Экономика сопричастности

Экономика сопричастности

05.04.2013
Интервью с Татьяной Минаковой, кандидатом экономических наук. В своей диссертации она впервые в России разработала стратегию развития малых и средних предприятий социальной экономики

— В последнее время на Западе все чаще говорят о новой антропологической концепции в развитии человеческого общества. Что это за концепция, кто он, этот новый человек?

— Новый взгляд на человека — это результат истории развития человечества и промыслительного вмешательства Бога в историю. Это, собственно говоря, новый взгляд на старые истины. Антропологическое начало не является ни индивидуальным, ни коллективным, а определяется, скорее, понятием общинности.

Новой здесь является парадигма культуры дарения, основанная на христианских ценностях, в которой человек предстает как существо, открытое для общества, для отношений с другими людьми, включая их традиции, особенности, культуру. В этой парадигме человек предстает не только как производитель и потребитель, но учитываются такие основополагающие параметры его жизнедеятельности как условия, качество и продолжительность жизни, участие в общественной и экономической жизни общества.

— В чем отличие культуры дарения, скажем, от филантропии?

— Культура дарения несет в себе целую гамму ценностей — это и дар, и радость общения, и бескорыстие. Она подразумевает отношения, которые направлены на единение людей и основаны на взаимности, что является абсолютным контрастом современному обществу, предлагающему путь индивидуализма и эгоизма.

Видный итальянский ученый-экономист Стефано Замани, размышляя о культуре дарения, отличает ее от филантропии, рассматривая последнюю как акт дарения, где целью становится сам дар, тогда как целью культуры дарения является установление отношений с другим человеком через акт дарения. Именно в поиске значимых отношений с другими, в желании строить отношения, основанные на общинности, люди и находят свою реализацию. Однако тут неизбежно возникает вопрос материального неравенства. И культура дарения становится основой для реализации новой модели экономических отношений, названной экономикой сопричастности.

— А сами вы верите в то, что возможно преобразование современного общества, переход из «культуры имения» в культуру дарения? Как это должно происходить, какая роль здесь отведена экономике сопричастности?

— Современное общество представляет собой структуру сложную, конфликтную, где преобладают разочарованность, замкнутость, одиночество, где нет глубоких отношений. Человек, жадный в своем желании потреблять, уже не в состоянии дать оценку своей субъективности и морали. Распространенная повсеместно агрессивная конкуренция обычно заканчивается внутрирыночными конфликтами, проблемами в сфере работник—работодатель, развязыванием конфликтов и войн между народами и странами. Поэтому в настоящее время существует острая необходимость глубоких изменений в секторе экономики. Это учитывает модель экономики сопричастности. Она представляет собой пример «экономической регенерации», направленной на поддержание социально-экономического развития общества и облегчение бедности. Сегодня эта экономическая модель предлагает опытный образец нового способа ведения коммерческой деятельности, ориентированной на социальные аспекты и человеческий капитал.

— Как возникла экономика сопричастности? Были ли у нее разработчики?

— Понятие «экономика сопричастности» было представлено общественности и науке в 1991 году итальянкой Кьярой Любич (1920—2008), основательницей Движения фоколяров. Основной задачей экономики сопричастности стала попытка решить вопрос социального неравенства в обществе. Идея состояла в стимулировании создания предприятий, часть прибыли которых направляется на поддержание социальных проектов в развивающихся странах. В течение первых десяти лет после запуска этой модели в 30 странах мира было организовано 769 предприятий, занятых в различных секторах экономики. В основном это коммерческие организации с различными юридическими и правовыми формами собственности, их деятельность направлена на получение прибыли, но в то же время они имеют социальную ориентацию.

— Чем отличается модель экономики сопричастности от общепринятых экономических моделей?

— Особенность этой модели состоит в том, что прибыль, получаемая предприятием, перераспределяется. Одна часть прибыли инвестируется в процесс работы предприятия, вторая часть направляется на развитие образовательных центров и структур, третья часть используется для помощи нуждающимся членам Движения фоколяров.

Предложенная Кьярой Любич модель во многом инновационна. Она подразумевает не только перераспределение богатства и благ, но и зарождение новых благ и богатств через производство товаров и услуг; и что, пожалуй, самое главное — внутри нее возникает новый тип отношений. Часто нуждающиеся сами становятся держателями акций, именно для них создаются новые и преобразуются старые предприятия, соответственно, эти люди включены в процесс труда и производства в стратегическом смысле.

