Сергей Градировский: Реформация – есть опыт покаяния Церкви

18.10.2017

Сергей Градировский - член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации преподаватель Московской школы управления «Сколково», участник Евангельских Соборов 2004 – 2013г.г., эксперт и спикер конференций «Реформация vs Революция», «Восстановление оснований», «Пути реформации», «Реформация: образы будущего», «Реформация как данность и как заданность. Божья воля и ответственность человека», «Реформация: вызов настоящего», также запланированной на 27-28 октября 2017г. «Христианская повестка: перманентная реформация». В настоящее время Сергей Градировский советник ректора Севастопольского государственного университета, в недавнем прошлом член Правительства Севастополя.

Сергей Николаевич, почему вы занялись темой Реформации?

Потому что Реформация обладает силой менять исторический путь народа. Или, стоит ответить еще точнее, – восстанавливать изначальный путь народа.

Разве это не опасно «менять исторический путь народа», или пусть даже «восстанавливать»?

Вы бы этот вопрос князю Владимиру Ясно Солнышко задали (смеется).

Если серьезно, да, это весьма опасно. Но народ, который избегает в должный момент совершить подлинный выбор, выпадает из Истории. Зло таится в стоянии на одном месте и в таких привычных и важных занятиях охранительной работой. Поверьте, при таком пассивном наборе, у вас нет шанса сохранить себя и ценности вашего народа. Энтропия всегда играет против вас. Даже, чтобы оставаться на одном месте, нужно грести против течения.

Смысл жизни целого народа в том, чтобы, не выпадая из Истории, воплотить Божий Замысел о себе «на земле как на Небе». Для этого нужно в критические моменты совершать весьма дерзкие, кому-то покажется безумные и уж точно сильные поступки, рисковать и побеждать. Реформация – это поступок. Но не отдельного индивидуума, а целого народа.

Вы признали, что это опасно. Я так понимаю, есть риск отклониться от пути, который избрали наши предки, тем самым изменить своей вере, своей идентичности?

И вы вновь правы. Но к описываемому вами результату чаще приводит не реформация, а политические реакция и революция. Хорошо понятая и масштабно развернутая в историческом материале Реформация не выбрасывает народ с предначертанного пути, а возвращает на путь истинный. То есть на путь, ведущий всех нас в верном направлении (ведь наши предки выбрали верное направление, лично я так отношусь к их выбору). Но что есть верное направление как не путь к самой Истине? Для христиан не нужны пояснения, Кто для них есть Путь, Истина и Жизнь.

Как же надо понимать Реформацию, чтобы не отклониться, а вернуться на путь истинный?

В самом слове, в его конструкции и его этимологии заключен ответ. Реформация – это возвращение к первоначальной, истинной форме, возвращение к истоку. Для христианина исток – это Христос – Его воплощение в деве Марии, Его служение и учение, Его смерть, воскрешение и вознесение. Поэтому под Реформацией нужно понимать только такой путь, только такие усилия, только такое устремление – которые ведут ко Христу.

Как пример. Реформация Лютера, Цвингли, Кальвина – это устремленность к возвращению к первоначальной керигме, проповеди благой вести, богодухновенно запечатленной в Евангелиях, Деяниях и посланиях Нового завета.

Но вроде как за это и традиционная церковь выступает?

Всем нам свойственно заплывать жирком, обкладываться бумагами, со временем переодеваться в удобные (пусть и с растянутыми коленями) треники. Так и любая церковная организация, подчеркиваю – ЛЮБАЯ, требует генеральной уборки, нуждается в рефлексии, осознавая свою природу, далеко не безупречную. Есть очень справедливое определение сущности Церкви – Ecclesia semper reformanda est, что нужно переводить так: Церковь является постоянно реформируемой организацией.

Почему?

Потому что как для отдельного человека необходима постоянная практика покаяния, так для Церкви – не прекращаемая практика реформирования. Далеко не только для того, чтобы говорить миру на его языке, это конечно важно, но ни это главное. Главное – восстанавливать, обострять, углублять свои личностные отношения с Главой Церкви – Христом. Если хотите, Реформация – есть опыт покаяния Церкви.

Тогда чем Реформация отличается от реформы?

Реформа перестраивает какую-то конкретную сферу или деятельность. Реформация захватывает все, что должно быть захвачено мощным потоком в сторону первоначальной Истины. Даже остывая, Реформация редуцируется до той или иной формы учения и этики. Так по итогам великой Реформации XVI века, ее призыв ко всеобщему царственному священству редуцировался до трудовой этики, которая, тем не менее, сыграла важнейшую роль в становлении капитализма.  

А чем Реформация отличается от революции?

Революция опирается на идеальные представления в рамках научной концепции или какой-то определенной идентичности. В ее основании, как правило, идея справедливости, так или иначе понятая обществом. Есть такой философ и исследователь из МГУ Борис Межуев, он не так давно опубликовал текст о столкновениях революций, в котором убедительно показал, конфликт вкусов и представлений. Так одним нравятся цветные революции, которые опираются на идею справедливых выборов по определенным лекалам и делают особый акцент на коррупции, а другим по душе севастопольская революция, в основании которой русская идентичность и чувство протеста на несправедливое историческое решение 1991 года. И те и другие находят свое оправдание в конкретной системе координат, градиент которой задает определенным образом понятая справедливость.

Другие примеры – русская революция, опирающаяся на идейный строй марксизма, который в свою очередь фундирован на базе философии Гегеля. Или французская революция, выросшая на брожении умов, вызванного временным расстройством «острого галльского» ума. За обеими маячат фигуры Просвещения и Прогресса.  

А Реформация, как мы говорили выше, всегда имеет одну и ту же основу – жажду подлинной жизни во Христе. И все что этому мешает, должно быть устранено.

Вот так резко?

Да, вот так резко. К этому случаю корректно применить слова «меч, а не мир».

При каких условиях Реформация скатывается в революцию?

Когда соль перестает быть соленной. Когда закваска растворяется в тесте. И уже не важно, что там с тестом, поднялось оно или нет. Закваска исчезла – значит, мир победил.
Это евангельский ответ. А на языке науки или политики?

Масштабные перемены требуют огромного количества организационных решений. Следовательно, вы должны привлечь целую армию профессионалов. А чтобы всем этим управлять, построить бюрократию. Все эти люди хороши для выполнения управленческих задач, но они так сильно любят свою работу и настолько чтут свою силу, что постепенно начинают верить только в себя и свои силы. Так прицел Реформации и сбивается.

Умножьте все это на «огонь батарей». По вам все палят. Вас беспощадно критикуют. Кто-то из ваших же, вроде как проверенных бойцов, начинает огрызаться. И пошло поехало. Это не остановить. События становятся плотными. Мир захватывает и верующих, и мало верующих, и агностиков, и атеистов, и всех подчиняет своей логике. И тогда Реформация сваливается в революцию, крестьянские восстания, расколы и все что угодно (что угодно князю мира сего).

Сергей Николаевич, последний вопрос, что происходит с нашей Родиной? Только за XX век 4 революции, 2 мировые войны и 3 политических строя? Вы полагаете, что XXI век будет спокойней или еще более непредсказуемей?

Нельзя гадать. Ни по звездам, ни на основе исторических фактов. Это распространяется на тех, кто внимательно относится к пожеланиям текста Писания. Поэтому мой ответ укажет исключительно на связку результата с определенными действиями. Я утверждаю – хватит болтать о Святой Руси, относя все это к эпохе «милой старины». Есть конкретная страна, в ней конкретные города и университеты, есть конкретные рабочие места и конкретные семьи – вот и давайте будущность всего этого увяжем с масштабом и характером наших собственных поступков.

Источник: REF News

 

Другие материалы

© 2006—2024. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Работает на Cornerstone