O государственной аккредитации учреждения профессионального религиозного образования

29.03.2006
Заявление Российского объединенного союза христиан веры евангельской № 194 от 07.09.2005 Президенту Российской Федерации В.В. Путину

Заявление Российского объединенного союза христиан веры евангельской № 194 от 07.09.2005 Президенту Российской Федерации В.В. Путину
Многоуважаемый Владимир Владимирович!

Обратиться к Вам вынуждает нездоровая ситуация, сложившаяся вокруг обсуждения правомерности государственной аккредитации учреждений профессионального религиозного образования в части реализации профессиональной подготовки на основе государственных образовательных стандартов.

Речь идет о том, чтобы выпускник такого учреждения параллельно с внутриконфессиональным сертификатом (дипломом) об окончании узкоконфессиональной пастырской религиозной подготовки мог бы получить диплом государственного образца по гуманитарной специальности или направлению подготовки высшего профессионального образования в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Положительное решение данного вопроса позволит обеспечить интеграцию учащихся учреждений профессионального религиозного образования в культурное и образовательное пространство нашей страны, обеспечит соблюдение прав и законных интересов выпускников таких учреждений, которые в результате перестанут быть «людьми второго сорта».

Но такое решение блокируется в духе атеистических гонений на религию, когда вся религиозная жизни насильно загонялась в «прокрустово ложе» исключительно богослужебных вопросов и только в стенах зданий религиозного назначения. Именно такой подход лежит в основе навязываемой точки зрения, будто бы духовные образовательные учреждения должны готовить исключительно только религиозных служителей, а никакое светское образование в них как параллельное пастырской подготовке, якобы, невозможно.

Практически все обсуждение по этому вопросу и его положительное решение под неправовыми и совершенно надуманными предлогами блокируется Министерством образования и науки Российской Федерации (заместитель министра А.Г. Свинаренко, консультант Департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ Т.Э. Петрова), которое навязывает подмену сути обсуждения, необоснованно сводя его к вопросу государственной аккредитации всего образования в учреждениях профессионального религиозного образования в целом, что, совершенно очевидно, было бы невозможным и незаконным.

То есть актуальный вопрос, вполне находящий свое разрешение в рамках действующего законодательства, упорно подменяется на вопрос, не имеющий смысла и заведомо уже имеющий отрицательный ответ.

Можно и нужно говорить лишь о государственной аккредитации учреждения профессионального религиозного образования именно и исключительно в части реализации профессиональной подготовки на основе государственных образовательных стандартов.

К нашему огромному сожалению, такие подмены сути вопроса присутствуют в подходе Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации.

Так, в пункте 4 раздела III проекта протокола заседания Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации от 24 июня 2005 г. была проведена такая подмена сути проблемы: «С учетом решения, принятого на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации, а также поступивших в секретариат Комиссии заключений и мнений авторитетных научных организаций относительно государственной аккредитации духовных образовательных учреждений провести расширенное заседание…».

Однако пункт 5 решения Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации от 1 июня 2005 г., упоминаемого в вышеуказанном документе, осуществляет правильную постановку проблемы: «Предложить Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации рассмотреть предложения религиозных организаций в отношении возможности подготовки специалистов на основе государственных образовательных стандартов в учреждениях профессионального религиозного образования».

Эта же подмена присутствовала в тексте запросов, направленных Департаментом массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства Российской Федерации в адрес ряда экспертных научных организаций с просьбой дать правовой комментарий.

Такая подмена сути проблемы вовсе не безобидна. Например, она привела к тому, что некорректно сформулированные запросы в упомянутые научные организации привели к заведомо ожидаемым отрицательным ответам из некоторых таких организаций, ответам, по сути, на другой вопрос, и без того имеющий уже ответ.

Бессмысленно говорить о стандартизации и аккредитации государством программ чисто богословских богослужебных и иных сугубо конфессиональных дисциплин. Это и незаконно, и никому не нужно, и практически невозможно.

Не касаясь того, как произошла подмена сути вопроса, отметим лишь, что причиной ее могут быть либо намеренные (с целью получить как можно более негативные заключения от ученых) действия лица, готовившего текст запросов, либо же простое непонимание им сути проблемы, что обусловило неточное воспроизведение формулировки указанного решения Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации. На наш взгляд, означенную путаницу по халатности или намеренную подмену смысла вызвали действия заместителей председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации.

К сожалению, Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации по непонятным для нас причинам уже в течение длительного времени ведет практически малопродуктивную деятельность, ограничиваясь бесконечными обсуждениями, не приведшими к значимым результатам ни по одному из важнейших аспектов государственно-конфессиональных отношений (возврат имущества религиозного назначения, отношения в сфере образования, в том числе касательно
преподавания религиозной культуры на основе добровольности выбора, содействие государства социально значимой деятельности религиозных организаций, в частности — по реабилитации наркозависимых, военные капелланства и др.).

Сегодняшнюю дискуссию, пошедшую уже по которому кругу бесплодных и отвлеченных споров, можно направить в конструктивное русло, видимо, только посредством вмешательства Президента Российской Федерации.
Просим Вас взять решение данного вопроса под личный контроль.

С глубоким уважением,
Член Совета по взаимодействию с религиозными
Объединениями при Президенте Российской Федерации,
председатель Российского объединенного союза
христиан веры евангельской
епископ Ряховский С.В.

Приложение: юридическое заключение от 5 сентября 2005 г. — на 26 с.

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone