Епископ Сергей Ряховский о важности почтения к народному подвигу во время Великой Отечественной войны

Епископ Сергей Ряховский о важности почтения к народному подвигу во время Великой Отечественной войны

16.02.2021
Главная>Инфоблок>Новости>Епископ Сергей...

15 февраля 2020 года Начальствующий епископ Российского объединенного Союза христиан веры евангельской (пятидесятников), член Общественной палаты РФ, член Правления международного правозащитного движения «Мир без нацизма», епископ Сергей Ряховский прокомментировал провокационное поведение оппозиционного политического деятеля Алексея Навального во время судебного разбирательства по иску ветерана Великой Отечественной войны Игната Артёменко. По его мнению, инцидент является не единичным событием, а частью идеологической атаки на современное российское общество:

Уважение к старшим, почтение к отцу и матери – это важная часть христианского вероучения. Это пятая заповедь Божия в Библии: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх.20:12). В пятнадцатой главе Евангелия от Матфея записано, как Иисус обличал фарисеев за лицемерное отношение к этой заповеди. В более широком смысле, говоря об уважении к родителям, мы распространяем это понятие на людей старшего поколения, особенно на ветеранов войны.

Мы выросли на уважении к народному подвигу Великой Отечественной войны. Строки песни из кинофильма «Офицеры» вполне относятся нашему поколению: «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой». В каждой семье есть погибшие на войне деды, прадеды. Время отодвигает от нас эти страшные события. Девять братьев моего дедушки по маминой линии погибли на фронте, там же погиб дедушка с папиной стороны. Его письма хранятся у нас дома как семейная реликвия. Я знал многих фронтовиков лично, люди помоложе тоже имели возможность поговорить о войне с её непосредственными участниками: ветераны приходили в школы и трудовые коллективы.

Во многих школах были свои музеи. Не просто рассказывали о войне как о значимом историческом событии на уроках, а именно прививали почтительное отношение, сопереживание трагедии и подвигу людей того времени, учили быть благодарными. Хотел бы вспомнить уже позабытое сейчас тимуровское движение. В школе поселка Загорянский, где я учился, оно было очень развито. Мы регулярно приходили к ветеранам, помогали им с уборкой, ходили в магазин. Причем воспринимали эти дела как большую честь; разумеется, это оказывало существенное влияние на наше отношение к ветеранам.

Увы, после распада СССР, в связи с последовавшим ухудшением положения дел в образовательной сфере, выросло целое поколение с существенными пробелами в знаниях и воспитании. Было опубликовано много сомнительных с исторической точки зрения книг, где под видом «переосмысления итогов войны» на самом деле пропагандировался совсем другой взгляд, согласно которому Советский Союз представляется одним из главных инициаторов войны. Результатом этих процессов стала ситуация, в которой мы оказались сегодня: поколение детей, рождённых в 21 веке, уже некому учить уважению к народным святыням. В последние лет десять мы видим некоторое возрождение в этом вопросе. Обновляются памятники, снимаются новые фильмы о войне. Да, порой возникают вопросы к качеству этих фильмов, но эти вопросы и раньше были. Важно, что формирование общего уважительного и почтительного отношения – задача комплексная, которую нельзя решить одним, пусть и самым грандиозным, военным парадом. Отдельного упоминания заслуживает «Бессмертный полк» – неформальная народная акция, которая не только напоминает об общем подвиге всего народа, но и служит прекрасным воспитательным событием для тех, кто уже не застал фронтовиков. Люди выходят семьями с портретами своих героев: своих дедов и прадедов – и ощущают свою сопричастность к тем далеким временам и событиям. Так формируется совсем другое, личное отношение к Великой победе.

Совсем недавно мы прощались с нашим прекрасным актером Василием Лановым. Он активнейшим образом поддерживал «Бессмертный полк» и, кстати, гениально сыграл в упомянутом мною фильме «Офицеры». Мы были коллегами по Общественной палате РФ, и я с полным основанием могу сказать, что он действительно всей своей жизнью олицетворял уважение и почтение к народному подвигу.

Удивительно, что почти в это же время произошло другое событие. Внимание общественности привлек человек, позиционирующий себя как лидер, стремящийся изменить Россию к лучшему, Алексей Навальный. Важно отметить, что свою популярность он строит главным образом на обвинениях руководства страны во лжи и воровстве, то есть в нравственном несоответствии высоким должностям. Разные шумные истории постоянно следуют за оппозиционным политиком, а недавнее решение суда о замене условного срока реальным и вовсе создало Алексею имидж страдальца за правду. Однако новое происшествие заставило не только взглянуть на него иначе, но и задуматься о том, с чем может быть связана такая неприязнь людей, ратующих за «прекрасную Россию будущего», ко всему связанному с одним из величайших народных подвигов – с победой в Великой Отечественной войне.

В ходе судебного разбирательства, связанного с иском ветерана Великой Отечественной войны Игната Артёменко о клевете, Алексей Навальный продемонстрировал яркий пример пренебрежительного отношения к Великой Победе и всему, что с ней связано. Замечу, что ветеран войны был отнюдь не главным адресатом обличительно послания Алексея Навального о «команде продажных холуев» в связи с роликом в поддержку изменений в Конституции РФ. Более того, Игнат Сергеевич и его семья не требовали финансовых компенсаций, они хотели только лишь извинений. Молодому политику достаточно было просто извиниться. Однако Алексей не только не попросил у ветерана прощения, но продолжил хамить и угрожать ветерану и его семье. В результате происходившего Игнату Сергеевичу даже вызвали скорую помощь. Как человек, демонстративно растаптывающий то, что значимо и свято для миллионов людей (а именно столько выходит на тот же «Бессмертный полк»), рассчитывает на серьезную поддержку на президентских выборах – непонятно. Как можно говорить о нравственной целостности кого-либо, упрекать кого угодно в лицемерии и при этом самому настолько отвратительно и хамски вести себя с почти столетним ветераном.

Инцидент в суде не был единственным случаем, уничижительные высказывания о Победе и памятных мероприятиях Алексей позволял себе и ранее. Его соратники в разных городах не ограничивались словами. Кто-то обливал зеленкой памятники, кто-то выкладывал в фотоленту «Бессмертного полка» портреты нацистских преступников и т.д. Совсем омерзительный случай, ставший достоянием общественности, имел место в квартире Мартыновых, где внук после спора с дедушкой сначала несколько раз плюёт ему на спину, а потом под смех друзей мочится на него. Увы, стоит признать, что это определенные плоды пробелов в воспитании целого поколения.

Считаю важным отметить, что пробелы в воспитании – только часть очень серьезной проблемы, с которой наше общество сталкивается уже давно, с самого начала 90-х годов прошлого века. На наших глазах христианская Америка и стоящая на христианском фундаменте Европа стремительно трансформировались в своеобразные идеологические диктатуры самых безобразных грехов и пороков: от безудержной жажды наживы и успеха, до признания нормальностью такого греха, как гомосексуализм, и, соответственно, узаконивания однополых союзов. Причем идет нарастающее давление по всем направлениям с ультимативным требованием принять новые этические правила. Видные деятели демократической партии США, в том числе экс-президент Барак Обама, прямо говорят о важности поддержки движения ЛГБТ во всех странах, а фотографии радужной подсветки Белого дома облетели все мировые СМИ. И в США, и в Европе нередки случаи преследования не только священников, но и рядовых граждан за отказ признать так называемые однополые браки. За простую проповедь евангельских доктрин, которые неприемлемы для ЛГБТ сообщества, ты можешь потерять работу, а иногда и свободу.

Для того, чтобы общество приняло что-то новое, сначала необходимо до основания разрушить старое. Мы проходили это в своей истории, поэтому на собственном опыте знаем, что после «весь мир насилья мы разрушим: до основанья, а затем…», затем наступает совсем не то, чего ожидали чающие лучшей жизни разрушители. Прекрасные, на словах, мечты, ожидания, программы оборачиваются страданиями и смертями миллионов. Для меня, как потомственного верующего и епископа, в этом нет ничего удивительного. Такова природа дьявола, об этом нас предупреждает со страниц Библии апостол Павел: «…лукавые делатели, принимают вид Апостолов Христовых. И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2Кор.11:13-15).

Так получилось, что одной из линий своеобразного водораздела с США и, особенно, с Европой стало отношение ко Второй мировой войне. Для нас война была Великой и Отечественной, войной за спасение и выживание. Победа – одно из величайших событий в истории, а память о её героях священна. В Европе это день памяти и примирения, его основной посыл: «Такое не должно повториться». Это тоже верно: человечество не должно никогда допустить повторения этих страшных событий, но для Европы эти воспоминания скорее неприятны и тяжелы: кого-то оккупировали за считанные дни, кого-то чуть больше, чем за месяц. Поэтому со временем вспоминать о Второй мировой войне хотят все меньше и меньше. Это неудивительно: кому захочется вспоминать, как твоя страна была стремительно оккупирована, как на твоей родной земле совершались одни из самых страшных зверств в истории человечества. Для многих стран день 8 мая – это, по сути, день государственной катастрофы, национального позора.

Вот это постепенное забвение и открывает дорогу к повторению трагедии. Мы уже видим, как бывшие эсэсовцы и молодые последователи новых различных националистических идей открыто маршируют по улицам европейских городов, порой совершая факельные шествия. Мы видим в этом новые формы диктатуры и нетерпимости к инакомыслию.

Надо понимать, что память  – наша главная защита. Память о войне, со всеми её страданиями и потерями, память о Великой Победе, память о героях войны и об изменниках и предателях. И, главное, память о том, что когда наша многонациональная и многоконфессиональная страна по-настоящему объединяется, то нет такой угрозы или беды, которую мы не смогли бы преодолеть.

 

Пресс-служба централизованной религиозной организации Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

© 2006—2021. Централизованная религиозная организация Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников)

Тел.: +7(499) 110-3714, факс: +7(499) 110-3714  |  Адрес: г. Москва, ул. Дубининская, д.17, стр. 2, оф. 311

Работает на Cornerstone