Когда ты была во мне точкой
(отец твой тогда настаивал),
мы думали о тебе, дочка, —
оставить или не оставить?
Рассыпчатые твои косы,
ясную твою память
и сегодняшние твои вопросы:
«оставить или не оставить?»
Андрей Вознесенский. «Говорит мама».
РСФСР стала первой в мире страной, легализовавшей аборты. В достаточно многословном для подобных документов Постановлении Народных Комиссариатов Здравоохранения и Юстиции «Об охране здоровья женщин» от 18.11.1920 прописана причина прогрессивного, на взгляд руководителей молодого социалистического государства, решения: «…метод запрета загнал эту операцию в подполье и сделал женщину жертвой корыстных и часто невежественных абортистов, которые из тайной операции создали себе промысел. В результате до 50 % женщин заболевают от заражения и до 4 % из них умирают. Рабоче-Крестьянское Правительство учитывает все зло этого явления. Путем укрепления социалистического строя и агитации против абортов среди масс трудящегося женского населения, оно борется с этим злом и, широко осуществляя принципы Охраны Материнства и Младенчества, предвидит постепенное исчезновение этого явления. Но пока моральные пережитки прошлого и тяжелые экономические условия настоящего еще вынуждают часть женщин решаться на эту операцию, Народный Комиссариат Здравоохранения и Народный Комиссариат Юстиции, охраняя здоровье женщины и интересы расы от невежественных и корыстных хищников и считая метод репрессий в этой области абсолютно не достигающим цели, постановляют:
I.Допускается бесплатное производство операции по искусственному прерыванию беременности в обстановке советских больниц, где обеспечивается ее максимальная безвредность.
II.Абсолютно запрещается производство этой операции кому бы то ни было, кроме врача.
III.Виновные в производстве этой операции акушерка или бабка лишаются права практики и предаются Народному Суду.
IV.Врач, произведший операцию плодоизгнания в порядке частной практики с корыстной целью, также предается суду» [1].
За внешней декларационной частью постановления не была видна истинная причина его появления. В стране три года шла гражданская война. В ноябре 1920-го, когда постановление было опубликовано, остатки Белой армии эвакуировались кораблями из Крыма, а в Забайкалье продолжались боевые столкновения. Повальная бедность, голод в некоторых регионах страны, дефицит или отсутствие пригодного жилья, разрушенная экономика, неспособность государства поддерживать элементарные меры социальной помощи населению, беспризорность: от 4,5 млн до 7 млн детей-сирот жило на улице, чьи родители погибли в братоубийственной бойне [2]. А также нехватка как мужских, так и женских рук для восстановления народного хозяйства и неспособность возвращавшихся с фронтов мужчин прокормить семью побуждали правительство искать решения в поиске рабочей силы, которая могла бы выполнять тяжёлую работу для восстановления страны, ни на что не отвлекаясь.
Политика руководства страны по отношению к институту семьи в виде вышедших в декабре 1917 года Декретов о гражданском браке и о расторжении браков, которая сводила на нет ценность долгосрочных отношений, верности мужчины и женщины друг ко другу, а также последовавшая за этим гражданская война привели к социальному феномену [3,4]. До тех пор он не был известен миллионам детей в стране без семьи и родителей.
В конце 1920 года, когда вышло постановление о легализации абортов, председатель Чрезвычайной комиссии по борьбе с детской беспризорностью при Моссовете Ася Давыдовна Калинина по поручению Совета защиты детей провела инспекцию освобожденных от Белого движения юго-восточных районов РСФСР. В отчете, который она предоставила народному комиссару внутренних дел Ф.Э. Дзержинскому, было указано на ужасающий рост количества сирот и беспризорных детей: «Дети неорганизованной, беспорядочной массой направляются куда-то на юг, где тепло и не голодно. По пути они объединяются, создают настоящие эшелоны, располагаясь на больших узловых станциях целыми лагерями. Этот детский поток растет со дня на день и принимает угрожающий характер. В поисках выхода из этого положения начальник эвакопункта Кавказского фронта издал совершенно недопустимый приказ: поставить заслон и не пропускать ни одного такого ребенка в пределы Кавказа. Такие же заслоны поставлены на Дону и в других местах. Ребенок попадает тут, как в западню, и, куда бы ни повернулся, всюду наталкивается на оружие. Он дичает, становится похож на зверёныша, начинает искать средства, чтобы прорвать эту сеть любым способом, даже оружием. В приютах положение детей тоже критическое: им не хватает продуктов питания и одежды, не везде обеспечены надлежащие санитарные условия» [5].
К началу января 1921 года запасы продовольствия для детских учреждений были истощены. Государству новые дети были не нужны: их не могли обеспечить ни семья, контуры которой ввиду изданных указов стали размываться, ни государство, возможности которого после гражданской войны оказались на пределе. Вышло постановление, которое разрешало убивать нерождённых детей легально. Новая действительность вынуждала женщин самим отказываться от детей. Многие шли на эту ужасную операцию несколько раз в год. Искусственное прерывание беременности быстро стало в стране обыденной практикой. Отсутствие противозачаточных средств и легальный доступ к прерыванию беременности в госучреждениях привел к резкому росту (от трехкратного и даже более в разных городах) количества абортов [6].
После окончания гражданской войны женщины Советского Союза делали аборт, чтобы быстро решить проблему нежелательной беременности. К 1925 году в 15 крупнейших городах Европейской части России на 100 родов приходилось до 80 абортов. В некоторых городах на два рождения совершалось три аборта, а порой этот показатель был ещё выше [7]. Уровень рождаемости стремительно падал. И в 1926 году в СССР запретили аборты для впервые забеременевших женщин, а также делавших эту операцию менее полугода назад [8].
Закон приняли быстро. Мышление людей ещё не было изменено. После запрещения искусственного прерывания беременности аборты сразу ушли в подполье. К 1930-м годам советская власть всё чаще и убедительней начала говорить о материнстве как о благородной и достойной высшей похвалы гражданской позиции советской женщины.
После 10 лет со дня окончания гражданской войны картина в государстве коренным образом изменилась. Бывшие беспризорники, воспитанные в детских домах, выросли, но понятия не имели, как строить семью. Появилась социальная прослойка в обществе — детдомовцы. Демографическая ситуация в связи с низким уровнем рождаемости близилась к критической. В 1930 году аборты в стране стали платными, и цены совершения операции повышались из года в год. В конечном итоге, в связи со сложной демографической ситуацией 27 июля 1936 года было опубликовано Постановление ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родительных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и некоторые изменения в законодательство о разводах» [9]. Проведение легального аборта стало возможным только по медицинским показаниям. Лишь из тех случаев, о которых стало известно, с 1937 по 1940 годы в стране было произведено более миллиона подпольных абортов [10].
После официального запрета подпольные аборты стали одной из самых важных сфер теневой экономики и негласной нормой. Любая женщина могла найти того, кто произведёт эту операцию. Конечно, нередко аборты делали люди без должного медицинского образования и необходимой для этой операции медицинской практики. Множество женщин, рискнувших совершить подпольный аборт, на всю жизнь оставались бесплодными, не говоря о том, что нередки были случаи летального исхода. При возникших осложнениях женщина не могла обратиться за помощью в официальную поликлинику, так как врач был обязан донести на пациентку о совершенном ею нелегальном аборте в компетентные органы.
Согласно статистике, перед Великой Отечественной войной после запрещения абортов ожидаемого роста рождаемости не произошло: показатель продолжал снижаться. Также на примере других стран было выявлено, что запрет абортов не влияет на рост рождаемости в стране. При разрешенных абортах женщины открыто идут на убийство детей, при запрещенных — они делают это нелегально, но подвергая своё здоровье большему риску.
Отношение к абортам каждой их христианских конфессий известно. Церковь оценивает аборт как убийство и считает его тяжким грехом. Из исторической практики видно, что одними запретами проблема греха, каким бы он ни был, не может быть решена. Что христианское сообщество предлагало в течение прошлых веков и что может предложить сегодня для того, чтобы рождение детей стало желанным событием и аборты стали неприемлемыми для людей?
Одним из аргументов, заявляемым сторонниками абортов, является отстаивание неприкосновенности свободы женщины в вопросе распоряжения своей жизнью в плане рождения детей как основы её гражданского права. За привлекательно звучащими словами, как за красивой ширмой, скрывается иная реальность. Опросы женщин, совершивших один или несколько абортов, доживших до 70 и более лет, имевших в реальности двоих-троих детей, говорили о себе, что у них было пять, семь, десять детей, но не все родились. Сделанные аборты остались в их памяти детьми, а не эмбрионами. Не говоря о том, что любую женщину может постигнуть участь остаться навсегда бесплодной из-за одного аборта, сделанного в юности.
После операции женщина выходит из медучреждения с ощущением горестного опустошения, душевной боли от осознания безвозвратной потери чего-то очень важного для неё как для женщины. Безусловно, не чего-то, но кого-то. Большинство абортов совершается в первом триместре, когда плод не может существовать вне матки. И как бы женщину не убеждали, и сколько бы она сама себе ни говорила, что по этой причине плод ещё не может считаться личностью, очень трудно избавиться от постоянно появляющейся мысли: «А как бы выглядел этот человечек, если бы появился на свет? Её человечек?» Чувство вины сохраняется всю жизнь.
Споры, с какого момента плод становится человеком, ведутся на протяжении веков. Христианская Церковь с момента своего появления рассматривала аборт как убийство человека. Христианский мыслитель и писатель Тертуллиан жил в те древние времена, когда ему приходилось доказательно опровергать мнение, что христиане приносят младенцев в жертву во время празднования Вечери Господней. В начале III века, приводя многие свидетельства, указывая на совершение подобных преступлений в практике языческих верований, он на основании христианского учения показал безусловную ценность человеческой жизни на примере жертвы за всех людей воплощённого в человеческое тело Бога. Тертуллиан жёстко указывал на бесчеловечную практику языческих обычаев, например, таких как скармливание животным мяса побеждённых гладиаторов. Он обращал внимание, что, несмотря на смерть людей, признание ценности их личности не должно ограничивается моментом их рождения и физической смерти.
Касательно абортов Тертуллиан писал: «Так как нам раз навсегда запрещено человекоубийство, то не дозволяется истреблять даже зародыш, когда кровь еще образуется в человеке. Воспрепятствовать рождению человека значит преждевременно умертвить его, и нет различия между тем, исторгает ли кто из тела душу уже рождённую, или уничтожает её рождающуюся. Человек уже и тот, который имеет сделаться человеком; и уже в семени заключается весь плод» [11].
На VI Вселенском соборе, состоявшемся в Константинополе в 681 году, было разработано Правило об епитимии за аборт, которое гласило: «Жен, которые дают средства, способствующие извержению плода из чрева, и принимают яды, убивающие утробный плод, подвергаем епитимии убийц» [12]. Греческое слово ἐπιτῑμία переводится буквально как «наказание». Целью епитимии было привести грешника к осознанию своего греха для того, чтобы он покаялся в нём и принял решение его больше не совершать. Епитимией за аборт являлось отстранение от Святого Причастия на 10 лет. Порой за небесную епитимию считались посылаемые свыше испытания в виде скорбей и болезней, терпеливое перенесение которых должно было привести человека к освобождению от греховного поведения.
Джон Кальвин в «Комментарии к четырем последним книгам Моисея» в 1564 году писал: «Плод, хотя и сокрытый в утробе, уже есть человеческое существо. Поэтому, если его лишают жизни, которой он ещё даже не насладился, то тогда такой поступок есть ничто иное, как величайшее преступление. Если убить человека в его собственном доме — самом безопасном месте — считается более кощунственным, чем лишить его жизни в поле, то как же мы назовём преступление, когда плод ещё во чреве уже лишается жизни, так и не увидев свет Божий?» [13]. Этот принцип испокон веков изложен в Ветхом Завете Библии, в книге Исход 23:19: «…не вари козлёнка в молоке матери его». Убийство живого в том, что предназначено принести ему жизнь, является особенным, невиданным кощунством. Если речь идёт о высочайшем цинизме этого поступка относительно животного, как тогда можно оценить убийство беззащитного человеческого существа в том месте, которое предназначено сформировать его жизнь?
В Декларации Римско-Католической церкви о принудительном аборте (1974) можно прочесть одно из лучших объяснений касательно момента возникновения новой человеческой жизни и её безусловной ценности: «С момента оплодотворения яйцеклетки начинается новая жизнь, которая не является ни жизнью отца, ни матери; это жизнь нового человека с его собственным ростом. Она никогда не стала бы человеком, если бы уже не была человеком... С первого мгновения программа зафиксирована относительно того, каким будет это живое существо: человеком, этим индивидуумом — человеком с уже четко определенными его характерными чертами. С момента оплодотворения начинается приключение человеческой жизни, и каждая из его великих способностей требует времени ... найти свое место и быть в состоянии действовать» [14].
С первого мгновения зародившаяся новая жизнь никогда не стала бы человеком, если бы она уже не была человеком. Если это так, то как новый человеческий индивид может не быть человеческой личностью?
В первой главе Евангелия от Луки написано, что после возвещении Ангелом Марии о её чудесном зачатии Божьим Сыном, она направилась к своей родственнице Елисавете. Обе женщины были беременны. В момент их встречи, после приветствия Марии, Елисавета неожиданно сразу же начала обращаться к ней как к Матери Господа: «Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел. Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа» (Евангелие от Луки 1:38–45). Младенец во чреве Елисаветы откликнулся радостью на приход Матери Иисуса. Откуда он мог знать о том, кто вошёл в их дом? Безусловно, он, еще не родившийся младенец, исполнился Духом Святым, но на это способны лишь человеческие личности. Мария была на очень раннем сроке беременности: из 39 стиха мы видим, что счёт шёл на дни. Тем не менее, Елисавета не просто благословляет её плод, она знает, Кого предстоит родить Марии: она обращается к ней как к Матери Господа своего. Библия на примере Иисуса Христа даёт понять, что уже с первых дней беременности женщины плод внутри неё является человеческой личностью с определёнными качествами.
«Евангельские церкви, также как и Русская Православная Церковь, с которой наши социальные концепции совпадают на 99% по всем вопросам, понимают, что аборт является не просто грехом, но убийством. Может, сегодня это звучит достаточно радикально, но нужно называть вещи своими именами, а не прикрываться термином «искусственное прерывание беременности» как фиговым листочком…», — выразил отношение верующих людей к абортам Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников) Сергей Ряховский в одном из интервью [15].
В Концепции РОСХВЕ(п) по вопросам семьи и супружеских отношений указано (п. 3.3): «Церковь считает жизнь человека священной с момента зачатия и выступает категорически против абортов. Аборт – тяжкий грех, равный убийству. Однако, как и любой грех, он может быть прощен благодаря жертве Иисуса Христа при искреннем и глубоком покаянии человека, совершившего этот грех. Программы реабилитации для женщин, переживших аборт, помогают им восстановить духовное, душевное и физическое здоровье и вернуться к полноценной семейной, церковной и социальной жизни. Церковь осуществляет профилактическую работу по разъяснению духовных, психологических и медицинских последствий абортов, а также оказывает помощь беременным женщинам, которые могут совершить этот грех…» [16].
Из исторической церковной и светской практики видно, что желанного результата — исчезновения аборта как явления — запретами и наказаниями достичь не удалось. Безусловно, ограничительные меры в определённой степени нужны. Но значительно более важным представляется распространение и утверждение в обществе понимания безусловной ценности жизни человека, верности в брачных отношениях.
День семьи, любви и верности, который отмечается 8 июля, отражает, что семья, любовь и верность являются российскими ценностями. Чрезвычайно важной и своевременной видится поддержка государства многодетных семей. 23 января текущего года вышел Указ Президента Российской Федерации № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей», в котором прописаны разносторонние и существенные виды помощи многодетным семьям, создающие условия для развития каждого ребёнка и придающие чувство уверенности в будущем для семей, которые решили иметь трёх и более детей [17].
2024 год Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина был объявлен Годом семьи. Одной из главных целей являлось создание условий для улучшения демографической ситуации в стране. Как было уже отмечено на примерах принятия различных законов относительно абортов в Советском Союзе, аборт наносит вред здоровью женщины, но не является определяющим фактором в изменении уровня рождаемости в стране. Объём хирургического прерывания беременности в России, начиная со времен перестройки в Советском Союзе, снизился в 14 раз, но демографическая ситуация значительно не улучшилась [18]. Доступность к гормональной контрацепции, которая также вредна для здоровья женщины, идеология планирования семьи, рост потребления препаратов для медикаментозных абортов, составляющий 60% в год, показали, что проблема демографии лежит в области мотивации родителей, понимания ценности человеческой жизни, многодетной и многопоколенной семьи или в отсутствии этого понимания [19].
Конечно, экономический фактор поддержки семьи важен. Но главное в этом вопросе — создание культуры ценности семьи, детства и материнства. Здесь всё важно, не может быть мелочей. Начиная с традиции, когда девочки в детстве играли в куклы, а не в гаджеты, заканчивая фильмами, роликами в соцсетях, телепередачами, мультфильмами, демонстрирующими преимущество крепких семейных отношений и радость всей семьи: братиков и сестричек, бабушек и дедушек, а то и прабабушек и прадедушек в многопоколенной семье — от рождения каждого нового малыша. И, безусловно, при всей значимости роли государства в плане поддержки многодетной семьи, у христиан есть личный пример верности, любви, бережного, заботливого отношения в семье каждого друг ко другу и радость от большой семьи.
Особенно хорошо осознаётся ценность человеческой жизни, когда приходит понимание, что жизнь того человека, который читает сейчас эти строки, в какой-то момент не была обесценена.
Список использованных источников:
1. Постановление Народного Комиссариата РСФСР по здравоохранению и Народного комиссариата юстиции РСФСР от 18 ноября 1920 г. «Об охране здоровья женщин» // ГАРАНТ.РУ: информационно-правовой портал URL: https://base.garant.ru/70486514/.
2. «Общенациональное бедствие»: как была побеждена беспризорность в Советском Союзе // RT на русском URL: https://russian.rt.com/science/article/750160-preodolenie-besprizornost-sssr.
3. Декрет ВЦИК и СНК о гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния // Исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова URL: https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/17-12-18.htm.
4. Декрет ВЦИК и СНК о расторжении брака // Исторический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова URL: https://www.hist.msu.ru/ER/Etext/DEKRET/17-12-16.htm.
5. С.С. Дзержинская «В годы великих боев». Издание второе, исправленное и дополненное. Издательство «Мысль». Москва – 1975, с. 364-365. Дзержинская С.С. В годы великих боев. 2-е изд. М.: Мысль, 1975. С. 364-365.
6. От криминального к легальному: как в СССР разрешили аборты // NEWS.ru URL: https://news.ru/russia/ot-kriminalnogo-k-legalnomu-kak-v-sssr-razreshili-aborty/.
7. Запрет аборта: освежите вашу память // Демоскоп Weekly URL: https://www.demoscope.ru/weekly/2016/0707/tema02.php#_ftn8.
8. История запретов и разрешений абортов в России // РИА Новости URL: https://ria.ru/20100803/261197627.html.
9. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР СОВЕТ НАРОДНЫХ КОМИССАРОВ СССР ПОСТАНОВЛЕНИЕ О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах // Docs.cntd.ru: электронный фонд нормативно-технической и нормативно-правовой информации Консорциума «Кодекс» URL: https://docs.cntd.ru/document/456020602.
10. Что было после запрета аборта в 1936 году // Демоскоп Weekly URL: https://www.demoscope.ru/weekly/2005/0221/reprod01.php#_FNR_6.
11. Тертуллиан – древний защитник христианства // URL: https://kimp.lt/tertullian/.
12. Церковное право Каноны (правила) церковные Правило 91 О епитимии за аборт // URL: https://azbyka.ru/pravo/shestoj-vselenskij-sobor-91/.
13. Кальвин, Джон (1564). Комментарии к четырем последним книгам Моисея, том. III. Великобритания: Общество перевода Кальвина (опубликовано в 1854 году). стр. 41-42.
14. SACRED CONGREGATION FOR THE DOCTRINE OF THE FAITH DECLARATION ON PROCURED ABORTION // URL: https://www.vatican.va/roman_curia/congregations/cfaith/documents/rc_con_cfaith_doc_19741118_declaration-abortion_en.html.
15. Епископ Сергей Ряховский: «Аборт – это не просто грех, это убийство, ответственность за которое ложится и на женщину, и на мужчину» // URL: https://www.cef.ru/infoblock/news/read/article/1354818.
16. Концепция по вопросам семьи и супружеских отношений // URL: https://www.cef.ru/documents/docitem/article/1378250.
17. Указ Президента Российской Федерации от 23.01.2024 № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» // URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202401230001.
18. Количество абортов в России упало в 14 раз со времен Горбачева // URL: https://www.mk.ru/social/2023/11/23/kolichestvo-abortov-v-rossii-upalo-v-14-raz-so-vremen-gorbacheva.html.
19. Еще не нарожали // URL: https://www.kommersant.ru/doc/6136885.
Пресс-служба Централизованной религиозной организации Российский объединённый Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
© 2006—2025. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)
Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru | Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18
Материалы сайта CEF.RU могут быть использованы полностью или частично только при условии ссылки на источник.