Поначалу целью проекта был поиск решения социально-экономических проблем внутри Движения фоколяров (преодоление неравенства между его членами, демонстрация мировому сообществу новой экономической модели), сегодня проект привлек внимание экономистов и ученых из разных стран, и среди них есть те, кто считает эту модель наиболее передовым примером социально ориентированной экономики.

— Каковы принципы работы предприятий экономики сопричастности?

— Методы управления предприятием, существующие в рамках данной экономической модели, сформулированы в документе «Руководящие принципы управления предприятием проекта экономики сопричастности», изданном в 1997 году Международной организацией труда (МОТ).

Предприятия экономики сопричастности — это организации, получающие прибыль и функционирующие в условиях рыночных отношений, но они передают часть своей прибыли на социальные нужды. Их отличие в том, что люди, руководящие такими предприятиями, видят цель своей деятельности в заботе о нуждающихся.

Часть прибыли такого предприятия отчисляется на нужды бедных, что способствует распространению культуры дарения. Эта культура охватывает весь процесс деятельности предприятия, начиная с создания новых рабочих мест, обеспечения соответствующих условий труда и заканчивая этикой ведения бизнеса, предоставлением обществу полезных товаров и услуг высокого качества и по справедливым ценам.

— Есть ли отличия в динамике развития предприятий экономики сопричастности в развитых и в развивающихся странах? И существуют ли они в нашей стране? С чем связаны сложности развития социально-ориентированных проектов у нас?

— Эту экономическую модель по-разному воспринимают в развивающихся и развитых странах. В первых экономику сопричастности рассматривают как реальный вклад в облегчение безработицы и бедности, в европейских и североамериканских странах — больше как практический способ поддержания социального правосудия через перераспределение благ.

Большинство участников проекта экономики сопричастности — предприятия малого и среднего бизнеса. И у зарубежного, и у российского бизнеса есть ряд проблем, связанных с вопросами финансирования, экономической неустойчивости, преодоления административных барьеров. Наряду с преимуществами у малых предприятий есть и уязвимые места, главное из которых — малая величина индивидуального капитала. Для подавляющего большинства малых предприятий основным источником стартового капитала или пополнения средств, вложенных в бизнес, является самофинансирование, и лишь в случае успешного ведения деловых операций у них появляется возможность взять банковский кредит. Малому бизнесу приходится платить за ссуды более высокий процент, чем крупным заемщикам. Трудности доступа к коммерческому кредиту порождают у многих малых предприятий хроническую нехватку оборотного капитала, что становится причиной большей части банкротств. Финансовое положение малых и средних предприятий особенно уязвимо в условиях инфляции, поскольку, в отличие от крупных структур, они ограничены в возможности переложить рост своих издержек на потребителей.

В России пока нет предприятий, участвующих в проекте экономики сопричастности. Возможности малого и среднего бизнеса в проведении социальных программ используются у нас недостаточно, если не сказать, что не используются совсем. Очевидно, что ощутимый результат здесь могут дать только консолидация усилий в этой области и систематизация отношений государства и бизнеса. В тоже время компании опасаются попасть в зависимость от государства и лишиться свободы выбора. Кроме того, в России полностью отменены какие-либо налоговые льготы для благотворителей.

Основной социальной помощью любому региону является создание рабочих мест и обеспечение работников достойной заработной платой. Социально ориентированная компания несет ответственность за социальную защищенность персонала и большую часть социальных инвестиций расходует на нужды своих сотрудников, в них включен широкий спектр различных социальных программ, связанных с профессиональным ростом сотрудников, предоставлением им социального пакета, созданием условий для полноценного питания и отдыха. В последние годы предприниматели уже начали понимать, что качество общественной деятельности зависит именно от долгосрочных инвестиций и системности социально ответственных мероприятий.

Корпоративная социальная ответственность предполагает достаточно высокую степень открытости в деятельности компаний, а для российского бизнеса это весьма трудный момент.

В настоящее время реализация социальных проектов в России имеет свои особенности и сложности, среди них: несовпадение приоритетов бизнеса и социально-экономических нужд; закрытость информации; отсутствие законодательной базы в сфере управления социальной ответственностью бизнеса; отсутствие доверия между представителями бизнес-сообщества и органами государственной власти и местного самоуправления; использование «грязных» технологий, неприменимых в социальных проектах; конфликтинтересов.

Источник https://reshenie.vcc.ru/issues/a312010/view/article/29446

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18

Работает на Cornerstone