настаивает на своих правах, для которого его «хочу» главнее всего прочего. Это «я» отказывается ждать, терпеть, ценить потребности других, но хочет поскорее удовлетворить своё «хочу». Дух целомудрия, данный человеку Богом, приносит ему возможность сотрудничать с Духом Святым, чтобы учиться получать удовольствие не от удовлетворения своих плотских желаний, но от созидания своего внутреннего достоинства, связанного с тем, что он может управлять своими желаниями, исходя из собственных ценностей, в частности, от способности держать слово посвящения своему супругу, храня ему верность, наслаждаясь чистотой взаимной любви. Верный человек не склонен отступать от собственных принципов, он верен прежде себе. Такой образ жизни избирает зрелая личность, имеющая цельный характер. 

Целомудрие ещё можно определить как внутреннюю чистоту, цельность помыслов и поступков, которые не поддаются внешним факторам. Это способность видеть жизнь в целом и оценивать свои поступки, в частности в соответствии с евангельскими ценностями.

Второе слово похоже на первое. Это «смиренномудрие». Оно буквально означает «мыслить, думать смиренно». То есть мыслить в соответствии с Божьими категориями по отношению к себе и по отношению к другим, смириться под Божье мнение, особенно в том случае, когда оно идёт в разрез с собственным мнением. В контексте Священного Писания смиренномудрие – это добродетель, которую можно достичь лишь в тесном сотрудничестве с Духом Святым. Смиренномудрие – это мнение человека о себе как о создании Божьем, отношение к Господу как к Создателю и Вседержителю, отношение к миру и другим людям как к Божьему творению.

Совершенно естественный и приводящий к желаемым результатам в отношениях способ проявления смиренномудрия – это почтение. Почтение человека к самому себе как к Божьему творению, правильное восприятие себя не позволяет человеку опуститься ниже определённого уровня нравственных норм. Апостол Павел в Послании к Ефесянам говорит именно об этом: «Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света» (Еф. 5:8). Не существует высшей степени самооценки, нежели взгляд человека на себя как на Божье творение. Восприятие других как Божьих творений вызывает соответствующее отношение к ним. Почитая Господа как Творца и Вседержителя, человек не может поступить гнусно или подло по отношению к Его творению – другим людям. Не может позволить себе их обмануть, оскорбить, унизить, тем более предать. Смиренномудрие приводит человека к высшей степени самоуважения и самому высокому качеству нравственности. Смиренномудрие даёт возможность человеку развивать в себе такое важную черту характера, как самообладание. Без самообладания не существует истинной свободы. Бесценный дар свободы, который изначально был дан человеку при его сотворении, вместе с самообладанием составляет основу подобия человека Своему Творцу. 

Когда человек, находя свою самооценку в Божьем Слове, вступает в отношения брачного союза, он всячески проявляет в них, что его партнёр является уникальной личностью, которую он призван любить и оберегать. Когда верность супругов взаимна, это говорит о том, что уникальность и бесценность другого признаёт каждый из них. Верность позволяет человеку чувствовать себя в семье уверенно и спокойно, а психологический комфорт положительно сказывается не только на его настроении, но и на моральном и физическом состоянии в целом. Когда ребёнок в такой семье видит, что родители являются ценностью друг для друга, видит, как они проводят время вместе, как решают трудные жизненные вопросы, как поддерживают и заботятся друг о друге, это закрепляется в его сознании как образ его будущей семьи. Ребёнок учится быть верным не столько потому, что его учат этому, сколько потому, что он видит верность и любовь своих родителей друг ко другу. Проявление почтения, которое показывает ценность и уникальность любимых людей, является основой взаимоотношений в семье, которую не могут поколебать никакие жизненные вызовы.

Безусловно, если целомудрие и смиренномудрие определяют мышление и поведение человека, верность становится его жизненным кредо. Такой человек проявляет верность буквально во всех сферах жизни: к собственным ценностям, своему слову, к друзьям, Родине, к рабочему коллективу, к духовной семье и т.д. Его верность является неизменной.

Отмечая День семьи, любви и верности, можно с уверенностью сказать, что ценности, заложенные в понимание этого праздника, являются гарантией здорового, гармоничного и уверенного развития общества. Культивируя в народе эти ценности, можно быть спокойными за детей и внуков. 

Понимая, какой бесконечный потенциал для развития счастливых семейных отношений дан Богом в виде духа силы, любви и целомудрия, можно ожидать, что христиане станут вдохновляющим примером семей, отношения в которых основаны на взаимной верности и процветают в любви.

Искренне поздравляем вас с Днём семьи, любви и верности и молитвенно желаем каждому обрести счастливые отношения в ваших семьях!

Другие материалы

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone