Некоторые вопросы к пониманию Троицы

16.06.2012
Объясните пожалуйста,как понимать мне Троицу: православные рисуют 3 Бога, но Он Один! Не могу понять, если Иисус говорит,что видившие Его видели Отца, то почему Иисус не знает о пришествии? Ведь Он Сам и есть Бог? Он Сам о Себе говорит и не знает. А молиться кому? Отцу? Иисусу?Духу Святому? Что то у меня растроение получается. Я уже замучилась с вопросами, а мне не мало лет, пора знать. Очень прошу ответить в почту. Спасибо.

Вы задаете очень сложный вопрос для прояснения его в письме: попытки изложить учение о Троице занимают целые тома! Потому мой ответ неизбежно будет сильным упрощением этого учения. Тем не менее, я попробую сделать это с максимально возможной точностью. Само учение о Троице появляется в попытках осмыслить тот факт, что Сын Божий пришел на землю в образе человека. В рамках строгого иудейского монотеизма не удавалось удовлетворительно объяснить это событие. И у Церкви ушло примерно 300 лет на то, чтобы выработать свою позицию по этому вопросу. Кратко учение о Троице формулируется так: у Бога одна сущность и три Личности. При этом — это не три Бога, а один, Который открыл Себя людям как Отец, Сын и Святой Дух. Потому Церковь учит о Боге, что Он Триедин. В полной мере мы не можем это понять и объяснить на человеческом языке. Но это не должно нас смущать — ведь Бог неизмеримо выше человека, а потому в Нем всегда остается загадка, тайна. Более того, если бы наше представление о Боге было бы абсолютно понятно, абсолютно рационально, то это не был бы истинный Бог, а идол, которого мы создали по своему образу. Человек может объяснить лишь то, что проще самого человека. Потому даже в другом человеке (да и в самом себе!) мы не все можем понять. Тем более, когда речь идет о Творце всего видимого и невидимого. Тайна остается всегда.

Но эта тайна не мешает человеку вступать в отношения с Богом. Даже более того: именно потому, что мы не можем объяснить все логически, мы познаем Бога и не только через разум, но и через отношения, когда мы открываемся Ему навстречу и переживаем Его присутствие, Его близость, Его святость, силу и благословение. При этом (и тут — ответ на Ваш второй вопрос — о молитве) не так важно, к Кому именно Вы в молитве обращаетесь: Отцу, Сыну или Святому Духу. Конечно, в Писании мы видим, как Христос учит молиться Отцу во имя Иисуса Христа, и с этой точки зрения, такой вариант самый верный. Но нам важно помнить и то, что, различая Лица Святой Троицы, мы не должны их разделять. А потому, обращение к Отцу — это и обращение к Троице в целом (равно как обращение к Иисусу или Духу Святому). Здесь опять все не рационально, но если мы задумаемся, что нам открыта возможность лицом к лицу говорить с Тем, Кто сотворил этот мир и, в общении с Ним, преображаться в Его образ, мы перестанем ожидать, что все должно быть логично и рационально. Бог дал нам разум — и это чудесный дар Бога людям, нам нужно развивать мышление и учиться размышлять, в том числе, над Божественным. Но нам надо сознавать, что у разума есть свои пределы. И уметь останавливать ум там, где умом взять не получается...

В Своем земном воплощении Христос в полной мере принял на Себя ограничения нашей человеческой природы. Он не только не все знал — Он уставал, был голоден, огорчался и т.п. Если б это было не так — Он не был бы в полной мере человеком, а значит, не мог бы стать нашим Спасителем. И это — еще одна тайна — как человеческое в Нем соединялось с Божественным, причем так, что одно не поглощало и не отменяло другое...

Я сознаю, что этот ответ, конечно, не полон. Но, возможно, я смог внести некоторую ясность в Ваши вопросы, и это, надеюсь, поможет Вам в дальнейшем размышлении на эту тему. Пусть Бог благословит Вас в Вашем следовании за Ним! Буду рад помочь и в будущем.

С уважением, Пастор Михаил Дубровский Руководитель отдела богословия РОСХВЕ

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone