ДЕЛОВАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА В РОССИИ – ИСТОРИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

ДЕЛОВАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА В РОССИИ – ИСТОРИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

01.07.2015
Размышления пастора Дмитрия Маслак о трудном пути этики труда и деловых отношениях в нашей стране, а также - о возможностях, которые открываются перед теми, кто «во всем желает вести себя честно»

ВСТУПЛЕНИЕ

Для христиан в России проблемы экономической этики приобретают все большее значение.

Это объясняется и стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране и построением нового, нравственного общества, основанного на заповедях Божьих, а так же в необходимости их утверждения в современном мире.

Сегодня, многие думающие люди обращают свое внимание не на экономический кризис, а именно на духовно – нравственный кризис в России,  который пронзил практически все жизненные сферы: и политику, и культуру, и семейные отношения, и образование, а так же сферу финансовой деятельности.  Некоторые даже смело заявляют, что мораль и этика в России почти полностью отсутствуют, особенно в деловой сфере, ведь каждый из нас ежедневно сталкивается с ситуациями, когда нас обвешивают или обсчитывают на рынке , магазины продают некачественную продукцию, да и в деловой сфере вероятность честной сделки почти сводится к нулю.

Почему же нравственность так важна для Человека?

Потому  что именно моральные (нравственные) качества — это высшие чувства, переживания, связанные с отношением человека к другим людям, к обществу, к своим общественным обязанностям. Без нравственности человек просто не может быть Человеком.

А ведь таким его создал Творец.  Мораль неразрывно связана с Богом!

 Он - нравственная Личность.

Несколько тысячелетий назад Бог поделился с человеком Своими принципами морали, которые весь мир сегодня знает, как Десять Заповедей! Первые четыре из них  отражают отношение человека непосредственно к Своему Творцу, а шесть остальных  говорят о взаимоотношениях с другими людьми и являют морально-нравственную сторону нашего бытия. В свою очередь, четыре из этих заповедей говорят напрямую связаны с имущественными и деловыми отношениями между людьми : не укради , не желай того, что имеет ближний; не обмани, шесть дней работай, а один день отдай Господу.

О нравственных ценностях довольно подробно говорится и в Новом завете.

Новозаветные апостольские послания являются зеркалом, в котором довольно точно отражаются практически все стороны жизни  первохристианского общества.  В каждом из вошедших в Библейский канон  Посланий апостолы не перестают призывать к любви, терпению, честности, состраданию и трудолюбию.

Мы видим здесь, что Христианская этика не ограничивается только религиозной жизнью, но распространяется на все сферы деятельности  человека . В Евангелии от Матфея 5 :16 Христос говорит : « Так да светит свет ваш пред людьми , чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».

 

НАЧАЛО

Почему же в нашей стране, которая  имела довольно продолжительное влияние религии, мораль так и не укоренилась,  особенно в деловых отношениях?

В процессе формирования национального менталитета каждого народа важную роль играют специфические условия его социально-экономического, общественного и государственно-политического развития, в ходе которого складываются социальная психология, традиции, обычаи, культура, присущие только ему и отличающие его от других народов, закрепляющиеся на генном уровне нации.

В частности, представление о богатстве и сложившееся отношение к состоятельным гражданам, что в большой степени определяет экономическое поведение и является показателем уровня развития рыночных отношений.

Корни и причины нашего массового невежества в финансовой и деловой сфере кроются прежде всего в традициях российского сознания, которое на протяжении веков имело свое представление о труде, чести и личной ответственности перед другими.

Какое же отношение к богатству и бедности было веками заложено в русском менталитете и как меняется оно в результате глобальных изменений, обрушившихся на нашу страну в результате многих причин и событий последнего десятилетия ХХ в.?

Мы можем выделить основные Четыре пласта истории России, которые являются фундаментальными по отношению к финансовой сфере. При чем, каждое новое наслоение оказывало меньшее глубинное влияние, чем предыдущее(!)

1. Древнее время - племена славян заселившие Восточно-Европейскую равнину (6-10 век)

2. Влияние православия и греческой философии гностицизма (11-17 века)

3. Влияние коммунизма и социалистических идей (1880-1989)

4. Современность (с 90-х годов прошлого века - по наши дни)

1. Первый пласт – это КУЛЬТУРА ВЕЛИКОРОССОВ.

 Первые 400 лет существования славянских племен, которые под воздействием внешнего давления переселились с Дуная на Восточно-Европейскую равнину и основались вдоль Днепра.

Многие историки, описывающие те давние времена упоминают, что эти племена были очень своенравными и непохожими на других:

« Великороссы своенравны, как своенравна отразившаяся в них природа Великороссии. Она часто смеется над самыми осторожными расчетами великоросса. Своенравие климата и почвы обманывает самые скромные его ожидания и, привыкнув к этим обманам, расчетливый великоросс любит подчас, очертя голову, выбрать самое что ни на есть безнадежное и нерасчетливое решение, противопоставляя природы каприз собственной отваге. Эта наклонность дразнить счастье, играть в удачу и есть великорусский «авось».

Это не просто литературный портрет – это психология русского человека, которая и сегодня выражается в нашем ежедневном массовом поведении.

«ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс. Но и нигде в Европе кажется не найдем такой непривычки к ровному и размеренному постоянному труду, как в той же великой России». Выдержки из книги Сергея Кравченко «Кривая Империя»

Если мы попробуем произвести культурологический анализ русских народных фольклорных сказаний с точки зрения логики и психологии, то мы более основательно узнаем свой народ.

В русских сказках, например, Емеля, лежа на печи, смог  полцарства получить да еще и на царской дочери жениться. О чем же мечтает Емеля? Что это за человек, который является народным героем? Это лежебока и  лентяй. Он лежит и думает, что хорошо бы было, если бы ведра сами набрали воды и домой пришли. Ему не приходит в голову, что надо самому сходить за водой или, например, создать водопровод. Любой представитель европейской культуры совершенно не понимает,  в чем же ценность данного архетипа и почему в нем видят объект для подражания. Не зря у нас в народе говорят: « Что русскому хорошо, то немцу – смерть(!)»

В сказках о Емеле и подобных героях выражено истинное отношение к работе и труду русского человека. Отсюда и поговорки, типа:

 « Работа не волк, в лес не убежит»,

« От работы кони дохнут».

Есть и еще одна, очень важная функция главного героя сказки. Князь Е.Трубецкой назвал это «воровским идеалом» русской сказки .Когда меняется власть в нашей стране, люди продолжают жить «по понятиям». На самом деле это та традиция жизненного уклада , которую русские мыслители называют «Русской правдой»

Итак, в  русских сказках человека  сделал человеком  явно не труд. Русское мышление таково, что для успеха нужно какое-то сверхъестественное чудо или. на худой конец,  связи с сильными мира сего. 

 

2.ПРАВОСЛАВИЕ И РЕЛИГИЯ.

Казалось бы , не так давно мы праздновали Тысячелетие Крещения Руси.И вот, несмотря на многовековой труд по научению нашего народа Заповедям Божьим, какие результаты мы видим в деловой культуре, христианской этике и морали? Скорее печальные…

Кто-то сказал, что путь от разума к сердцу – самый длинный! На Руси он уж слишком затянулся!

В основе нормативного поведения людей  лежит мораль и,  в частности, такие христианские ценности, как вера в Христа-Спасителя, надежда на личное спасение, на повседневную  поддержку от Господа и любовь прежде всего  к Богу, а затем и к ближнему. И если западная христианская традиция  всегда утверждала авторитет Бога в личной жизни человека,  то российская основывалась на незыблемом пиетете к государству и соборности. При этом чем более авторитарным был режим, тем больше повиновения требовал он и от церкви, и от верующих, тем сильнее подавлял веру  и  частную деловую инициативу.

Исторический факт, что Православие  не  очень хорошо относится к богатству и готово терпеть состоятельных людей, если только те будут давать деньги церкви.

Поэтому в народе,  многие считали, что любое богатство связано с грехом: «Богатство перед Богом — большой грех», «У кого деньги вижу — души не вижу», «Пусти душу в ад — будешь богат». Отсюда следовали выводы: «Лучше жить бедняком, чем разбогатеть со грехом».

Образ бедняка все больше согласовывался с народным идеалом. Отсюда особое отношение у русского человека к юродивым, «несчастненьким».  «Бедность — святое дело», «Богат, да крив, беден, да прям».

«Домострой» — свод житейских предписаний и наставлений, составленный в XVI в. священником Сильвестром, нес идею, отраженную в построении саморегулируемого хозяйства, ориентированного на разумный достаток. Идеал такого хозяйства — праведный труд, основанный на духовности и особой нравственности: «Краше быть в праведном убожестве, чем в неправедном богатстве».«Лишнее не бери, карман не дери, души не губи», «Живота (богатства) не копи, а душу не мори».

Вот почему  уже после революции 1917 года  наличие  твердого хозяйственника и частной собственности в качестве капитала было для крестьян самым точным индикатором, помогавшим определять «кулака». Кулак — это характеристика не столько имущественного состояния крестьянина, социальная характеристика, сколько состояние его души. Такое богатство, его происхождение и рост связывались не с трудовой деятельностью, а с неправедными, не соответствовавшими народной морали делами и прямым обманом: «В аду не быть, богатство не нажить», «От трудов праведных не нажить палат каменных».

Конечно, Православие наследовало многие принципы по отношению к богатству еще от Византии, а те в свою очередь – от христианской теологии 3-4 века, когда христианское мировоззрение подверглось влиянию гностицизма , которое идеализировало нищету До сих пор монахи многих орденов дают обет бедности.

Раввины же в иудаизме, черпавшие свои постулаты из Ветхого Завета (Торы), наоборот, считали бедность проклятием: «Нет в мире ничего тяжелее бедности, ибо человек, раздавленный бедностью, словно раздавлен всеми бедами этого мира…»

Раввины говорили: «Если собрать все страдания и боль Земли (на одну чашу весов), а бедность положить на другую чашу, то бедность перевесит» (Шмот Рабба 31:14).

Еврейское право никогда не видело ничего дурного в накоплении богатств, если оно совершалось честным путем . Обеспеченный человек достаточно жертвовал на благотворительность.

Хотя и в России были свои исключения . Известные купеческие династии Солдатенковы, Рябушинские, Морозовы были очень состоятельными. Но они, как и многие другие купцы- миллионеры в России , были выходцами из староверов (не путать с Московским Патриархатом). В свою очередь, вероучение староверов имело сильное основание именно в Библии, где они черпали и вдохновение, и правила поведения. Был выработан четкий кодекс морали и поведения в семье, обществе, труде.  Отсюда духовное обоснование и жесткое следование таким нормам, как порядочность, ответственность, бережливость, которые традиционно считаются необходимыми условиями успешного предпринимательства.  Экономический успех купцам-староверам, а вместе с ними и России был, казалось, обеспечен: в начале ХХ в., составляя в общей численности населения менее 1,5 %, они дали России свыше 2\3 всех предпринимателей- миллионеров,  в то время как страна  выходила на одно из первых мест в мире по темпам экономического развития.

Однако история распорядилась по-своему. Хрупкие ростки «этичного бизнеса» погибли под прессом большевистского эксперимента, попутно искоренившего и этику, и бизнес.

Многолетняя изоляция Советского Союза от мировой теории и практики бизнеса, с одной стороны, и от развития религиозной мысли – с другой, сделала свое дело. Опять  Российское массовое сознание стало невосприимчивым к идеям  нравственного предпринимательства.

 

3.ВЛИЯНИЕ КОММУНИЗМА

Русская революция 1917 года  воплотила в жизнь идеи социалистических пророков х1х века. Карл Маркс говорил и писал о том, что капиталистическая система обречена и исчезнет, а на смену ей придет более высокий уровень производства — социализм.

Нас уверяли в том, что точно так же, как на смену феодализму пришел капитализм, так и социализм займет место капитализма. По-другому быть не могло, потому что «исторический закон» определял эволюцию развития экономической и социальной жизни человека.

Идеи коммунизма , так быстро завоевавшие популярность и изменившие картину мира  той эпохи, были привлекательны новизной и призывали к полному изменению всего вектора политического и государственного развития .Именно поэтому они с такой легкостью вошли в умы и сердца людей.

Коммунизм как таковой

Коммунизм - термин, происходящий от латинского слова commūnis («общий») и означающий «идеальный мир», модель общества, в которой отсутствует социальное неравенство, не существует частная собственность , и каждый имеет право на средства производства, обеспечивающие существование общества в целом. В концепцию коммунизма также входило постепенное уменьшение роли государства с его последующим отмиранием за ненадобностью, так же, как и денег, и ответственность каждого человека перед обществом под девизом  «от каждого по способностям - каждому по потребностям».

На ранних этапах развития коммунизма требовались силы, что бы отнять имущество у «кулаков» , ибо добровольно делиться они не собирались. Отсюда и лозунги  социальной справедливости : « Забрать у богатых,  отдать это бедным »    и  подобные им…

 Реальность же была такова, что где бы не внедрялась коммунистическая идея (Россия, Китай, Корея, Монголия, Вьетнам, Куба, Югославия, Албания, Венгрия, Польша и т.д.) — везде эта реализация носила характер , так сказать,  “крайнего помешательства и абсурда”.

Так, вместо двух классов – капиталистов и пролетариата, в СССР  появилось множество других: Каста чиновников и партийных работников ни в чем особо себе не отказывала, тогда  как остальная страна, так и не успев «догнать Америку», роптала в очередях и сочиняла анекдоты о «социалистическом изобилии». 

Главным героем наступившей эпохи вместо военных и космонавтов становится тот, кто распределяет .Его величество Продавец, Завмаг или, как шутил всесоюзный юморист Аркадий Райкин, – «Директор-магазин».«Вас много, а я одна», – излюбленная фраза «работника прилавка», как почетно  называлась  должность продавца.

Существование среднестатистического человека в условиях дефицита походило на постоянную «охоту»: те, кто не смог оказаться включенным в цепочки ВИП-распределения, старались повсюду заводить «полезные связи». Обычно речь шла о директорах магазинов, заведующих отделами в торговых точках, завхозах.

Приобретение дефицита часто напоминало секретную операцию : сначала звонок от «своего человека», потом стремительный рейд в магазин, чтобы там, скрываясь от взглядов прохаживающихся вдоль пустых полок посетителей, полулегально приобрести «отложенную» для тебя вещь. О тонкостях вроде нужного цвета или фасона речи не шло. Если вместо ожидаемых джинсов в наличии были, к примеру, вельветовые брюки, приходилось с радостью брать то, что дают. Те, кто не мог приобрести полезные связи, стояли в очередях. Очереди – еще один главный символ эпохи всеобщего дефицита в советские времена.

И конечно, только советский человек знает, что такое  ширпотреб, макулатурные талоны, комок, неликвид, рыбный день, продуктовый набор, колбасные поезда, плюшевый десант и мн.др.

В СССР так же происходило разделение понятий ЛИЧНАЯ и ЧАСТНАЯ собственность. Основное различие заключалось в недопустимости нахождения в частной собственности любых средств производства. Это привело к расцвету воровства на предприятиях .

Бытовала известная поговорка ,постулат того времени : « Кто где работал, оттуда и ел» (тащил домой) . Все ведь общее, государственное, а значит – мое – говорили в народе .

И люди воровали и тащили все , что удавалось пронести с заводов, фабрик, складов и т.д..

 

4.  СОВРЕМЕННОЕ ВРЕМЯ

В декабре 1991 года весь мир стал свидетелем величайшего исторического события — похорон Союза Советских Социалистических Республик!

Развал СССР навсегда уничтожил мечту Маркса и его социалистических последователей.

В России начался переход от социализма, опять к капитализму!

И здесь мы как всегда - пошли своим путем!

В России наступил дикий капитализм со всеми его криминальными последствиями.

Капитализм в стадии первичного накопления  отличался множеством негативных признаков и потрясений.

 Каждый хотел урвать кусок пирога и быстро разбогатеть . Мы все помним строительство финансовых пирамид по типу МММ, высокий криминалитет, и многое другое…

Как был устроен , например, экономический базис в новой Российской Федерации образца 90-х годов? Как возникла экономика РФ? Базовой технологией господствующего экономического уклада стал, так называемый , Ларёк. Например, какая-нибудь женщина поехала в Турцию, закупила баул с  вещами , приехала назад и стала торговать. Дальше возникают производственные отношения вокруг этого процесса. Сначала приходит здоровый парень- рекетир , потом милиционер , затем налоговый инспектор.

Так возникает система производственных отношений вокруг ларька. А после  в ларьки превратили заводы, фабрики, да и всю промышленность.

В этом «бульоне» истории  варится и продолжает строиться  наше отношение к финансовой стороне жизни. Конечно, изложенная история представлена в этой работе достаточно утрированно,  но общая суть формирования нашего менталитета в отношении финансовой сферы подмечена точно!

Этика бизнеса и деловых отношений в Европе

А как же обстояли дела у наших соседей в Европейских странах?

Из истории мы знаем, что возникновение капитализма в Европе в XVI веке было тесно связано именно с протестантской Реформацией. Можно сказать, что протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса. Ведь, если бы он следовал за средневековой католической идеологией, утверждавшей, что "делание денег" подлежит моральному осуждению, то не смог бы установить нравственных стандартов для достижения своих целей.

Так, почитаемый католической церковью Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются обязательно аморальными.

Отрицая эти установки, протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате морального освящения стремления к прибыли. Он утверждает, что труд бизнесмена может быть одобрен Богом. Стремление к прибыли и стремление к Богу стали не только совместимыми, но и взаимообусловленными. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога.

И здесь кроется  главная особенность протестантского мировоззрения,  которое в основе своей подчиняется реальности, познаваемой через веру. Отсюда выходит и постулат, что все решения верующего  всегда отражают веру в Божье Слово и Его принципы.

Вера в  то  что, что Бог создал нас, чтобы быть слугами и управляющими Его имения, позволяет нам совершенно по-другому взглянуть на бизнес. В протестантской этике  Бизнес — это реализация данного нам Богом повеления работать и служить друг и другу.

Бизнес — это такая  деятельность, посредством которой мы реализуем свои  творческие способности.. Бизнес дает нам возможность планировать, организовывать, руководить , развивать cвои способности  , каждая из которых  является отражением Божественных качеств.

Современная Экономическая этика

Светская версия протестантской этики бизнеса стала важной составной частью западной общественной культуры. В наше время хорошая этика означает успешный бизнес. Можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком . Моральная добродетель- необходимое условие для успеха.

Современная экономическая этика - это совокупность норм поведения предпринимателя, требования  ,предъявляемые культурным обществом к его стилю работы , характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Это  адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Это  этика ведения переговоров с партнерами, правила составления документации, использование этических методов конкуренции.

Экономическая этика включает в себя и деловой этикет.(Деловой этикет - это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д.). Этика предпринимательства не может возникнуть по субъективному желанию. Ее формирование - сложный и длительный процесс.

Основными постулатами современного этического кодекса предпринимателя являются следующие:

-  он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для общества в целом;

- видит, что люди, окружающие его ,хотят и умеют работать.

- верит в полезность бизнеса, расценивает его как привлекательное творчество,

- признает необходимость конкуренции , но понимает и необходимость сотрудничества,

- уважает мнение других, общественные движения, ценит профессионализм и компетентность, соблюдает законы.

В свою очередь, эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности.

Наша личная нравственность и отношение к богатству.

 Сегодня   многие люди , в том числе и верующие, отягощены мыслями о деньгах, о том, где их заработать н как  употребить. Иисус же много говорил именно о правильном отношении к деньгам , поэтому финансы  —  важная сфера в жизни человека.

Необходимо вникнуть в наши собственные мотивы , понять ,  почему мы хотим иметь деньги и с какой целью желаем их использовать. Если финансы  нам нужны для приобретения уверенности в себе или престижа, то они сделают нас своими рабами и их всегда  будет не хватать. С другой стороны, если мы  рассматривать деньги как дар Бога, ниспосланный  нам, чтобы служить ближним, мы можем использовать их во славу Божью.

В Библии много говорится о богатстве , о деньгах.  Мы должны позволить Богу показывать нам, что есть добро, и принять Его нормы, Его стандарты, Его неизменные "контрольные точки". Иначе мы не можем знать, в чем состоит истинная нравственность и религия. В Ветхом Завете такой "контрольной точкой" является Закон, Тора (первые пять книг Библии: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие), в Новом Завете - Сам Иисус.

В книге Бытие мы читаем про очень богатого человека по имени Авраам.. Когда возник спор между его пастухами и пастухами его племянника Лота, где пасти стада, ( ибо тесно им стало на земле), Авраам не стал отстаивать свой личный интерес. Вместо этого он предложил Лоту, говоря современным языком, территорию, необходимую для его хозяйственной деятельности, оставив за собой право пользования оставшейся землей (Быт. 13:5-18).         

Поступок Авраама мог причинить ему значительный финансовый урон, но он понимал , что единство, мир и любовь важнее личного.

Бог также повелел нам быть щедрыми! Впервые десятина (10% от дохода) упоминается в Книге Бытия (14: 17—24). Позднее десятина превратилась в источник для содержания судей и священников. Но десятина является нашей минимальной отдачей. В Писании часто говорится о десятине и пожертвованиях, то есть пожертвования идут сверх десятины, а также о щедрой благотворительности (Рим. 12:8). Свободная и щедрая раздача своего материального достояния — душевный дар. Личное богатство следует использовать для того, чтобы одаривать им церковь, а также жертвуя на местные и всеобщие нужды, совместимые с Царствием Господним.

Важно, что Господь призывает нас именно к служению, но не к тому, где бы мы были бедными или аскетами. Самоотречение не следует рассматривать в качестве конечной цели.

«И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею,— нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3).

Апостол Павел говорит, что наслаждение самоуничижением создает видимость мудрости, но в действительности является «самовольным смиренномудрием» (Кол. 2:18).

Богу действительно угодно, чтобы мы жили хорошо.

Но в Библии говорится, что деньги надо использовать на помощь бедным и построение Царства Божия, а не для того, чтобы купаться в роскоши или накапливать огромные суммы. Поэтому, в христианской этике есть упование на любовь и заботу о  своей семье, на стремление делать добро, на заботу о здоровье и благополучии социально и экономически обездоленных, на терпимость и снисхождение к людям.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вечные истины и мораль.

Хотя мы и созданы по образу и подобию Божьему мы не владеем абсолютными истинами относительна человеческого характера, морали или норм поведения.

Бог не предложил Адаму и Еве: «Экспериментируйте и ищите ответ на вопрос, что будет правильным и что неправильным в человеческих взаимоотношениях в зависимости от различных социальных, экономических, политических и религиозных условий. Пусть вашими моральными поводырями станут пробы и ошибки. Вы должны прийти к нравственным  принципам тем же способом, каким вы открываете физические законы, управляющие материальным миром. Всего хорошего, увидимся в Судный День».

Нет! От наших  прародителей требовалось неукоснительное выполнение заповедей Божьих. Когда они их нарушали, Бог наказывал их. Он призывал праотцов к послушанию и дал народу Израиля Десять Заповеден, а также через пророков подчеркивал необходимость моральной справедливости. И наконец, самое главное: Бог послал на землю Иисуса Христа в качестве образца морального совершенства.

Когда мы утверждаем, что существуют непререкаемые нравственные принципы, мы не претендуем на собственную непогрешимость. Скорее мы признаем, что Бог вечен и что мораль имеет божественную природу. Библия говорит нам о Боге и об установленных

Им нравственных принципах.

Божьи заповеди не меняются с изменением наших жизненных обстоятельств. Конкретные ситуации не могут изменить установленные Богом принципы, хотя, конечно, оказывают влияние на исполнение заповедей Божьих.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Сегодня у нас есть ответственность- не только за свою личную жизнь, но и за будущие поколения.

Нам нужно увидеть себя не только в свете нашего прошлого, а в свете того будущего, той цели и предназначения, которые есть в воле Отца Небесного - ведь мы молимся, чтобы воля Божья, которая на небе исполнилась и на земле - Господь не просит нас молиться и верить за то, что не произойдет!

 Христиане в России располагают уникальной возможностью стать тем нравственным примером в мире бизнеса и продемонстрировать, что значит на деле следовать этическим нормам.

На одной Евро-Азиатской конференции веры( около десяти лет назад) прозвучало очень сильное пророческое слово, в котором было сказано, что в России не будет духовного пробуждения, если не поднимутся люди из  среднего класса:

"Именно христиане, протестанты, евангельские верующие через свое правильное отношение к деньгам должны стать этим средним классом:  подняться,  зарабатывать,  правильно использовать свои финансы  Они станут благословением  для своих семей,  церквей,  городов и  регионов".

Каждый верующий не должен ждать, пока поднимется кто-то и все сделает за него, но начать преобразования с самого себя, ведь духовное пробуждение начинается с Божьего народа.

Мудрецы говорили, что легче изменить себя, чем весь мир. Иными словами,  преобразовывать культуру нужно, начиная с самих себя.

Вера в  Христа преобразует наш характер и образ мышления, изменяя нашу волю и поступки. (1Иоан.3:2; 2 Кор.3:18; Еф.1:18). Господь призывает нас отречься от своего прежнего образа жизни и попытаться стать новыми людьми (Еф.4:22—24).

«Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные» (Иак.4:8).

Мы должны проанализировать свою жизнь и посмотреть, не разрушена ли наша мораль, затем позволить Богу восстановить ее. Через  каждого восстановить мораль  в церкви, и через церковь - в стране и  мире.  Мы - соль земли и свет миру,  а это подразумевает и провозглашение Божьих морально-этических стандартов. 

Мы обретаем силу, становясь похожими на Христа. Преображение в образ Христа- это постоянный процесс.  Иисус являет Свою любовь,  мы отвечаем ему послушанием. Он учит нас, и мы ощущаем его милость, становясь все более убежденными в необходимости следовать Ему.

Чтобы быть подобным Христу, мы должны знать Его — не как философию или идеальное учение, а как живого Господина нашей жизни, это требует послушания. В действительности мы не сможем познать  Христа до тех пор, пока мы ему не повинуемся. По мере того, как мы будем становиться все более послушными, Христос будет все сильнее являть нам Себя (Иоан. 15:9—10).

Господь дал нам абсолютные моральные принципы. Людям, не преданным Иисусу Христу, они могут показаться нежизненными, но для христиан, знающих Христа, они весьма реальны.

Это наличие абсолютных норм и принципов не упраздняет необходимости принятия трудных моральных решений. Нам все равно надо использовать здравый смысл и рассуждения для того, чтобы определить, что на самом деле справедливо, честно и что по-настоящему законно. Мы свободны в выборе и решениях, которые не всегда приносят видимые результаты. Господь милостив и простит нам ошибки, которые мы можем совершить по пути следования за Ним.

Пример Иисуса учит нас упованию на Бога.  Господь властен над судьбой как одного человека, так и целого народа. И если мы послушны Ему, то переживем всю силу Его великого  благословения, в полной мере!

Все Его могущество,  вся полнота Его поддержки изливаются на смиренных и послушных Ему!

 

Дмитрий Маслак, епископ

Пастор церкви "Слово Жизни", г. Иркутск

 

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, e-mail: union@cef.ru  |  Адрес: г. Москва, ул. Прохладная, д.18

Работает на Cornerstone